«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
Н.П. Шереметев — граф, благотворитель, собиратель художественных коллекций. Внук Бориса Петровича, сын Петра Борисовича, дед Сергея Дмитриевича Шереметевых.
Родился 28 июня 1751 г. В раннем детстве, по обычаю того времени, был записан на военную службу. Детские игры и забавы делил с Павлом Петровичем, будущим императором Павлом I. В 1768 г. был пожалован в камер-юнкеры к Высочайшему двору. В 1769— 1773 гг. находился в заграничном путешествии: посетил Голландию, Англию, Францию, Швейцарию, Германию, прослушал курс лекций в Лейденском университете и, как водилось, «учился жизни при пышных иностранных дворах». Больше всего молодого российского аристократа привлекали изящные искусства: музыка, театр, галереи, музеи.
Вернувшись в Россию, Николай Петрович снова занял место при дворе. В 1798 г. получил звание обер-камергера. Служба его мало занимала, и в 1800 г. он вышел в отставку с намерением постоянно поселиться в Москве. В 1801 г. он женился на своей крепостной, выдающейся русской актрисе Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой, и вернулся в Петербург. После смерти жены Николай Петрович снова, на этот раз уже навсегда, поселяется в Москве.
Здесь его дом, как и дом его отца, славился пышными и блестящими приемами и празднествами, театральными представлениями. Страстный любитель театра и музыки, он еще при жизни отца отдавал крепостной труппе почти все свое время. Театральные спектакли давались в усадьбе Кусково и в городском особняке Шереметева на Никольской улице. Известен Н.П.Шереметев и щедрой благотворительностью. Главным его благодеянием, приумножившим славу всего рода Шереметьевых, стало создание Странноприимного дома.
В 1788 г., после смерти П.Б.Шереметева, унаследовав громадное состояние (Николая Петровича называли Крезом-младшим), он решил возвести новый театр, невиданный и по своему убранству, и по своим техническим возможностям. Предполагалось также собрать воедино многие художественные ценности. Владельцу хотелось создать как бы подобие царского дворца, включавшего и картинную галерею, и театральную сцену, и концертный зал. Местом для нового дворца было выбрано имение Останкино: здесь с 1790 г. начались грандиозные строительные работы.
В завещательном письме сыну Николай Петрович написал: «Украсив село мое Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что, совершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикой дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением» (1, с. 38).
После завершения строительства все лучшие художественные коллекции, собранные предшествующими поколениями Шереметевых и располагавшиеся в московских и петербургских домах, были сосредоточены в Останкине. Однако Николай Петрович этим не ограничился. Обладая природным художественным чутьем и хорошим вкусом, он приумножил фамильные собрания и стал одним из известных русских коллекционеров. Ему суждено было прослыть самым крупным собирателем из пяти поколений рода Шереметевых.
Еще в период первого заграничного путешествия, в девятнадцатилетнем возрасте, Н.П.Шереметевым были сделаны многочисленные приобретения произведений искусства для собственного собрания. Целые транспорты с ценными грузами приходили вслед за ним на родину. Связи его с заграничным художественным рынком не прерывались и впоследствии.
Особенно много произведений искусства Николай Петрович приобрел с 1790 г., когда началось возведение останкинского дворца-театра. Его постоянным «корреспондентом» по вопросам искусства в Париже был Huvart, и каждую навигацию оттуда прибывали все новые поступления: мраморные бюсты и фигуры, изделия из фарфора, копии с античных скульптур, бронза, мебель, ноты, книги и многое другое. В приобретении фарфора Шереметеву оказывали содействие скульптор П.П.Споль и художник-декоратор и архитектор В.Ф.Бренна, которые в те годы работали при дворе Павла I. Из Европы фарфор доставляли иностранные купцы Филиппо и Рево, имевшие в Петербурге свои магазины.
Останкино славилось богатым собранием живописи. Здесь было собрано до четырехсот картин. Они висели во всех парадных залах и комнатах, кроме того, им отвели и специальную картинную галерею. Подобно остальным залам, галерея, располагавшаяся на втором этаже дворца, отличалась роскошью своего убранства. Помещение освещалось самыми великолепными люстрами и бронзовыми канделябрами французской работы, в отделке интерьера применена изящная деревянная резьба.
