Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Русская живопись XX века В. С. Манин (том 1)

С появлением «Мира искусства» кончилась живописная эпоха искусства ХIХ века. Однако социальная жизнь и ее отражения в искусстве повторяли изгибы ХIХ века и возвращали в искусство прежнюю пластику. 

Между «Союзом русских художников» и «Миром искусства» пролег водораздел, в дальнейшем углубленный живописцами двух разных художественных принципов.

«Союз» ориентировался на природу, натуру, стараясь предельно честно и искренне передать ее естественное дыхание. «Мир искусства» предпочитал воображение, вдохновляясь определенной идеей. Оба пути правомочны, оба были поэтичны. Один из тонких ценителей искусства — Эрнст Гомбрих — выразился по этому поводу так «...я верю, что тот, кто пошел по пути Констебля и стремился постичь окружающий мир, а не будить в воображении поэтические грезы, достиг чего-то более важного. Реальная жизнь оказалась в глазах Гомбриха предпочтительнее вымысла.

Возникшее в конце 1890-х годов объединение «Мир искусства» представляло собой группу художников, противопоставивших себя «грубой» социальности передвижнического движения. По смыслу своему их творчество являлось ретроспективным искусством, обратившимся к русской (Лансере, Сомов) или французской (Бенуа) истории, просмотренной сквозь образный строй и стилистику того времени (то есть 16-17 веков). Это не было эпигонством — это был своеобразный прерафаэлизм, оснащенный культурным знанием, вкусом к стилизации, в которой усматривалось дыхание времени. «Мир искусства» начала ХХ века предложил новое художественное мышление.

«Мирискусники» мифологизировали прошлое, находя в нем удовлетворение, не доставляемое современностью. Отсюда проистекал крайний субъективизм в оценке истории, которая, по сути дела, использовалась как предлог для создания эстетизированных картин. где уход в прошлое отождествлялся уходу в мир красоты.

Аристократизм этого объединения был очевиден, так же как и противостояние демократической сюжетике и «низменным» темам «союзников». По просьбе Муттера, написавшего историю европейского искусства ХIХ века А. Бенуа дописал в нее главы о русском искусстве, где продемонстрировал не только неприятие передвижников, но подошел к анализу всего искусства с точки зрения стилизма как содержательной категории, где форма выражения была ведущей в оценке искусства в целом. Казалось, что после тяжелого «малоприятного» социального искусства Х1Х века ХХ век подал на десерт утонченное творчество «Мира искусства» — взлет российского художественного аристократизма перед его скорым концом. Социальная жизнь, при ее видимом истончении в искусстве, с появлением новой российской цивилизации находились в предчувствии близкого конца, который вскоре наступил, разметав в пух и прах интеллигентскую игру бурей социального конфликта. 

Будучи одним из идеологов «Мира искусства», Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) построил свое творчество на пристрастиях к стилю искусства XVII века, на воссоздании красоты Версальского парка и аристократического быта королевского окружения. Его образы: «Купальня маркизы», «Китайский павильон. Ревнивец» (обе — 1906), «Прогулка короля» (варианты 1906 года) — пронизаны иронией. Она ставит под сомнение кукольность образов И соответствующую рокайльную манеру исполнения. Ирония предполагает момент отстранения, преувеличения, поэтому историческая правда не то чтобы камуфлируется, а, обостряясь, выявляет одну из существенных сторон действительности того далекого прошлого. Но эта правда не полная, не всеохватывающая, она словно подогнана под возникшую новую стилистику, за изяществом которой таилась пустая, исполненная формальных знаков этикета жизнь сословия, окруженная высокой эстетикой созданного для него искусства.

Изящество произведений Бенуа ощущается и в негромком, гармоничном цвете, связывающем палевые и бледно-розовые оттенки («Китайский павильон»), тонкий рисунок и изощренно построенную композицию, раскрывающую красоту версальских перспектив и смысл сюжетного действия («Прогулка короля»), а главное, они воспроизводят аристократический дух того времени, который сам по себе обладал не менее изящной формой, чем манера его исполнения художником. Бенуа использовал легкие рокайльные мотивы для воссоздания некогда бывшего мира, представшего будто ожившими марионетками или неким театром теней («Итальянская комедия», 1905). Взбудораженное сознание эпохи прочитывается в этих сценках через светотеневую экспрессию, острые композиционные ракурсы сцены, динамичные позы и жесты актеров.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены