С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Бехтеев Владимир Георгиевич (1878 - 1971)
Имя Владимира Георгиевича Бехтеева широко известно советским зрителям преимущественно как имя автора многочисленных книжных иллюстраций, выполненных им за последние десятилетия и обычно представляющих его на большинстве выставок советской графики.
Между тем, на самом деле творчество Бехтеева более обширно по своему объему и более разнообразно по характеру. В связи с этим устроители выставки поставили своей задачей, не притязая на абсолютную полноту, показать наряду с известными и признанными работами художника также и такие, которые до сих пор почти никому не известны, хотя заслуживают внимания и признания.
Помнится, как однажды автор этих строк был приятно удивлен, когда в мюнхенской Новой Пинакотеке, где широко представлены работы самых различных художников нашего столетия, его внимание привлекла большая красивая картина с изображением несущихся на быстрых конях амазонок, под которой висела этикетка: «Владимир Бехтеев». С первого взгляда трудно было поверить, что создатель этой картины тот самый художник, которого мы привыкли относить к числу графиков, книжных иллюстраторов. Но это было действительно произведение молодого Бехтеева, и, внимательно всмотревшись в него, можно было заметить в нем черты родства с позднейшей графикой художника. Творческий путь Бехтеева на протяжении многих десятилетий его жизни был очень сложным. Слово «сложный» употребляется здесь не в качестве эвфемизма, для того чтобы не сказать неровный, непоследовательный, отклоняющийся от прямого пути. Сложность творческого развития Бехтеева, как, впрочем, и некоторых других художников‚—это признак богатства и щедрости таланта, разветвленности, разнообразия сфер его применения, а, следовательно, и разнообразия его достижений.
Уже позднее, в первые послереволюционные годы он стал проявлять себя как театральный художник, создал серию цирковых костюмов, театральной рампы в ряде гуашей и акварелей. Еще несколько позднее им исполнено было несколько портретов и, хотя сам художник не придает им большого значения, с его суровым суждением нельзя согласиться.
Начиная с 20-х годов Бехтеевым был создан целый ряд графических сюит, книжных иллюстраций. Он иллюстрировал свыше ста произведений различных русских, советских и иностранных писателей.
Если мысленно выстроить в один хронологический ряд все произведения Бехтеева, то в его развитии станет особенно очевидной смена течений, направлений и увлечений, которые сказались в современном искусстве, начиная с первых лет нашего столетия н вплоть до настоящего времени. В этом нет ничего удивительного. Это —свидетельство чуткости художника к тому, что занимало и волновало его современников.
Но примечательно и то, что на каждой ступени своего развития художник вносит в искусство нечто свое, нечто яркое, индивидуальное. Он всегда сохранял свое лицо, хотя в иные годы для этого приходилось преодолевать множество препятствий.
В ранних своих работах, а также в произведениях 20-х годов Бехтеев пользовался языком заостренных, чуть угловатых форм. который тогда был характерен и для других художников. Но он и при этом оставался изысканно изящным, чувство меры не покидало его. В 30-х годах, когда от книжных иллюстраций требовалось больше всего повествовательной занимательности и документальной точности, Бехтеев тянулся к тому, что именовали тогда «романтизмом»‚ впрочем и это именование не спасало его от упреков.
В годы войны Бехтеев, как и многие другие художники. оказался на Востоке. Он жил и работал в Казахстане. Как воспоминание об увиденном он привез оттуда множество акварелей и гуашей. В них он создал свой собственный Восток, окрашенный в тона его темперамента и вкуса. Серия характерных национальных типов казахов, мужчин и женщин, привлекает своей человечностью. В восточные пейзажи Бехтеева почти не проникло знойное испепеляющее солнце юга. Природа в них приветлива, ласкова, вся пронизана светом и радостью. Надо полагать, что техника акварели особенно пришлась по душе Бехтееву, в ней он смог достичь прозрачности красок, тонкости тональных отношений в передаче воздушной среды.
По количеству и по своему значению книжные иллюстрации занимают в творчестве Бехтеева наибольшее место. В них блистательно проявилось его близкое знакомство с мировой и отечественной литературой, его проникновенное понимание классических произведений, яркое воображение художника. Ему приходилось иллюстрировать самых различных авторов, начиная с греческого писателя Лонгуса. Особенно по душе ему Лермонтов и Пушкин, Джорж Санд, Бальзак и Виктор Гюго, а также современные писателей: А. Толстой. В. Ян, А. Рейснер и А. Фадеев.
В понимании Бехтеева книжная иллюстрация—это совсем не графический подстрочник литературного текста. Иллюстрация вовсе не призвана помочь туго соображающему читателю понять содержание книги. Иллюстрации Бехтеева—это свободное творческое переложение на язык графических образов словесной ткани прозы. Это скорее «сотворчество» одного художника с другим. Каждая иллюстрация является также графическим украшением книги.
В своих иллюстрациях Бехтеев верно передает эпоху, обстановку, костюмы, характер и жесты героев. Он никогда не выставляет на показ своих исторических познаний, но они незримо помогают ему. Главное, что его увлекает, это возможность отдаться своему воображению, пробужденному чтением любимого автора. В своих иллюстрациях он выступает не как бесстрастный наблюдатель и свидетель, а как взволнованный очевидец, которому может открываться и то, о чем только догадывался писатель.
В одной из своих очаровательных акварелей Бехтеев воссоздает впечатление от старинного бала. Мы видим шумную разряженную толпу, всматриваемся в незнакомые лица и внезапно с изумлением узнаем среди них незабываемо тревожное лицо Лермонтова. Сколько такта нужно было проявить художнику, чтобы избежать назойливого эффекта, чтобы предоставить возможность самому зрителю обнаружить «средь шумного бала» фигуру поэта!
В большинстве своих книжных иллюстраций Бехтеев проявляет себя как подлинный, чистый график. Он сам справедливо больше всего ценит такие свои иллюстрации, в которых все выражено при помощи одной контурной линии, без тушенки, без параллельных штрихов («соломки», по выражению художников). Такие рисунки хорошо ложатся на белый лист страницы, хорошо сопрягаются с черным узором текста. В своих работах Бехтеев проявляет безупречное мастерство в обращении с линией. Вы всегда угадываете, что каждая черта проведена трепетной рукой художника, вы чувствуете волнение, с которым он спешил запечатлеть мелькнувший перед ним образ. В некоторых рисунках-миниатюрах линии тонки как паутинки, они точно прочерчены не пером, а острой иглой. В них бумага претворяется в световоздушную среду, в ней живут и движутся фигуры. В этих рисунках проявляется поистине чудотворная способность графика самыми скромными средствами сказать об очень многом.
В истории советской графики Бехтеев занимает почетное место. Что бы он ни изображал, будет ли то стройное дерево с зеленой кружевной кроной или резво скачущий конь, или стройный стан красивой женщины, или, наконец, миниатюрная книжная виньетка,—во всем этом угадывается художник тонкого вкуса, счастливо избежавший той прямолинейности и грубоватости, которые нередко выдаются за признаки современного стиля. К работам Бехтеева подходит старинное, но и поныне не утратившее значение слово— они полны неотразимого очарования. В наш век, когда искусство в поисках большей действенности так часто переступает свои границы, нам особенно дорого, когда большой мастер напоминает о том, что для того, чтобы служить человеку, искусство должно быть искусством, а художник-артистом.
М. Алпатов
Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Бехтеева Владимира Георгиевича.
Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по
Тел. +7 903 509 83 86
WhatsApp +7 903 509 83 86
Viber +7 903 509 83 86