С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Работы Петра Ивановича Котова можно встретить на всех значительных выставках, а также в музеях Москвы, Ленинграда, Баку, Киева, Астрахани. Его произведения по праву заняли место в постоянной экспозиции национальной сокровищницы русского искусства-Государственной Третьяковской галлереи. Лучшая работа последних лет—портрет академика Н. Д. 3елинского -отмечена Сталинской премией. Все это свидетельствует о том, что правдивое, реалистическое искусство П. И. Котова получило признание широких народных масс.
Петр Иванович Котов родился в слободе Владимирской Астраханской губернии в 1889 г., в семье крестьянина-иконописца. Первые впечатления детства, связанные с нехитрым искусством отца, оказались решающими для Котова, разбудили в нем мечту стать художником. сельской школе товарищи уже величали его «художником», а учителя, также заметившие его дарование, поручали ему копировать различные рисунки.
С годами мечта об искусстве крепла, росла и привела 14-летнего Котова в Казанскую Художественную школу. Отсутствие элементарной подготовки сказывалось на его первых работах, но огромное желание стать художником помогло преодолеть все препятствия. Отлично закончив школу в 1909 г., Котов поступает в Академию художеств. Первый этюд натурщика был отмечен П. П. Чистяковым, замечательным педагогом, воспитавшим таких первоклассных мастеров как Репин, Суриков, Серов и оказавшим заметное влияние на многих советских художников. В конце первого учебного года Котов переходит в мастерскую Рубо, а затем к Н. С. Самокишу, под руководством которого и заканчивает академический курс. Профессора Академии были не единственными учителя П. И. Котова. Второй школой и богатым источником художественных впечатлений были для него собрания Русского Музея и Эрмитажа, которые он внимательно и серьезно изучал. В Русском Музее его особенно привлекают работы Репина, Сурикова, Серова. Годы Формирования творческой личности П, И.Котова были годами кризиса реалистического искусства связанного с общим кризисом всей буржуазной культуры.
Кубисты, футуристы открыли яростный поход против реализма в искусстве. В Академии шли горячие споры о задачах и целях искусства. Петр Иванович Котов был в числе тех, кто взял на себя трудную, но почетную задачу—сохранить и продолжить традицию большого русского идейного искусства. Дипломной работой, состоявшей из двух жанровых картин— небольшой картины «Письмо с родины в окопах» и сложной большой композиции «Сбор на охоту», принесшей П. И. Котову звание художника, заканчивается для него период учения. Великая Октябрьская социалистическая революция застала П. И. Котова в родном городе Астрахани. Он группирует вокруг себя местных художников, готовых, как и он, служить революции. Ими создается местный художественный музей, профсоюзная художественная студия, позднее преобразованная в высшие художественные мастерские. В 1923 г. П. И. Котов переезжает в Москву. В том же году он вступает в АХРР-организацию, сыгравшую значительную роль в развитии советского искусства. В период острой борьбы между реалистами и формалистами эта организация объединила крупнейших советских художников реалистического направления, боровшихся за возрождение живописи большого идейного содержания и поставивших свое искусство на службу революции.
В числе этих художников был и П. И.Котов. Он выступает с большими полотнами на всех“ выставках АХРР.“ Его лучшие работы этих лет: «Чонгарскии бой» к выставке «10-летие РККА», «Гибель Чапаева», «Красная Пресня 1905 г.»‚ «Расстрел рабочих на Трехгорке», «Штурм Перекопа». Характерна для этого периода картина «Бой у Горбатого моста», рисующая один из эпизодов революционных событий 1905 г. в Москве. Сплоченность отряда, страстная увлеченность боем убедительно переданы художником. В те же годы: он впервые обращается к образу советского рабочего, который в дальнейшем станет одной из центральных фигур его творчества. В «Кочегаре» (1925 г.) он дает собирательный образ труженика нового социалистического общества. В эти годы над всеми работами художника довлеет темная красочная гамма. Сказались результаты недостаточной работы с натуры. В «Кочегаре» эта Чернота живописи достигает такого предела, что художник почувствовал необходимость избавиться от нее. найти свой собственный живописный стиль. Он едет в Среднюю Азию, где много пишет с натуры. Упорной работой он достигает, наконец, того, к чему стремился. Правда на первых порах темная красочная гамма сменяется излишней яркостью, пестротой локальной окраски. Лишь постепенно с годами цвет квартирах П.И.Котов приобретает легкость прозрачность глубины.
Работы, написанные художником в Средней Азии, готовились им для 8-й выставки «Жизнь и быт народов СССР»- эти полотна представляли собой бытовой жанр, который был близок П. И. Котову с первых шагов его творчества. Художник стремится уловить ростки нового быта, ищет образы новых людей Востока (портрет бухарского революционера), но характеристики его в этих работах еще не глубоки, восприятие жизни несколько поверхностно. В 1933-36 гг. П. И. Котов много разъезжает по Советскому Союзу. Эти поездки показали ему, какие огромные перемены произошли в стране за годы советской власти, дали возможность ощутить ритм ее трудовой жизни. Эти годы -начало расцвета творчества художника. Из произведений этого периода (панно «Кузнецкстрой», Делегация Красной Армии на Кузнецкстрое», «Домна 1», «Кузнецк» «Сормовская верфь». «Образцовая столовая в Донбассе») выделяется картина «Домна 1». Это не только бесспорно одна из лучших работ художника, но и одно из вдохновейнейших произведений советского индустриального пейзажа. «Домна 1» по праву заняла место в постоянной экспозиции советского искусства Третьяковской галереи. В этой роботе П.И. Котову удалось показать одну из существеннейших сторон нового социального строя нашей страны- вдохновенность романтику свободного труда.
Тема «Домна 1» с успехом развивается художником таких работах, как «Сормовская верфь». Небольшие фигурки людей почти не видны в картине и впечатление осмысленного человеческого труда‚ передано художником необычайно убедительно. Сложный переплет лесов, окружающих корабль, мощь его как бы вырастающего из воды корпуса, подъемные краны на берегу—все говорит о кипучей деятельности, о торжестве творческого, преобразующего начала. «Сормовская верфь»—этюд к большой картине «Красного Соромова», которую художник написал для выставки «Индустрия социализма» (1937 г.). Подготовительные работы к этой картине почти все имеют самостоятельное значение и могут быть отнесены к картине почти все имеют самостоятельное значение и могут быть отнесены к его творческим удачам.Особенно хороши портретные этюды «Ударница», «Ударник Красного Сормого», «Ударница-слесарь» и др. Их несомненные достоинства: типичное обобщение, абсолютная достоверность,точность и богатство характеристики. В них П. И. Котов, стремясь овладеть методом социалистического реализма в правдивых и простых образах показывает новый тип человека сложившийся в условиях борьбы за создание социалистического общества.
Все это люди эпохи великой‚ стройки, огромного трудового энтузиазма, когда физический труд действительно стал радостным и вдохновенным, разительно отличие этих образов от изображения рабочих, которое давало русское дореволюционное искусство. Несмотря на внешнюю будничность их, эти образы овеяны романтикой славной эпохи. Все это простые люди в рабочих костюмах, с большими руками, привыкшими к тяжелой работе. Но лица их одухотворены мыслью, все они мечтатели, умеющие смотреть в будущее и видеть в нем великолепные плоды своего труда. К группе этих работ можно отнести и «Комсомольца» (1936 г.)‚ который отличается таким же широким типическим обобщением и той же убедительностью характеристики. В сормовских ударниках и ударницах и в этом смеющемся курносом подростке в шапке-ушанке, с пачкой газет подмышкой, торопливо бегущего куда-то, мы видим наших старых и близких знакомых. Период, связанный с «Красным Сормово», интересен и в другом отношении. В это время П. И. Котов достигает высокого живописного мастерства, что помогает ему в правдивой передаче жизни. Небольшая работа «В доме отдыха» (1936г.)‚ написанная в светлой голубой гамме голубовато-серых и блекло розовых тонов, прекрасно передает атмосферу спокойствия и тишины вечера на Волге.
