С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Федор Александрович Модоров представитель той группы советских художников, которые с первых же лет Великой Октябрьской социалистической революции твердо стали на путь реалистического искусства, отражая в своих работах актуальные темы советской действительности. Его картины появлялись на всех больших художественных выставках СССР, начиная с 1924 года. Зритель видел их на выставках Ассоциации Художников Революционной России (АХРР), юбилейных выставках Советской Армии, «Индустрия социализма», на выставках «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл» и многих других. Большое количество произведений Модорова вошло в собрания музеев и художественных галлерей. Его картины находятся в Третьяковской галерее, Музее Советской Армии, Музее Ленина, Музее революции СССР, в музеях Украины, Белоруссии, Азербайджана, краевых и областных центров РСФСР. Федор" Модоров родился в 1890 году в селе Мстере, Владимирской области, в семье мастера-иконописца.
Будучи еще учеником начальной сельской школы, Ф. А. Модоров во время летних каникул, по настоянию отца, посещал местную иконописную школу, в которую он впоследствии поступил. Общее руководство школой в то время осуществляли известные ученые-искусствоведы: академик Н. П. Кондаков и археолог В. Г. Георгиевский. Село Мстеру часто посещали столичные художники Руководитель школы А. К. Евлампиев, много сделавший для поднятия культу своих друзей по Академии Художеств-студентов Н.И.Фешина и К. И. Мазина, которые занимались с учениками рисунком. Первый из них вскоре стал известным живописцем. По окончании школы Ф. А. Модоров мечтал поехать учиться в Казанское Художественное училища но средств нам учение не было. В 1906 г. ф. А. Модоров перебрался в Москву и поступил подмастерьем в иконописные мастерские Гурьянова, Дикарева, Чирикова, выходцев из Мстерских богомазов. Обращений хозяев, и в особенности Гурьянова, с Учениками н молодыми подмастерьями было самое жестокое, эксплуатировали их беспощадно.
Единственным светлым воспоминанием того периода остались встречи с художниками-живописцами, наблюдение за их творческой работой. Незабываемое впечатление на молодого художника произвела встреча с В. М. Васнецовым, которого он увидел в мастерской Гурьянова. Васнецов был тогда в зените славы, его произведения казались живописцам непревзойденными образцами подлинного искусства. «Мы все смотрели ему в глаза,—вспоминает об этой встрече художник‚—а ем было неприятно, что его росписи, которые использовались для иконостасов по фотографиям, так искажались нами». Талантливый мастер, делавший отличные рисунки для икон, Модоров, однако, не находил удовлетворения в профессии иконописца. Работая в мастерских, он одновременно занимался в студиях Большакова и Рерберга и в 1910 году поступил в Казанское Художественное училище. Казанское училище дало Модорову серьезные основы профессионального образования. В то время это была лучшая художественная школа в провинции. В 1914 голу Ф. А. Модоров поступает в Академию Художеств, которую и оканчивает в 1918 год по классу В. Е. Маковского. «Отображайте самое острое, т. е. характерное‚—учил Владимир Егорович молодежь. Темы—это ваша жизнь.
Куда ни пойдете, всюду натыкаетесь на темы,но из всего виденного выбирайте типичное.Эти указания В.Е.Маковского сыграла большую роль в определении творческого пути художника. Во время пребывания в Академии Ф. А. Модоров в период летних каникул много путешествовал по северу России и делал большое количество‘ этюдов и копий фресок со знаменитых новгородских памятников (церкви Спас-Нередица, Федора Стратилата др.). Они демонстрировались как наглядный материал на лекциях по русскому искусству, впервые введенных в Академии в 1917 г. В 1918 г. Федор Александрович Модоров начал свою большую общественную деятельность в родном селе Мстере.Он был первым председателем Мстерского Совета рабочих и крестьянских депутатов, организатором художественно промышленного техникума. Мстерские народны художники под его руководством начали работать над советской миниатюрой. Творческая работа Ф. А. Модорова после Октябрьской революции начинается с 1923 года. Переселившись в Москву он сближается с группой художников-ахрровцев.Здесь он встретил многих своих товарищей и друзей по Академии и Казанскому училищу.
АХРР собрал вокруг себя все лучшие силы живописцев- реалистов, вел упорную борьбу с формализмом и на своих выставках отражал многообразнейшие темы советской жизни. Выставки АХРР встречали широкий отклик в народе. Ф. А. Модоров, одним из первых среди советских художников, стал выезжать в творческие командировки на далекие окраины и в промышленные центры Советского Союза. Первой такой поездкой было путешествие по р. Печоре на лодке. Художник побывал в Коми АССР и у ненцев. Затем одна за другой следовали творческие командировки в Азербайджан, на Урал, в Башкирию. В первую пятилетку ф. А. Модоров писал Магнитострой, когда там, по его словам, «начинала из земли вылезать первая домна». Побывал он и на Челябинском тракторном заводе. Первые произведения Ф. А. Модорова отличались некоторой стилизацией под древнерусскую живопись. Таковы отдельные его миниатюры и картины из жизни Севера. Но и в этих ранних работах художника уже чувствовалось уменье показать типические особенности северных народов,зоркость глаза,верный рисунок композиционное мастерство. Живопись Ф.А.Модорова конца двадцатых и начала тридцатых годов неразрывно связана с его творческим поездками на новостройки.Художник запечатлел грандиозную панораму площадки Коксохимического комбината в 1931 году,на которой вырастали гиганты Магнитостроя. Он показал и процесс труда рабочих - строителей:каменщиков, штукатуров, бетонщиков,котельщиков. Картина Модорова "Комсомольская бригада штукатуров" отразила первый опыт применения на производстве коллективного метода работы. Эти произведения художника сохраняют свое познавательное значение и до сих пор, воскресшая в памяти страницы героической борьбы советского народа за первую Сталинскую пятилетку.Много трогательно-правдивого в картине Ф.А.Модорова "Первый трактор на полях Башкирии"(1933), изображающий колхозников, с удивлением и радостью рассматривающих машину. Поездка в Азербайджан и Баку дала художнику много историко революционных тем.Из картин этого цикла лучшими являются "Киров в Баку " (Астраханская картинная галлерея), "Вход Красной Армии в Баку". Тогда же художник написал несколько больших индустриальных пейзажей,изображающих горд нефтяных вышек,жанровое полотна "Ковровщицы Азербайджана ткут ковер тов. Сталину".Темы, связанные с Красной Армией, привлекали Ф. А.Модорова еще в самый ранний период его живописной работы. Он создал интересные, запоминающиеся картины «Красная Армия на отдыхе» («Маневры 1928 года»), «Веселая минута». В 1927 году художник работает над эскизом «Герои первой Конной Армии тт. Ворошилов‚ Буденный и др.». В 1933 году им был написан портрет К. Е. Ворошилова. Большой душевной теплотой проникнута картина Модорова «К. Е. Ворошилов в Белоруссии среди крестьян во время маневров в 1935 году», законченная художником за несколько месяцев до войны. Особое место в творчестве Модорова заняли образы И. В. Сталина и М. И. Калинина. Великий вождь народов изображен художником в момент чтения лекции в Свердловском университете («И В. Сталин читает лекции в Свердловском Университете». Картина Модорова, изображающая выступление тов. Сталинла с докладом о проекте Конституции СССР на чрезвычайном 8-ом Всесоюзном съезде Советов 25-го ноября 1936 года,получила широкую известность. Художник передает в ней тот момент выступления И.В.Сталина отмечая сталинский жест рукой и улыбку его когда он говорил о том что,закрыть на бумаге СССР,как государство буржуазным критикам не удается , ибо "сие от них не зависит". Большой популярностью отличается групповой портрет И.В.Сталина,В.М.Молотова и А.И. Микояна (1938). Большой популярностью пользуются также картин, так же изображающая И.В.Сталина в беседе с М.И. Калининым.В первые художник изобразил тов. Калинина в картине "М.И. Калинин у себя на родине в Тверской губернии в первые годы коллективизации сельского хозяйства. В портрете "М.И. Калинин за работой в кабинете в 1939 году по этюдам с натуры Модоров сумел создать правдивый образ всесоюзного старосты. Начиная с 1938 года в живопись Ф.