С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Сретенский Григорий Александрович (1899 - 1973)
Большая интенсивность жизни, редкое трудолюбие, концентрированная энергия, увлеченность, особая мелодия живописной музыки привлекают в работах Григория Александровича Сретенского. Он прошел большой и нелегкий путь в искусстве, оставил множество картин, не расставался с кистью даже в преклонном возрасте, когда уже можно было бы отдохнуть. Григорий Александрович Сретенский родился в 1899 году в семье археолога и священника Г. А. Сретенского в Замоскворечье. Кроме него были еще три брата и две сестры. Обстановка в семье была благотворная для формирования личности и интересов. Будущий художник окончил духовную семинарию, затем поступил на историко-филологический факультет университета. Революция изменила планы юноши, видимо, сказалось и‚призвание. После двух лет учебы в университете он перевелся во Вхутеин. Там преподавали П. Кончаловский, П. Кузнецов, И Машков. Молодой художник проходит отличную профессиональную школу. Стремление к живописности развивается в нем наряду со стремлением к реализму и сохранению формы в противовес конструктивизму.
В 1921 году организовалось общество художников «Бытие». Оно составилось из Выпускников Вхутемаса, из учеников и последователей художников группы «Бубновый валет». Это было младшее поколение так называемых «Русских сезаннистов», лозунгом общества был реализм. Первая выставка «Бытия» состоялась в 1922 году. Затем в него влилось распавшееся общество «Нож», а вскоре оно пополнилось крупными художественными силами со вступлением в него ряда художников из распавшегося общества «Московские живописцы» — П. Кончаловский, А. Куприн, А. Осмеркин. Теперь уже «Бытие» выявило свое лицо как определенное художественное течение, стремящееся ‹К созданию нового реализма на основе французской живописной культуры. В основе нашей живописи, — говорили художники «Бытия», — лежит построение формы цветом. Мы пишем раздельным мазком, как бы мозаичным, но вместе с тем «лепящим» форму. У нас бодрая, здоровая живопись, реализм, имеющий плоть и кровь. Мы воспринимаем Мир материалистически, в его «вещности», объемности, тяжести изображаемых объектов. Современная критика отмечала у этих художников натюрмортное отношение к объекту изображения и в то же время высокое художественное мастерство, попытки взглянуть на старую «природу» глазами нового человека.
Я открыл том статей А.В Луначарского и нашел там разбор одной из выставок общества «Бытие», с которым были тесно связаны жизнь и творчество Г. Сретенского. Анатолий Васильевич — нарком и маститый критик признает‚ что 11 выставка картин общества «Бытие» оставляет приятное впечатление: она показывает , что у нас немало молодых талантов. Это общество все состоит из молодежи. Я нашел каталог этой выставки.1925 год. Помещение Методического музея. Сретенскому двадцать шесть лет. По нашим сегодняшним понятиям — молодой художник. Но за его плечами Вхутемас, живописное отделение, мастерская П. П. Кончаловского. Чем же выставляется молодой художник, какие темы влекут его, какие сюжеты он избирает, что ему хочется запечатлеть? Все это может немало сказать о личности. «Натюрморт», «Автопортрет», «Серый день»‚ «Натюрморт с рыбой», «Дали»‚ «У пруда», «Суханово», «Женщина с яблоками», «Тучи», «Снопы», «Охотник». Г. Сретенский представляет живописную школу и традиции искусства своего учителя П. Кончаловского. Это естественно. Влияние и личность учителя останутся на всю жизнь. Молодой художник стремится найти и свое собственное видение, свои образы, он хочет запечатлеть волнующие его картины природы, людей задевших его творческое воображение, хочет убедительно передать материальную сущность окружающих вещей.
Он любуется жемчужными и перламутровыми переливами неба в серый день. уверенная осанка осанка — рослого и плечистого человека в резиновых сапогах, обвешанного подсумками и патронташами с пристегнутой и ремешками настрелянной дичью. Он пишет негромкую красоту букета полевых цветов и хочет передать тишину и покой луга, на котором взошли эти Васильки, ромашки незабудки. Это не букетик бумажных цветов, перевязанных пышной ленточкой. Это живая, настоенная ароматами бытия жизнь. И это сам художник, его трепет души, его прикосновение кисти. Вернемся снова к статье А. В. Луначарского. Непосредственно к Г. Сре- тенскому относится всего одна лишь фраза: «Не лишено достоинства подражание Кончаловскому Сретенского». Вот и все. А дальше Луначарский приводит ответ участников той выставки на вопрос: почему они сразу не влились АХРР-Ассоциацию Художников революционной России? Мы хотим,- говорили тогда молодые художники "Бытия", чтобы революция непосредственного отразилась на нашей технике, мы хотим подготовить живопись высокого качества. Для служения революции. Пере листаем каталоги выставок " Бытия". 1926 год. У Сретенского выставлены работы: "Маруся", "Берег", "Волга", "Город", "Москва", "Луга». Художник ищет для себя ядро художественной правды. Он знает, что с него начинается художественное освоение действительности. В следующем году он выставляет серию городских пейзажей Москвы.
