С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Искусство должно духовно обогащать человека и морально поднимать его. Глядя на картины талантливого художника, зритель чувствует в себе радостный прилив сил, желание работать много, плодотворно, вдохновенно. Более того, искусство обязано воспитывать в человеке высокие чувства гражданина и патриота. Относится ли сказанное к пейзажу? Да и в равной мере с другими жанрами живописи. Определение «пейзаж» не означает чего-то замкнутого в своей оторванности от человека - просто милую картинку милого ландшафта. Природа, прежде всего, мир, окружающим человека, мир, изменяемый им и видимый его глазами. Автор картины всегда выражает в пейзаже свое отношение к нему, авторский взгляд передается зрителю, и картина рождает у него чувства и мысли. Отсюда и пейзаж может поднимать и может воспитывать. Для художника это требование первостепенно. Если с этих позиций рассматривать творчество заслуженного деятеля искусств Василия Васильевича Мешкова, то можно убедиться, что оно в значительной мере отвечает строгим требованиям. Его пейзажи, окутанные серебряной воздушной дымкой, очаровывают зрителя воспитывают в нем горячую любовь к Родине, к ее перелескам, полям, лугам.
В. В. Мешков родился в 1893 году в семье выдающегося художника-передвижника Василия Никитича Мешкова. Первые детские впечатления Василия Васильевича связаны с картинами, с разговорами о картинах, с терпким запахом красок, наполнявшим мастерскую. Ребенок начал рисовать раньше, нежели взял в руки букварь. Отец работал над жанровыми полотнами, а подле него сын упрямо изображал героические баталии из прошлого русского народа. А часто Василий Никитич со своим сыном устраивался на подоконнике (мастерская помещалась на Моховой улице) и оба писали вид на московский Кремль. В мастерскую приходили знаменитые художники и с любопытством рассматривали работы мальчика. Красивый, обаятельный Левитан пририсовывал на рисунках Василия пейзаж. Молчаливый Серов поправлял ему фигуры солдат. Весельчак К. Коровин, появления которого в особенности ждал ребенок, покорял забавными рассказами на сюжеты рисунков мальчика. Неожиданно, больше других расположил к себе С. Иванов. Он принес мальчугану роскошный акварельный набор. В летнее время семья Мешковых жила на даче в селе Богородском. Частенько наведывался Левитан. Однажды он вместе с отцом будущего художника направился на этюды - писать корчевку пней. Мальчик увязался вслед. Сосновый щепочкой он тихонько взял с палитры немного красок и на брошенной папиросной коробке начал подбирать тона вечеревшего неба. Исаак Ильич, наклонившись к ребенку, сказал шутливо: "Смотри, Никитыч, сынишка твой вернее нас тон почувствовал. Пейзажистом будет."
Василий Никитич также шутливо ответил: «Убью, ежели по пейзажу пойдет». Он мечтал сделать из сына исторического живописца. Мальчик с охотой следовал чаяниям отца, шел по историческому жанру. Увлекался В. Васнецовым, главным образом, Рябушкиным. В 1907 году, когда Василию Васильевичу минуло 14 лет, он впервые показывался на ученической выставке школы его отца, выставив эскизы на темы: «Иван-царевич», «Переход Олега через Днепровские пороги», «Тридцать три корабля Садко» и другие. Удостоенные рецензий произведения молодого художника отталкивали благонравных искусствоведов преклонением перед силой народа. Один известный критик прямо писал о «пугающем реализме» начинающего Мешкова. В 1909 году юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в головной класс, где преподавал А. М. Корин, умелый и талантливый педагог. Мешков пришел к нему не зеленым юнцом, а художником с некоторым практическим опытом, полученным в школе своего отца. Бывшие слушатели школы В. Н. Мешкова, поступив в училище, продолжали бывать у своего любимого учителя, работать в его мастерской и пользоваться его содержательными советами. В те годы ученики Московского училища уже делились на антагонистические группировки —одни продолжали работать в группе передвижников, другие усердно писали под "новых французов". Тлетворное влияние модернистского Запада проникло в Россию.
Отец и его друзья, атмосфера мастерской—все это тянуло Василия Васильевича к передвижникам. Еще занимаясь в училище, он выставлялся в товариществе. Где прошел его «Старый город» повествование темперой о древнем Угличе, очередная дань увлечению величественной русской стариной. Вдохновленный успехом, Мешков создает теперь несколько произведений, объединенных общей темой-«Старые русские города». Это Углич, Калязин, Троице-Сергиева Лавра и др. Художнику было скучно стремиться к узко архитектурному портрету каменной или деревянной старины. Да и воспринимал художник древность по-своему. Старался видеть на узких горбатых улочках тогдашний народ. И этот народ он вводил в композицию. Так, Троице-Сергиева Лавра изображена в момент ее героической шестнадцатимесячной защиты от польского войска. В «Калязме» центральное место отведено изображению базарной площади в окружении бревенчатых кособоких изб. В Угличе на улицах шумный городской люд. Все это придавало работам историко-бытовой характер. Лето 1911 года Мешков проводил в Крыму жив на даче К. Коровина. Пристраивался на крутых скользких скалах и жадно писал роскошный южный пейзаж. Его этюды умело передают палящий зной, духоту пропитанного пылью воздух, свежесть морского ветра и слепящую синеву неба. Если прежние произведения Василия Васильевича Мешкова предельно скупы в цвете и сухая сдержанность колорита сильно их обедняло, то в крымских этюдах наоборот, Мешков щедр в цвете, в богатстве колористических нюансов. В них достигает кульминационного предела юношеский темперамент Машкова, они сыграли существенную роль в формировании художника.
Успех крымской серии впервые натолкнул его на мысль о пейзаже как жизненном призвании. Но он не переходит сразу к этому жанру. Толи боясь рассердить отца, то ли потому что не так легко уйти от пейзажного этюда к пейзажу-картине. В самом деле для этого мало скопировать на отрезке холста уголок природы. Надо отыскать затаенные черты, присущие только данной природе, обобщив их, придти к образу и обличить его в лишь ему подходящую живописную форму. Левитан первым в России подглядел в обыденной русской природе великую красоту и многоликий, а вместе с тем единый образ русского ландшафта. Он увидел то сокровенное. мимо чего проходили другие художники. Может быть потому, что слишком знакомое и привычное, оно казалось малозначительным, не стоящим пристального наблюдения. Писатель, рисуя образ природы, располагает возможностью развернуть картину в движении. Он может рассказать, как это любил делать Тургенев, об этом лесе или об этом небе в утренние, затем в дневные и вечерние часы. Художник-пейзажист строго ограничен во времени. Он показывает природу в одно определенное мгновение, словно застывшую на какую-то долю секунд.
И чем больше удалось автору приблизиться к передаче природы в движении, тем выше творческое достижение. Но художник не может создать полноценный обобщающий образ. если не раскрыт национальный характер пейзажа. Без,этого картина никогда не стане подлинным произведением большого искусства. Один из первоистоков того, что русская пейзажная живопись стала лучшей в мире‚ —в ее глубокой национальной самобытности, в ее развитии на основе народной русской культуры, которую В. Н. Ленин определял как, «великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова». В 1913 году В. В. Мешков ездил за границу. Это путешествие лишний раз убедило его в превосходстве русской живописи. Ему было чуждо и отвратительно моральное ничтожество современных западных художников. Когда он вернулся Россию, Третьяковская галлерея стала для него источником радости. Он с жадностью любовался произведениями русских мастеров. Теперь они казались ему вдвойне прекрасными. Мешков возвратился в Москву в канун первой империалистической войны. По началу военных действий был призван в армию. В 1915 году получил назначение в Псков. Конечно‚ старый Псков с его волнующим стилем мужественной простоты, сурового величия н силы, покорил художника. Мешков запечатлел и церковь Сергия в Залужье с редкой красы куполом, крытым зеленой поливной черепицей, и дом торговых людей Поганкиных, дворец-крепость с могучими двухметровыми стенами, сложенными из огромных камней, строгий ансамбль, оживленный неожиданно декоративным пятном- узорным крыльцом. Запечатлел Мешков и знаменитые псковские звонницы,стройные и мощные.
В псковской сюите Мешков остался верен себе: на фоне зодчества 16-17 вв. художник рассказывал и о жизни Пскова, младшего брата Новгорода, шумного торгового города. Во всей «псковской сюите», насчитывающей свыше 30 ве- щей, сказался явный профессиональный рост художника. Это, в особенности, становилось видимым сравнительно с «Угличем» или «Калязиным». Композиция стала свободней, естественней, работы весьма полноценны по колориту. В них появляется мастерская передача воздуха. Прожив два года в Пскове, художник, разумеется, заинтересовался пушкинским Михайловским. Летом 1916 года он выполнил несколько этюдов и рисунков «пушкинского уголка». После крымской серии это была очередная веха на пути увлечения пейзажем. Проникнутые бережным почитанием памяти великого поэта, будто порожденные его напевными строками, этюды Мешкова полны глубокого лирического чувства. В этом их значение для творчества живописца. Так и встретил молодой Мешков Великую Октябрьскую социалистическую революцию-многообещающим художником, испробовавшим себя и в историческом жанре, и в пейзаже, всюду искренним и правдивым,но еще не создавшим по-настоящему значительных произведений.
Только в советские годы полностью развернулось дарование мастера. В семье Мешковых Октябрьскую революцию встретили более чем горячо-восторженно. Василии Никитич был подлинным демократом. Пройдя тяжелые, что называется, «горьковские университеты», познав нужду и голод, он принес в искусство безграничную любовь к народу, плоть от плоти которого был сам. Воспитанный в революционно-демократических традициях, Василий Васильевич Мешков откликнулся на Октябрьскую революцию созданием нескольких картин, проникнутых романтическим пафосом борьбы за победу. Лучшая из них «Вся власть советам». Само композиционное построение картины обуславливает торжество неукротимого движения народа вперед. Кажется, торжество прямо от зрителя рвется к Никольским воротам Московского Кремля грузовик с красногвардейцами. Пешие бойцы уже прорвались к ним и нескончаемой лавиной льются в ворота. Смяв юнкеров, рабочие овладели твердыней русского государства. В 1919 году В. В. Мешков уезжает в Рязань, где преподает в Художественном училище. Преподавательскую работу он совмещает с деятельностью художника в Рязанском драматическом театре.Вернувшись в Москву, он оказывается в числе мастеров положивших начало АХРР (ассоциации художников революционной России), организации, сыгравшей значительную Роль в развитии реалистического советского изобразительного искусства.
Мешков неоднократно ездил на московский завод «Серп и Молот»; творческим результатом этих поездок явилась картина «Завод» (1923 г.)‚ хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. В те годы индустриальная тематика лишь входила в живопись. В этом смысле появление картины «Завод» было как нельзя более своевременным. Сегодня, смотря на холст, можно упрекнуть автора в излишней интерьерности произведения. Машинам, измазанным стенам, эффектным пролетам огромных арок, ведущих в цех, уделено больше внимания, нежели людям этого цеха. Но все-таки люди неотделимы от заводского интерьера. Они оживляют его и передают зрителю ощущение работающего предприятия. Главное в том, что автор сумел найти и донести до зрителя настоящую, волнующую красоту завода. В 1924 году Мешков выполнил ряд произведений, посвященных траурным ленинским дням—все они приобретены Музеем им. В. И. Ленина. Вскоре художник уехал в Сибирь, и здесь Мешков навсегда переходит к пейзажу. Он оформит еще несколько постановок в Новосибирском театре оперы и балета, примет участие в создании диорам и панно, но отныне пейзаж-основная цель его творческой жизни.
В Сибири художника „окружала титаническая русская природа, прекрасная в спокойной непосредственности. Однако мотив первой своей картины «Серебряный день» художник избрал совсем неказистый: ...На косогоре прилепилась избушка, торчит плетень. К плетню из низины вьется дорога. Вот и все. Это не случайно. В одной из лучших сибирских картин «Серый день» тоже бесхитростен мотив: ...На берегу небольшого пруда изогнулись ветвистые вязы, проселочная дорога бежит к далекой деревне, где бойко хлопает крыльями ветряная мельница. Легкий ветер катит по небу облака. В чем же тут дело? В умении В. В. Мешков находить красоту в будничном, в следовании левитановским традициям. Именно самые заурядные мотивы избирает художник и открывает нам в них что-то новое. Это вторичное открытие зрителем своей родной природы несет в себе большую силу. Василий Васильевич Мешков чутко ощущает природу, он роднится с ней, ему удается услышать ее потайные песни и он передает их всем. И мешковские пейзажные картины напрашиваются на сравнение с народными лирическими протяжно-мелодическими русскими песнями, с той музыкой, в которой, по выражению П. И. Чайковского‚ «все то, для чего нет слов, но что просится из души и хочет быть высказано». Сама манера живописного письма Мешкова способствует максимальной динамичности произведений. Мешков не боится грустных слоев красок, он пишет свободно и широко и зачастую обрабатывает красочное месиво мастихином. Его фактура сочна и богата.
Несмотря на кажущуюся неясность очертания, на некоторую намеренную незаконченность рисунка, форма Мешкова всегда материальна. Материал он передает отменно, будь то камень, листва, вода или что-нибудь другое. Ошибочно заключить, что живописная техника для В. В. Мешкова ценна, как некая самостоятельность. Она для него только необходимость для проникновения в “мир природы, средство ‚для его облачения в реалистический живописный образ. В копозиционном отношении картины Мешкова характерны стремлением к возможно большей масштабности. Предельная широта в пространстве, размах, а отсюда и предельная насыщенность воздухом-характерные черты мешковского пейзажа. Так же как и серо-серебряный колорит, который оправдан состоянием природы, изображаемой автором. Это пасмурный день с небом, затянутым облаками. В этом колорите Мешков достиг выдающегося мастерства. Колористическое мастерство В. В. в особенности проявляется при написании неба, которое у него нередко занимает большую часть холста. а протяжении полутора десятка лет (1926-1941) художник исполняет ряд трогательных пейзажных вещей.
Из них хочется выделить, как наиболее удачные, несколько произведений, объединенных общим сюжетом «На рыбалке», «Осенний лов» и два варианта «Рыболова» и картину «Раздумье»—все 1939 г. В «Рыболова» замечательно отношение тона воды к тону неба. Метко взятое взаимоотношение сразу придает картине убеждающую цельность: „Ничем не нарушается утренняя тишина. Дремота. Лишь синяя куртка склонившегося над удочкой рыболова нарушает безмятежную полусонь. Пейзаж «Раздумье», в котором колористическое мастерство Мешкова едва ли не достигает своей вершины, долгие годы хранится в мастерской художника. Только девять лет спустя Мешков подарил «Раздумье» государству, сопроводив картину следующим письмом, опубликованным 6 июля 1948 года в газете «Правда»: « Сорок лет моей творческой деятельности исполняется вскоре. Сотни картин написаны мною и жизнь разбросала их по десяткам музеев. И сейчас, когда я вспоминаю о пройденном пути, отдельные лучшие картины приходят на память. Среди них «Раздумье», написанное еще в 1939 году. но до сих пор висящее на стене в моей мастерской. За 9 лет не представлялась возможность продать эту картину, но не хотелось расставаться с любимой вещью. Теперь, когда подводишь, итоги долгих трудов хочется, чтобы самая дорогая сердцу картина находилась в самом дорогом сердцу Государственном Русском Музее в городе Ленинград. Я приношу «Раздумье» в дар Русскому музею…».
