«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
П.Б. Шереметев — граф, государственный деятель, благотворитель, собиратель памятников старины, искусства и природы. Сын Бориса Петровича, отец Николая Петровича, прадед Сергея Дмитриевича Шереметевых.
Родился 26 февраля 1713 г. в Прилуках (ныне Прилукс-кий район Черниговской области Украины) в семье генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Его крестным отцом был гетман И.И.Скоропадский. Петр I зачислил новорожденного прапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк. Шереметев рос и учился вместе с будущим императором Петром II. Приближенный к царскому двору, он быстро делал карьеру и при Елизавете Петровне был уже камергером, при Петре III — обер-камергером. В 1767 г. П.Б.Шереметев работал в Комиссии по составлению нового Уложения.
В 1768 г. Петр Борисович вышел в отставку и поселился в Москве. Здесь в 1780 г. он был избран московским губернским предводителем дворянства.
Шереметев унаследовал от отца громадное состояние, которое удвоилось после женитьбы Петра Борисовича на богатой княжне Варваре Алексеевне Черкасской. В общей сложности ему принадлежало 160 тысяч душ крепостных; после царя он считался самым богатым человеком в России. Как отмечал его современник князь М.М.Щербатов, «одежды его наносили ему тягость от злата и серебра и ослепляли блистанием очи, экипажи у него были выписаны из Франции, стол у него был постоянно великолепным, множество прислуги, и в доме у него было столько предметов самой утонченной роскоши, что он, не готовясь нисколько, мог каждый день принять у себя императрицу» (4, с. 90—91).
В Москве и Петербурге Шереметев владел несколькими дворцами. Главными родовыми гнездами стали: в Петербурге — Фонтанный дом, в Москве — особняк на Никольской, в Подмосковье — усадьба Кусково. В приданое Петр Борисович получил в 1743 г. знаменитое уже тогда село Останкино с дворцом, богатой утварью, садами и прудами.
В основном граф жил в усадьбе Кусково. Здесь в 1740—1760-е гг. был создан прекрасный дворцово-парковый ансамбль, сохранившийся до наших дней. Для убранства особняков и усадеб Шереметев в течение своей жизни приобрел несметное количество произведений искусства.
Собрание Шереметева включало картины, гравюры, скульптуры, оружие, мебель, фарфор, предметы прикладного искусства, а также библиотеку и архив. Среди памятников искусства и старины, которыми владел П.Б.Шереметев, едва ли не первое место принадлежало картинной галерее, а в ней — собранию портретов. В усадьбе Кусково насчитывалось до 500 картин, из них — почти 300 портретов; такого количества не имело ни одно из частных собраний России.
Во второй половине XVIII в. среди высшей аристократии вошло в обыкновение создавать фамильные портретные галереи. Их заказывали, как правило, ведущим западноевропейским и русским художникам. Некоторые работы выполнялись крепостными мастерами. Такую галерею Петр Борисович создал в усадьбе Кусково: он заказал портреты своих родителей, детей, ближайших родственников, а также знаменитых предков. Галерея получилась весьма представительной. Этому способствовали не только безграничные материальные возможности, но и хороший вкус заказчика. Известно, что Петр Борисович и сам был художником-любителем. К тому же среди его знакомых встречалось немало тонких ценителей и знатоков живописи. В их числе — первый историк русского искусства Якоб Штелин.
Портреты Петра Борисовича и его жены Варвары Алексеевны исполнил известный французский портретист Луи Токке, приглашенный к царскому двору для портретирования самой императрицы.
Украшением кусковской портретной галереи стали работы, выполненные крепостными мастерами Аргуновыми. Замечательный цикл портретов Шереметевых создал талантливый представитель этой семьи Иван Петрович Аргунов. Им в 60-е гг. XVIII в. было написано одиннадцать фамильных портретов — самого Петра Борисовича и его жены Варвары Алексеевны, их детей — В.П. Шереметевой, Н.П. Шереметева, а также девочки-калмычки Аннушки, воспитывавшейся В.А.Шереметевой. Эти портреты выполнены с натуры. Другие портреты представителей рода Шереметевых относятся к числу «исторических», или ретроспективных: они написаны после смерти изображенных лиц. Первое место занимают портреты фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Всего их создано три, в том числе и широко известный конный портрет, написанный в художественных традициях древнерусской иконописи и парсуны. И.П.Аргунов написал также портрет жены фельдмаршала, Анны Петровны (парный к парадному портрету Б.П.Шереметева). В стиле парадного портрета выполнены изображения родителей жены П.Б.Шереметева — князя А.М.Черкасского и княгини М.Ю.Черкасской.
Кисти И.П.Аргунова принадлежали парадные портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II.
В портретную галерею входили также мраморные бюсты, среди которых были произведения Ф.И.Шубина.
Декоративно-прикладное искусство в собрании Шереметева представлено многочисленными вазами, люстрами, часами, шпалерами, канделябрами. Сюда же следует отнести и драгоценную посуду из золота, серебра, фарфора, стекла, хрусталя. Некоторые предметы носили мемориальный характер: например, два серебряных обручальных кольца, украшенных голубой финифтью и алмазами и принадлежавших родителям жены владельца. Золотой крест, тоже украшенный финифтью и алмазами, был «положен при крещении» самого Петра Борисовича от его крестного отца, гетмана Скоропадского.
Среди предметов прикладного искусства выделялся восточный фарфор XVII—первой половины XVIII столетия. В XVIII в. фарфор являлся одним из излюбленных предметов убранства и собирательства. Богатую коллекцию фарфора П.Б.Шереметев получил от Черкасских. При нем в основном сложилось богатейшее собрание керамики рода Шереметевых. Основу этой части собрания составляли предметы китайской работы, выполненные в период династий Мин и Цин. Преобладали чайные и кофейные чашки с росписью, а также так называемый брызганый, или пудреный фарфор с росписью золотом по кобальтовому фону. Обычно эта мелкая посуда устанавливалась на специальных выступах и полочках-консолях в «фарфоровых кабинетах». Кроме того, тут был японский, турецкий, индийский фарфор: вазы, блюда, чайники и чашки для вина, чаши для умывания.
«В этом доме, — писал об усадьбе Кусково М.И.Пыляев, — в одной комнате стены были из цельных венецианских зеркал, в другой отделаны малахитом, в третьей обиты драгоценными гобеленами, в четвертой художественно разрисованы не только стены, но и потолки; всюду античные бронзы, статуи, фарфор, яшмовые вазы, большая галерея с картинами Рафаэля, Ван Дейка, Доминикино, Корреджо, Веронезе, Рембрандта, Гвидо Рени... в некоторых комнатах висели люстры из чистейшего горного хрусталя» (10, с. 126).
Одна из комнат главного дома усадьбы Кусково носила название оружейной палаты. Здесь сохранялось личное оружие Бориса Петровича Шереметева. При Петре Борисовиче собрание значительно увеличилось, превратившись в крупную специализированную коллекцию: английские, французские, испанские, черкесские, греческие и китайские ружья, дамасские сабли, оправленные в золото и осыпанные драгоценными камнями, турецкие ятаганы и т.п.
Живописное собрание Шереметевых было столь велико, что для размещения коллекций голландского и итальянского искусства построены специальные здания. В 1749—1751 гг. в парке усадьбы Кусково выстроен Голландский домик, а в 1754—1755 гг. — Итальянский домик. Архитектура этих домиков, их интерьеры стилизованы под соответствующую коллекцию. Известно, что Итальянский домик — двухэтажный каменный особняк с тринадцатью комнатами — был целиком заполнен картинами, скульптурами и керамикой итальянских мастеров.
В парке усадьбы Кусково располагалась еще одна коллекция. Ее составляли мраморные скульптуры.
Личная библиотека П.Б.Шереметева содержала преимущественно книги исторического характера: издания на французском, английском, немецком и русском языках.
От своего отца П.Б.Шереметев унаследовал богатый семейный архив, в том числе его переписку с Петром 1. В 1774 г. он п^дал «Письма Потри Великого», а в 1768 г. — «Письма к государю императору Петру Великому». Кроме того, владелец существенно пополнил это архивное собрание.
