«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
Родился в Москве 24 августа 1855 г. в семье Ивана Васильевича Щукина, известного и уважаемого купца. Отец, не сумевший получить хорошего образования, прекрасно знал ему цену и стремился дать его всем своим детям.
Четвертый сын в семье, Дмитрий учился в московской Поливановской гимназии. Затем отец отправил его в Дрезден в Высшее коммерческое училище. Это учебное заведение он закончил в 1876 г. Потом служил в Риге в конторе Товарищества цементной фабрики и маслобойни К.К.Шмидта. Однако Д.И.Щукин не стал предпринимателем, как того желал отец. Вернувшись в Москву в 1882 г., Щукин отошел от семейного дела и всецело отдался любимому занятию —коллекционированию.
В семье Щукиных был настоящий культ искусства и старины. Неудивительно, что пять сыновей стали собирателями, составив замечательные коллекции. Крупным коллекционером являлся и Дмитрий Иванович. Правда, он всю жизнь находился как бы в тени своих знаменитых братьев — Петра и Сергея.
«Был он человек очень своеобразный, — вспоминал близко знавший Щукина художник В.Н.Яковлев. — Жил замкнуто, отойдя от шумной купецкой жизни, не увлекаясь ни кутежами, ни женщинами. Этого человека, небольшого роста, кругленького, лысого, несколько настороженного, не без природной купеческой хитрецы, снедала одна подлинная и великая страсть — старая живопись, голландцы. Вся его жизнь проходила в собирании уникумов. Он прекрасно знал историю живописи, у него была собрана и замечательная библиотека по вопросам искусства. Он был большим эрудитом в своей области» (16, с. 167).
Дмитрий Иванович первоначально собирал изделия из серебра, золота и миниатюры. Постепенно он остановил свой выбор на старой западной живописи и стал страстным ее коллекционером. На этот выбор повлияли и его жизнь в Дрездене, и московское собрание его дяди, Д.П.Боткина, которое еще в детстве произвело на Дмитрия Ивановича сильное впечатление.
Щукин покупал картины у московских и петербургских антикваров. Многие приобретения он сделал в Западной Европе, преимущественно в Германии, Голландии, Испании и Италии, где проводил зимнее время. Он непременно посещал музеи, картинные галереи, выставки, антикварные лавки, приобретал новейшую литературу по истории искусства. Покупая картины, он нередко прибегал к помощи знатоков — художников и искусствоведов. Так, по совету известного немецкого искусствоведа и директора одного из берлинских музеев Вильгельма Боде он в 1893 г. приобрел лучшую из работ своего собрания — «Катание на коньках» голландского живописца Х.Аверкампа (XVII в.).
Дмитрий Иванович обладал обширными знаниями в области искусства. Особенно тесные отношения сложились у него с берлинскими музеями и коллекционерами. В музеях Берлина его хорошо знали, ценили его эрудицию, предоставляли возможность работать с коллекциями, специально для него извлекали отдельные предметы из застекленных витрин и шкафов. Реставраторы этих музеев выполняли по его заказам расчистку старых картин.
Д.И.Щукин собирал картины старых мастеров XIV—XVIII вв. — итальянцев, нидерландцев, голландцев, немцев, французов, англичан. Преимущественно в его собрании были представлены французские и нидерландские художники. Но особую слабость владелец питал к «малым голландцам». Живописцам этого круга в его собрании принадлежало около шестидесяти полотен. «Именно нидерландцы, — подчеркивал в свое время журнал «Среди коллекционеров», — придают собранию характер особой замкнутости и уюта, того единства впечатления, которое дороже всего и которое так редко можно отметить в пестрых московских коллекциях. Средний уровень — нет шедевров, но и нет сомнительных подделок — вот что составляет отличительную черту описываемого собрания» ( 2, N 8—9, с. 11).
Нидерландское искусство было представлено полотнами почти всех жанров — портретами, пейзажами, «костюмным жанром», натюрмортами. Из работ XVI столетия выделялись полотно «Шествие на Голгофу» X. де Блеса, парные портреты А.Т.Кея. Большинство картин принадлежало XVII в.: здесь были произведения Я. ван Гойена, Я.Рейсдаля, Д.Тенирса Младшего, А. де Войса, Ф.Ангела, П.Класа, В.Кальфа. К числу лучших произведений относились картины «Урок музыки» Г.Терборха, «Пирушка» Д.Хальса.
