С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Рейхет Виктор Иосифович (1922 - 2000)
Виктор Иосифович Рейхет народный художник России, выдающийся мастер живописи второй половины ХХ столетия, продолживший лучшие традиции нашей отечественной культуры. Им создан целый ряд замечательных полотен, которые приобретены музеями и галереями нашей страны, а также портретов и пейзажей, которые находятся в частных коллекциях в Германии, Франции, Англии, Америке, Японии и Корее. Он вошел в историю русского искусства в послевоенную эпоху, прожив самые яркие, драматические и героические страницы истории России, и они глубоко отразились в его творчестве. Прежде всего это Великая Отечественная война, участником которой он был и которая надолго, если не навсегда, определила для него истинную цену жизни, понятие красоты, добра и зла. Во-вторых, это трудные, неустроенные, но полные энтузиазма, послевоенные годы, когда возрождалась страна, когда народ искал пути не только восстановления своего разрушенного хозяйства и быта, но и возможности новых, более человечных отношений, не отягощенных жестокостями войны. И все это запечатлено в полотнах художника, сыгравших существенную роль в развитии русской национальной живописи. Становление и развитие творчества В. И. Рейхета неразрывно связано с его годами учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств СССР, в который он поступил в 1949 году после окончания первого курса Одесского художественного училища. В это время в Академии художеств преподавал цвет тогдашних русских живописцев: И. Э. Грабарь, Б. В. Иогансон, А. М. Герасимов, А. А. Осмеркин, сохранивших высокие традиции русского и европейского искусства, как в своем творчестве, так и в педагогике, и оказавших громадное влияние на целое поколение молодых художников, пришедших учиться в художественную школу после войны, участниками которой они были, в том числе и на В. И. Рейхета. Институт им. И. Е. Репина тех лет жил бурной жизнью, шумно и оживленно. Русская художественная школа была на взлете. В стенах Академии художеств из века в век передавалось подлинное профессиональное мастерство, воспитывался и прививался безупречный, эстетический утонченный художественный вкус. В. Рейхет был счастлив, что ему выпала завидная доля учиться у таких учителей в легендарном учебном заведении «трех знатнейших художеств». Это были годы величайшего напряжения и освоения художественного опыта, подъема по ступеням школы высокого реализма. Ею потрясали картины старых мастеров в Эрмитаже и Русском музее, картины А. Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Серова, К. Коровина, которые не только учили искусству живописи, но и учили его любить Россию, осознавать свою причастность к ее великой духовности. Сама атмосфера в Институте была благотворительной, целительной после наваждений военных лет. Недаром Академию часто называют «храмом искусства». Послевоенная эпоха представляла собой уникальное явление, в том числе и в искусстве, с его устремленностью к возвышенному и прекрасному, с его влюбленностью в яркую человеческую плоть, природу, натуру. Натура восторгает В. Рейхета красотой своих форм, удивляя и пленяя цветом и неповторимостью пластических отношений. Художник стремился к тому, чтобы выразить холст одним живописным дыханием. Годы напряженной учебы в Институте плодотворно сказались уже в первой его самостоятельной картине - дипломной работе «У колодца», которой он с отличием окончил в 1955 году Институт. Она рисовала поэтическую сцену встречи у колодца двух молодых людей - юноши и девушки, их первое зарождающееся чувство. Картина была чрезвычайно характерна для послевоенных лет и символична для русского искусства. Издревле у русского человека с колодцем, его «живой» водой было связано цветение жизни. Б. В. Иогансон, бывший ученик К. Коровина, отметил ее на защите дипломных работ как одну из лучших картин по колористическому решению и проникновенному воплощению мира человеческих чувств. Действительно, молодой художник заявил себя в ней как талантливый живописец, тонкий колорист, обладающий своим видением жизни и своим неповторимым художественным языком. Не удивительно, что после столь блестящей зашиты В. Рейхет был принят в аспирантуру Института по кафедре живописи и композиции, а в 1958 году ее окончил, написав ряд картин, ярко выраженной тематичности: «Хлеб красному ГІетрограду», «Непокоренная», «Земля золотая». Показанные на всесоюзных, республиканских и зональных выставках, они привлекли к себе внимание широкой аудитории. Главными действующими лицами этих полотен являются простые люди - крестьяне, горожане, народ. Скупыми живописными средствами художник передает трагические страницы народной жизни. В ранний период деятельности творчество В. Рейхета определяется общей тематикой этого времени - исторической и историко-революционной картиной, тематической композицией на современную тему, портретом и пейзажем. Но со временем содержание искусства художника, его «героев» становится несколько другим, как и сама живописная манера. В этом сказалось стремление В. Рейхета по-своему раскрывать содержание жизни России в ее переломные моменты истории, хотя это и пришло не сразу. Но уже в упомянутых полотнах исторического жанра у художника проявляется новый подход к раскрытию образа, новые композиционные решения, которые дают возможность придать фигурам глубоко психологический и драматический характер, а столь обычное для этих лет описательно-повествовательное начало этого жанра, превратить в тематические произведения, полные глубоко социально-исторического и человеческого содержания. Художник раскрывает тему через характеры персонажей, проникая в их духовный мир, создавая психологически-острые коллизии в полотнах, отличающихся удивительным колористическим богатством, тонкостью цветовых нюансов. Этому во многом содействовала его напряженная работа в этот период над пленэром, свето-воздушной средой, что, несомненно, обогатило его палитру новыми, освеженными на натуре сочетаниями красок. Свет и воздух словно вливается