А через два года - снова московские пейзажи с добавлением работ, привезенных из поездки на Волгу. В рецензии на одну из выставок «Бытия» Я. Тугендхольд писал, что художники этого общества жизнеспособны и продуктивны. Что их выставки вызывают невиданные по многолюдию вернисажи. «Любовь к жизни, к живописи, к краске, к земле, зелени, человеческому телу‚ к яркой материальной поверхности вещей - все это признаки здоровья, бодрого принятия жизни. Стержнем выставки были Кончаловский, Куприн, Осмеркин. Первый побеждал напором своего темперамента, виртуозным мастерством, своей страстью к краске, второй заражал зрителя тонким лиризмом своих предвечерних пейзажей, третий привлекал жанровыми картинами. Тугендхольд замечал и однообразие «Бытия», опасность впасть в подражательство, говорил о «маленьких Кончаловских и маленьких Машковых», предостерегал от «обжорства краской»‚ которая выглядит порой сырой и ядовитой. У Г. Сретенского и его жены, художницы Н. Стеньшинской, была мастерская на площади Борьбы, где они проработали вместе до 60-х годов. В 1932 году оба вступили в МОССХ. Занимались оформительскими работами, много ездили по Кавказу и Средней Азии.
В 1941 году Г. А. Сретенский был призван в армию, пошел рядовым, ‚работал художником. После победы начал преподавать в Студии инвалидов Великой Отечественной войны. Каждое лето он отправлялся в деревню Федюково под Волоколамском, где много писал с натуры. Любил Гурзуф, Крым, юг. Пейзажи, натюрморты, портреты этой поры основаны на тех же живописных принципах, которые художник вынес из многолетнего опыта: это правдивая передача натуры, обобщенная форма, точный рисунок, энергичные цветовые отношения. Свой живописный метод Сретенский выработал в многократных проверках, он был убежден в его верности, поэтому у него не было метаний, крайностей. Он работал много. Как-то один из педагогов Сретенского во Вхутемасе, профессор Павел Кузнецов пошутил: «Когда-то в Нижнем открылась выставка, которая называлась «Трудолюбие и искусство», там были работы, освещающие оба эти момента, а у нас часто считают, что это одно и то же». Сретенский работал много, но главным для него было не изобразить, а выразить, передать свои чувства и переживания, свое отношение к миру людей и к миру вещей. Его искусство доброе, чистое. Его восприя- тие жизни светлое, оптимистическое. Он любит декоративно-яркое колористическое решение. Художник стремился к ясности композиционного строя, строя к убедительной передаче увиденного. Особенно он любил жанр натюрморта. Здесь его метод раскрывался наиболее полно. Художник всегда углубленно и внимательно изучал натуру, чтобы затем передать ее на холсте поэтично и образно. В его натюрмортах уж нет того «натюрмортного» отношения к окружающему миру, за который когда-то цеплялись критики. Напротив, это отношение живое, динамичное.
«Эта предметность, конкретность, ясность восприятия действительности есть и в пейзажной живописи Сретенского. Земля, деревья, здания и даже небо трактуются им весомо, плотно и материально. Более строгие и скупые по своему цветовому решению, чем его портреты и натюрморты, пейзажи отличаются обобщенной передачей характера местности и ее рельефа, цельностью состояния природы, сдержанностью колорита». Так писал В. И. Костин во вступительной статье к каталогу выставки художника, которая состоялась в Москве в 1962 году. На этой выставке Г. Сретенский показал множество ‚произведении, созданных в разные годы. Это был итог творческой работы за сорок лет. Художник тщательно отобрал полотна, не преследуя цели вместить как можно больше. Он ограничился только работами последних шести-семи лет. На выставке экспонировались жанровые картины, тяга к которым постоянно была у Сретенского. Это «Молотьба», «Бригадный стан», «Комсомольцы-колхозники»‚ «Колхозная ферма» и другие. В них привлекает тяга к подлинности, так поэтизации сельского труда, к стремлению схватить главное в облике современных земледельцев. Конечно, на выставке было и много‚ натюрмортов, пейзажей, зарисовок и этюдов, привезенных мастером из поездки по Франции. Целый раздел был посвящен Крыму. И во всех этих работах была искренность и непосредственность живописного выражения, нашла воплощение творческая индивидуальность мастера.