В коллекцию французской живописи входили полотна Ватто, Буше, Фрагонара, Ланкре; немецкой — Кранаха, Герунга; английской — Косвейна, Лоуренса. А в общей сложности в доме Щукина было собрано 146 живописных полотен.
Графическая коллекция Дмитрия Ивановича дополняла живописное собрание мастеров тех же школ XIV—XVIII вв. Здесь выделялись гравюры французской и английской школ; имелась хорошая подборка пастелей; собрано много портретов, преимущественно женских.
Особое место в его коллекции принадлежало миниатюрам. Они были подобраны с исключительным художественным вкусом. Показанные в Москве в 1901 г. на выставке произведений из частных собраний, они привлекли внимание всех любителей и знатоков этого жанра. Специалисты отмечали в его коллекции портрет Софьи Потоцкой, выполненный на кости шведским миниатюристом П.Галлем, портрет Людовика XIV, написанный Ж.Петито эмалевыми красками по золоту и вставленный в изящную черепаховую коробочку, портрет сестры Наполеона I, выполненный на кости И.Огюстином, портрет на бумаге неизвестной дамы работы И.Изабе.
В щукинском собрании были и скульптуры: около пятидесяти бронзовых статуэток XVI—XVII в. Среди ценных произведений этого раздела
— работа итальянского скульптора Антико «Голова мальчика с косичкой». Обращали на себя внимание произведения Э.Фальконе («Амур», авторская копия мраморной луврской статуи), Ж.Б.Карпо («Девочка-рыбачка»), Ф.Жирардона («Похищение Прозерпины», уменьшенная копия мраморной версальской статуи), А.Куазво («Мария-Аделаида Савойская», копия мраморного версальского оригинала).
Широко известное собрание живописи затмило еще одну коллекцию, собранную неутомимым Дмитрием Ивановичем. Речь идет об эмали. По словам известного московского собирателя А.П.Бахрушина, Щукин владел одной из лучших коллекций такого рода. «Этот последний много отбивает у меня этих вещей, так как платит всегда щедрей меня, а потому многие торговцы, — писал Алексей Петрович в книге «Кто что собирает», — несут прямо вещь к нему; если попадется действительно хорошая, то Щукин ее не отпустит обратно. При его свободных средствах можно собрать много хорошего, за ним не угоняешься, потому что он в месяц может на свое собрание истратить более, чем многие другие в год» (1, с. 37).
Щукин сумел собрать превосходную библиотеку. На первом месте здесь были книги по искусству. В ней были собраны многие журналы по изобразительному искусству, издававшиеся в России и за рубежом в конце XIX—начале XX в. Поистине уникальным было собрание едва ли не всех отечественных и зарубежных аукционных каталогов.
Первоначально Д.И.Щукин снимал квартиру на Волхонке, потом — на Поварской. В 1902 г. он поселился в собственном доме в Староконюшенном переулке. Этот особняк выстроен в 1898 г. по проекту архитектора А.А.Остроградского. Когда Щукин разместил свою коллекцию в двадцати комнатах этого особняка, то получился самый настоящий музей. Всюду стояла старинная мебель, буфеты и резные шкафы наполнены старинным фарфором, табакерками, миниатюрами, эмалями, старинными часами, все стены увешаны картинами.
«Его тихий и безлюдный (он жил один со старым лакеем Григорием) особняк по Староконюшенному был законченным и умело подобранным музеем, — вспоминал о своем первом посещении этого дома В.Н.Яковлев.
— Теперь он частями вошел в государственные коллекции, и трудно передать то очарование, в которое погружается посетитель, бродя по этим маленьким, напоминающим голландские интерьеры, уютно и чудесно обставленным комнатам» (16, с. 147—148).
«Сами комнаты, — продолжал Яковлев, — напоминали интерьеры Питера де Гооха, Вермеера ван Дельфта или Метсю. В столовой, убранной тяжелой резной голландской мебелью, прекрасно гармонируя с обстановкой, висели чудесные натюрморты Миньона, Кальфа, ван Байерена. Мы переходим от вещи к вещи, и любезный амфитрион мой с истинным наслаждением знатока и любителя показывал мне свои сокровища. Из столовой мы перешли в гостиную. Чудесный, серебряно-серый Терборх — «Урок музыки». Вещь, достойная европейских музеев. Несколько Метсю. Восторгу моему не было границ. Хозяин был горд и доволен» (16, с. 166—167).
Дмитрий Иванович, как и его братья Петр и Сергей, считал, что это собрание должно принадлежать Москве. В январском номере журнала «Старые годы» за 1914 г. в разделе «Почтовый ящик» было опубликовано письмо в редакцию Д.И.Щукина. «Мое собрание картин не продано мною за границу, — писал он, — как, между прочим, упоминает барон Н.Врангель в своей заметке о продаже собрания покойного П.В.Деларова в ноябрьской книжке вашего журнала, а находится в целости в Москве, причем должен заметить, что оно от времени до времени пополняется новыми приобретениями. Все мое собрание я завещал Московскому Публичному и Румянцевскому музеям; на устройство моего дара я оставил также известный капитал» (13, с. 68). Из примечания к письму редакции журнала видно, что в статью Н.Н.Врангеля вкралась неточность: за границей продавалось собрание Ивана Щукина. «С глубокой радостью, — отмечала редакция, — помещаем письмо Д.И.Щукина, подтверждающее слух об его щедром, культурном и патриотическом отношении к своему собранию и Румянцевскому музею» (13, с. 68). Таким образом, о планах коллекционера стало известно широкой общественности.
В знак серьезности своих намерений он тогда же подарил этому музею несколько первоклассных произведений из своего собрания. Впрочем, и до этого Д.И.Щукин не раз одаривал свой любимый московский музей.
В 1918 г. владелец получил на свою коллекцию охранную грамоту. Затем коллекция Д.И.Щукина была национализирована и стала самостоятельным музеем. Собрание по-прежнему располагалось в особняке Щукина в Староконюшенном переулке и в декабре 1918 г. под названием «Первый музей старой западной живописи» было открыто для осмотра. Этот музей просуществовал недолго, до октября 1922 г. В июне 1922 г. он был подчинен Румянцевскому музею и стал, как когда-то желал владелец, его филиалом. Однако уже в октябре особняк облюбовала какая-то организация, и музею предложили освободить его. Щукинская коллекция была перевезена на Кропоткинскую улицу и размещена на первом этаже бывшего морозовского особняка; второй этаж этого здания занимала экспозиция Второго музея нового западного искусства.
В 1924 г. собрание Щукина перешло в Музей изящных искусств на Волхонку. Тогда же была открыта картинная галерея этого музея. И хотя к тому времени в музей поступили и другие московские собрания, коллекция Дмитрия Ивановича являлась наиболее ценной из них. Основная часть собрания Д.И.Щукина и поныне находится на Волхонке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Д.И.Щукин остался при своей коллекции; 10 ноября 1924 г. он был назначен заведующим итальянским подотделом картинной галереи и избран членом ученого совета.
Д.И.Щукин умер в Москве в 1932 г. Дом, где располагалось щукинское собрание, сохранился до наших дней. Ныне это дом 35 по Староконюшенному переулку.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Бахрушин А.П. Из записной книжки: Кто что собирает / Прим. М.Цявловского. - М., 1916. - С. 37, 111.
2. Блох B.C. Нидерландские мастера в московских собраниях // Среди коллекционеров. — 1921. - N 8-9. - С. 9-15; N 10. -С. 23-28; N 11.- С. 21-28.
3. Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVII—начала XX в. (до 1917 г.). - М., 1984. — С. 541.
4. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. Миниатюра. — М., 1986. — С. 51.
5. Демская А., Семенова Н. У Щукина, на Знаменке... - М., 1993. - С. 16-19.
6. Думова Н.Г. Московские меценаты. — М., 1992. - С. 56-61.
7. Морозов и Щукин — русские коллекционеры: От Моне до Пикассо. — Кельн, 1993. - С. 48-49.
8. Никифоров Д. Сокровища в Москве. — М., 1901. - С. 45.
9. Параделов М.Я. Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати. - М., 1904. — С. 137.
10. Прахов Н. Художественное собрание Д.И.Щукина в Москве // Художественные сокровища России. — 1905. — N 6—8. — С. 119-120, илл. N61-69.
11. Романюк С.К. Из истории московских переулков. — М., 1988. — С. 178.
12. Терновец Б.Н. Письма. Дневники. Статьи. - М., 1977. - С. 123, 201.
13. Щукин Д. И. Письмо в редакцию // Старые годы. — 1914. — Январь. — С. 68.
14. Щукин Д.И. // Музей-3: Художественные собрания СССР. — М., 1982. — С. 16, 43-44, 54, 55-56, 58, 84, 174, 205, 208, 210.
15. Щукин П.И. Воспоминания. — М., 1911 — 1912. - Ч. 1-5.
16. Яковлев В.Н. Художники, реставраторы, антиквары. — М., 1966. — С. 147 — 148, 153-154, 158, 164-169.