в полотна живописца. В связи с этим очень важную роль в тематических картинах В. Рейхета приобретает пейзаж, то мягко-лирический, как в картине «Земля золотая» (1958), то сдержанный, суровый, несущий богатую смысловую нагрузку, усиливая эмоциональное звучание основной темы, как это мы видим в его картине «Непокоренная» (1958), посвященной подвигу Зое Космодемьянской. В отличие от жанрово-повествовательных полотен на военную тему, широко распространенных в нашем искусстве этого времени, художник создает картину - кульминацию, полную высокого трагического накала. Героиня полотна носит не конкретный, портретный, а обобщенный образ, заключающий в себе многогранный смысл трагического действа, что в тяжелые для Родины времена особенно ярко проявляется в скрытых до того героических деяниях людей. С такой же силой выразительности В. Рейхет передает героические дела и будни военной поры в картинах «Гїроводы» (1967), «Поезда проходят мимо» (1969), «На Эльбе. 1945» (1969 ), глубоко психологически передающих настроение людей, полных скорби и надежды на близкую победу. Работа над монументальными композициями, исполненными глубокого человеческого содержания, позволила художнику обрести свой собственный голос в искусстве, что необычайно важно. У него сложилась в эти годы характерная манера живописного исполнения: скупая цветовая гамма, в которой преобладают три основных тона: черный, синий, коричневый, как у испанских мастеров, густой и сочный мазок, уверенно лепящий форму, придавая всему убеждающую материальность. Сравнивая написанные художником картины и этюды к ним, можно почувствовать, какой длительный и сложный путь проходит художник от первого замысла к окончательному воплощению в полотнах нужного ему образа. В этом проявляется его незаурядная личность с сугубо индивидуальными особенностями таланта колориста в русском искусстве. В. Рейхет - враг всякой красивости, она уводит от более глубокого и выразительного познания человека и природы, когда эта выразительность не подменяется видимой сделанностью. В Рейхете всегда жил «художник», он был «непрерывным» живописцем, а только тогда, когда приступал к работе у мольберта. У него всегда были свои идеи, он всегда был нацелен на жизненно-важные темы и готов был их исполнить истинно живописным языком, как это мы видим в прекрасном цикле картин, посвященных советским партизанам «К партизанам» (1963), «В партизаны» (1963), «В партизанском крае» (1969), ведущее и формообразующее начало в которых отведено цвету, колориту. Полотна, посвященные эпопее Великой Отечественной войны, показанные на целом ряде крупных отечественных и зарубежных выставках, не только принесли широкую известность В. Рейхету, поставив его в ряд ведущих мастеров России, но и сыграли значительную роль в дальнейшем развитии большой фигуративной картины в русском искусстве второй половины ХХ столетия, наполнив ее психологической глубиной, сложностью человеческих характеров, красотой живописи и колорита. В этом смысле творческий путь В. Рейхета в чем-то близок творческому пути таких крупных русских художников живописцев, как В. Гаврилов, А. и С. Ткачевы, Б. Угаров, А. Романычев, М. Труфанов и других, в искусстве которых, как и в творчестве В. Рейхета, как в зеркале, отразились драматические перипетии военных и послевоенных лет, сама духовная и художественная атмосфера того времени. Но даже и среди этой плеяды мастеров отчетливо видно, насколько работы художника выделялись психологической глубиной и в то же время неповторимой «рейхетовской» живописью. Художник с необычайной свободой вводит в свои холсты мерцающую многоцветность натуры, раскрывающей подлинное торжество красочного суггестивного восприятия мира. Он кладет краску на холст густыми мазками, как бы делит скульптурно форму, и она рождает образ сильный, выразительный, правдивый. А это и есть та самая настоящая завершенность художественного произведения, которая отличает искусство больших мастеров от подделок. В полотнах В. Рейхета форма неотделима от содержания, от красоты линий, гармонии цвета. Поздний Рейхет более философичен и в основном занимается портретом и пейзажем, что роднит его с русскими мастерами начала двадцатого столетия. Эта углубленность мастера позволяет ему приобщать нас и к тайнам человеческой души, и к тайнам природы с ее вечным ритмом умирания и воскрешения. Пейзажи, созданные художником в разные периоды его жизни, это неотьемлемая и очень важная часть его творчества. Рейхетовские пейзажи своеобычные, неброские, но по-русски сосредоточенные в себе, обладающие какой-то скрытой, притягательной силой. Творческой особенностью В. Рейхета является его ощущение неразрывной связи человеческого бытия с миром природы России. Он любил и воспринимал природу разносторонне, как художник, как мыслитель, как поэт. Особо следует выделить пейзажи художника, написанные под Вышним Водочком в деревне Кишарино, на древней Тверской земле, и в Старой Ладоге. Эти места были самой большой привязанностью живописца, и в пейзажах, созданных в этих истинно русских местах, все слито как бы воедино: радость, поэзия, осмысление мира - это край редкого богатства и редкой красоты с его боровыми лесами, реками и озерами, серебристыми от плещущейся рыбы. Таким мы его и видим на полотнах «Осенний пейзаж» (1967), «Старая Ладога» (1963), «Зима» (1973) и др. Виктор Иосифович Рейхет -- художник глубоко национальный, оттого так и прекрасны его творения, выполненные в различных жанрах с высоким профессионализмом живописца - колориста. Редкий человек, он излучал какое-то удивительное обаяние. В нем была отрешенность от суетности, которая так захватывает людей нашего времени. Он не гнался за почестями, не думал о саморекламе, был всегда необычайно искренен и безукоризненно честен в искусстве. В нем ощущалось дыхание чего-то высокого, вечного - того, что не исчезает со смертью, что-то, что продолжает жить в творчестве, как немеркнущий свет, озаряющий человеческие души. В этом и состоит главная ценность для нас его художественного наследия.
Из статьи А. И. Рощина