Из трех больших картин П. Котова этих лет: «Красное Сормово» (1937 г.)‚ «Кавалерийская тревога» (к выставке «ХХ-летие РККА и Военно-морского флота») и «Садоводы в гостях у Мичурина», украшавших советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Иорке, наиболее примечательной является последняя.В ней значительность содержания, свойственная работам П. И. Котова, соединилась с выразительностью образов, созданных с большим живописным мастерством. Следующий важный этап творчества художника—картина «Заветы Ленина» (1939 г.). «В этой картине‚—-рассказывает художник,—я поставил перед собой сложную психологическую задачу: показать, как больной Ленин стремится передать своему ближайшему другу и соратнику Сталину свои мысли и желания, завершающие идею, которой он посвятил всю свою жизнь», Нельзя сказать,что этот ответственный и трудный замысел получил в картине полное воплощение. Картина далека от совершенства. Снижает её некоторая подчеркнутость мимики, но она интересна и значительна, по новой тенденции, наметившейся в творчестве, казалось бы уже вполне сложившегося художника.
В ней П. И. Котов впервые обнаруживает серьезный интерес к психологической теме. Картина намечает путь от жанра и типического портрета первой половины его творчества к психологическому портрету последних лет (1941—1948). Искусство П.В.Котова становится более глубоким: в эти годы. Портрет, которому художник всегда уделял немало внимания, начинает занимать все более значительное место в его искусстве.Образ человека-— нашего современника в центре его творческих замыслов. Создавая портреты наших современников, он подчеркивает их типические черты.Характеристики его портретов 30—х годов еще не отличались глубиной, но привлекали удивительной жизненностью и простотой. Чрезвычайно характерен в этом отношении портрет Беловой. Глядя на эту серьезную молодую женщину со значком Ворошиловского стрелка, спокойно сидящую в кресле, мы начинаем вспоминать, где мы уже видели это лицо,где мы уже видели это лицо, которое кажется нам таким знакомым. В этом образе художнику удалось передать типические черты советской женщины: естественность манер, простоту одежды особенно характерное для советской женщины сочетание женственности с независимостью умом н внутренней силой. Портрет необычайно привлекателен по живописи‚ тонко передающей обаяние образа.
Портрет скульптора Шадра (1936 г.) —большая удача художника и действительно заслуживает названия психологического портрета. Среди всех его произведении, написанных в реалистической манере, это одна из наиболее романтически взволнованных вещей. Несмотря на сдержанность позы и жеста скульптора,потрет полон воли и напряжения. В откинутой голове Шадра в его сосредоточенном взгляде, в опущенной руке. сжимающей стек, чувствуется покоряющая сила. Фон портрета исполнен художником с большим мастерством, в особенности в передаче света и воздуха. Портретом Шадра начинается та значительная серия психологических портретов, которую художник создал за последнее десятилетие и продолжения которой мы вправе от него ожидать. Портрет художника Сварога (1941 г.) задуман не столько как портрет художника, сколько как портрет артиста широкой и многосторонне-одаренной натуры. Сварог изображен с гитарой, готовый запеть одну из тех песен, которые превосходно помнят все, знавшие художника. Война прервала работу художника над портретом П.И.Котов с первых дней войны принимает участие в организации московских "Окон ТАСС" В эвакуации в Пензе он как когда -то в молодости в Астрахани, сплачивает вокруг себя коллектив местных художников и организует выпуск «Агитокон».
