С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Домашников Борис Фёдорович (1924 - 2003)
Борис Домашников - художник-поэт, создающий тонкие лирические образы русской природы. Основная и главная тема его творчества - это Родина, Россия. Ее он изображает, находя все новые и новые черты в современной жизни страны. Творческая деятельность Бориса Домашникова началась в первой половине 50-х годов. Окончив в 1950 году Башкирское театрально-художественное училище, Борис Федорович уже через три года стал участником всех республиканских выставок в Москве, а в 1957 году на юбилейную выставку художников РСФСР, посвященную 40-летию Великого Октября, у него было принято больше работ, чем у кого-либо из других живописцев, - четырнадцать картин, девять из которых попали на Всесоюзную художественную выставку. В том же 1957 году четыре работы экспонировались на выставке к VІ Всемирному фестивалю молодежи и студентов, где за картину «Окраина к вечеру» художник был удостоен звания лауреата международного художественного конкурса и серебряной медали. В 1958-1959 годах он принял участие в Выставке произведений изобразительного искусства социалистических стран. В последующие годы картины художника не раз включались в состав зарубежных выставок. Почти все творчество Бориса Домашникова посвящено Уралу, где он живет с одиннадцати лет, но, выезжая в разные края нашей необъятной Родины, он находит для себя сюжеты и там. Борис Домашников родился в 1924 году в деревне Кригоузово Ивановской области, в тридцати километрах от Палеха, в семье крестьянина – плотника. В 1935 году переехал в Уфу, где отец работал на строительстве крупного завода. В конце 1945 года поступил в Уфимское художественное училище на отделение театрально-декорационной живописи. Немалым вкладом в формирование эстетических взглядов художника было общение с театром. Одно время Борис Фёдорович даже мечтал стать артистом, участвовал в «художественной самодеятельности. Посещения театров, особенно оперного, работа над театральными декорациями и в то же время занятия станковой живописью были тесно связаны между собой. Несмотря на то, что училище Б. Домашников заканчивая как декоратор и его дипломом были пять эскизов декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», все же он стал станковистом, хотя влечение к театрально-декорационному искусству испытывает до сих пор. Уже в самом выборе диплома сказалась линия будущего пейзажиста - страстного поклонника русской природы. К сожалению, эскизы эти не сохранились. После окончания училища Борис Фёдорович некоторое время работает декоратором в кукольном театре и преподает рисование в школе, но его неудержимо влечет к творческой деятельности. Он пишет этюды окружающей его природы, изучает технику старых мастеров в музее, бывает на выставках, много читает по искусству. В 1951 году едет в Москву и знакомится с Третьяковской галереей. Как много почерпнул он из этой поездки, сколько радости дали ему прославленные сокровища, наконец, увиденные собственными глазами! В 1952 году Б. Домашников едет в Ленинград в Русский музей и Эрмитаж. Характерно, что наибольшее воздействие на художника оказали работы Б. М. Кустодиева и В. К. Бялыницкого-Бируля. Здесь ему близки были радостная, жизнеутверждающая сила живописи одного и нежная лиричность другого. Волнующие сцены встреч с пробуждающейся природой, таинственная прелесть первых цветов среди еще неушедшего снега на картинах Бялыницкого-Бируля по-своему отозвались в сердце художника. Влияние реалистических традиций русской и советской живописи проявилось в ранних работах Бориса Фёдоровича. В 1953 году на Республиканской выставке в Москве впервые экспонировалась его картина «Зимка». Она обратила на себя внимание зрителей тонким проникновением в состояние природы и своей свежестью. Создание лирического пейзажа и стало задачей последующих работ художника. О творческом росте Б. Домашникова свидетельствовало то, что через год, на следующей Республиканской выставке в Москве экспонировались уже четыре его картины, а в 1955 году - пять. В основном, это все были весенние и зимние пейзажи, написанные под Уфой, на реке Белой. Главной задачей молодого художника было передать внутреннее состояние природы. У него постепенно вырабатывались более выразительные живописные средства, появился свой художественный почерк. Поисками какой-либо новой формы лишь для того, чтобы найти ее, он не занимался. Главным в его творчестве было содержание, стремление передать в пейзаже богатство и радость окружающей жизни. Постоянное общение с художниками Башкирии, периодические встречи с живописцами, графиками и скульпторами Российской Федерации, осмотры республиканских н всесоюзных выставок, Третьяковской галереи и других музеев расширяли кругозор Б. Домашникова. В музеях и на выставках он подолгу останавливался перед картинами С. В. Герасимова, Н. М Ромадина, И. Э. Грабаря, П. П. Кончаловского, около скульптур А. С. Голубкиной и графики В. А. Фаворского. Постепенно художник подходил к постановке перед собой более сложных творческих задач. В середине 50-х годов он все чаще стал показывать природу как соучастницу человека в его жизни, труде , радости и тревоге. Строительство городов, жизнь трудового поселка среди извечных великанов-гор, обычный каждодневный труд и величественная красота рек - вот что становится темой его произведений. Домашников ездит по городам Южного Урала. «Меня волновала не древность, а молодость Урала, его молодые светлые города на фоне темных гор»,-говорит художник. Из этой поездки он привозит серию пейзажей «По Южному Уралу» (1957 г.), в которых разными живописными средствами переданы вдохновенно и очень самобытно разнообразные моменты увиденной жизни: весеннее солнце в горах, ряд домиков под лучами того же радостного солнца, тихая прелесть заводи лесной реки Сим, так интересно