Врубель Михаил Александрович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Врубель Михаил Александрович (1856 - 1910)

Один из самых выдающихся живописцев конца ХIХ — начала ХХ века Михаил Александрович Врубель был также ярким и своеобразным мастером рисунка и акварели. Среди графиков своего времени он стоит особняком. Вряд ли даже можно назвать его графиком, потому что «графика» — это термин, закрепивший в начале ХХ века поиски в области специфики рисунка как самостоятельного вида искусства, отличного от живописи, имеющего свои законы восприятия и изображения. Сущность этих поисков ясна в творчестве друга и соученика Врубеля по Академии художеств, крупнейшего реалиста конца ХIХ — начала ХХ века В. А. Серова. Он видел специфику рисунка в остроте и меткости выражения характера образа, достигнутых при помощи экономной и точно найденной линии. Изящество линий, «линейная каллиграфия» лежат в основе рисунков крупнейших графиков этого времени — А. Бенуа, К. Сомова, М. Добужинского, Е. Лансере, Б. Кустодиева. В отличие от их работ большинство рисунков Врубеля живописны, то есть в основе их построения лежит не линия, не контур, а пятно. Распределение темных и светлых пятен — светотень —  дает ощущение объема, фактуры, пространства и, помимо этого обладает еще свойством выражать взволнованное и напряженное состояние духа.  Именно эта обнаженность чувства, превращающая рисунок в своего рода диаграмму переживания, позволяет безошибочно узнавать рисунки Врубеля, делает их такими неповторимыми.  



Вот почему Врубель не имел учеников и последователей. На первый взгляд, рисунки Врубеля стоят вне всяких школ и традиций. В действительности же очень большое влияние на него оказал талантливый педагог Академии художеств, воспитавший многих больших русских художников, П. П. Чистяков. Он учил выявлять структуру изображаемого предмета обобщенными планами. Врубель часто сохраняет эти планы и в законченном рисунке, организуя их в сложный ритм, напоминающий морозные узоры на стекле, игру граней кристаллов или мозаику. В результате рисунок возникает словно бы на глазах, зритель как бы приобщается к процессу создания произведения искусства, сам участвует в творчестве. В этом своеобразие эстетического наслаждения, получаемого от рисунков Врубеля.  



Технику акварели Врубель начал изучать также в Академии художеств у Чистякова. Очень полезными для начинающего художника оказались посещения И. Е. Репина, у которого по воскресеньям собиралась небольшая группа молодежи, чтобы писать акварелью. Но особенно много дала Врубелю в овладении этой техникой и в выработке собственного способа воплощения видимого мира самостоятельная работа вместе с Серовым и Дервизом в нанятой ими мастерской. Врубель писал сестре: «Мы трое — единственные понимающие серьезную акварель в Академии». И в самом деле, акварель не считалась в это время техникой, достойной большого художника. «Это удел бездарностей и дам»,— провозглашал какой-то из журнальных рецензентов в 80-е годы ХIХ века. Врубель стал одним из тех мастеров, которые сделали акварель большим искусством. Он обращался к ней на протяжении всего своего творческого пути и оставил настоящие шедевры в этой технике. Такие качества ее, как прозрачность, тонкость соответствовали воплощению того, к чему Врубель стремился всю жизнь,— трепетной и хрупкой дизни человеческого духа.  



Уже ранние рисунки и акварели Врубеля не были, как это часто бывает у молодых художников пассивной штудией натуры. Им присуще необыкновенное чувство изящного, отмеченное Репиным, и индивидуальный взгляд на мир.  



Свое собственное мировоззрение художник пытается выразить с помощью литературных аналогий. Акварель «Гамлет и Офелия» не является, в сущности иллюстрацией к Шекспиру. Свои юношеские размышления о смысле бытия, свое одиночество во враждебном мире, свою мечту о счастье вкладывает Врубель в образ датского принца. Не случайно лицо Гамлета — автопортрет молодого Врубеля.  



В «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина Врубель ищет ответа на вопрос, что есть творчество и каким должен быть нравственный облик художника.



Любовь к драматическим коллизиям проявляется в рисунке «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта». 



