Назаров Константин Борисович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Назаров Константин Борисович (1933 - 1981)

Назаров Константин Борисович

Во второй половине 50-х годов, когда Константин Назаров вступал на творческий путь, в советском искусстве происходил сложный и активный процесс преодоления возобладавших было тенденций — плоской иллюстративности, банальной назидательности, нарочитой помпезности. Вновь обретали ценность правда жизни и правда искусства. Художники стали обращаться к будничным, не парадным сюжетам. отказывались от велеречивости, сухой фотографической завершенности изображения, бездумного перечисления и нагромождения деталей. Произведения становились лаконичнее. В них сильнее -проявлялась личность автора, его не- посредственное участие в отражаемой жизни народа. И если для некоторых художников обновление искусства ограничилось лишь сменой сюжетов и композиционно-пластических штампов, то другие мастера шли значительно дальше, проявляя в поисках самостоятельность художественного мышления. В творчестве Константина Назарова панорамы производственных будней, интерпретированных нередко с позиций изобразительного репортажа, чередуются с графическими монологами автора, с доверием раскрывающего свой духовный мир перед современниками.Эта доверительность также характерна для искусства конца 50 -60-х годов. 



Творчеству Назарова, как и многим другим художникам 50- 60-х годов, в том числе таких товарищей и знакомых Константина Назарова, как Николай Воронков, Виталий Петров-Камчатский, Виктор Попков, Алексей Шмаринов, было свойственно тематическое многообразие. Так, в творчестве Константина Назарова ясно обозначились темы войны и мира, памяти о минувшем и утверждения правды современности, воспринятой в ее буднях и праздниках. В графических листах Назарова появились рабочие московского завода «Серп и молот», труженики далекого химкомбината, рыбаки Заполярья, сельские жители и студенты, родные художника, он сам и люди, встреченные им в зарубежных поездках. Нравственным камертоном образной полифонии Назарова была тема Великой Отечественной войны, совпавшей с детством и отрочеством художника. Ему и его ровесникам близки строки Константина Симонова, написанные в 1956 году и выразившие смысл нашего поминания прошлого, духовной связи с ним: 



Зима сорок первого года



Тебе ли нам цену не знать! 



И зря у нас вышло из моды 



Об этой цене вспоминать. 



И все же, когда непогода 



Забыть не дает о войне 



Зима сорок первого года



Как совесть, заходит ко мне. 



В военных листах Назарова слышны и непогода, и шаг солдат, и биение их сердец. Образы воинов, созданные художником, вошли в искусство рубежа 50—60-х годов как совесть народа и каждого советского человека. В последующих произведениях они обретали все новые черты, но оставалось главное, что подчеркивал автор: печать той священной миссии совести, которую возложила история на солдата Великой Отечественной. Тут графика Назарова встала в ряд с известными, созданными тогда же произведениями драматургии, кино, театра, прозы, поэзии. Та же степень общественной значимости характеризует и индустриальные серии мастера. Активно занимаясь пластическими поисками, Назаров никогда не прикрывался актуальностью темы, которая неизменно оставалась для него святой и чистой. Она-то и побуждала его к художественному поиску, обновлению изобра- зительного языка для выражения своих мыслей и чувств. 



В графике того времени происходило «восстановление в правах» белого цвета, как бы извлекаемого на листе из различных сплетений черного штриха и пятна. Белое было художественным компонентом, активным пластическим средством в пиру 20-х — начала З0-х годов. И вот теперь многие молодые художники нового поколения обратились непосредственно к традиции, восприняв ее из рук В. А. Фаворского. Такая преемственность наиболее отчетлива в работах И. Голицына. Есть она также в листах Г. Захарова, А.Бородина,А. Болашенко, А. Бородина, А. Болашенко. Свои пути были у М. Митурича. К своему «белому» шли также Н. Воронков, В. Петров-Камчатский, А. Шмаринов. И у Назарова «белое» обрело художественный смысл, наполнилось мелодическим звучанием. Пусть белый цвет у Назарова не столь ослепителен, как у Воронкова‚ пусть Назаров не «мнет» белое с захватывающим азартом Голицына, пусть градации белого у него более сдержанны, но без них образный строй произведений мастера остается невоспринятым и непонятым. 



В 60-е годы среди художников и критиков дискутировался вопрос о подтексте изобразительного образа. Некоторые из них видели в подтексте чисто сюжетный момент, возбуждающий фантазию зрителя. Но подлинный художественный подтекст не придумывается, а заложен во внутренней пластической структуре художественного произведения. Он сводится к литературному содержанию. Сущность его скорее музыкальна. В конце 50-х годов в изобразительном искусстве живопись, графика, скульптура все более сопрягаются с музыкальностью, проникаются ею. И эта черта характерна также для произведений Константина Назарова. Важно и другое. Творчество Константина Назарова оказалось связанным с еще одним знаменательным процессом, происходившим в те годы, — открытием. как бы заново поэтической сущности в окружаемом предметном мире и ее пластическим выражением в произведениях художников. Темы, поднятые в искусстве Назарова, внутренне связаны. Героическое начало В его образах естественно возникает из той же духовной основы, что и лирические переживания изображенных им людей, тонко воспринимающих красоту родной природы, высоко ценящих дружбу, любовь, семейную близость. Поэтому поэзия домашнего очага не выглядит в работах художника чем-то исключающим трудовые и общественные интересы. 



Такие художники, умеющие столь целостно, вдумчиво и лирично воспринимать жизнь нашего современника, у нас В последнее время встречаются не часто. А они очень нужны и искусству и зрителю. Поэтическое, светлое начало выражено в графических листах Назарова, выполненных во время поездок в Болгарию, ГДР и другие страны (портреты, жанровые сцены, пейзажи), в других вещах натюрмортного и бытового жанров. Со знанием натуры, любовно и мастерски изображал художник животных. Замечено, что содержание художественного произведения углубляется, а одухотворенность его возрастает, когда в парных портретах, в групповых композициях трактовка пространственной среды делает ощутимым, как бы воспринимаемым взглядом интеллектуальное и нравственное взаимодействие персонажей, передает «силовое поле», возникающее между ними. 



В. А. Фаворский специально разрабатывал теорию этого вопроса. В ряде лучших произведений Назарова мы наблюдаем его интерес к такой творческой задаче. Она своеобразно решается, например, в листе, изображающем художника с маленьким сыном; в литографии с танцующей молодежью, созданной после поездки в ГДР; в работах о студентах, о рыбаках. 



Пространство здесь становится метафорой эмоционального мира персонажей.При этом автор не злоупотребляет пластической условностью. Произведения остаются жизненно достоверными, а образы точно в действительности увиденным на улице за окном. На выставке представлена также живопись Константина Назарова. Обращение к этой технике не было для художника случайным, но его привлекало к ней не только естественное для мастера черно-белой графики желание полнее расширить свой образный мир богатством цвета, но прежде всего стремление выразить через пластику живописной картины свои философские принципы. 



Конечно, живопись мастера привлекает мотивами исполненных им пейзажей: это прежде всего задушевная природа Подмосковья, во многом сохранившая свою первозданность и являющаяся воплощением поэтичности, целостного и живого разнообразия. Но для полного понимания полотен Назарова важно внимание именно к их пластическим качествам, к тому особому повествованию, которое ведут взаимодействующие друг с другом мазки красок, цветотональные сочетания. Объективная красота материального мира раскрывается через тонкое и глубокое переживание автора, который неминуемо вводит в художественный образ тему своей судьбы, черты своей личности. 



Тут Константин Назаров продолжает традицию русской культуры, идущую от пейзажной живописи И. Левитана и музыки П. Чайковского. Избегая модной для живописи 60—70-х годов интенсивности, а иногда и навязчивости колорита, Назаров пишет вроде бы очень спокойно просто. Однако живописная ткань его картин заключает в себе насыщенную, сложную и трепетную жизнь чувств и раздумий. Слои красок излучают свет, рождают импульсы, возбуждающие собственные переживания зрителя. Диалог художника с природой делают активными и нас самих, вовлекающихся в созданный образный мир. Жизнь подлинного художника переходит в его творения, продолжается в их судьбе. 



Работы Назарова при жизни автора экспонировались на многих всесоюзных, республиканских и московских выставках. Они волновали зрителей, запоминались, вызывали одобрительные суждения критиков. С творчеством мастера познакомились зрители в США, Аргентине, Японии, Австралии, Болгарии, Польше, Франции и других странах. Произведения Константина Назарова приобретены Государственной Третьяковской галереей, находятся в художественных собраниях Иркутска, Ярославля, Павлодара, Мурманска, Ангарска, в картинной галерее поселка Ува Удмуртской АССР, в народной картинной галерее села Ульяново Калужской области. Литографии «На заводе», «Московское небо» из серии «Отечественная война» (1970) хранятся в Государственном Историческом музее. В Вологодской картинной галерее, где собрана одна из лучших отечественных коллекций русской и советской графики, я с радостью увидел линогравюру Назарова «Война. Заклейка окон» (1960). 



У творческого наследия художника есть будущее и еще не один историк искусства, обращаясь к проблемам и практике советской графики искусства, обращаясь к проблемам и практике советской графики в период с конца 50-х и по конец 70-х годов, скажет свое слово о листах Назарова. 



Выставка на Беговой представила работы, находившиеся преимущественно в мастерской художника, на верхнем этаже бывшего Дома акционерного общества "Россия" на Сретенском бульваре. И кажется, что в экспозиции присутствует добрый, отзывчивый, благородный дух этой мастерской, чей гостеприимный хозяин среди житейских будней, в смене настроений, увлечений и забот был всегда верен своему вдохновению.



 Выставка К. Назарова на Беговой.

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Назарова Константина Борисовича.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены