С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Пластов Аркадий Александрович (1893 - 1972)
Творческая биография Аркадия Пластова сложилась почти уникально. Его произведения не только не выходят за пределы одной темы, но и географически определились окрестностями села, в котором родился и вырос художник. Здесь, на приволжской земле, расцвело его яркое, самобытное, полное жизнеутверждающей силы дарование. В многочисленных сюжетах деревенской жизни, родной и знакомой с раннего детства, в сгустке народного быта, наблюдаемого постоянно изо дня в день, воплотилась для мастера необъятная Россия. Аркадий Александрович Пластов родился в 1803 году в селе Прислнонихе, бывшей Симбирской губернии (ныне Ульяновская обл.) путь его в искусство был долгим и нелегким, хотя имел свои естественные истоки. Дед и отец его были иконописцами, расписывали местные церкви. Они и передали мальчику восторженную любовь к искусству. «Быть живописцем и никем более!»- такое решение пришло пятнадцатилетнему подростку, впервые соприкоснувшемуся с чудотворной силой живописных образов. В 1908 году А. Пластов поступил в Симбирскую духовную семинарию. Здесь он находит своих первых покровителей, оказавших определяющее влияние на его дальнейшую судьбу: преподавателя философии Вишнякова и учителя рисования Д.Архангельского. Они впервые познакомили мальчика с шедеврами русской и мировой живописи, способствовали развитию его таланта. Архангельский, с которым на протяжении шестидесяти лет А. Пластова связывала большая творческая дружба, вспоминал впоследствии о первых, робких шагах юноши в искусстве. Он отмечал особую привязанность его к природе: «Удается ему и деревенский пейзаж: ветлянник вдоль речки, бани с земляными крышами, потонувшими в бурьяне и душинстой полыни, избы, амбары, пустые околицы, гумна со скирда ми, опушки. Все это подлинное, все это то, что видел художник с детства, все то, чем дышит и жива деревня и он сам». В 1912 году, покровительствуемый симбирской интеллигенцией, Пластов приезжает в Москву. Москва ошеломила и покорили деревенского паренька красотой древних соборов, коллекцией русского искусства, собранной в Третьяковской галерее. «Я задыхался и еле стоял на ногах. Никогда я не чувствовал столько сил для любой победы на избранном пути, как тогда»,- вспоминал Пластов в своей автобиографии. Но сказалась недостаточная подготовленность в рисунке, и не выдержав экзамена в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он определяется вольнослушателем в скульптурную мастерскую Строгановского училища, где с увлечением штудирует законы построения объема и композиции, с упоением занимается в классе художника Ф.Ф. Федоровского. В 1914 году А. Пластов, уверенно овладевший мастерством рисунка, поступает на скульптурное отделение Московского училища ваяния и зодчества, не оставляя и занятий живописью. Его учителями были известный русский скульптор С. М. Волнухин, живописцы Л.О. Пастернак, А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, П. Д. Корин. Таким образом, творческое мировоззрение А. Пластова формировалось под влиянием традиции русского реалистического искусства. Революционные события 1917 года внесли свои коррективы в дальнейшую судьбу художника. Он уезжает в родную Прислониху и здесь, будучи одним из немногих образованных людей, активно занимается общественной деятельностью - в сельском Совете, в комитете бедноты. В эту пору пришлось осваивать и нелегкий крестьянский труд - сеять, пахать, жать, косить. «Работая изо для в день крестьянином, я полагал, что это самый лучший случай, какой судьба предоставила мне наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать ее до последней мелочи, чтобы потом уже без всяких усилий и заминок воспроизводить ее». Преимущество будущего искусства А. Пластова состояло в том, что процесс формирования его мастерства протекал в непосредственной гуще жизни, темой его творчества. Отсюда та непосредственность, как в большом, так и в малом, та искренняя любовь художника к изображаемому, которая оберегала его произведения от малейшего налета фальши, декларативности. С миром деревни Пластов был связан всеми своими корнями. Находясь в стороне от столичной суеты, от острой полемической борьбы художественных группировок, А. Пластов избежал влияния авангардной живописи 20-х годов, сохранив самобытность своего дарования. Его цельной натуре всегда было свойственно глубоко реалистическое восприятие мира, истоки которого восходили к традициям русского демократического искусства. С 1925 года Пластов вновь в Москве, работает над созданием плакатов на сельскохозяйственные темы, летом уезжает в Прислониху писать этюды. Большой пожар в селе летом 1931 года уничтожил все, что было создано художником за пятнадцать лет - рисунки, живописные этюды. С этого момента Пластов перестал крестьянствовать и с новым жаром принялся за живопись, наверстывая потерянное. Тридцатые годы стали временем расцвета советской станковой живописи, роста интереса к ней широких масс. Завершалась культурная