Особенно близко Врубелю своим мятежным и романтическим духом творчество М. Ю. Лермонтова. Им навеяна знаменитая картина «Демон сидящий». Акварельный эскиз к ней представляет интересный вариант композиционного и цветового решения сюжета. Образ Демона в акварели звучит более сурово и экспрессивно, цен в живописном произведении.  Почти одновременно с картиной в 1890-1891 годах Врубель делает ряд иллюстраций к юбилейному изданию Лермонтова. Он иллюстрирует поэмы — «Демон», «Измаил-бей», отдельные стихотворения и «Героя нашего времени».



Лучшие из этих работ— рисунки к «Демону».  Художник находит такое убедительное воплощение поэмы, что всякий иной вариант сейчас кажется невозможным. Иллюстрации показывают замечательное мастерство Врубеля-акварелиста. Черная акварель, кое-где тронутая белилами поражает богатством тональных отношений от угольно-черного до серебристо-жемчужного‚— приобретая выразительность, полихромной живописи. В рисунках раскрывается своеобразие почерка Врубеля, его любовь к сложным и угловатым ритмам. Нервные мазки заполняют плоскость листа вибрирующим узором, несущим в себе определенное эмоциональное состояние, иное в каждой новой иллюстрации. Удивительно многообразие этих состояний от едва уловимого душевного трепета до драматического порыва. Серия иллюстраций: к «Демону», раскрывая характер лермонтовской поэзии, в то же время отражает черты мировосприятия части интеллигенции конца ХIХ— начала ХХ века. Болезненная изощренность чувства, настроение обреченности и бессилия роднит работы Врубеля с ранними произведениями А. Блока, В. Брюсова, А. Белого. В сущности, в иллюстрациях к «Демону» Врубель продолжает говорить о том, что было темой его «Демона сидящего» и что можно назвать основной темой его творчества,— это страдания человеческого духа, раздираемого внутренними противоречиями, тоскующего по утраченной цельности и гармонии, одинокого и мятущегося. Врубель привносит элемент внутреннего разлада и беспокойства даже в портреты. Какую бы модель художник не писал, он обогащает ее напряженностью и сложностью своей собственной духовной жизни. Взволнованность ощущается в прерывистых и нервно- угловатых линиях, в мерцании света и теней превосходного графического портрета В. С. Мамонтова, она есть и в одном из самых спокойных портретов Врубеля - в портрете артисток Н. И. Забелы и Т. С. Любатович, позирующих в костюмах героев оперы Э. Гумнердинка «Гензель и Гретель». Полон беспокойства портрет его маленького сына Саввы, глаза которого синеют не по-детски грустно и тревожно. Врубель как бы предчувствует, что скоро потеряет ребенка‚ — мальчик умер, когда ему не было еще и двух лет. Эта утрата стала одной из причин, ускоривших наступление тяжелого душевного заболевания художника. В перерывах между вспышками болезни Врубель много рисует. Большинство его рисунков этого периода сделано с натуры. Художник с жадностью переносит на бумагу все, что видит вокруг себя: интерьер лечебницы, в которой находится, портреты больных, санитаров, врачей, навещающую его жену и самого себя. Некоторые из рисунков этой поры раскрывают душевные муки Врубеля. Например рисунок «Кровать» говорит об ужасе бессоницы. Многие рисунки этого периода проникнуты печальной поэзией. Художник как будто бы знает о грозящей ему слепоте и прощается с многообразием красок и линий природы, торопясь запечатлеть их в своих рисунках. Он наслаждается нежностью и изяществом розы (акварель «Роза»), прозрачностью стакана, в котором она стоит. Любуется заснеженным двориком, видным из окна лечебницы, где на фоне снега ветки кустарников образуют такой четкий графический узор («Дорик зимой»). В настоящую лирическую поэму превращается порет жены художника Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок. Нежно и тонко звучит здесь прозрачная акварель, передавая печальный и таинственный „облик молодой женщины, гармонирующий со стройными и одухотворенными деревьями.  Печаль и растерянность доминируют в акварельном автопортрете Врубеля на фоне интерьера. Последней работой художника стал графический портрет поэта В. Брюсова, заказанный Врубелю издателем журнала «Золотое Руно». Поэт был очень доволен этим портретом и говорил, что хотел бы всегда быть таким, как его изобразил Врубель. Но на художника начала надвигаться слепота и портрет остался незаконченным.  



А. Гусарова

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Врубеля Михаила Александровича.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены