«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
С.Д. Шереметев — граф, государственный деятель, издатель, меценат, библиофил, собиратель художественной коллекции, исторических документов и древностей. Правнук коллекционера Петра Борисовича Шереметева, внук собирателя Николая Петровича Шереметева.
Родился в Петербурге 14 ноября 1844 г.; принадлежал к старинному и знатному роду бояр Шереметевых. «Сергей Дмитриевич был одним из последних носителей русской барской культуры, — писал сын коллекционера А.А.Бахрушина Юрий Алексеевич. — Несметно богатый, независимый, высокообразованный, он казался прямым наследником благороднейших навыков лучших екатерининских вельмож. Будучи на «ты» с последним самодержцем Александром III, он и его наследнику, последнему царю, по привычке в интимном кругу говорил «ты», в то время как последний обращался к нему на «вы» (2, с. 247).
С.Д.Шереметев унаследовал около 200 тысяч десятин земли и имения в одиннадцати губерниях Российской империи — Курской, Владимирской, Лифляндской, Московской, Орловской, Рязанской, Саратовской, Тверской, Тифлисской, Тульской и Ярославской. Все имения находились в образцовом состоянии. Их владелец был постоянным участником всероссийских промышленных и сельскохозяйственных выставок и неизменно получал на них золотые, серебряные и бронзовые медали.
Сергей Дмитриевич свою жизнь посвятил общественной и научной деятельности. Он имел придворное звание обер-егермейстера Императорского двора и являлся членом Государственного совета.
В культурной жизни России второй половины XIX—начала XX в. Сергей Дмитриевич занимал видное место. Он покровительствовал наукам, культуре, просвещению, искусству, был инициатором создания и руководителем Общества любителей древней письменности, Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, Комитета попечительства о русской иконописи. В Москве Шереметев основал Общество возрождения древнерусской одежды. Он участвовал в работе многих научных обществ — Археографической комиссии (состоял ее председателем), Русского исторического общества, Общества истории и древностей российских при Московском университете. Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее, Исторического общества Нестора летописца, Псковского археологического общества, Русского археологического общества в Константинополе, являлся почетным членом Академии наук, Петербургского археологического института.
Широко известна издательская деятельность С.Д.Шереметева. Его перу принадлежит более 250 статей по истории, генеалогии, географии России, серия книг «Старая Москва», содержавшая жизнеописания знаменитых москвичей. Он подготовил и издал за собственный счет десятки томов русских летописей, грамот, писцовых книг, исторических актов, в том числе рукописи из семейного архива: 12 томов сочинений П.А.Вяземского (Сергей Дмитриевич был женат на внучке поэта, Екатерине Павловне Вяземской), 5 томов «Остафьевского архива князей Вяземских», 2 тома «Архива села Михайловского графов Шереметевых», «Архив села Кусково», «Переписку и бумаги графа Петра Борисовича Шереметева, 1704—1722 гг.», сочинения П.П.Вяземского.
С.Д.Шереметеву принадлежали старинные дворянские усадьбы. Наибольшую известность в истории русской культуры получили Фонтанный дом в Петербурге и подмосковные имения Остафьево, Кусково, Михай-ловское с их богатейшими собраниями памятников старины и искусства. Просвещенный вельможа относился к ним бережно и заботливо, прекрасно понимая их научную ценность.
Каждый из Шереметевых создавал свою личную библиотеку, отражавшую круг интересов и наклонности владельца. Эти книжные собрания унаследовал Сергей Дмитриевич. Ему достались библиотеки не только его прадеда, деда, отца и матери, но и книги ближайших родственников — B.C., В.В., СВ., Б.С. Шереметевых («Волочаевское собрание» в селе Михайловском Подольского уезда Московской губернии), собрание князей А.И., П.А., П.П. Вяземских («Остафьевское собрание» в селе Остафьево Московской губернии).
Хотя большая часть жизни С.Д.Шереметева прошла в Петербурге, в его творческой биографии Москве и Подмосковью принадлежит далеко не последняя роль. В 1885—1890 гг. Шереметев являлся московским губернским предводителем дворянства. С 1871 г. и до конца своей жизни он был попечителем Странноприимного дома Шереметевых.
Особой заботой и вниманием Шереметева пользовалась усадьба Остафьево. Она принадлежала ему с 13 августа 1898 г. — выкуплена им у брата жены. Чтобы приобрести эту уникальную усадьбу со всеми находившимися в ней коллекциями, Сергей Дмитриевич продал ценный севрский сервиз.
В ряду русских дворянских усадеб Остафьеву принадлежит исключительно видное место. Основанное в середине XVIII в., Остафьево в 1792 г. приобретено князем А.И.Вяземским и с этого времени стало одним из важнейших центров духовной жизни России. Здесь в 1804—1816 гг. работал над «Историей государства Российского» Н.М.Карамзин. П.А.Вяземский принимал здесь К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Е.А.Баратынского, Д.В.Давыдова, Н.В.Гоголя. Недаром эта гостеприимная усадьба получила название «Русский Парнас».
Один из владельцев усадьбы — Павел Петрович Вяземский, известный историк и коллекционер, собрал в ее стенах богатую коллекцию памятников старины и искусства.
Став хозяином Остафьева, С.Д.Шереметев как бы вдохнул в него новую жизнь. Он старался поддерживать традиции этого дворянского гнезда, заботился о пополнении коллекции и библиотеки. Прекрасно понимая, что значит для России сосредоточенное здесь культурное наследие, владелец усадьбы поставил перед собой цель создать общедоступный музей.
В 1899 г. в главном усадебном доме Остафьева музей был открыт. Это событие было приурочено к столетнему юбилею со дня рождения А.С.Пушкина. Четыре года спустя вся Остафьевская усадьба со старой церковью и парком стала первым в России историко-культурным заповедником, открытым для всех желающих. Сергей Дмитриевич сам составил описание музейного комплекса, благодаря чему есть возможность достаточно детально представить его облик.
Особое место в музее занимали карамзинские и пушкинские реликвии. Они были заботливо собраны в комнате на втором этаже, получившей название «Карамзинской». Здесь стоял письменный стол А.С.Пушкина, в витрине лежал жилет, в котором поэт был смертельно ранен, рядом — кора от дерева, у которого происходила дуэль, рисунок с изображением места рокового поединка.
В картинной галерее насчитывалось более шестисот полотен XVI—XIX вв. В ее состав входили произведения немецких, нидерландских, фламандских, итальянских мастеров. Отечественное изобразительное искусство было представлено произведениями А.А.Киселева, Л.Ф.Лагорио, В.Д.Свер-чкова, А.И.Мещерского, И.К.Айвазовского, Г.И.Угрюмова, Ф.Я.Алексеева. На полотнах кисти А.П.Антропова, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского запечатлены многие известные государственные деятели России, представители творческой интеллигенции.
Собрание гравюр — до 10 тысяч листов, в основном западноевропейской школы XV—XIX вв. — включало работы А.Дюрера (серии «Апокалипсис» и «Жизнь Марии»), сатирические листы Г.Гольбейна Младшего, архитектурные композиции Д.П.Пиранези, жанровые сцены Ф.Паризо, пейзажи ЖДолле, офорты Л.Ф.Дебюкура и А.Кауфман.
Кроме того, здесь были сосредоточены прекрасно подобранные коллекции художественного стекла, керамики, фарфора (мейсенская мануфактура, севрский завод, Императорский фарфоровый завод, китайский и японский фарфор), осветительных приборов (около 300 светцев для лучин, железных каганцев, шандалов, персидских керамических плошек, подсвечников, жирандолей, канделябров, фарфоровых и хрустальных люстр, стенников и бра, фонарей, ладаниц, ламп-масленок), мебели работы русских, итальянских, немецких мастеров, предметов конской упряжи (седла, стремена, уздечки, решмы, наузы и др.).
Особого внимания заслуживала коллекция оружия XIV—XIX вв. производства русских, западноевропейских и восточных мастеров (боевое и охотничье, холодное и огнестрельное, наступательное и оборонительное). Еще в XVIII в. сделано краткое описание этой коллекции, из которого следовало, что тут хранилось фамильное оружие основателя рода — П.В.Шереметева Большого. Здесь были и кольчуга фельдмаршала Б.П.Шереметева, его шпаги, холодное оружие, принадлежавшее всем поколениям этого знатного рода, и щит боярина Головина, и пороховница князя Оболенского-Лыкова.