революция. Изобразительное искусство играло не только большую эстетическую роль в жизни нового общества, оно было могучим фактором просвещения и политического воспитания народа. Ясным и понятным реалистическим языком станковая картина рассказывала о революционном прошлом, о героическом труде советского человека - строителя социализма, прививала любовь и уважение к труду, пропагандировала новые социальные отношения. Пластов активно включается в эту работу. Для него не стояла проблема - быть понятным народу. Он был сам народ, и его искусство привлекало и волновало глубокой жизненной правдой. «Итак, я засел за картины. Наконец-то! Я потирал руки от удовольствия. Вот я и художник, вольный живописец»,- писал Пластов. В 1935 году московский зритель впервые увидел его полотна: «Стрижка овец», «Сенокос», «Колхозная конюшня». С этих скромных сюжетов из крестьянской жизни начался путь художника в советском искусстве. Спустя два года, доброжелательно принятый критикой, на этапной художественной выставке «Индустрия социализма» А. Пластов демонстрирует большеформатную композицию «Колхозный праздник». Тема, предложенная художником, имела большой успех именно в эти годы, когда менялся на глазах облик советской деревни, перестраивался в соответствии с новыми жизненными ритмами ее уклад, новое приходило на смену старому, кругом царили всеобщий подъем и воодушевление. А. Пластову неоднократно приходилось видеть подобные сцены массовых празднеств в своем селе. Для картины он использовал массу эскизов и набросков, написал около двухсот этюдов, которые придали композиции жизненную достоверность. А. Пластов на всю жизнь остался верен идее картины большом формы- с глубоким содержанием, развернутым сюжетом, обрисовкой множества разнообразных характеров в их сложном многообразном взаимодействии, в достоверно переданной обстановке. На полотне «Колхозный праздник» художником была изображена многоголосая, ликующая после горячих дней страдной поры толпа односельчан. Они поют и танцуют под звуки самодеятельного мальчишеского оркестра среди тесно составленных столов, заваленных обильными дарами урожайного лета. Художник сознательно лишил картину композиционного центра и «солирующих» действующих лиц, сохранив стихийное хороводное начало, столь характерное для атмосферы широких, разгульных крестьянских пиров. Уже в этой картине проявилось дарование А. Пластова – колориста, его характерное поэтическое отношение к цвету. Красочное многоцветье, рассыпанное по всему полотну, своим декоративным звучанием вызывает в памяти расписные прикладные изделия народных умельцев. А. Пластов обладал серьезным преимуществом по сравнению с многими своими современниками – художниками. Ему с самого начала не приходилось искать и сочинять сюжеты, ездить для этого «в народ» Они виделись ему в родной Прислонихе на каждом шагу - в поле, на колхозном току, в повседневном быте односельчан, живущих своей, порой непонятной горожанам особой жизненной философией, в тесном единении с природой, повинуясь ее вечным законам. Человек и природа, эти два неразрывных, взаимоодухотворяющих начала - неисчерпаемая тема в искусстве А. Пластова. Она решается им на реальной конкретной жизненной основе, почву для которой дают ему бесконечные деревенские наблюдения, общение с односельчанами. Эти традиционные для искусства сюжеты решаются художником с позиций современного человека, хотя приметы нового вводятся им в картины крайне тактично и ненавязчиво. Мотив крестьянского стада, столь популярный в творчестве А. Пластова, дает ему возможность создать лирические картины среднерусской природы, проникнутые большим поэтическим чувством. В полотне «Колхозное стадо», написанном в 1938 году, величавым спокойствием веет от широких просторов равнины, уходящей к самому краю горизонта, от могучей силы от века терпеливого и верного помощника крестьянина - быка, застывшего как монумент на переднем плане. Необыкновенно богаты произведения А. Пластова самыми разнообразными оттенками настроения. Гимном радости, молодости, красоте человека и природы стало полотно «Купание коней», созданное в 1938 году к выставке «ХХ лет РККА». Оно по праву стало одним из классических произведении советской живописи. Восторженно и темпераментно пишет художник сверкающую серебристыми бликами солнца гладь реки, сильные обнаженные тела солдат, игру света и тени, блестящие мокрые крупы лошадей. Здесь особенно ярко проявилось умение А. Пластова во всем передать остроту и характерность конкретного исторического периода, по-своему выразить дух времени. Хотя за «современностью» во что бы то ни стало А. Пластов не гнался. Мажорное, столь характерное для художника, да и для мироощущения всего советского народа начало, звучавшее в искусстве последних предвоенных лет ушло вместе с мирной жизнью страны в июне1941 года. Известие о войне А. Пластов встретил вместе с односельчанами в Прислонихе. С этого момента в его творчестве появились суровые трагические ноты. В 1942 году он пишет картину, ставшую потом всемирно известной «Фашист