Картинная галерея включала полотна итальянской, голландской, австрийской, французской школ.
Среди произведений живописи в останкинском дворце одно из первых мест занимали портреты. Многие фамильные портреты были перевезены сюда из усадьбы Кусково — Б.П.Шереметева, П.Б.Шереметева, А.М.Черкасского. Видное место занимал портрет Прасковьи Ивановны кисти Н.И. Аргунова, который украшал зал, предварявший картинную галерею.
Высокими достоинствами отличался портрет Павла I работы Н.И.Аргунова. Он висел в малиновой гостиной. Позднее здесь появились портреты русских императоров: Николая I (в египетском зале), Александра II (в зеленой гостиной), Екатерины II (в египетском зале) и др. Все названные царственные особы в свое время бывали гостями Шереметевых.
Мраморные бюсты и фигуры украшали многие комнаты дворца, лестницы, галереи, были расставлены в саду. Среди них были произведения Ф.И.Шубина («Императрица Екатерина II»), П.Трискорни («Плакальщица»), многочисленные копии с античных скульптур (боги, сатиры, герои, императоры). Единственным античным подлинником было скульптурное изображение козы. По преданию, оно происходило из Помпеи.
Коллекция фарфора, собранная в Останкине, насчитывала более двух тысяч предметов, что отражено в описи 1809 г. Как видно из того же документа, восточный фарфор, вышедший к концу XVIII в. из моды, сохранялся в специальной кладовой, в подклети останкинской Троицкой церкви, причем здесь было более тысячи предметов, что составляло почти половину всего останкинского собрания фарфора. Для украшения дворца в основном использовался западноевропейский и русский фарфор.
Самое видное место было отведено фарфору ведущих европейских заводов. Большинство этих изделий приобретено непосредственно Николаем Петровичем, причем специально для Останкина. Сюда входили лучшие образцы севрского, венского, мейсенского, берлинского заводов. Обращали на себя внимание вазы, цветники, ароматники, кашпо, курильницы, предназначавшиеся для украшения парадных залов (53 предмета). Они возвышались на каминах, подоконниках, консолях, на столах.
Специально для хранения и показа коллекции фарфора служила так называемая эстампная галерея. В ней фарфор размещался в шкафах с открытыми полками, размеры которых постепенно уменьшались снизу вверх для более удобного осмотра изделий. Такие шкафы-пирамидки стояли во всех четырех углах. На них красовалось 195 предметов из фарфора и фаянса: в основном чайные и кофейные чашки и блюдца. И хотя их насчитывалось 126, одинаковых не было, исключая комплект «тет-а-тет» и два набора из четырех чашек — дорогие изделия, украшенные многокрасочными композициями — цветами, пейзажами, галантными сценами. Тут размещалось еще несколько «урн порцелиновых китайских с крышками».
Убранство этой комнаты и состав представленных здесь предметов напоминали кунсткамеру. Кроме фарфора здесь были коллекции гравюр и эстампов, скульптуры, естественнонаучные собрания. Почти такая же кунсткамера была в петербургском особняке Петра Борисовича Шереметева. Часть вещей оттуда и попала со временем в Останкино.
Здесь было также несколько парадных обеденных и чайных сервизов, которые хранились в восьми застекленных шкафах, в комнате, первоначально предназначенной для библиотеки. В этих сервизах насчитывалось около 3000 предметов.
В церкви села Останкино хранились многие семейные иконы, в том числе киот-складень с Тихвинской иконой Божией Матери, который принадлежал фельдмаршалу Шереметеву и сопровождал его во время походов.
Кроме усадьбы Останкино Николай Петрович Шереметев имел в Москве особняк на Воздвиженке, который приобрел накануне свадьбы. Можно предполагать, что именно здесь хранилась богатая фамильная библиотека, так как комната для нее в Останкине была занята в начале XIX в. фарфором. В библиотеке насчитывалось 4332 тома. В основном — книги на иностранных языках по вопросам богословия, философии, политики, истории, геральдики, политической экономии, а также по астрономии и другим естественным наукам, включая периодические издания.
