С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Белоусов Валентин Иванович (1930 - 2010)
Валентин Белоусов (1930–2010) — дитя оттепельных 1960-х. Технарь-механик, он не получил высшего художественного образования. Окончив нефтяной техникум, а затем заочный машиностроительный институт по специальности «инженер точной механики», он занимал некогда престижную должность инженера в нефтяном НИИ. Впрочем, внутренний «физик» в Белоусове не противоречил «лирику». Технологичность, четкость и даже некоторая педантичность вошли в его художественный стиль. Кристально выверенные композиции и цветовой лаконизм отличают формальную сторону его работ. Сюжеты же подсказывала сама действительность 1960–70-х. Искусствовед Татьяна Петрова, описывая романтическую ауру тех лет, воплощенную в полотнах Белоусова, отмечает «трогательную веру в открывающиеся впереди „светлые дали“, атмосферу радостного предвкушения счастья, наполненную светом и ветром».
Основная черта произведений Белоусова — внутренняя упорядоченность, структурированность. Аскетичность и лаконизм изобразительных средств он унаследовал от искусства 1960-х в целом, но и переосмыслил по-своему. Здесь нет ничего лишнего. Напротив, художник следует методом исключения, выведения из своих работ любых «ненужных» компонентов. Натура, выражаясь словами автора, в процессе художественного труда должна быть «приведена в порядок», а само произведение должно быть «завершено». В угоду этой завершенности художник жертвует крупными планами, персонажами, деталями, цветом. Белоусов — кто угодно, только не колорист. Его полотна выдержаны в холодно-грязноватой, местами напоминающей Брейгеля гамме, в которой едва ли не главный цвет — коричневый. По наблюдению Татьяны Петровой, «коричневый цвет, цвет земли, стал для художника доминирующим, в избранном автором контексте он „работает“ и как цвет сгустившегося времени. Все вещи у Белоусова принципиально однородны, они состоят из одной материи — и горы, и облака, и творения рук человека». Ей вторит искусствовед Валентина Чернова, по мнению которой Белоусов «соединяет людей и их суету с природой, растворяя их в ней, сделав их частью стихии, живущей общей жизнью, с большими деревьями вместе с воздухом, ветром и солнцем. Пространство города, свет, люди, воздух, земля — все одно и то же, все единое».
Главное для Белоусова – композиция. Посредством нестандартных, но выверенных решений вкупе с минимализмом деталей он обобщает свои впечатления в сжатые образы.
Главное для Белоусова — композиция. Посредством нестандартных, но выверенных решений вкупе с минимализмом деталей он обобщает свои впечатления в сжатые образы. «Смысл жизни живописца — открыть что-то для себя. <...> Художник должен преображать этот мир», — говорил автор. Поэтому реалистичность его работ обманчива. В действительности композиции Белоусова носят умозрительный, концептуальный характер. Эту умозрительность подчеркивают нестандартные точки зрения. Например, частый взгляд сверху — с тех ракурсов, с которых изображаемая сцена теоретически не могла быть увидена и зарисована художником. Таковы и небольшие ситуации: «Эксперимент» (1969), «Карусель» (1961), и виды города: «Площадь Революции» (1986), «Город над Волгой» (1978) со словно закругленной перспективой, и еще более монументальные «Жигулевская кругосветка» (1980), «Волжский Богатырь» (1985). На людей художник смотрит как бы «с потолка» или с крыши; на город — с высоты птичьего полета; на виды гор и лесов — с еще большей высоты и даже как бы не с человеческой дистанции. Здесь вновь вспоминается Брейгель с его тотальным зрением, вбирающим любые перспективы. Как и Брейгель, Белоусов стремится освободиться от оков ограниченного человеческого зрения, создать некий гиперглаз. И в этом проявляется стремление его «инженерного» мышления к абсолютной объективности. По наблюдению искусствоведа, директора Самарского художественного музея Галины Рябчук, «тяготение к символизации, умение работать, подчиняя натурную конкретность концептуальному обобщению сохраняется на всех этапах творчества мастера».
На картинах Белоусова мало людей. Главные белоусовские герои – научно-технический прогресс и Природа.
На картинах Белоусова мало людей. Портретность в целом для него не характерна. Его персонажи чаще носят служебный характер, как неизбежные детали бэкграунда. По-настоящему же главные белоусовские герои — научно-технический прогресс и Природа. Они не находятся между собой в непримиримом и ведущем к катастрофе противоречии, как у Пурыгина. Скорее сосуществуют на равных, создавая особую ауру восприятия.
Белоусову блестяще удаются атмосферные пейзажи. Среди них есть место и мрачным футуристическим фантазиям — «РВС» (1977), и урбанистическим ландшафтам — «Час быка» (1980), и индустриальным гиперболам — «Подшипниковый завод» (1979). Серо-коричневые стены с маленькими провалами черных окон, сплетающиеся промышленные коммуникации, вышки радиомачт — все это сделано людьми, но, по версии Белоусова, живет своей скрытой жизнью. Схожие чувства вызывают и его природные ландшафты, в частности, виды гор, проникнутых величественной философической мощью. Изображая горы, художник часто создавал обобщенно-отвлеченные от конкретных реалий работы — «Огонь войны» (1980) или «Скалы» (1989).
Художественный тип Белоусова — аналитик-минималист, стремящийся усмотреть и передать некие структурные «схемы» реальности, существующие по ту сторону видимого. Этот же тип на свой уникальный лад воплощали Николай Шеин, Иван Карпунов, Роман Коржов и другие представители «аналитической» линии самарского искусства.
Участие в выставках:
Зональные:
1967- «карусель»
1974 - «Большая вода», «Весна»
1985 - «День победы»
1990 - «Городской пейзаж»
1999 - «Колокола уходящего века» работы «Спаси и сохрани»,
«Жареный бугор», «Затмение»
2003 - «Страя Самара» г. Нижний Новгород
2004 - «Старая Самара» г. Москва
Республиканские:
1975 - «Большая вода», «Крыши»
1980 - «к 35-летию Победы» работа «9 мая 1945»
1983 - «Физкультура и спорт» работа «Финиш»
1983 - «Голубые дороги страны» - работа «Речной порт»
1998 - «Россия» работа «Масленица»
2004 - «Старая Самара»
2005 - к 60-летию Победы «9 мая 1945»
Всесоюзные:
1983 - «Физкультура и спорт» работа «Финиш»
Всероссийские:
2005 - выставка к 69-летию Победы
Зарубежные:
1971 - «Культурные связи с Болгарией» работа «Жигули»
1977 - «Культурные связи с Болгарией» работа «Юность»
1993 - Германия, Эссен, Дюссельдорф - серия работ.
1995 - Германия, Штутгарт работы «Старая Самара», «Город над волгой»
1999 - международная выставка ХХ века в выставочном зале
«Амори» Нью-Йорк, США
Областные:
В 1966 участвовал в конкурсе проекта по созданию
«монумента вечной славы» в г. Самара - поощрительная премия.
Персональные:
1971 - «По городам и странам»
1980 - «К 50-летию автора»
2000 - «К 70-летию автора»
2005 - «К 75-летию автора»
Так же работы находятся в частных собраниях России,
Франции, Германии, Италии, Израиля, США.
Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Белоусова Валентина Ивановича
Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по
Тел. +7 903 509 83 86
WhatsApp +7 903 509 83 86
Viber +7 903 509 83 86