решенной в зеленой гамме красок окружающих ее гор. В этой поездке художник увидел много нового, радостного, увлекательного в современной жизни, и это стало источником его творчества. Он поставил перед собой задачу воспеть нашу Родину. К числу тех произведений, в которых обычное трактуется как новое, величественное, а главным является внутреннее духовное содержание, относится полотно Б. Домашникова «Зима на окраине» (1957), принадлежащее Государственной Третьяковской галерее, относящееся к циклу «По Южному Уралу». Казалось бы, изображенное место ничем не примечательно: на переднем плане утопающий в снегу темный забор и высокие березы, в центре: полотна трамвайная остановка с толпой людей, а дальше - ряд небольших домиков. Но как трактован сюжет картины, какое значение придается отдельным деталям! Художник несколько нарушает масштабность ради выделения главного: сквозь прозрачные стволы берез, через забор он смотрит на жизнь города - на ярко-красные, звонкие трамваи, полосы электропроводов и маленькие фигурки людей, торопящихся к трамваю на фоне белого снега; а общее настроение картины до того радостное, что невольно вспоминаются слова самого Б. Домашникова об этой картине: «Я получил комнату в новом доме. Подошел к окну, светлому, большому, чистому. Кругом светлые стены, и в окно увидел этот пейзаж, сразу захотелось писать...» Это радостное возбуждение, такое знакомое каждому новоселу, и создало оптимистический тон всего звучания картины. «Зима на окраине» неоднократно экспонировалась на важнейших выставках страны. До 1957 года Б. Домашников выступал на выставках с отдельными произведениями, после же показа первого уральского цикла неизменно стал представлять на выставки серии картин. В 1959-1960 годах на выставке «Советская Россия» экспонировалась его «Новгородская серия», состоящая из поэтических полотен, написанных во время пребывания в 1958 году в Новгороде. Изображая древний новгородский кремль, его величественные соборы, художник сохранил свое чувство видения и передавал отношение к этим памятникам нашего современника, восторгающегося красотами национальной архитектуры, созданной гением русского народа. Будучи преимущественно мастером лирического пейзажа, он вводит в свои полотна панорамные композиции с нотами эпического звучания. В этом отношении интересно сравнить две его работы: «Весна под Белорецком» и «Весна. Избы» (1957). В первом мы видим величественную картину уральской природы с горами, стройными соснами и далеко уходящими далями. На втором полотне на переднем плане речушка, несущая свои вешние воды среди еще заснеженных берегов, и немного выше, на склоне, избы, к которым по лестнице поднимаются люди. Тонкий лирический строй картины «Весна. Избы» и могучий дух другой работы «Весна под Белорецком» свидетельствуют о разносторонности и широте диапазона художника. Оптимистичным и поэтичным отношением автора к увиденному в действительности проникнута картина «Новая окраина», экспонировавшаяся на Всесоюзной выставке, посвященной ХХІІ съезду КПСС, наряду с другими лолотнами серии «Уральский городок». Как бы взяв кусок из жизни, художник раскрыл радостные чувства жителей новой окраины молодого города. Для выражения этих чувств он применил яркие светлые тона. Надо сказать, что Б. Домашников умеет пользоваться живописной палитрой; в его полотнах яркие краски не вырываются вперед, не нарушают общей гармонии, а, наоборот, повышают колористическую звучность произведения. На первом плане живописец изобразил идущих прохожих, а на заднем - высокие корпуса новых домов, рядом с которыми еще остались маленькие домишки. В центре композиции, на ледяном поле - масса конькобежцев. Все это написано легко, свободно, без излишней перегрузки холста красками, тональные отношения хорошо выдержаны. Не глядя на название полотна, можно сразу же сказать, что это сегодняшний день новой городской окраины, радостный день социалистического городка. Искренность и проникновенность в работах живописца вытекают из его убежденности в правильности избранного пути и любви к тому, что он изображает. «На мой взгляд, главное для современного звучания произведения искусства - убежденность художника в необходимости того, что он делает». Характерной особенностью пейзажных произведений Б. Домашникова является их связь с жизнью человека. Какое бы место ни изображал автор, будь то городская окраина или густой лес, везде в его работах чувствуется присутствие людей. Порой он их пишет схематично или дает намек на жизнь, показывая дома с зажженными огнями, но человек в пейзажах зримо или незримо присутствует всегда. Талант Б. Домашникова проявляется не только при изображении уральских лесов, но и когда он пишет леса новостроек, когда на его полотнах отображается рождение нового города. Особенно удачна в этом отношении картина «Город строится», которая дает основание судить о художнике как о своеобразном мастере индустриального пейзажа. Во всех своих произведениях Б. Домашников выражает свое отношение к современной действительности, к советским людям, их созидательному труду, к русской природе и создает тонкий лирический образ Родины. Жизнеутверждающая, радостная живопись Бориса Домашникова, полная света и звучных красок, доставляющая людям эстетическое наслаждение, является прямой противоположностью модернистской живописи, а найденная Борисом Федоровичем реалистическая художественная форма наглядно раскрывает сущность подлинных исканий настоящего художника. Такие поиски обогащают как творчество самого художника, так и сокровищницу советского искусства, а в основе их лежит глубокая любовь самого живописца к Родине. Глядя на произведения этого замечательного русского национального художника, невольно наполняешься чувством гордости за Родину, за советское искусство и думаешь: действительно, как ты, Россия, хороша!
Из статьи Н. Голованова