Предметы шереметевского собрания не раз переходили из одного дома в другой. Показательна в этом отношении история коллекции оружия. При фельдмаршале Б.П.Шереметеве и его сыне Петре Борисовиче она хранилась в усадьбе Кусково. После 1788 г. перевезена в один из флигелей Останкинского дворца. При Дмитрии Николаевиче в 1856 г. оружие переместили в особняк на Воздвиженке и хранили в ящиках. После смерти Д.Н.Шереметева в 1871 г. оно, отошедшее по наследству Сергею Дмитриевичу, было перевезено в Петербург в Фонтанный дом и размещалось в его кабинете. И уже оттуда в 1898 г., при подготовке к открытию в Оста-фьеве общедоступного музея, оружие вернулось в Подмосковье.
В усадебной библиотеке было собрано свыше 32 тысяч книг. Рядом с книгами находился знаменитый Остафьевский архив. Тут сохранялись бумаги, принадлежавшие нескольким поколениям Вяземских, а также письма, документы, дневники, рукописи произведений выдающихся русских писателей, поэтов и государственных деятелей.
В усадебном парке С.Д.Шереметев воздвиг памятники Н.М.Карамзину, А.С.Пушкину, П.А. и П.П.Вяземским, В.А.Жуковскому.
Еще в 1907 г. С.Д.Шереметев написал завещательное письмо, адресованное сыну, Павлу Сергеевичу. «К тебе обращаюсь, — говорилось в нем, — зная твою любовь и твои чувства к родному прошлому. Вместе с братьями будь и после нас сберегателем и хранителем наших семейных письменных свидетельств былой жизни минувших поколений... Сохрани эти чувства вместе с привязанностью... к дорогой Родине и передай последующему поколению семьи предания нашего старого рода, честно послужившего своему Отечеству...» (12, с. 236).
В летнее время С.Д.Шереметев с 1870 г. жил в усадьбе Михайловское. Здесь была сосредоточена его личная библиотека, которую он начал собирать с 60-х гг. XIX в. Имея богатейшие библиотеки, доставшиеся ему от родственников, он всю жизнь с большим увлечением собирал свою собственную. Вел переписку со многими книжными магазинами России, с книгопродавцем в Лейпциге Карлом Гирземаном. На аукционе в Лейпциге ему удалось приобрести библиотеку САСоболевского. Он стал владельцем частной библиотеки Жемчужникова. К концу жизни Михайловская библиотека насчитывала несколько десятков тысяч книг (по некоторым данным — от 40 до 70 тыс. томов).
Шереметев предпочитал жить со своими близкими в Михайловском, однако временами бывал в Кускове и Остафьеве. По воспоминаниям Ю.А.Бахрушина, «в Кускове Шереметев жил помещиком, гулял в чесучовом костюме по садам своего московского Версаля или изучал в тиши кабинета архивы и документы своих предков» (2, с. 248).
В Москве С.Д.Шереметев имел особняк на Воздвиженке (ныне д. 8). Здесь хранилась часть семейного архива.
После октября 1917 г. все принадлежавшие С.Д.Шереметеву поместья, усадьбы, дворцы были национализированы.
Несмотря на тяжелое моральное и материальное положение, Сергей Дмитриевич категорически отказался эмигрировать. Он остался в Москве в своем доме на Воздвиженке. Шереметев, проявляя заботу о сохранении историко-культурных комплексов в Остафьеве, Кускове, Останкине, обратился за помощью к художнику С.Ю.Жуковскому, члену Комиссии Наркомпроса по охране памятников старины и искусства. Вместе с С.Ю.Жуковским и В.Н.Мешковым Шереметев в последний год своей жизни занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково.
Озабоченный массовой гибелью памятников отечественной культуры, С.Д.Шереметев вместе со своим сыном П.С.Шереметевым выступил с инициативой создать в Москве хранилище частных архивов и предложил для этого собственный дом на Воздвиженке. Несколько месяцев в стенах его особняка находились горы ценнейших документов, которым грозила неминуемая гибель.
О последних днях С.Д.Шереметева, прошедших в московском особняке («большом доме»), сохранилось свидетельство его двоюродной сестры О.Г.Шереметевой. «10 ноября 1918 года, вечером, около 10 часов ночи, в большой дом приехали несколько автомобилей с чекистами, Петере во главе. Ворота заперли и произвели обыск. Увезли всю переписку Сергея, все золотые вещи, дневники, в общем на 10 000 000 золотом. Приехали, видимо, с целью арестовать Сергея, но он так плох, что уже несколько недель лежит в постели (у него гангрена ног). К нему ворвались тогда, когда ему делали перевязку... Положение Сергея настолько серьезно, что его не арестовали» (1, с. 150).
