Верейский Георгий Семенович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Верейский Георгий Семенович (1886 - 1962)

Г. С. Верейский родился 30 июля 1886 года в семье мелкого чиновника. Детство он провел в захолустном городке Проскурове бывшей Подольской губернии. С раннего возраста обнаружилась его склонность к рисованию. Девяти лет мальчик начал заниматься рисунком и живописью в студии художника Е. Е. Шрейдера в Харькове. 



Приверженность традициям великих реалистов прошлого‚ в частности, передвижников, с их требованиям высокой идейности искусства, внимательное изучение жизни, натуры, непримиримость к новейшим формалистическим течениям — вот основные принципы воспитания начинающих художников в студии Шрейдера, оказавшие огромное влияние на всю последующую деятельность Верейского. В студии Верейский приобрел основные профессиональные навыки. 



Большое значение в формировании художественных взглядов и вкусов Верейского имело творчество В.А. Серова. Молодого художника увлекали литографированные портреты В. А. Серова, которые печатались в художественных журналах. Они восхищали его глубиной и меткостью внутренней характеристики людей, переданной мастерским реалистическим рисунком. Не один альбом был заполнен Верейским рисунками, в которых он стремился изучить и усвоить метод работы В. А. Серова. 



В конце 1904 года, будучи студентом 1-го курса юридического факультета Харьковского университета, художник поехал в Москву. а затем в Петербург. Впервые увиденные сокровища Третьяковской галлереи, Русского музея и Эрмитажа произвели на него неотразимое впечатление. Подлинные произведения великих мастеров портрета — Рембрандта, Гальса, Веласкеза, Кипренского, Репина, Крамского, Серова, — открыли перед ним новый мир. Эти впечатления, казалось, окончательно укрепили Верейского в стремлении стать художником. Однако, находясь в начале 1905 года в Петербурге, он стал свидетелем событий «кровавого воскресенья». Эти события потрясли юношу. Воспитанный с детства в духе демократических традиций, знакомым с работами великих русских революционных демократов Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Верейский сделал из глубоко взволновавших его впечатлений решительные выводы, которые изменили первоначальные намерения.



Вернувшись в Харьков, Верейский входит в революционный студенческий кружок, принимает участие в революционных событиях 1905 года и изучает марксистскую литературу. В конце года Верейский был арестован, попал в тюрьму. Отпущенный через пол года на поруки, он с чужим паспортом эмигрировал за границу. Верейский побывал в Вене, Мюнхене и Италии. За границей он изучал марксистскую литературу и продолжал свое художественное образование, посещая художественные собрания. И хотя искусство не было тогда в центре внимания Верейского, углубленное знакомство с произведениями великих мастеров в музеях Европы во многом обогатило его. 



Только в 1907 году Верейский, наконец, смог вернуться на родину и как «неблагонадёжный» находился под надзором царской полиции. Переехав в Петербург, Верейский продолжал образование в Университете и в 1912 году окончил его. К этому времени вопрос о дальнейшей деятельности был уже решен. Верейский становится художником и начинает сотрудничать в журнале «Театр и искусство». Он исполняет для журнала беглые театральные наброски, портреты актеров. Эти зарисовки давались легко, но не удовлетворяли портреты самого художника, который стремился к большой глубине и содержательности в искусстве. 



Тяга к повышению знаний привела Верейского в студию, называвшуюся «Новая художественная мастерская», которой руководили Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере и А. П. Остроумова-Лебедева. 



Тлетворное влияние формалистического искусства, господствовавшего в эти годы в Петербурге, не коснулось Г.С. Верейского. 



Стремившийся верно передать натуру, воспитанный на серьезном отношении к искусству, Верейский оставался в своей основе реалистом. Его работы, экспонированные на выставках художественного объединения «Мира Искусств», где преобладали стилизаторские произведения, выделялись своей скромной непосредственной правдивостью. Однако и они несли в себе черты некоторой мирискусснической ограниченности; им недоставало глубины и значительности содержания. В этот период времени Веронский еще не нашел своего самостоятельного места в искусстве.