Каждый раз, обращаясь к работам того или иного художника, думаешь о том, каковы его взгляды на искусство, так сказать, не только в пластическом, а и в словесном выражении, что он думает по поводу собственной работы и работы своих коллег. Мне попалась на глаза одна статья Г. Сретенского в газете «Московский художник» за 1959 год. О чем болел, за что радел Григорий Александрович в этой статье? О создании нормальной творческой среды в нашем Московском Союзе. О формировании и воспитании молодого художника. О том, что искусство не должно нивелироваться под общий средний уровень и что оно есть содружество разных индивидуальностей. Сретенский ратует за то, чтобы развивалась заинтересованность друг в друге, чтобы узкоцеховые интересы уступили Место творческому тяготению. Творческая среда должна воспитывать, творчество каждого должно быть в Центре внимания Союза. Сретенский сетует на то, что творческими университетами молодежи становятся комбинаты со всеми их отрицательными качествами. «Поэтому,— пишет Г. Сретенский, — многие из художников относятся к творческой работе исключительно как к кормящему их ремеслу, не болея судьбами того искусства, которое выходит за рамки комбинатов». Он мечтает об интересных и разнообразных выставках, которые бы ломали узкое, догматическое, обедненное понимание искусства социалистического реализма. И он приходит к выводу, что только в сравнениях, спорах, горячем творческом соревновании, честном и справедливом, может рождаться подлинное искусство. Этими мыслями делился с читателями 60- летний художник, за плечами которого были сотни произведений, огромный творческий стаж, участие во многих выставках. Он писал о том, что наболело не только у него одного. И главное- его мысли не устарели с годами и звучат вполне актуально и сегодня.
В 1973 году состоялась групповая выставка живописцев и скульпторов, в которой принимал участие и Г. Сретенский. Он был представлен работами, созданными по впечатлениям от поездок в Бахчисарай, Судак, Гурзуф. Пейзажи, натюрморты художника отличает все та же внутренняя содержательность и жизненная сила, которые давно уже стали особенностью творческого склада этого мастера. Он тонко передает материальную сущность изображаемого, добивается убедительной живописной трактовки.
Близостью творческих устремлений и взглядов на задачи искусства выделялись на выставке трое экспонентов - М.Кончаловский, Г. Сретенский и его жена и друг Н. Стеньшинская. Любовь к человеку, к природе‚ к полевым цветам, яблокам, дыням, «подсолнухам, из которых так и брызжет солнце, изображение времен года — осени, лета, весны, различных состояний природы, изменчивости света и цвета — все это ежедневно и ежечасно ощущаемое художником и запечатленное им на полотне как бы получало вторую, новую жизнь. Гармонически цельным человеком и художником прошел по жизни Григорий Александрович Сретенский. Он работал, опираясь на определенность своих идейно-художественных принципов, последовательно проводил их в жизнь. Еще во времена «Бытия» он прилагал немало усилий к тому, чтобы общество художников было содружеством разных мастеров‚ связанных общественной, гражданской направленностью. И сам Сретенский был таким в жизни. Он воспитал множество учеников и последователей, он заботливо и пристально выявлял ростки таланта и помогал им расти и развиваться. Немало людей обязаны ему за это доброй и благодарной памятью. Нынешняя выставка Г. А. Сретенского представляет его творчество наиболее полно, ретроспективно. Здесь воочию видны его восхождения и спады» его труд, и его волнения. Видна вся жизнь художника, отраженная в его картинах. Непредубежденный зритель, знающий что такое труд художника и какую радость, ни с чем не сравнимую, дарит он человеку, по достоинству оценит творческое наследие Г.А. Сретенского.
Статья
Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Сретенского Григория Александровича.
Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по
Тел. +7 903 509 83 86
WhatsApp +7 903 509 83 86
Viber +7 903 509 83 86