С.Д.Шереметев умер в Москве в первых числах декабря 1918 г. и погребен у наружной стены Новоспасского монастыря. Он просил похоронить его в этом монастыре, где была усыпальница Шереметевых, однако выполнить последнюю волю графа не удалось: монастырь был превращен в концлагерь, усыпальница разграблена. На могильном холме поставлен безымянный крест (фамилию покойного родные не обозначили из опасений актов вандализма). Уже весной 1919 г. холм осел, а крест исчез.
В 1919 г. стали музеями усадьбы Кусково и Останкино. Продолжал свою работу под началом П.С.Шереметева и музей в Остафьеве. Он пользовался популярностью: порою за день здесь бывало до семисот человек. «От всего веет любовью, накопленной прежними обитателями и столь ревниво хранимой теперешними, — писали в «Записной книге» благодарные посетители. — Не гасите священного огня светильника, озаряющего благословенную память Остафьева» (12, с. 216).
Однако остафьевскому светильнику суждено было не только померкнуть, но и угаснуть. В 1933 г. музей закрыли.
В усадьбе создали дом отдыха. Остафьевские реликвии разошлись в десятки музеев страны. Книжное собрание поступило во Всесоюзную библиотеку им.В.И.Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Усадебный архив, сменив немало адресов, в 1941 г. оказался в Центральном государственном архиве литературы и искусства.
В 1988 г. принято решение о возрождении разоренного дворянского гнезда. Сейчас в Остафьеве снова работает музей. Однако большинство реликвий по-прежнему находятся в разных собраниях: Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Всероссийском музее А.С.Пушкина, Государственном музее А.С.Пушкина, Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Историческом музее, Государственном литературном музее, Научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В.Щусева, в Останкинском дворце-музее, Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени, Московском областном краеведческом музее, Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево», Музее-усадьбе «Архангельское», Серпуховском историко-художественном музее.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева AM. «На достоинствах нравственных, а не на силе...» // Человек. — 1991. -N6.-C. 136-150.
2. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. —М., 1994. - С. 249.
3. Библиотека графа С.Д.Шереметева:
Собрания Волочаевское и В.С.Шереметева в
с. Михайловском. — Спб., 1890. — Т.1.
4. Библиотека графа С.Д.Шереметева: Собрания графини А.С.Шереметевой и графа Д.Н.Шереметева в Петербурге. — Спб., 1892. — Т.2.
5. Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. - М., 1986. - С. 164, 167-168, 234, 243, 300, 302, 322-323, 325.
6. Греч А. Остафъево: Подмосковные музеи. — М.-Л., 1925. — Вып.З.
7. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 год. — Спб., 1912. - N 1286.
8. Иконников B.C. Опыт русской историографии. — Киев., 1892. — Т. 1, кн. 2.- С. 1006, 1092-1093, 1266,CCCLXVII.
9. Ленц Э. Опись собрания оружия графа С .Д.Шереметева. — Спб., 1895.
10. ЛопаревХ.М. Библиотека графа С.Д.Ше-
реметева: Каталог. — Спб., 1890. — Т.1.
11. Македонская Е.И. Сергей Дмитриевич Шереметев как издатель // Книга: исследования и материалы. — М., 1991. — Сб. 62. — С. 165-171.
12. Остафъево. / Сост. Н.К.Квятковс-кая. — М., 1990.
13. Печерский М.Д. Остафъево. — М., 1988.
14. Пятидесятилетний юбилей графа С.Д.Шереметева // Исторический вестник. — 1913. — Июль. - С. 373-375.
15. Свалова О.М. Последний владелец Ос-тафъева // Остафъевский сборник. — М., 1993. — Вып. 1. — С. 7—13.
16. Снытко Н. Остафъево // Наше наследие. - 1988. — N6.-C. 137-146.
17. Станюкович В.К. Фонтанный дом Шереметевых: Музей быта: Путеводитель. — Пг., 1923.
18. Тимофеев Н. Издания графа С.Д.Шереметева. — Спб., 1909.
19. Федорова Г.Е. Портретное собрание Остафъевского музея // Остафъевский сборник. - М., 1994. - Вып. 2. — С. 43-45.
20. Шавыркина Н.А. Судьба библиотеки С.Д.Шереметева в Михайловском // Остафъевский сборник. — М., 1994. — Вып. 2. — С. 45-46.
21. Шереметев С.Д. Остафъево // Русский вестник. — 1890. — N2.