С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Когда-то А. В.Луначарский написал о картинах Ф. Богородского: „Очень уж много тут энергии, очень уж высоким фонтаном бьет здесь радость бытия и победить всякие трудности". Эту характеристику можно отнести к самому художнику с его оптимизмом, темпераментом, настойчивостью, жадным любопытством ко всему многообразию бытия. Чисто русская сметка всегда помогала ему разобраться в сложных явлениях жизни. Богородский раскрывает перед нами свои "архивы"- большие альбомы, где собраны репродукции и фото с его картин, статьи из газет и журналов-отзывы о его работах. В фотоснимках запечатлены интереснейшие события из мира искусства. Это целая своеобразная история советского искусства в иллюстрациях! Как органически слиты жизненный и творческий путь художника-коммуниста с судьбами советской страны, культуры, искусства! На одной из пожелтевших от времени фотографий на высоте нескольких вздыбленных столов и стульев ловко балансирует задорный гимназист. Вы узнаете в нем Федора Богородского. С раннего детства проявилась его неугомонная разносторонняя натура. Он учится рисованию‚ игре на скрипке,занимается акробатикой, постигает тайны фокусника и, к всеобщему удивлению, кончает гимназию в родном Нижнем Новгороде.
Вы перелистываете страницы альбома. Юноша превратился в летчика с серьезным, возмужалым лицом. С 1915 г. двадцатилетний Богородский на фронте, он—морской летчик, полный георгиевский кавалер. Но эта эпопея первой империалистической войны закончилась трагически: самолет был сбит неприятельской артиллерией, а сам летчик, каким-то чудом оставшийся в живым, пять месяцев пролежал в военном лазарете. Бережно разворачивает художник полуистлевший лист газеты „Солдат революции“. Царицын. 1919 год. В разделе! „Партийная жизнь на фронте“ заметка о выступлении моряка Федора Богородского, который призывает к железной дисциплине и защите Царицына. Загораются глаза художника. Вы снова видите матроса, комиссара военной Донской Флотилии. Перед вами плывут знойные донские степи, звучат боевые матросские песни, гремят раскаты вдохновенных боев за Царицын. „Воспоминания о былых днях гражданской войны всегда как-то особенно тревожат мое сердце. Какая великолепная эпопея была пройдена в эти романтические годы, какие удивительные герои рождались в жестоких боях“, — пишет художник в газетной статье.
Остались позади бурные годы гражданской войны. Снята военная форма, и Богородский снова возвращается в любимый мир искусства. Он едет в Москву и в 1922 году поступает на 4 курс Вхутемаса в мастерскую Народного художника А. Е. Архипова. Занятия в мастерской под руководством замечательного русского художника Архипова заставили молодого художника навсегда отречься от модных тогда „левых течений“. Хорошая школа, трудные, насыщенные бурными событиями годы двух пережитых войн помогли ему встать на верный путь реалистического искусства. В 1924 г. блестяще окончен Вхутемас с высшей наградой- заграничной командировкой. Но ехать за границу тогда было некогда. Богородский принимал деятельное участие в организации АХРР-первого объединения художников советской реалистической картины. Захватила и начатая работа. В пестром калейдоскопе новой жизни, со всеми присущими ей неизбежными противоречиями старого мира, острые глаза художника отыскали живую тему. Это была тема о беспризорных детях.....большую ценность имеют такие картины, как картина Богородского „Беспризорники". Такие картины останутся памятниками тех величайших трудностей, которые мы переживали на нашем пути, они отражают язвы, которые мы должны были залечивать“‚—писал Ем. Ярославский.
С улыбкой вспоминает художник, как он приручал беспризорников‚ шумно бродивших тогда по Москве. К ним в ночлежку и сумел проникнуть Богородский. За год напряженной работ были написаны 15 своеобразных портретов. В 1925 году на 7-й выставке АХРР появляется сери беспризорных, создавших Богородскому неожиданный успех. Их сразу отметил А. В. Луначарский. ‚, Его серия беспризорных-превосходнейшая группа социальных портретов... При этом молодой Богородский показывает себя не только живописцем психики, не только человеком, умеющим очень остро передать ее, но и крепким рисовальщиком и небезынтересным колористом"-писал А.В Луначарский. В работе над портретами беспризорных формируется живописная манера Богородского-уверенный рисунок, крепкая объемная, иногда чрезмерно подчеркнутая форма, несколько тяжелый, скуповатый, но выразительный колорит. В 1927 г. на 10—й выставке АХРР, к 10-летию Октября появляется большое полотно ‚‚Матросы в засаде " написана темпераментно и эмоционально. В этой монолитной группе пяти матросов грозно и бесстрашно встречающих последний, роковой, быть может, натиск врага,- единая воля, целеустремленность рабочего класса готовность до последней капли крови защищать революцию. В этой картине впервые в советском искусстве были моряки гражданской войны, она получила премию Реввоенсовета.
Вскоре ее отправляют на Международную выставку в Венеции, где еще не раз будет участвовать Богородский. 1928 год был знаменательным годом. Художник, наконец, вслед за своей картиной уехал в заграничную командировку. Два года скитаний по городам Германии, Австрии, Италии. Музеи, выставки, театры, цирк, кафе, рабочие предместьям Художники, писатели, актеры, рабочая среда... Неожиданные яркие встречи, красноречивые противопоставления. С любопытством всматривался художник-коммунист в незнакомые лица, обычаи, постигал чужой мир, неразрешенных капиталистических противоречии. В Берлине-встреча с Максимом Горьким, с которым когда-то в молодые годы дружил отец художника-нижегородский адвокат. В результате этой встречи-пять месяцев жизни у Горького в Италии, в Капо ди Сорренто. Увлеченный ликующей красотой итальянской природы, Богородский целыми днями с упоением писал солнечные пейзажи.А в тихие вечерние часы, когда Горький рассказывал о своих жизненных встречах, о старых годах на Волге, в Нижнем Новгороде, Богородский писал его портрет. письме к художнику П. А. Радимову Горький говорит: „...Богородский работает много, на мой взгляд, хорошо. Написал около сотни этюдов, но законченной картины еще ни одной... А талантлив Богородский бесспорно“. (‘28 марта 1930 г) Несколько месяцев каждодневных встреч и общения с великим писателем оставили глубокий след в жизни Богородского,обогатили и умудрили его художника, сделали его более зрелым человеком.
По приезде в Москву, 1марта 1931 года, в Гос.Музее Изящных искусств открылось отчетная выставка Богородского. На выставке были два больших портрета Горького, пейзажи Италии, Германии. Помимо живописи показано было множество акварелей, рисунков -уличные сцены, экстравагантные гротески любимого цирка и.т.д. Выставка были дискуссионной. Художник доверчиво раскрыл перед судом общественности все пути и извилины своих двухлетних творческих скитаний и поисков. Бесспорно художник растерялся в хаосе впечатлений Запада.
Богородский отдал дань и формальным увлечения в поисках нового острого изобразительного языка.
Десятилетие 1930—1940 гг. отмечено крупными политическими событиями, борьбой за окончательную победу социалистического реализма в искусстве. На выставках к 15-летию и 20-летию Советской власти и Красной Армии и Флота. Богородский был активным организатором и участником. Как всегда, и в этот период его жизнь была кипучей и многообразной. Он пишет автомонографию, изданную в 1938 г.
Открывает свою выставку в рабочем клубе, где руководит кружком рисования. Начинает педагогическую деятельность во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии, организуя там Художественный факультет. В 1938 году он утверждается в звании профессора живописи. В то же время он успевает ездить в творческие командировки во все концы Союза-в Донбасс, на Волгу, в Крым, на Кавказ, на Украину. В 1939 г. он присутствовал на историческом Народном Собрании в освобожденном Белостоке. Жизнь в Советской стране стремительно неслась вперед. Многие из беспризорников Богородского превратились в советских людей-строителей социализма. Отзвучала и для Богородского романтика «дна». Он ищет новую увлекательную тему. Старого матроса опять потянуло на море. Много раз плавал он по Черному Морю. Здесь вновь он обрел свою стихию. Севастополь, Балаклава, Одесса, Батуми. Море, гавани, матросы... Заманчиво покачиваются в заливах корабли и парусники, заманчиво синее море, ветер и солнце.А какое разнообразие типов, характеров, темпераментов. И веселая молодежь суровые, закаленные в боях матросы- бойцы первых лет революции. И вот не выдержало сердце старого моряка Богородского- матросская роба, перевита грудь пулеметными,рука сжимает винтовку.
