С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Платов Федор Федорович (1895 - 1967)
Среди художников, поэтов и писателей, с которыми начинал Федор Платов, можно встретить В. Маяковского и Б. Пастернака, Н. Асеева и Велимира Хлебникова, Н. Гончарову и Вяч. Иванова, Д. Бурлюка и Н. Удальцову. Все они так или иначе оказали большое влияние на формирование личности художника. Сам Федор Платов называл себя «литератором и живописцем». Впрочем, подобное совмещение было характерной чертой времени. Многие в то время небезуспешно соединяли в себе писателя н художника. Собственно литературная деятельность Платова ограничилась выпуском трех книг в издательствах «Петав» и «Центрифуга»: (где он одновременно работал и как иллюстратор) и участием в нескольких литературных сборниках.
Гораздо более серьезное место в его жизни занимала профессия художника.
В первые годы Советской власти Платов занимался преимущественно плакатом. Это было время небывалого взлета искусства плаката. Лаконизм языка, доступность для понимания и возможность массового производства обусловили важнейшую роль плаката в молодом пролетарском государстве. В годы революции, интервенции и гражданской войны плакат был политическим организатором, агитатором, идейным воспитателем масс. Функции плаката чрезвычайно расширились в период мирного строительства, когда на повестку дня встали вопросы восстановления сельского хозяйства, индустрии, социальных прав человека, сохранения культурного наследия. Платов отдал дань самой различной плакатной тематике: политической, рекламной, технической. Он работал для издательств «Правда», «Центросоюз», «Трансжелдориздат»; пробовал свои силы в книжной иллюстрации, делал обложки. Он посвятил проблемам полиграфии две теоретические работы: «Основы шрифтоведения» и «Историческое развитие шрифта», выступал с докладами по этим вопросам во Вхутемасе, Государственном институте журналистики, Государственной Академии художественных наук.
Одновременно с работой в области плакатной и книжной графики Платов заинтересовался возможностями акварели. Эта техника настолько увлекла его, что приблизительно до середины двадцатых годов ее можно считать основной в творчестве Платова, она стала для него тем языком на котором он предпочитал изъясняться, и в умении пользоваться которым достиг истинногопрофессионализма. Федор Платов не принадлежал ни к одному из бытовавших в эти годы художественных направлений. Однако с общими поисками искусства 1920-х годов художника роднит повышенный интерес к пространственной организации композиций, сказавшийся в основном в его натюрмортах. В них, пользуясь некоторой деформацией предметов, обратной перспективой, применяя зеркало, он нарушал статичность пространства, вносил элемент движения и тем самым обострял пространственное звучание своих листов.
В 1925 году художник впервые экспонирует свои акварельные работы на выставке ОБИС («Объединенное искусство»). Выставку отличала приверженность к камерному направлению в искусстве. На ней были представлены мастера разных направлений и жанров. Многие из них, так же как и Платов, были учениками Училища живописи, ваяния и зодчества.
С тех пор Платов постоянно участвует в выставках Москвы и Ленинграда. Среди работ 1920-х - начала 1930-х годов наиболее интересными, пожалуй, можно считать его натюрморты с букетами. Такие работы, как "Натюрморт с вазой» (1925), «Натюрморт с розовым цветком» (1934), «Натюрморт с розой» (1935)- немногословны и сдержанны. Почти однотонные или слегка расцвеченные, они останавливают внимание какой-то особой изысканностью и элегантностью. Художник как бы не договаривает всех слов, одной легкой линией намечает контуры предметов, избегая детальной проработки, довольствуясь несколькими штрихами. Для него прежде всего, важно закрепить доминирующий тон в композиции и некоторые основные нюансы цвета. Они-то и обуславливают настроение работ.
Платов предпочитает технику так называемой «мокрой» акварели. Ему одинаково хорошо удавались и светлые прозрачные акварели с тончайшим нюансированным цветом, свободные по форме, живые, непосредственные, с легко набросанным рисунком («Мальчики» (1934), «У крыльца» (1935), «Уборка сена» (1937), «Елатьма. У сарая» (1937), «Первый заморозок» (1953) и акварели яркие, темпераментные с буйством света, движения («Натюрморт с танагрской статуэткой» (1941), «В деревне» (1950-е годы), «Перед дождем» (1960), «Присутствие света» (1960-е годы другие).
В 1934 году Платов показывает свои произведения на первой персональной выставке в залах Центрального Дома работников искусств. В течение следующих двадцати лет состоялось еще семь его персональных выставок. В годы Великой Отчественной войны Платов участвует в передвижных выставках для воинов Советской Армии. В 1943 году он экспонирует свои работы на большой московской выставке "Отечественная война".
С середины 19З0-х годов Платов пишет огромное количество пейзажей. К жанру пейзажа художник обращался затем на протяжении всей своей жизни. Это была своеобразная школа мастерства художника.
Он любил писать то, что видел вокруг себя: сельский пейзаж с деревянными домиками, мальчишек на берегу реки, лошадь, везущую ворох душистого сена, лесную чащобу и деревенскую окраину, морские пейзажи и монастырские дворики.
Большинство пейзажей Платова решены чисто живописными средствами, рисунок в них играет второстепенную роль. Композиционный подход к натуре прост и ненавязчив. Художник не ищет сложных ракурсов или необычных точек зрения. Чаще всего он разворачивает свои пейзажи параллельно плоскости листа, любовно передавая все особенности мотива.
В работах 40-х годов акварельная техника Платова несколько видоизменяется. Художника начинает интересовать декоративная возможность цвета. Монохромность и сдержанность ранних работ уступают место яркой красочности пятна. Платов смело пользуется контрастами, лепка формы становится энергичной, цвет интенсивнее, характеристика предмета подробнее. В эти годы художник все чаще обращается к жанру портрета. Он пишет хорошо знакомых ему людей, друзей и близких. Среди работ этих лет можно отметить портреты жены Платова, художницы Ермиловой-Платовой (40-е годы), Нади Михаиловой, артистки театра «Ромэн» (1949), искусствоведа П. Д.Эттингера (1950-е годы), Рины Зеленой (1943), который сам автор считал одним из лучших своих произведений, и многие другие. В них художник сосредоточен на передаче характера портретируемого. Он старается исключить все лишнее и редко помещает модель в окружении каких-либо предметов. Чаще всего позы естественны и непринужденны. Платов, как правило, пишет погрудные портреты. Модель придвинута близко к зрителю и занимает собой почти все пространство листа. Художник как бы рассматривает ее в упор, стараясь с возможной полнотой передать неповторимую индивидуальность каждого человека. На протяжении своей творческой жизни Платов обращался к самым разнообразным темам. Он писал не только пейзажи, натюрморты, портреты, много занимался оформлением книг. Есть среди его работ листы на темы классической литературы. Так, например, он посвятил целую серию работ иллюстрированию «Дон Кихота" Сервантеса, выставлявшуюся в связи с З50-летием со дня смерти великого испанского писателя в Институте мировой литературы им. М. Горького в 1966 году. Ф. Ф. Платов в своем творчестве развивал лучшие традиции русской и советской живописной культуры. В основе его художественного видения всегда лежит действительность. Любовь к предметному миру, восприимчивость к окружающей жизни и живое чувство времени-всегда были для него источником вдохновения. Образ Платона окажется не полным, если не сказать о нем. как о личности. Сформировавшись в первые десятилетия нашего века, он остался верен чувствам своей юности и через всю жизнь пронес энтузиазм, энергию и человеческое обаяние тех далеких лет. Федор Федорович Платов был на редкость живым, веселым и беспокойным человеком. Он увлекался оптикой, физикой, интересовался возможностями математики, ставил фантастические, по воспоминаниям современников, опыты. Казалось, не было такой области, которая не могла бы его интересовать. Еще в молодости Платов увлекся цветомузыкой. Его интересовали теоретические построения и практические опыты Скрябина. Незадолго до смерти он написал работу, вдохновленную "Поэмой экстаза",—самым любимым и известным произведением из числа скрябинских сочинений.
Необыкновенную темпераментность музыки «Поэмы», так ошеломлявшую современников, предчувствие бури‚ «мирового пожара», обновления мира, выраженные в этом произведении с особенным вдохновением, художник переложил на язык цвета и пластики, попытавшись найти адекватное цветовое звучание произведению, которое сам Скрябин слышал в «цветных» звуках.
Платов увлекался монументальной живописью. На Всемирной выставке в Париже в 1939 году экспонировалось его панно «Москва — Волга», получившее награду. В 1943—1944 годах совместно с В. В. Черновым Платов изобрел способ применения акварели в стенной живописи, работа была опубликована, и сделаны экспериментальные росписи в Гипроавиапроме, давшие интересные результаты. Платов писал статьи, выступал с лекциями по самым разнообразным вопросам: «Опыт применения синтетической перспективы», «Колонна и масштабность», «Теория цвета», «Монументальные формы в архитектуре», «Рисунок в свете законов физики»— таковы темы его выступлений.
Немало лет посвятил художник и педагогической деятельности. В 1921 году Платов преподавал во Вхутемасе, заполненном в эти годы молодежью, пришедшей с фронтов гражданской войны. Платов читал лекции по педагогике изобразительных искусств и преподавал акварель.
С 1927 по 1928 годы он читал лекции по искусству в Государственном институте журналистики и многие годы был связан с архитекторами, руководя студиями акварели в Академии архитектуры и Доме архитектора.
В Прилуках, на Оке, у него был двухэтажный дом. Это был своеобразный дом-музей, где повсюду была развешана его живопись, расставлена скульптура из коряг, собрана большая библиотека. Дом постоянно был переполнен людьми, которых принимали радушно и гостеприимно. Образ жизни Платова, его увлечения, дух экс- периментаторства, никогда не исчерпывающаяся творческая энергия, умение превратить каждый прожитый день в праздник привлекали к нему людей, в особенности молодежь, для которой он был живым и ярким представителем духовной атмосферы начала века.
Художник умер в 1967 году. Некоторые его работы находятся в музеях (Государственный литературный музей в Москве, Музей Большого театра Союза ССР, Государственная Третьяковская галерея). Однако основным местом, где сегодня можно познакомиться с работами Федора Платона, является небольшая московская квартира двух его братьев - Анатолия Федоровича и Бориса Федоровича Платовых, бережно сохраняющих творче-ское наследие брата.
Е. ПОЛЯКОВА
Салон Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Платова Фёдора Фёдоровича.
Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по
Тел. +7 903 509 83 86
WhatsApp +7 903 509 83 86
Viber +7 903 509 83 86