пролетел», полную глубокой скорби и гнева. С щемящей болью воспринимается нелепо оборвавшаяся жизнь мальчика-пастушка на фоне спокойной пустынной глади зеленеющих озимых, рощицы молодых березок трогательных своей хрупкостью, легко шумящих под порывами ветра золотой листвой. Сдержанная цветовая гамма, выдержанная в золотисто-коричневых тонах, мотив осеннего пейзажа под неярким небом звучат печальным сопровождением трагедии, разыгравшейся вдали от настоящей войны. Картина «Фашист пролетел» была одним из первых серьезных произведений советского изобразительного искусства о войне. Пластов быстро сумел психологически перестроиться», в полной мере поняв ответственность художника за выполнение своего патриотического долга как в дни мира, так и в дни войны. Картины, написанные им в годы войны, отличаются собранностью содержания, скупым образно пластическим языком. Их жанровые и непритязательные на первый взгляд сюжеты превращаются подчас в своеобразные символические притчи о тяготах войны. В год победного окончания войны А. Пластов создает не менее символичные и программные картины «Жатва» и «Сенокос». Идея первой из них зародилась у художника давно. Как писал он сам, ему хотелось дать «минимум всего: красок, жестов, действия». В пасмурный прохладный день на жнивье расположилась небольшая группа - старик и трое детей. Художник изображает их крупным планом, не упуская ни одной детали, которая может внести что-то свое в общую идею композиции. В скудной трапезе военных лет, в жестах тяжелых натруженных рук старого крестьянина и слабых детских рук, в выражениях серьезных, сосредоточенных лиц выражена отнюдь не обычная радость жатвы, но горькие приметы тяжелой жизни деревни военных лет. Здесь мало мужских рабочих рук, все крестьянские тяготы и заботы легли на плечи стариков, женщин и детей. Не радует глаз и зрелище сжатого хлеба. Все пространство картины словно пронизано ощущением тревоги, столь сильно сказалось здесь душевное напряжение самого художника, вложившего в композицию свою боль за Родину и свою любовь к ней. В картине «Сенокос», написанной после «Жатвы», прозвучала радостная мелодия долгожданной победы. «Я когда писал эту картину, все думал: ну, теперь, радуйся брат, радуйся каждому листочку, радуйся – смерть кончилась, началась жизнь»,- вспоминал впоследствии художник. В ошеломляющем цветении луговых трав, в дружном и радостном труде косарей, в блеске солнца выражено безграничное счастье мирного труда. По сравнению с этой картиной особенно драматичным предстает сдержанный колорит «Жатвы». Полотна «Фашист пролетел», «Жатва» и «Сенокос2- плоды творческой зрелости художника. Они определили особое место А. Пластова в советском искусстве, поставили его в ряд крупнейших мастеров отечественной живописи. Они вошли в величественную историко-художественную эпопею. В 1949 году художник был удостоен за эти произведения Государственной премии. В послевоенные годы А. Пластов продолжает интенсивно работать, совершенствуя свое мастерство, используя тот драгоценный материал, который давало ему родное село. Сюжетно-тематическая картина по-прежнему остается в центре его внимания. В произведениях, созданных в 50-е годы (например, «Колхозный ток»), простая обыденная жизнь односельчан приобретает в произведениях художника все большее философски-углубленное выражение. Он поднимается до проблематики эпохального, общечеловеческого. В это же время в творчестве Аркадия Пластова происходят и творческие накопления чисто живописного порядка, растет стремление к большей психологической, эмоциональной «нагруженности» цвета. Оно нашло полное выражение в картине «Ужин трактористов», написанной в 1961 году. Прославленное это полотно имеет сложную судьбу. Новые качественные тенденции, заложенные в нем, были не сразу оценены критикой. Как говорится, художник «опередил свое время». К счастью, непонимание длилось недолго, и картина вошла в «золотой фонд» советского изобразительного искусства. Обращаясь, как всегда, к теме крестьянского труда, Пластов нашел совершенно новые для себя образно-пластические средства. Если прежде в его произведениях композиция строилась на сочетании колористических и описательных начал, то в «Ужине трактористов» уменьшается количество предметов, за счет чего оставшиеся усиливаются в своем значении. Резко возрастает значение цвета, несущего теперь на себе основную эмоциональную нагрузку. В отличие от предыдущих картин в «Ужине трактористов» нет открытого действия. Мир, отдых, покой, уверенность в настоящем и будущем разлиты здесь. Рядом со свежевспаханной полосой земли, от которой ощутимо веет теплым паром, сидя на траве, ужинают трактористы. Привычным неторопливым движением отрезается хлеб, к которому А.Пластов всегда относится как к драгоценности, созданной величайшим человеческим трудом. Лирическим обаянием проникнут образ девочки, разливающей молоко. Ее фигура в белом халате, как и вся картина, светится в красноватом свете заходящего солнца. Уже погружается в глубокую тень вспаханное поле. Как всегда с любовью, сочно и живописно пишет художник натюрморт: почти физически ощущается, как льется теплое, густое молоко. Есть в этом сюжете нечто извечное и ритуальное, как передаваемая из поколения в поколение любовь к земле, привычка к нелегкому труду землепашца. В последующие годы в десятках и десятках картин тема всей жизни художника - тема сельской жизни углубляется и обогащается, достигая всестороннего освещения. В тематических картинах, портретах, пейзажах художник изображает свою родную Прислониху, ее жителей - своих старых друзей и соседей, их быт. Разные судьбы и разные поколения, времена года, циклы сельскохозяйственных работ - нужно было, как А. Пластов, прожить все время в деревне, бок о бок с ее обитателями, чтобы добиться в творчестве такой потрясающей правды, выразить в образах одного села жизнь всей сельской России, найти и соединить в ней философию и поэзию, историю и современность. В это время в творчестве Аркадия Пластова усиливается лирическое начало. Это связано со все большим обращением его к темам юности, красоты, всепобеждающей жизненной силы, гармонии. В картинах «Родник», «Юность», «Полдень» звучит мажорный мотив радостного единения человека с природой. Солнце, вода, буйная летняя зелень, горячий полуденный воздух воспринимаются как величайшее благо, как счастье человека жить на земле. Живопись А. Пластова, при всей характерной для него пастозности, становится прозрачнее, легче. Зеленоватые голубые тона господствуют в этих картинах, объединенные легким серебристым светом. Откровенно пленэрная живопись, построенная на бесконечно проникающих друг в друга цветовых оттенках, передает живое ощутщение радостного летнего дня. Предметный и своеобразный мир произведений А. Пластова ограничен, как небогата ими крестьянская повседневность. Но внутри этого мира художник находит великое множество возможностей для выражения своих художественно-образных идеи. Даже в самом повторении предметов и мотивов есть закономерность стремления художника выразить, исчерпать глубину своих чувств, своей любви к миру людей, растениям и животным. В образе веселого и лихого паренька в полотне «Витя-подпасок» в трогательной картине «В деревне», где женщина с мальчиком на коленях доит большую добрую корову; в жаркой и веселой атмосфере картины «Лето» со стадом, женщинами, подоившими в полдень коров, отдыхающимив тени пастухами и неизменной в пластовских картинах собакой,- в единении людей и животных - явственно звучит есенинская нота: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Гимн молодости, красоте и здоровью - картина «Весна». Обнажеиная молодая женщина выбежала из раскаленной деревенской бани в устланный соломой дворик под редкими падающими снежинками. Она заботливо укутывает маленькую девочку, а забором уходит вдаль покрытая тающим снегом холмистая приволжская земля. Во многих других жанровых картинах в полной мере проявился дар А. Пластова как художника удивительной точности цвета, жеста, компоновки и выбора предметов и вещей; психологической характеристики и типизации. Зимняя деревенская улица, где гуляет с девушкой парень с гармошкой («Молодые»), могучий старец и молодой парень («Смерть дерева»), матери с детьми («Солнышко» и «Мама»)- все это не только списанные с натуры люди, это образы, убедительные и своей эстетической силой, и проникновенной жизненной правдой. Подлинным жизненным подвигом А. Пластова стала галерея портретов его односельчан. Молодые и старые, мужчины и женщины, старики и дети - художник навечно запечатлел людей своего времени, которое больше никогда не повторится. Его портреты останутся бесценным документом и воспоминанием для потомков. Всенародно известны такие из них, как «Девушка с граблями», «Девушка с велосипедом», «Иван Батин», «Портрет скульптора В.А. Ватагина», и многие другие. Постоянная работа над портретом, естественно, дала А. Пластову свободу в работе над образами и персонажами своих больших картин. Не меньшую роль в творчестве художника играют пейзаж и натюрморт: как важные компоненты сюжетно-тематической картины и как самостоятельный жанр. Это все те же окрестности Прислонихи, ее улицы и дома в разные времена года, всегда ассоциирующиеся с разными периодами в жизни человека-радостными и грустными, спокойными и тревожными. Скромен предметный мир его натюрмортов - это вещи крестьянского быта и дары природы среднерусской полосы - овощи, грибы, реже фрукты. Можно сказать, что творчество Аркадия Александровича Пластова – целая эпоха в советском изобразительном искусстве. Вместе с тем это воссозданная в живописи историческая эпоха. Сегодня трудно представить жизнь современного села, не сообразуясь с произведениями его беззаветного певца и поэта, отдавшего людям весь свой талант, свою певца и поэта, отдавшего людям весь свой талант, свою любовь и свою доброту.
Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Пластова Аркадия Александровича
Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по
Тел. +7 903 509 83 86
WhatsApp +7 903 509 83 86
Viber +7 903 509 83 86