Белоусов Валентин Иванович - биография художника. Галерея Артпанорама
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Белоусов Валентин Иванович (1930 - 2010)

Валентин Белоусов (1930–2010) — дитя оттепельных 1960-х. Технарь-механик, он не получил высшего художественного образования. Окончив нефтяной техникум, а затем заочный машиностроительный институт по специальности «инженер точной механики», он занимал некогда престижную должность инженера в нефтяном НИИ. Впрочем, внутренний «физик» в Белоусове не противоречил «лирику». Технологичность, четкость и даже некоторая педантичность вошли в его художественный стиль. Кристально выверенные композиции и цветовой лаконизм отличают формальную сторону его работ. Сюжеты же подсказывала сама действительность 1960–70-х. Искусствовед Татьяна Петрова, описывая романтическую ауру тех лет, воплощенную в полотнах Белоусова, отмечает «трогательную веру в открывающиеся впереди „светлые дали“, атмосферу радостного предвкушения счастья, наполненную светом и ветром». 



Основная черта произведений Белоусова — внутренняя упорядоченность, структурированность. Аскетичность и лаконизм изобразительных средств он унаследовал от искусства 1960-х в целом, но и переосмыслил по-своему. Здесь нет ничего лишнего. Напротив, художник следует методом исключения, выведения из своих работ любых «ненужных» компонентов. Натура, выражаясь словами автора, в процессе художественного труда должна быть «приведена в порядок», а само произведение должно быть «завершено». В угоду этой завершенности художник жертвует крупными планами, персонажами, деталями, цветом. Белоусов — кто угодно, только не колорист. Его полотна выдержаны в холодно-грязноватой, местами напоминающей Брейгеля гамме, в которой едва ли не главный цвет — коричневый. По наблюдению Татьяны Петровой, «коричневый цвет, цвет земли, стал для художника доминирующим, в избранном автором контексте он „работает“ и как цвет сгустившегося времени. Все вещи у Белоусова принципиально однородны, они состоят из одной материи — и горы, и облака, и творения рук человека». Ей вторит искусствовед Валентина Чернова, по мнению которой Белоусов «соединяет людей и их суету с природой, растворяя их в ней, сделав их частью стихии, живущей общей жизнью, с большими деревьями вместе с воздухом, ветром и солнцем. Пространство города, свет, люди, воздух, земля — все одно и то же, все единое».



Главное для Белоусова – композиция. Посредством нестандартных, но выверенных решений вкупе с минимализмом деталей он обобщает свои впечатления в сжатые образы.



 Главное для Белоусова — композиция. Посредством нестандартных, но выверенных решений вкупе с минимализмом деталей он обобщает свои впечатления в сжатые образы. «Смысл жизни живописца — открыть что-то для себя. <...> Художник должен преображать этот мир», — говорил автор. Поэтому реалистичность его работ обманчива. В действительности композиции Белоусова носят умозрительный, концептуальный характер. Эту умозрительность подчеркивают нестандартные точки зрения. Например, частый взгляд сверху — с тех ракурсов, с которых изображаемая сцена теоретически не могла быть увидена и зарисована художником. Таковы и небольшие ситуации: «Эксперимент» (1969), «Карусель» (1961), и виды города: «Площадь Революции» (1986), «Город над Волгой» (1978) со словно закругленной перспективой, и еще более монументальные «Жигулевская кругосветка» (1980), «Волжский Богатырь» (1985). На людей художник смотрит как бы «с потолка» или с крыши; на город — с высоты птичьего полета; на виды гор и лесов — с еще большей высоты и даже как бы не с человеческой дистанции. Здесь вновь вспоминается Брейгель с его тотальным зрением, вбирающим любые перспективы. Как и Брейгель, Белоусов стремится освободиться от оков ограниченного человеческого зрения, создать некий гиперглаз. И в этом проявляется стремление его «инженерного» мышления к абсолютной объективности. По наблюдению искусствоведа, директора Самарского художественного музея Галины Рябчук, «тяготение к символизации, умение работать, подчиняя натурную конкретность концептуальному обобщению сохраняется на всех этапах творчества мастера».