А. Модорова входят темы связанные с жизнь белорусского народа. Художник переодически выезжал в Белоруссию и вел общественную работу по поднятию культуры изобразительному . Он был главным консультантом при Комитете по делам искусства БССР и преподавал на курсах повышение квалификации минских художников. В 1940-1941 гг. Модоров написал большое историческое полотно "Национальное Собранием в Западной Белоруссии в котором передал радость освобожденного народа. Картине предшествовали серьезные натурные этюды. К сожалению, картина и этюды погибли во время войны. В годы Великой Отечественной войны Федор Модоров показал себя подлинным художником-патриотом. Он ездил на ‘фронт и установил тесную связь с бойцами и командирами светской Армии. В результате фронтовой поездки художник написал в 1942 году картины: «Бронебойщики под Калинином», «Бой за Калинин», «Отступление немцев на Холмском направлении». Особенно развернулось в годы войны портретное искусство Модорова. Он создал большое количество портретов Героев Советского Союза и отличившихся бойцов и командиров Советской Армии. В портретных работах художника чувствуется внимание к характеру человека, стремление передать типические черты советских людей. Как портретист Модоров был заметен и в довоенные годы. Еще в академической работе «Экспрессия размышления» наметились черты его портретного искусства. Хорошими психологическими и живописными качествами отмечены: «Портрет Самоедина», «Портрет матери», «Портрет М. И. Калинина», портрет художников Мстеры, «Автопортрет». Большое достоинство портретов в их сходствах с натурой,качество, которого порой не хватает многим современным портретистам.Модоров умеет передать индивидуальный характер портретируемого, типичность профессии.Лишенные элементов нарочитой изощренности,портреты привлекают хорошей лепкой лица, простой но выразительной реалистической формой. Художник идет от традиций "характерного портрета" русской национальной школы. Наиболее сильно и своеобразно Ф.А.Модоров показал свое мастерство в портретах белорусских, украинских и орловско-брянских партизан. Работать приходилось в исключительно трудных условиях. Впервые художник встретился с партизанами в начале 1942 года на Калининском фронте. Тогда же Модоров сделал несколько альбомных набросков и зарисовал общее собрание партизан, происходившее в овраге в лесу. Эти патриоты своей Родины захватили чувства художника.В Москве он связан был с Центральным Штабом Партизанского движения, которой помогал ему наладить связь с партизанами. За это время Модоров создал около пятидесяти портретов партизан, представляющих несомненное историко-политического значение.
Изображая средствами своего живописного искусства характеры и типы партизан, художник отразил героическую эпопею Великой Отечественной войны-партизанское движение в оккупированных Западных областях.В портретной галлерее партизан мы видим и совсем еще юное поколение «лесных братьев» в лице партизан Аркашки Федьки, группу бесстрашных патриоток, девушек чудесных по чистоте своих идейных стремлений, таких, как Валя Сафронова‚ Галина Кирова, Лидия Асмоловская, или легендарных деятелей партизанского движения: Ковпака, батю Миная, Царюка, Козлова деда Шишко, столетнего деда Талаша и многих других. Полнее всего представлены у Модорова белорусские партизаны как первые,принявшие на себя удар немцев. Заслуги художника были отмечены Правительством Белоруссии: Модорову было присуждено звание Заслуженного деятеля искусств БССР. Президиум Верховного Совета СССР наградил его отделом Трудового Красного Знамени. Среди портретов партизан есть и групповые. Лучшие егот работа в этом жанре "Командиры партизанских отрядов и бригада на приеме у Начальника Центрального Штаба Партизанского движения генерал-лейтенанта Пономаренко П.К.
Картина «Партизаны на приеме у Сталина». показанная на Всесоюзной Художественной выставке 1946 года, является как бы итогом и синтезом работы Ф.А. Модорова над портретами партизан. Художник поставил своей задачей воплотить дорогие ему образы героев-партизан в общении вождем народов, великим организатором побед Советского государства над фашистами. Последняя картина Модорова «Ходоки у В. И.Ленина (1947 г.‚ Всесоюзная художественная выставка). изображает Вождя Октябрьской революции, принимающего в Кремлевском кабинете народных представителей.