С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Старейший русский художник Василий Николаевич Бакшеев принадлежит к тем выдающимся мастерам советского искусства, которые связывают его с лучшими традициями русской национальной школы живописи.
Начав творческую деятельность в 1887 году, Бакшеев славно продолжал ее более семи десятилетий. В его внешне скромных, но всегда содержательных и тонких по исполнению произведениях, чувствуется глубокая правда реальной жизни, искренне пережитые «свои» мотивы, поэтическое отношение к природе и человеку. Искусство Бакшеева исполнено радостным ощущением жизни, ее свежим, трепетным живописным восприятием.
Непреклонный последователь реализма, В. Н. Бакшеев получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему посчастливилось иметь в числе своих преподавателей таких замечательных художников и педагогов, как Е. Сорокин, И. Прянишников, Вл. Маковский, А. Саврасов, В. Поленов. Это были крупнейшие представители старшего поколения передвижников, стремившиеся к правде в искусстве и к народным темам. Особенно много дал Бакшееву Евграф Сорокин, изумительный мастер рисунка и В. Поленов, сумевший передать своему ученику законы живописных отношений, привить особое внимание к цветовым нюансам, к свету и воздуху.
В Училище живописи произошла и знаменательная для Бакшеева встреча с великим русским баталистом Верещагиным, отметившим работу начинающего художника и сказавшим что он стоит «на верном, правильном пути».
«Для меня это было очень важно,—вспоминает Бакшеев о встрече с Верещагиным,— появилась уверенность, что я делаю то, что нужно. Ведь в это время было много споров об искусстве и найти правильный путь было трудно».
Дебют Бакшеева на ученической выставке 1887 года привлек всеобщее внимание к молодому художнику. Его картину «Девушка, кормящая голубей» купил для своей галереи П. М. Третьяков. За картину «Возвращение с богомолья» Бакшеев получил в 1888 году звание художника и большую серебряную медаль.
«Девушка, кормящая голубей» для живописи того времени оказалась примечательной картиной. Жанровая тема решалась молодым художником в плане серьезных живописных исканий, была выполнена в пленере. Эта небольшая картинка, пронизанная светом, и до сих пор сохраняет всю свою поэтическую свежесть.
В следующие годы Бакшеев участвовал на конкурсе Московского общества любителей художеств и получил первую премию за картину "В родном гнезде" и вторую за пейзаж "Заштатный город".
В начальную пору творчества Бакшеев показывает себя, по преимуществу, как мастер бытового жанра. Прочно связав свою деятельность и общественную работу с Товариществом передвижных выставок, в члены которого он был избран в 1893 году, Бакшеев выставляет у передвижников все свои основные жанровые вещи. Здесь появляются его картины: «Отверженный», «Перед экзаменами», «Переселенцы», «В часы досуга», «Перед приездом господ», «Житейская проза» (Третьяковская галерея), «Возвращение домой», «За советом», «Неудачники» (Кировский художественный музей) и др.
Жанровые вещи Бакшеева типичны для многих передвижнических картин 90-х годов. «Герои Бакшеева,—как правильно намечает исследователь его творчества А. М. Скворцов-это в большинстве случаев люди из бедных интеллигентских или мещанских семей, забытые крестьяне, «униженные и оскорбленные». С большой чуткостью и тактом подходит художник к изображению их горя, их печалей, их забитой, неудавшейся жизни.
Из жанровых произведений Бакшеева наибольшей популярностью пользуется «Житейская проза» (1902 г.). Это- одна из прекрасных реалистических картин нашего искусства конца ХIХ века. Бытовой жанр здесь вырастает в тему большого социального содержания. Конфликт между отцом и дочерью воспринимается как конфликт противоречий старого и нового мировоззрения. Эта картина Бакшеева напоминала о накопившемся чувстве протеста против существовавшего общественного строя.
В «житейской прозе» живописный талант Бакшеева выразился с исключительной силой. Картина привлекает необыкновенной свежестью цвета, смелыми и сочными красочными отношениями, умением распоряжаться светом, придать «звучание» мельчайшим деталям.