На картинах Белоусова мало людей. Главные белоусовские герои – научно-технический прогресс и Природа.



На картинах Белоусова мало людей. Портретность в целом для него не характерна. Его персонажи чаще носят служебный характер, как неизбежные детали бэкграунда. По-настоящему же главные белоусовские герои — научно-технический прогресс и Природа. Они не находятся между собой в непримиримом и ведущем к катастрофе противоречии, как у Пурыгина. Скорее сосуществуют на равных, создавая особую ауру восприятия. 



Белоусову блестяще удаются атмосферные пейзажи. Среди них есть место и мрачным футуристическим фантазиям — «РВС» (1977), и урбанистическим ландшафтам — «Час быка» (1980), и индустриальным гиперболам — «Подшипниковый завод» (1979). Серо-коричневые стены с маленькими провалами черных окон, сплетающиеся промышленные коммуникации, вышки радиомачт — все это сделано людьми, но, по версии Белоусова, живет своей скрытой жизнью. Схожие чувства вызывают и его природные ландшафты, в частности, виды гор, проникнутых величественной философической мощью. Изображая горы, художник часто создавал обобщенно-отвлеченные от конкретных реалий работы — «Огонь войны» (1980) или «Скалы» (1989). 



Художественный тип Белоусова — аналитик-минималист, стремящийся усмотреть и передать некие структурные «схемы» реальности, существующие по ту сторону видимого. Этот же тип на свой уникальный лад воплощали Николай Шеин, Иван Карпунов, Роман Коржов и другие представители «аналитической» линии самарского искусства.

Выставки и аукционы:

Участие в выставках:

Зональные:

1967-  «карусель»

1974 - «Большая вода», «Весна»

1985 - «День победы»

1990 - «Городской пейзаж»

1999 - «Колокола уходящего века» работы «Спаси и сохрани», 

«Жареный бугор», «Затмение»

2003 - «Страя Самара» г. Нижний Новгород 

2004 - «Старая Самара» г. Москва

Республиканские:

1975 - «Большая вода», «Крыши»

1980 - «к 35-летию Победы» работа «9 мая 1945»

1983 - «Физкультура и спорт» работа «Финиш»

1983 - «Голубые дороги страны» - работа «Речной порт»

1998 - «Россия» работа «Масленица»

2004 - «Старая Самара»

2005 - к 60-летию Победы «9 мая 1945»

Всесоюзные:

1983 - «Физкультура и спорт» работа «Финиш»

Всероссийские:

2005 - выставка к 69-летию Победы

Зарубежные:

1971 - «Культурные связи с Болгарией» работа «Жигули»

1977 - «Культурные связи с Болгарией» работа «Юность»

1993 - Германия, Эссен, Дюссельдорф - серия работ.

1995 - Германия, Штутгарт работы «Старая Самара», «Город над волгой»

1999 - международная выставка ХХ века в выставочном зале 

«Амори» Нью-Йорк, США

Областные: 

В 1966 участвовал в конкурсе проекта по созданию 

«монумента вечной славы» в г. Самара - поощрительная премия.

Персональные:

1971 - «По городам и странам»

1980 - «К 50-летию автора»

2000 - «К 70-летию автора»

2005 - «К 75-летию автора»

Так же работы находятся в частных собраниях России, 

Франции, Германии, Италии, Израиля, США.

Дополнительная информация:

Галерея Артпанорама для своей экспозиции купит картины и графику художника Белоусова Валентина Ивановича 

Фото картин можно выслать на почту artpanorama@mail.ru или связаться по

 Тел. +7 903 509 83 86

WhatsApp +7 903 509 83 86

Viber +7 903 509 83 86

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены