С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Шухаев Василий Иванович (1887 - 1973)
Василий Иванович Шухаев отдал искусству больше шестидесяти лет. Он принадлежит к поколению старейших художников, чья творческая деятельность началась в 1910-е годы. Наследие его включает станковую живопись и графику, монументальные росписи и книжные иллюстрации, театральные декорации и костюмы. И все же искусство Шухаева еще не открыто широкому зрителю. Шухаев остался в стороне от бурного формирования русского искусства начала ХХ века. Молодым и складывающимся художником он не примкнул ни к одному из движений «авангарда». Его имя не связано ни с одной из известных художественных группировок 1910—1920-х годов. Шухаев присоединился к «Миру искусства» и участвовал в его выставках уже на закате этого яркого явления русской художественной культуры. Но по существу он не был «мирискусником», хотя позже, в 1920-е годы, отзвуки идей и идеалов «Мира искусства» проявились в его деятельности художника книги и театра. Однако Шухаев не остался вне школы. В становлении художника определяющую роль сыграла его учеба у Д. Н. Кардовского в Академии художеств. Ученик принял главное в художественной позиции учителя. Он писал ему: «Вы первый и единственный в России учили грамоте и ремеслу в искусстве, постоянно твердили, что из ученика своего Вы не делаете художника, а лишь мастера. Я согласился и стал исповедовать то же учение... Идея мастерства меня поглотила целиком». Стремление войти в искусство через «высокое ремесло» и мастерство вызвало живой и страстный интерес к классической живописи, желание разгадать тайну ее воздействия, научиться свободно и легко преодолевать профессиональные трудности. Как подчеркивает сам Василий Иванович в своих рукописных автобиографических записках, постижению этой «тайны старых мастеров» способствовали занятия в новой мастерской Академии, руководимой Д. И. Кипликом, где изучалась техника живописи. Полное принятие принципов школы Кардовского, возможно, было предопределено тем, что Шухаев учился прежде всего «ремеслу» н в Московском Строгановском училище. И именно такое отношение к искусству художник пронес через всю жизнь. Художника, стремящегося подняться по мастерству в уровень с великими мастерами ХVI века, представляют несколько архаически-торжественные портреты Ларисы Рейснер (1915), Е. Н. Шухаевой (1917) и «Дамы в парчовом платье» (1956). Написанные на доске, покрытой тончайшим листовым золотом, они обрели нечто общее с изысканной драгоценностью- качество, давно утраченное станковой живописью нового времени. Но и в этих портретах художник предстает не холодным умозрительным стилизатором, а стремится выразить вечные, непреходящие идеалы красоты, гармонии, значительности. Шухаев досконально знал технику фресковой и масляной живописи, преодолел «трудную темперную живопись», в старости пробовал энкаустнку. Познавая секреты старых мастеров, находил и новые— свои. Вместе с другом и единомышленником со времен мастерской Кардовского—А. Е. Яковлевым Шухаев впервые использует сангину как пластический материал, лепящий форму. Для монументальных росписей в 1930-е годы Шухаев и Яковлев впервые обращаются к живописи на зеркале, снимая по контуру рисунка амальгаму и заполняя рисунок цветом. Художник не стоял на месте, он развивался и эволюционировал — от чрезвычайной приближенности к старым мастерам в ранних портретах и натюрмортах с их несколько «музейным» колоритом к раскованной проникновенности в живой мир в пейзажах и портретах 1920—1930-х годов и, наконец, к еще большей одухотворенности, насыщенности человеческим присутствием и естественности в пейзажах и натюрмортах грузинского периода. Лучшие пейзажи конца 1920-х годов по гармонической ясности, чистоте мироощущения, величию и особому чувству вечности природы хочется назвать «пуссеновскими». Шухаеву принадлежит заслуга в создании особого типа портрета современника —психологически точного и репрезентативного одновременно, передающею активное, волевое начало в человеке, окрашенного особой, специфически шухаевской зоркостью и трезвостью оненки. Помимо портретов друзей и близких, художником создана портретная галерея деятелей русской и советской культуры. Принцип живописи художника—синтетический. Шухаев — в первую очередь мастер картины, в которой всегда присутствует монументальное начало. Принадлежность к школе Кардовского предопределила собственную педагогическую деятельность Шухаева. Среди его учеников следует назвать Николая Павловича Акимова. Особенно обязаны Шухаеву- педагогу выпускники Тбилисской Академии художеств, где Василий Иванович преподавал последние двадцать пять лет своей жизни. Как уже отмечалось, Шухаев-художник первых десятилетий века стоял несколько особняком по отношению к изобразительному искусству своего времени. Но близкие ему явления мы находим в других формах русской культуры той поры-например, «неоклассике» в архитектуре и скульптуре. Недаром Шухаева хорошо знали и считали «своим» архитекторы. Он начинал работать с А. В. Щусевым, а для росписи плафона дома Фирсановой в Москве был приглашен А. И. Тамановым (Таманяном), построившим этот дом. Невольно вспоминается и «Цех поэтов», объединивший тогда представителей «серебряного века русской поэзии», где само слово «цех» говорит о близости позиции. Ведь объединение художников-единомышленников во главе с «мастерами» — Кардовским, Шухаевым, Яковлевым называлось «Цех святого Луки». Наверное, для поэтически точного, емкого и глубокого определения принципов, которые исповедовал Василий Иванович Шухаев, следует привести известную строку: Я знаю, что Венера — дело рук, Ремесенник, я знаю ремесло. Вопрос о «неоклассике» в русской культуре начала века еще не раскрыт, а в изобразительном искусстве-по существу даже не поставлен, хотя художественный опыт последних лет говорит о том, что эти традиции и тенденции именно сейчас чрезвычайно сильны в советском искусстве. Проблема в целом еще ждет своего исследователя, работа которого может существенно дополнить и изучение творчества Василия Ивановича Шухаева. Основное творческое наследие В. И. Шухаева сосредоточено в музеях и частных коллекциях Советского Союза. Многие работы художника хранятся также в музеях и частных собраниях за рубежом. Первая большая посмертная экспозиция работ художника в Москве, приуроченная к 90-летию со дня рождения. Она организована по инициативе Министерства культуры Грузинской ССР Союзом художников СССР, Государственным музеем искусства народов Востока и Государственной картинной галереей Грузии. По материалам вступительной статьи к каталогу "Василий Иванович Шухаев", советский художник, Москва 1977г.
Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Шухаева Василия Ивановича.
Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по
Тел. +7 903 509 83 86
WhatsApp +7 903 509 83 86
Viber +7 903 509 83 86