Живописную сторону бакшеевских жанровых вещей высоко ценил Репин. «Что за прелесть Вы мне прислали!—писал Илья Ефимович Бакшееву, получив в 1905 году эскиз его картины «За советами» - Гляжу и не нагляжусь. Сколько света, как чудно! Какая симпатичная сцена! А уж писано как! Каждый мазок расцеловать хочется».
В 1913 году Василий Николаевич получил звание академика живописи.
В последние пять десятилетий темой творчества В. Н. Бакшеева является пейзаж. Еще на конкурсе в Обществе любителей художеств Бакшеев показал пейзаж «Плес на Волге» (Заштатный город ). В это же время им был написан пейзаж «Перед грозой" а несколько позднее "Весенний вечер" и "Осенний лучи», приобретенные Академией художеств. Из ранних пейзажных работ художника волнующее впечатление производит также "Порубь».
В пейзажах Бакшеева жизнь родной природы выражается во внешне-спокойных, но внутренне глубоких и сложных состояниях. У Бакшеева — особая пейзажная мелодия и свои живописные средства для раскрытия образов русской природы. Он художник-поэт, лирик пейзажа, передающий нежность природы, ее теплое, легкое дыхание. Пейзажам Бакшеева чужды грустно-элегические, созерцательные настроения, типичные для послевитановского периода русской пейзажной живописи. Бакшеев до тонкости изучил жизнь природы, он знает самые сокровенные пейзажные тайны. Особенно много картин русской природы им было написано в тридцатые годы и начале сороковых. Среди них наибольшей своеобразностью и глубиной проникновенного чувства природы отличаются «Летний вечер», «Первая зелень», «Дорога в лес», «Летний вечер», «К вечеру», «Летний день», «Пасмурный день». В этих произведениях художник обобщает типические состояния нашей природы. Очень удаются Бакшееву лесные дорожки и полянки в лесу, березовые рощи, яркая зелень лесной травы. осеннний лес, освещенный ярким, но холодным солнцем. Розово- зеленоватая и серебристо-лиловая гамма цвета с тончайшими цветовыми нюансами—типичны для живописи художника. Мажорное, оптимистическое выражение Бакшеевым пейзажа нашло наиболее сильное и смелое претворение в его «Голубой весне» (1939 г., Третьяковская галерея).
Как жанрист, Бакшеев в советскую эпоху сумел вложить новое содержание в свои картины. В начале революции им были написаны «9 января» и «Ленин в Разливе». От тридцатых годов остались его этюды и эскизы: «Красноармейцы в колхозе», «Жницы», «Вызваны в сельсовет», «Бивуак на берегу реки», «Возвращение с работы». В 1940 году художник написал картину «Ленин и Крупская в селе Кашино».
Значение Бакшеева для нашего искусства не ограничивается одной художественной деятельностью. Василий Николаевич является прекрасным и самоотверженным педагогом. Еще в 1894 году он был приглашен преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где работал до 1918 года. Особенно много Бакшеев потрудился, как воспитатель молодых поколений художников, в советское время. Он был профессором Высших государственных художественных мастерских, Института повышения квалификации, преподавал в различных студиях и долгие годы работает в Училище памяти 1905 года. В последние годы Василий Николаевич преподавал в Художественно-промышленном Институте им. М. И. Калинина. Среди учеников Бакшеева—немалое количество видных молодых советских художников, четко овладевших методами реалистической живописи. Большой и плодотворный труд Василия Николаевича Бакшеева получил высокую оценку и народное признание. В 1937 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусства.
В 1943 году Бакшееву присуждается Сталинская премия. За свою многолетнюю творческую деятельность выдающиеся заслуги в развитии русского изобразительного искусства он награжден в 1943 году орденом Трудовом Красного Знамени. С 1947 года Бакшеев—Народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств СССР. Василий Николаевич Бакшеев сумел сохранить в себе огромный запас молодости и душевной бодрости до самых последних дней. Еще не успеет растаять снег, а уже Бакшеев—на этюдах, и каждый год он обогащал себя новыми восприятиями пейзажа, непрерывно проверял в себе «чувство природы», вбирал ее новые черты, не успокаивался в творческих исканиях; сложившийся мастер, он ставил все новые и новые задачи. Осмысленный и красивый труд Бакшеева, цельность его творческой натуры, беспредельная‚ ясная любовь к живописи дают яркий пример для молодых талантов.
Из статьи М. Сокольникова