Там же написаны им «Автоматчик», «Минометчик»‚ «Пулеметчик» -сильные обобщенные образы советских воинов. Вернувшись в Москву летом 1942 г.‚ П. И. Котов вновь приступает к работе над образами советских людей, задумав создать серию портретов выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. Портреты генералов Советской Армии написаны в строгой простой манере. В портрете маршала Рокоссовского (1942 г.) так же. как и в портрете генерала Армии Баграмяна (1947 г.), центром композиции является лицо, которое красноречиво свидетельствует о доблести, уме и духовной силе советского полководца. Лицо Рокоссовского написано чрезвычайно сильно: крепко сжатые губы, уверенный взгляд и рисунок бровей придают ему выражение упорства и воли. В портрете Баграмяна замечателен проницательный взгляд, прямо встречающий взгляд зрителя. Портреты генерал-лейтенанта медицинской службы В, Н. Шовкуненко, генерал-лейтенанта медицинской службы хирурга В. Н. Шамова, академика Н. Д. Зелинского-все это большие достижения портретного искусства П. И. Котова. В этих глубоко психологических портретах перед нами лучшие представители передовой советской науки,люди творчества и вдохновенной мысли.
Если в портретах рабочих и работниц З0-х годов П. И. Котов хотел показать процессы труда, то здесь он увлечен задачей передать напряженную работу мысли, высокую интеллектуальность людей советской науки. Большую роль в этих произведениях П. И. Котова играют руки: строение руки, ее жест красноречиво передают характер модели. Тяжелая, пухлая рука Бурденко с расставленными пальцами; тонкая рука А. Шовкуненко, сжимающая карандаш; старческая, но точная в своих движениях рука Зелинского; ловкая, не по-женски сильная рука Савкиной—активно участвуют в характеристике портретов. Из четырех портретов, написанных П. И. Котовым в 1944 г., самым мастерским является портрет В. Н. Шовкуненко. В позе, в повороте головы, в быстром взгляде, в жесте обеих рук-сдерживаемая порывистая энергия. Лицо Шовкуненко отмечено печатью беспокойной, ищущей мысли. О ней Свидетельствует зоркость взгляда, легкие морщины на переносице, нервная сила в руках и фигуре.Портрет В.Н. Шамова. Близко придвинутое к зрителю немолодое лицо с прищуренными глазами и сжатым ртом,рука хирурга-говорят о воле, энергии, внешней резкости характера- соединенной с ясным умом, хладнокровием и выдержкой в минуту опасности. В портрете Марии Савкиной, инициатива многостаночного движения на заводе «Красный Пролетарий», художник снова возвращается к образу советской работницы, решая его по новому, улавливая те изменения, которые жизнь внесла в самый тип советской работницы за 10-15 лет, прошедших со времени работы художника над «Красным Сормовом». Портрет академика Зелинского-зрелое, глубокое по замыслу и мастерское по выполнению произведение художника. Образ мудрой и прекрасной старости советского ученого, исполненный непрекращающейся работы мысли и юношески неутомимой воли к творчеству покоряет зрителя своей правдой и внутренней красотой. Седые волосы, сеть морщин на лице и руках говорят лишь о физической, но не о духовной старости ученого, сохранившего всю силу своего интеллекта. Н. Н. Котов-жанрист по природе своего таланта. Он мыслит человека не изолировано от жизненной среды, но в кровных, неразрывных связях с нею, и это единство-контакт человека со своим окружением—бесконечно обогащает его образы.Человек -творец,человек деятель,который является героем портретов П.И.Котова, естественнее всего в обычной для него среде: Савкина в заводском цехе, наполненном светом и воздухом,
рядом со своими товарищами, Зеленский в своей лаборатории, Гоголева (в портрете 1948 г.) в тиши своего кабинета, где созревают творческие замыслы новых сценических образов этой большой актрисы.
Таким образом портрет перерастает в портрет-картину, и эта новая плодотворная тенденция последних работ П. И. Котова говорит о том, что его искусство продолжает развиваться. Творческий путь художника-неуклонный подъем к искусству все большего диапазона и высокой идейности.все большего живописного мастерства. Несмотря на известную условность и однообразие колорита его искусства покоряет силу их эмоционального воздействия, искренность его искусства покоряет. Острое чувство современности, уменье обобщить и типизировать характерное явление, кровная связь с народом позволили ему создать яркие образы людей нового социалистического общества. Такие его работы, как портреты Шадра, Бурденко, Шовкуненко, Шамово, Зелинского войдут в число лучших образцов советской живописи, запечетлевших не только для нашего, но и для будущих поколений образы замечательных людей нашей страны.