С 1916 до 1918 года Верейский служил рядовым Литовского полка. В армии он работал в качестве художника, делал портреты георгиевских кавалеров, изображал их подвиги. Иногда он выезжал на фронт, где делал многочисленные зарисовки с натуры. 



Великую Октябрьскую социалистическую революцию Верейский принял восторженно. Он активно включился в художественно-общественную жизнь молодой советской страны. Как большой знаток искусства прошлых эпох, Верейский был привлечен к музейной работе. 



Перед музеями тогда стояла важная задача — превратить дворцовые и национализированные частные собрания в культурно-воспитательные учреждения, доступные широким массам трудящихся. Г. С. Верейский горячо принялся за эту работу. 



Будучи помощником хранителя, а потом и хранителем отделения гравюр Государственного Эрмитажа (1918-1930), он организовывал выставки, писал к ним листовки, читал лекции по истории гравюры. Широкая общественная деятельность и работы в Эрмитаже имели большое значение для дальнейшего творчества художника. Верейский осваивает в это время технику литографии, в которой видит один из самых массовых видов искусства. 



Глубокое изучение шедевров мирового и русского реалистического искусства графики помогает художнику сравнительно быстро преодолеть недостатки работ первых послереволюционных лет (портретов и пейзажей), отмеченных некоторым увлечением техникой в ущерб ясности и простоте образов (это имело место, например, в изданном в 1923 году альбоме автолитографий «Деревня»). Чем ближе подходит художник к новой действительности, чем внимательней всматривается он в окружающую жизнь, тем глубже и реалистичней становятся его произведения.



Период с 1924 по 1930 год можно характеризовать как важнейший период становления самостоятельного творчества художника. Г. С. Верейский овладевает новой советской темой, стремится возможно более широко отразить в искусстве окружающую действительность. 



Если в пейзаже 1925 года «В саду Русского музея» еще сказывается некоторая, характерная для художников «Мира искусств» нарочитая изысканность штриха, приобретавшего порой некий самодовлеющий интерес, то в ленинградских пейзажах следующих лет Верейского все больше интересует кипучая жизнь города, оживленное движение на его улицах, торжественность парадов и демонстраций. Ему удается в лучших работах («Демонстрация на площади Урицкого в Ленинграде», 1927 и др.) передать радостную взволнованную приподнятость всего строя жизни советского города. Характерная для работ 1920-х годов излишняя графичность и мелочная детализация, мешавшие передать жизненную трепетность образов и достигнуть подлинно реалистической обобщенности, постепенно уступает место ясному, простому рисунку схватывающему характерное и главное.



Уже новый альбом работ художника, изданный в 1926 году, а затем и другие альбомы, в которых были запечатлены портреты советских художников и писателей, свидетельствовали о дальнейшем росте мастерства Верейского, о все большем овладении им методом реализма. 



В таких работах, как портреты архитектора В. А. Щуко, художника А. Я. Головина, писателей В. И. Иванова, А. С. Серафимовича Верейский ищет средств и возможности для раскрытия внутреннего облика человека, используя характерную позу, выразительный жест портретируемого. Интимность первых портретов, созданных в 1922—1923 годах‚ уступает место более серьезной и значительной характеристике человека, в которой как бы раскрывается его общественная роль. Круг интересов Г. С. Верейского расширяется. Он внимательно всматривается в жизнь, ищет для своего искусства новые, значительные темы, живет интересами страны. В годы борьбы советского народа за социалистическую индустриализацию художник выполнил серию рисунков тушью на индустриальные темы. Среди них такие, как «У парового молота» (1927) и «В кузнице Ленинградского завода им. Сталина» (1927). Рисунки были сделаны с натуры, в цехах, и изображали напряженный созидательный труд советских рабочих. В этих работах художнику уже удалось раскрыть некоторые характерные черты общественной природы труда в социалистической промышленности и показать труд свободного и сознательного человека.