Живо интересуясь жизнью своей страны, художник много ездил по Советскому Союзу. Его пребывание на днепровской плотине в 1931 году дало материал к картине «Днепрострой» и к созданию вместе с Вас. Яковлевым и Богаевским одноименной диорамы. Побывав на маневрах Балтийского флота (1930 г.) и Ленинградского фронта (1932 г.), художник выполнил ряд произведений на военные темы. Картиной «Дымовая завеса» он участвовал на художественной выставке в честь 15—летия Красной армии. Мешков был на Кавказе, писал полотно «Нефть идет», много ездил по Уралу. Его знание многообразного ландшафта нашей страны принесло свои плоды- он смог внести свою лепту в создание огромного панно на тему апофеоза народов СССР, экспонированного на Нью-Йоркской выставке. Он работал над ним совместно с Федоровским, Василием Яковлевым и многими другими мастерами. Настали грозные дни Великой Отечественной войны. В. В. Мешков целиком отдался созданию полотен на оборонную тему. Он ездил на фронт, был свидетелем исторического разгрома немцев на подступах к столице советского государства. Бесчисленные фронтовые этюды помогли написанию ряда картин, поступивших в коллекции Третьяковской галлереи и Музея Революции СССР. Мешков был одним из первых наших живописцев, взволнованно рассказавшем о родном пейзаже в боевой обстановке: „Вспаханные снарядами лесные дороги, изломанные танками избы, выгоревшие деревья, выжженные поля... До боли сжимается сердце, глядя на следы вражеского нашествия («После врага», «По следам оккупантов» и др.). Но враг, пойдя на Россию, уготовил себе бесславную гибель. На сотни и тысячи верст растянулись кладбища немецкой техники и немецкой живой силы. На картинах «Дорога отступления немцев» и «По дорогам войны» автор показывает разбитые фашистские танки, вывороченные колеса броневиков, расщепленные гусеницы самоходных артиллерийских орудий, опрокинутые грузовики, огромные кучи ржавого металла. Сила этих произведений В. В. Мешкова в их искренней, сыновней любви к Родине. Эти работы показывались на выставке «Великая Отечественная война» в 1943 г. и на выставке трех мастеров (М. Авилова, Г. Савнцкого, В. Мешкова) в Третьяковской галлерее в 1944 г. и были тепло встречены общественностью. На этой выставке В. В. показал и пейзаж «Седой Урал": ...Велики уральские просторы. Ни конца им, ни краю будто парит в опаловом воздухе. В ней впервые В творчестве художника звучат эпические ноты. Они рождены событиями Отечественной войны. Картина создана в трудный для Родины 1942 год. Но советский народ ни на минуту не сомневался в Победе своей армии. Отсюда стремление автора к раздольному русскому пейзажу с могучей ширью и кряжистой молодецкой силой.
Из произведений, выполненных в военное время, непременно следует отметить «Пашню» (1942 г.) и «Зимку» (1944 г.). Они написаны в мажорных светлых тонах и впечатляющей силой не уступают серым дням столь любимых автором. В 1947 году В. В. Мешков по материалам длительной и интересной творческой поездки выполнил картину «На Оке», выдержанную в более светлых тонах: „Желтеет песок, перемешанный с илом, на обмелевшей реке едва ушла вода, как сквозь песок начала пробиваться свежая, молодая трава. Не пройдет и несколько дней, как мель по- кроется пышной растительностью. А в далеком лесу, что зорко хранит реку, густозеленом, дремучем, наверное, пропасть ягод н грибов... Богатство внутренних сил природы, ее жизнетворчество—вот чем напитана эта картина. Одновременно с нею Мешков окончил работу над полотном «Осенний прибой», экспонированием на Всесоюзной художественной выставке 1947 г. и вошедшим в собрание Третья- ковской галлереи. Мешков любит море и много пишет на Балтике и на Черноморье. Морские сюжеты постоянно рушат покой, навеянный мешковскими позеленелыми озерцами или нетоптанными лугами. На море он певец бурь, здесь близки ему мчащиеся по небу черные облака-предвестники шторма, гулкие волны, взметающие вверх клокочущие водопады брызг. В «Осеннем прибое» волнуется у берега студеная вода. Волны, словно пытаясь согреться, дружно набегают на прибрежные камни.
Мелко-и волны поднимают со дна песок, взбаламучиваются, теряют прозрачность. Сливается с горизонтом бутылочного стекла зеленоватое море. Бесконечна морская даль... Понимание, знание моря единится в Мешкове с любовью к задушевной русской природе. В полотнах Василия Васильевича Мешкова предстает перед зрителем лирически проникновенный и в то же время раздольно широкий образ русской земли, не празднично нарядный, а повседневный, будничный, неразрывно связанный с большим и хорошим словом Родина. «Осинник зябкий, да речушка узкая, Да синий бор, да желтые поля. Ты всех милее, всех дороже русская Суглинистая, жесткая земля». (А. Сурков «Родина). Подлинным владельцам кисти, вдохновенным мастерам пейзажной живописи дано не меньше, чем блистательным поэтам. Каждому одаренному пейзажисту, в меру его творческих сил дано воспитывать в человеке чистые, благородные чувства. Хорошие, озаренные талантом пейзажи нужны советском народу наравне с монументальной или жанровой живописью. Для Мешкова работа в пейзаже-продуманный, прочувствованный созидательный труд, исполнение гражданского долга художником-патриотом.