В XVIII столетии широкое распространение получили «живые природные коллекции». Была такая коллекция и у Петра Борисовича. Располагалась она в усадьбе Останкино. В числе наиболее ценных ее экспонатов отмечались огромные лавровые и померанцевые деревья.
Кусково при Петре Борисовиче превратилось в излюбленное место отдыха москвичей. Сюда стремились и на театральные представления, и для осмотра оранжерей, и для прогулок в парке. Н.М.Карамзин, побывавший в Кускове, писал: «Бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В садах гремела музыка, в аллеях теснились люди, и венецианская гандола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера (так можно назвать обширный Кусковский пруд)» (9, с. 220).
Часть шереметевского собрания находилась в Петербурге, в «картинном кабинете». Среди двадцати семи наиболее значительных работ из этого кабинета — полотна кисти Рембрандта («Голова старика»), Н.Пуссена (два пейзажа), Л.Джордано («Поединок Энея и Турна», «Ариадна на колеснице, которую везут тигры»). Здесь же был помещен и автопортрет П.Б.Шереметева.
В Петербурге находилась и кунсткамера фельдмаршала Бориса Петровича. Как известно, первую в России кунсткамеру создал Петр I. Подражая царю, многие его сподвижники тоже стремились иметь подобные собрания. Из сохранившейся описи 1764 г. явствует, что шереметевская кунсткамера занимала несколько залов. В особых шкафах-поставцах, витринах, шкафах-пирамидках хранились сотни предметов. Собрание мраморов, например, насчитывало 137 экспонатов, многие привезены из разных стран. Со всего света тут были собраны образцы руд. Хранились здесь и гербарии, а также коллекции насекомых. К числу редкостей относилась восковая разборная женская фигура — анатомическое пособие.
В кунсткамере Шереметевых было немало предметов декоративно-прикладного искусства — драгоценных кубков, старинных ларцев, серебряной и золотой посуды, фигурок птиц и зверей, выполненных из серебра и золота. Большое место в этой коллекции занимали старинные китайские вещи и фарфор — более тысячи предметов. В том числе — фигурки, резанные из камня и кости, предметы, отделанные эмалью, древние свитки.
В собрание кунсткамеры входили также гравюры и эстампы.
П.Б.Шереметев умер в Москве 30 ноября 1788 г. Погребен в соборной усыпальнице Спасо-Андроникова монастыря.
Собрания Петра Борисовича унаследовал его сын, Николай Петрович.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов П.И. П.Б.Шереметев // Русский биографический словарь. — Спб., 1911. — «Шебанов-Щюц». — [Т. 23]. — Спб., 1911. — С. 187-190.
2. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. — М., 1990. — Т.1. — С. 53, 66, 71, 99-101, 167. 190, 205, 230-232, 357, 359,364-365,387; Т. 2. - С. 161-162,180.
3. Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. — М., 1979. — С. 527—528.
4. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. — М., 1992. — С. 90—93.
5. Кузьмин Г.С. Древности дома графов Шереметевых // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. — Спб., 1851. — Т.1, отд. 4. — С. 7—8.
6. Кусково и его окрестности. — М., 1850.
7. Любецкий СМ. Московские окрестности. - М., 1877.
8. Опись собрания оружия графа С Д.Шереметева. / Сост. Э.Ленц. — Спб., 1895.
9. Подмосковье: Памятные места в истории русской культуры XIV—XIX вв. — М., 1955. - С. 201—222.
10. Пыляев М.И. Старая Москва. — М., 1990. - С. 125-139.
11. Фарфюр в русской усадьбе XVIII века: Из собрания Останкинского дворца-музея: Каталог выставки. — М., 1990.
12. Художники Аргуновы в «Кусково». / Текст и составление Н.Пресновой. // Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». — М., б.г.
13. Шереметев П.Б. // Русские портреты XVIII и XIX столетий. — Спб., 1907. — Т. 3, вып. 1, таб. 16.
14. [Шереметев С.Д.]. Кусково. — М., 1898.
15. [Шереметев С.Д.]. Кусково до 1812 года. — М., 1899.