Хотя библиотека собиралась тремя поколениями Шереметевых. Николай Петрович внес очень заметный вклад в ее пополнение. Это проявилось в том, что здесь были хорошо представлены книги, выходившие при его жизни и отражавшие его интересы. Наибольшее число изданий приходилось на театральный раздел — 1454. Сюда входили пьесы, комедии, водевили, оперы, драмы, преимущественно переводные. Чрезвычайно богатым был нотный отдел. Он состоял из печатных изданий и нотных рукописей. Причем авторами рукописных нотных сборников являлись композиторы из театра Шереметевых, крепостные. Среди музыкальных пьес — «Трубочист», «Кусковский перевозчик», «Отъезд псовой охоты», «Кусковская нимфа».
Как и во многие библиотеки того времени, в шереметевское книжное собрание входили рукописные материалы. Некоторые из них были выполнены на пергаменте, в основном сочинения на религиозные темы. Среди рукописей значительный интерес представляли «Произвождение дела над царевичем Алексеем Петровичем», «История о взятии Сибирского царства».
В этой библиотеке находились и два так называемых секретных отдела. Первый носил название «Секретные книги» и включал двадцать пять наименований. На русском языке значилась всего одна книга — «Следствие над царицею Евдокиею, приложенное при манифесте 1718 г. февраля 3». Другой носил название «Коллекция секретных же эстампов и картин». Так было обозначено собрание эротической графики.
При библиотеке располагалась кунсткамера. Она занимала шесть комнат и представляла собрание гербариев, минералов, мраморов, раковин, микроскопов, зрительных труб, глобусов, разных древностей и диковин. Можно предположить, что это была та самая кунсткамера, которой владел в свое время Петр Борисович Шереметев и которая ранее находилась в Петербурге.
Н.П.Шереметев умер в Санкт-Петербурге 2 января 1809 г. Похоронен в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры.
Художественное собрание Н.П.Шереметева унаследовал его сын, Дмитрий Николаевич.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Вейнер П. Жизнь и искусство в Останкине // Старые годы. — 1910. — N 5—6. — С. 38-72.
2. Врангель П. Помещичья Россия // Старые годы. - 1910. - N 7—9. - С. 15.
3. Грабарь И.Э. Останкинский дворец // Старые годы - 1910. - N 5-6. - С. 5-37.
4. Иваск У.Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 год. - Спб., 1912. — N 1284.
5. Любецкий СМ. Окрестности Москвы. - 2-е изд. - М., 1880.
6. Любецкий СМ. Село Останкино с окрестностями своими: Воспоминание о старинных празднествах, забавах и увеселениях в нем. — М., 1868.
7. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. - М., 1992. - С. 178, 192, 211-215, 233.
8. Опись библиотеки, находившейся в Москве, на Воздвиженке, в доме графа Д.Н.Шереметева до 1812 года. — Спб., 1883.
9. [Опочинин Е.]. Одна из домашних библиотек конца XVIII столетия. — Спб., 1884.
10. Подмосковье: Памятные места в истории русской культуры XIV—XIX вв. —
М., 1955. - С. 201-213, 217-220.
11. Пыляев М.И. Старая Москва. — М., 1990. - С. 125-139.
12. Соловьева Ю.Н. Москва ушедшая. — М., 1993. - С. 91, 99.
13. Фарфор в русской усадьбе XVIII века: Из собрания Останкинского дворца-музея: Каталог выставки. — М., 1990.
14. Шереметев Н.П. // Русский биографический словарь. — Спб., 1911. — «Шебанов-Щюц» - [Т. 23]. - С. 185-186.
15. Шереметев С.Д. Из преданий о графе Н.П.Шереметеве // Русский архив. — 1896.- Кн. 2, вып. 8. - С. 503-509.
16. [Шереметев С.Д.]. Отголоски XVIII века: Останкино в 1797 году. — Спб., 1897. — Вып. 4.
17. Элсголъц Ф.К. Частные библиотеки в России // Российская библиография. — 1880. -N53(1).- С. 2.