И мы узнаем автопортрет художника. Один из немногих художников-участников Гражданской войны-Богородский в течение многих лет возвращался к этой теме. На его полотнах воскресали образы былых матросов, оживала далекая романтическая юность Великой Октябрьской революции."Нашли товарища","(1932-33гг. Выставка "15 лет Красной Армии и Флота"), "Шахтеры"(1938г. Выставка индустрия социализма"). Эти картины написаны с большей или меньшей удачей, а подчас они даже слабы по живописи, по композиции("Шахтеры","За родину" ). Но в замысле каждого полотна лежит продуманная тема, прочувствованный образ, сложное психологическое решение. Богородский страстно любил родину, русскую широкую лирическую природу. В летние дни он начинает работать с зарей и с закатом кончает последний этюд. Абрамцево, Мстера, Васлиьсурск, Звенигород, родной Горький и, наконец, любимая Таруса на Оке, где он прожил четыре года. Одновременно с Богородским здесь жили Н.П.Крымов, К.Ф.Богаевский, много других художников. С самого утра то тут, то там вырастали, как грибы, белые этюдные зонты живописцев. А с наступлением вечера собирались вместе,обсуждали этюды, вели жестокие споры об искусстве.
Эта работа на „пленэре“, тесное общение с талантливым художником Н. П. Крымовым обогатили мастерство Богородского. Только теперь он понял значение тона в реалистической живописи. Богородский написал за годы пребывания в Тарусе сотни пейзажей. Зарумяненные утренние дали на Оке, торжественные закаты, тихие провинциальные улочки, поля с золотыми стогами, вечерние околицы, пышные купы деревьев. Художник почувствовал новую силу и уверенность руки, новую остроту живописного видения. Теперь нужно было написать большую работу. Тема пришла вместе с грозной Отечественной войной. Несколько месяцев 1942 г. Богородский провел в осажденном Сталинграде среди героической морской пехоты. Гостеприимно и восторженно встретили моряки старого матроса, когда-то защищавшего Царицын. Март и апрель 1943г. Богородский в Ленинграде. Жестокие битвы Сталинграда сменились великой трагедией Ленинградской блокады... В октябре 1944 г. художник летит в 5-ю воздушную армию в Румынию и Венгрию. Здесь на фронтах, в суровые дни и годы, решающие судьбы нашей родины, в огне взрывов и пожаров, в грохоте орудий и реве моторов художник нашел новую, большую, захватывающую тему.
„Я начал работать над композицией „Вечная слава героям павшим в боях за родину“. Поводом для этого полотна послужили и потеря сына и все те трагедии, которые мне привелось видеть на фронтах, и бесконечные страдания отцов и матерей, потерявших своих детей на полях сражений“-, пишет художник в своей автобиографии. Еще до того, как картина появилась на выставке „Великая Отечественная война“, осенью 1945 г., в мастерскую художника на Масловке началось паломничество совершенно незнакомых людей. В тишине мастерской, царившей в эти дни около этой картины набегали слезы на глаза взрослых суровых людей, потерявших своих близких. Эти пробужденные человеческие чувства были лучшей наградой и признанием для художника. В этой картине мы видим прежде всего одухотворенное лицо матери. Седые волосы окаймляют ее морщинистые щеки. Голубые глаза устремлены в даль. Она вспоминает своего сына живым и сильным. Она видит его светлое детство. Теперь он лежит здесь спокойный и строгий. У матери нет слез. Во всем ее облике-острая боль и в то же время гордость за сына.. За эту картину, где переданы общенародные чувства, где личное поднято до большого символа, Богородский получил в 1945 г. Сталинскую премию.
В 1946 г. он получил ‚‚за выдающиеся заслуги в области советского изобразительного искусства“ звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1947 г.— избран в члены-корреспонденты Академии Художеств СССР. Годы идут, но художник сумел сохранить поражающую живость духа и темперамента. Он полон творческих замыслов и начинаний. Романтика Великой Отечественной войны надолго вдохновила художника. Он работает над рядом картин, в которых обобщает виденное и пережитое в символах и образах великого русского народа. Нам хочется привести слова самого Богородского из его автобиографии: „В великом торжестве поднимается родная Советская страна-победительница. Многообразное идейное и честное советское искусство привлекает к себе внимание всего земного шара. Возникают новые задачи создания высоких произведений, озаренных светом сталинской эпохи, когда быть художником-великая честь и счастье“.