В эти же годы Верейский обращается к давно волновавшей его задаче создания портретных образов вождей. Еще в 1924 году художник исполнил две литографии изображающие В.И. Ленина на II конгрессе Коминтерна. Эти литографии были сделаны на основе личных впечатлений художника, видевшего В.И. Ленина на конгрессе. Верейский постоянно и позднее возвращается к этой теме.



В 1930-х годах Верейский рисует портреты М. П. Калинина и Н. Е. Ворошилова. Сделанные с натуры, убедительные своей конкретной жизненной правдивостью, портреты отличаются большим сходством. С этого времени все творчество художника посвящено созданию образа советского человека. 



С 1932 года Г. С. Верейский по предложению К. Е. Ворошилова работает над серией портретов советских летчиков. 



Эта работа совпала с крупным переломным моментом в жизни советского искусства. Постановление ЦК ВКП(б) о перестройке литературано-худонаественных организации, Сталинское положение о социалистическом реализме определили искания художника и характер его новых работ. Веронский рассказывает, что в работе над серией портретов летчиков он «соприкоснулся с особым типом людей, которые своим мужеством, энергией и крепостью особенно воплощали в себе современного советского человека». 



С 1932 по 1936 год художник исполнил более двухсот литографий и рисунков для этой серии. Он работал над ними в Москве, в Ленинграде, в Севастополе, на Украине. Лучшие среди них - портрет героя гражданской войны инспектора военно-воздушных сил И. У. Павлова и замечательного летчика Валерия Павловича Чкалова - пламенного патриота, решительного, бесстрашного испытателя новых самолетов. Летчики, авиационные инженеры, парашютисты и курсанты, на фоне аэродрома, у самолетов, в полете, проходят перед зрителем, сливаясь в один образ нового советского человека, исполненного бесстрашия и героизма, силы и мастерства, беззаветной преданности народу, своей стране. 



Стремление передать богатство и разнообразие окружающей жизни заставляло Верейского искать новые средства и способы художественного выражения, изучать самые различные приемы и техники. Рисунки пером и сухой кистью, литография, работа маслом, а с конца 1930-х годов и работы в офорте — все это привлекало внимание художника в целях наиболее правдивой и полной передачи действительности. 



Одним из наиболее излюбленных Верейским видом графического искусства является офорт. В офортах 1936 -1940 годов художник гравирует с натуры портреты советских людей, пейзажи, интерьеры, и в этих простых и скромных по сюжету работах раскрывает поэзию и красоту нашей действительности. Как пейзажист, Верейский выступает тонким лириком. В пейзажах Ленинграда он передает поэтическое обаяние города Ленина, напряженный пульс его жизни. Немногими штрихами он умеет подчеркнуть характерные особенности нашей жизни. Вместе с тем он мастерски передает серебристую туманную атмосферу Ленинграда, характерное для города сочетание широких водных пространств со строгой величественной архитектурой («Мойка», 1939). Особенно любит художник Большой проспект Васильевского Острова. Он постоянно изображает его, то зимой в морозный день, с заиндевевшими деревьями («Иней», 1939), то во время тумана. Но чаше всего он передает его при неярком северном солнце, пробивающемся сквозь пушистые короны деревьев и заливающем улицы («На Васильевском острове», 1937 и «На Большом проспекте Васильевского острова», 1939). Любит Георгий Семенович и природу юга, которую он умеет правдиво передать с её жгучим солнцем, блеском моря, раскаленным песком и густой сочной зеленью («Вид на Сухуми», 1940).



Все пейзажи Верейского оживлены людьми. В них изображена природа, среди которой трудится, живет и отдыхает советский человек. 



Однако некоторые пейзажи Верейского отмечены увлечением импрессионистической этюдностью; художник в них стремится передать лишь состояние атмосферы, освещение, внешнее впечатление от жизни улицы, движущихся фигур и мчащихся автомобилей. В таких работах типические черты советского города остаются невыявленными. 



В предвоенные годы Верейский продолжал много работать в области портрета и добился здесь новых творческих успехов. Он исполнил ряд портретов П. В. Сталина, получивших широкую популярность. В них художник передал мудрую простоту, высокую человечность и одновременно внутреннее величие образа великого вождя. 



Значительной удачей Верейского являются портреты художников, писателей и артистов 1939-1941 годов, исполненные в литографии и офорте. Здесь должны быть отмечены портреты в офорте А. А. Рылова (1939), М. И. Бабановой (1939) и др., в которых художнику несколькими скупыми штрихами удается передать не только большое внешнее сходство с натурой, но и психологию портретируемого, его характер. 



Просматривая последовательно пробные оттиски с офортов Верейского, видно, как бережно относился художник к каждому прикосновению иглы, как он старался избежать многословия. Тонкий контур лица, несколько метких штрихов и кое-где акцентирующий нажим резца — придают портретам острую характерность и выразительность. 



Работа над офортом сказалась и на литографиях Верейского, сообщая им большую лаконичность, дисциплинируя штрих и контур. 



Из довоенных работ Верейского самыми значительными по глубине образа и содержательности, как бы подводящими итог всей проделанной художником работы, явились портреты артиста П. В. Ершова (1940) и писателя К. Федина (1940). Портрету Ершова предшествовало тринадцать вариантов изображения артиста в рисунках, литографиях и офортах. Они обнаруживают своеобразие метода художника, необычайно требовательного к себе, настойчивого в своих поисках. В портрете П. В. Ершова, как и в портретах других артистов, Верейский передает образ человека с большой душой, способной проникнуться переживаниями и чувствами многих людей, создателя бессмертных ролей. В портрете К. А. Федина Верейский передал типический образ советского писателя, правдиво подчеркнув энергичным очерком губ, решительным взглядом черты его характера. И артист и писатель представлены художником в момент высшего творческого напряжения. Верейский сумел передать вдохновенный облик советских интеллигентов. 



В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период творчество Верейского отмечено наибольшим подъемом. Именно в эти годы, в условиях ленинградской блокады и послевоенного строительства, перед художником с особой глубиной раскрылся облик героического советского человека. 



Опасность, которой подвергалась Родина и советский народ, заставила Верейского отдать все силы и возможности своего искусства делу борьбы с ненавистным врагом. В условиях блокады он принимал участие в редактировании «Боевого карандаша», славного органа Ленинградского союза художников, и исполнил для него ряд работ (портрет Талалихина и др.). «Боевой карандаш» прославлял героизм советских людей - защитников Ленинграда и в острых карикатурах разоблачал звериную сущность фашистов, призывал к решительной и упорной борьбе с врагом, к стойкости и мужеству. К самому тяжелому времени блокады, к февралю 1942 года, относится серия портретов Верейского, изображающая героев Балтийского флота - защитников Ленинграда. Радостным, оптимистическим чувством силы, решимости, верой в грядущую победу проникнуты портреты Героев Советского Союза моряков С. А. Осипова и В. Н. Гуманенко. 



Серия портретных образов мужественных и героических советских воинов дополняется в это время сделанными Верейским портретами ленинградских ученых и художников, остававшихся в Ленинграде во время блокады. К ним относятся прежде всего два портрета директора Государственного Эрмитажа П. А. Орбели. В одном из них И. А. Орбели изображен в обстановке служебного кабинета, напряженно работающим за письменным столом, несмотря на тяжелые условия жизни осажденного города. Очертания боевого корабля за окном говорят о предельном напряжении военной обстановки. Еще больше впечатление производит другой портрет П. А. Орбели того же времени, где с необычайной психологической силой Верейский передает образ сильного духом ученого-патриота. 



Кажется, так же упрямо сдвигались брови, так же решительно и гневно, как и в портрете П. А. Орбели, смотрели обычно спокойные глаза самого художника в трудные дни блокады. 



В 1944 году художником начата новая серия портретов деятелей советской культуры, отмеченная особенно глубоким проникновением в характер человека социалистической эпохи. Эта серия является наиболее значительным творческим достижением Верейского. В нее входят портреты - А. М. Герасимова (1944), Б. В. Иогансона (1944), Е. Е. Лансере (1944). К. Ф. Юона (1945), С. Д, Меркурова (1945), Н. А. Морозова (1945), Н. Д. Зелинского (1945), Кукрыниксов, Е. А. Мравинского (1947), В. А. Серова (1947) и др. 



В большинстве этих портретов характеры людей обнаруживаются в выражении лиц, в позах, жестах, внутренней сосредоточенности. Художник почти совсем не прибегает к внешним аттрибутам, показу обстановки, поясняющих деталей и достигает глубины образа средствами психологической характеристики. 



В таких прекрасных работах, как портрет президента Академии художеств СССР А. М. Герасимова, Верейский достигает поразительного сходства и верности в обрисовке внутреннего облика портретируемого. Уверенный поворот головы, энергичная лепка лица, определенная конкретность и жизненная сила, которой дышит облик убежденного реалиста А. М. Герасимова, выявляют характер, подчеркивают его роль в советском изобразительном искусстве. 



Иными чертами характеризуется образ Народного художника СССР К. Ф. Юона, в котором переданы спокойная уравновешенность, углубленная вдумчивость и обаяние одного из старейших мастеров русской живописи. В портрете раскрыты черты, помогающие полнее почувствовать особенности глубоко национального искусства Юона, его светлой радости и оптимизма. 



Уверенная решимость и мужественная энергия подчеркнуты Верейским в лаконичном контурном рисунке портрета В.А. Серова. Эти черты - неотъемлемые качества молодого поколения художников, воспитанных Сталинской эпохой.



Среди образов ученых лучшим является созданный Верейским портрет академика Н. Д. Зелинского. Глубокая проникновенность и сосредоточенность взгляда обнаруживают в нем человека, двигающего науку вперед, обогащавшего явления жизни. 



Верейский - портретист особого склада. Создать портрет человека он может только тогда, когда узнает портретируемого, сблизился с ним, проникнется к нему симпатией и уважением. Такое отношение художника к натуре передано почти всегда и в портрете. Изучение индивидуальных привычек и особенностей характера помогает художнику создавать жизненно убедительные образы. Портреты, изображающие людей самых различных профессии, складов характера, несмотря на все их индивидуальное своеобразие, содержат в себе всегда нечто общее, типичное. Это всегда портреты — советских деятелей, советских ученых, советских музыкантов, советских художников. 



Если раньше портреты Г. С. Верейского объединялись в серии но признаку профессии портретируемых, по признаку техники исполнения, размера, то портреты, созданные художником после Великой Отечественной войны, несмотря на богатство композиционных решений и разнообразие художественных средств, представляют собою единую серию психологических портретов, объединенных не внешними признаками, а духовным родством, единой творческой целеустремленностью советской интеллигенции. Художник стремится сосредоточить все внимание зрителя на лучших и благороднейших чертах человека Сталинской эпохи, патриота своей Родины, готового все свои силы, знания и талант отдать на благо народа. Это и есть то высокое моральное качество, которое объединяет всю советскую интеллигенцию, весь советский народ. 



За первую часть серии портретов деятелей советской культуры и науки, исполненную в 1944-1945 годах, художник был удостоен Сталинской премии второй степени. 



В следующем 1946 году, в год шестидесятилетия художника, Советское правительство отметило большую творческую работу Георгия Семеновича присвоением ему звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР и наградило его орденом Трудового Красного знамени. 



Персональная выставка Г. С. Верейского, организованная в том же 1946 году в Москве, явилась демонстрацией большого творческого пути художника; она подвела итог и наметила дальнейшее направление творчества художника по пути создания произведений социалистического реализма. 



Георгий Семенович Верейский — передовой советский художник. Галерея созданных им портретов деятелей искусства и науки помогает глубже понять особенности социалистической культуры и основные черты ее деятелей: высокий патриотизм,оптимистическую целеустремленность, большую творческую энергию. 



 



А. Амшинская

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Верейского Георгия Семеновича.

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены