«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
Н.Л. Шабельская — исследовательница народного искусства, коллекционер русской старины.
Родилась в Таганроге в семье Леонида Александровича Кронеберга. Отец увлеченно занимался лингвистикой, музыкой и рисованием. Он хорошо разбирался в изобразительном искусстве и любил его. Все это не прошло бесследно для девочки. С детства она стала увлекаться рукоделием — вышивкой, шитьем, вязанием, кружевоплетением.
Наталья Кронеберг с золотой медалью окончила Харьковский женский институт. В студенческие годы, серьезно занимаясь музыкой, была одной из лучших в институте пианисток. В 1862 г. вышла замуж за крупного харьковского землевладельца Петра Николаевича Шабельского. Больше десяти лет прожила в имении Чупаховка Харьковской губернии. Жизнь в сельской местности, близкое знакомство с бытом крестьян, а также любовь к женским рукоделиям открыли для нее мир народного искусства и подтолкнули к идее создания собственной вышивальной мастерской. Под руководством Натальи Леонидовны в этой мастерской работали 14 вышивальщиц и кружевниц.
В конце 1870-х гг. семья Шабельских, в которой к тому времени было три дочери, переехала в Москву. Переезд был вызван желанием дать детям хорошее образование. Здесь Наталья Леонидовна очень много читала, общалась с московскими любителями старины и коллекционерами, посещала музеи и выставки. В Москве интерес ее к народному искусству еще более окреп. Она снова организовала вышивальную мастерскую. «В этом небольшом заведении, — писал не раз бывавший в доме Шабельской известный московский коллекционер А.П.Бахрушин, — она исполняет, единственно из любви к искусству, работы старинным русским швом и по старинным рисункам. Изготовленные этим путем предметы идут ко Двору и в подарок добрым знакомым» (2, с. 31).
«Попав во время одной поездки своей по Волге, в начале 80-х годов, в Нижний Новгород, — вспоминал близко знавший Шабельскую художественный критик В.В.Стасов, — она искренно пленилась на ярмарке богатыми образцами старинных русских вышивок. Их характерность и изящество поразили ее, и от сих пор она поставила себе целью изучить эту прелестную отрасль женского русского народного творчества, собирать и хранить его образцы, а также создавать новые работы в том же стиле, духе и красоте» (14. с. 195).
Тогда же Н.Л.Шабельская основательно проштудировала труд В.В.Стасова «Русский народный орнамент» (1872) и стала одним из лучших знатоков женского творчества. Наталья Леонидовна изучала народную вышивку не только по публикациям, но и в подлинниках, для чего работала в музеях, общественных и частных собраниях, в монастырских и церковных ризницах. Однако больше всего она работала со своей личной коллекцией.
Начало коллекции Н.Л.Шабельской было положено в Москве с приобретения вышивок. Затем ее заинтересовал женский костюм. В дальнейшем ее привлекали и другие предметы «древнего художественного обихода». В поисках произведений народного искусства Н.Л.Шабельская не раз предпринимала специальные поездки по России. Она побывала на Русском Севере, в Поволжье, в Крыму, в южнорусских областях, многократно бывала в центральных губерниях России. Со временем в поездках стали принимать участие и ее дочери, Варя и Наташа, которые помогали вести записи приобретений, систематизировать и описывать вещи. Кроме того. Наталья Леонидовна посылала для приобретения старинных вещей своих агентов во многие районы страны. Позднее, выезжая за границу, она и там покупала произведения искусства для своего собрания. Отдельные предметы были специально изготовлены для нее крестьянскими мастерицами по старинным образцам.
За несколько десятилетий неустанных поисков Наталья Леонидовна собрала поистине уникальную коллекцию произведений народного искусства и предметов быта XVIII—XIX вв. народов России. Основу коллекции составлял народный костюм: кафтаны, полукафтанчики, сарафаны, сорочки, шубейки, душегрейки, епанечки, «холодники», или шугаи (летние шубы) и предметы женского туалета. Но наиболее богато в этом разделе были представлены женские и девичьи головные уборы — разнообразнейшие кички, сороки, связки, сборники, начельники, ленты с подвесом, повойники, девичьи венцы, кокошники, унизанные жемчугом и украшенные перламутром.
Большим разнообразием отличалась коллекция вышивки и кружев — практически все виды старинного русского шитья и кружевоплетения: шитье по перевити, шитье шелком по филе, шитье по холсту полотнянками, шитье цепное золотом и шелком, шитье плоским швом, шитье верхошовом, двустороннее шитье и многое другое.
Еще один раздел составляли образцы русских и «заморских» тканей — парчи, полупарчи, бархата, шелка из Индии и Китая, Персии и Франции, Турции и России, прекрасная подборка старинных русских набоек.
Воздухи, иконы, пелены, покровцы, оклады для икон являли собою собрание церковной старины.
Украшением коллекции были произведения прикладного искусства из слоновой кости, золоченого дерева, меди, олова, хрусталя, сердолика, агата. Нарядностью, оригинальностью формы выделялись старинные «укладки», или ларцы, в которых женщины хранили драгоценности, ленты, головные платки, предметы рукоделия.
Старинная мебель составляла особый раздел собрания Шабельской: предметы, некогда находившиеся на «женской» половине дома — туалетные столики, зеркала с подставками, комоды, столики для рукоделия.
На выставке Восьмого археологического съезда, проходившей в 1890 г. в Императорском Российском Историческом музее, собирательница впервые познакомила москвичей со своей блестящей коллекцией. Вещи из ее собрания — 673 предмета, — занимавшие первые два зала, привлекли всеобщее внимание и имели большой успех у посетителей: костюмы, головные уборы, образцы тканей, русского шва, кружев.
«Собрание головных уборов Н.Л.Шабельской, — писал историк искусства Д.В.Айналов, — отличается разнообразием, богатством и прекрасной сохранностью. Кики, кички, повойники, начельники, сороки, кокошники и проч., составлявшие головной убор наших северных губерний у бояр и простого народа, имеют большой этнографический интерес» (1, с. 223). Ученый в своей обстоятельной статье отметил исключительное разнообразие орнаментальных форм на вышивках: древнейшие изображения геральдических животных — пантер, львов, «собачек с завороченными к спине хвостами», бодающихся зверей, единорогов, птиц.
Внимание посетителей приковывали три столешника, как в старину называли скатерти. Под номером 289 был показан «столешник по холсту. Узор: двуглавый орел времен Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, птица сирин в кругах, ореховая развода и шитье полотнянками, как-то: крест-накрест, городки, колесом, вьюнчики, гусиная плоть, брань и друг. По кайме на углах двуглавые орлы, вокруг птицы, грифы и листья. Длина столешника семь аршин» (7, с. 10). На другом столешнике в узоры были вплетены попугаи и сирины, на третьем — «в кругах птица, украшенная короной, львы, инроги, а на кайме листья» (7, с. 10). Такие скатерти были когда-то свидетелями торжественных званых обедов и пиров.
В 1892 г. собрание Натальи Леонидовны было еще более полно представлено в Петербурге в Николаевском дворце на выставке Красного Креста в пользу пострадавших от неурожая. В экспозицию включено до четырех тысяч предметов, в том числе шитье нитками, шелком, золотом и серебром, старинные ткани, русские женские костюмы, головные уборы, резьба по дереву и кости, различные женские украшения (серьги, браслеты, ожерелья, пряжки и др.). Здесь и состоялось знакомство Н.Л.Шабельской с В.В.Стасовым, позже перешедшее в дружбу.
В.В.Стасов откликнулся на выставку восторженной заметкой в печати. «Все меня в этой выставке восхищает, — писал он, — и собрание превосходных работ, выполненных древней русской женщиной, и необычайный женский почин, необычайное знание со стороны русской современной женщины, и необычайная энергия собирательницы, употребившей 20 лет своей жизни на то, чтобы со всех концов России добыть и соединить в своем музее образцы художественного труда и домашнего творчества долгих поколений древней русской женщины. Где мне укажут другой такой музей, другую такую выставку, да еще как результат собственной потребности, своей собственной мысли? Нат. Леон. Шабельская принадлежит к тому поколению новых русских женщин, которые не только живут уже интеллектуальной жизнью, не только поступили уже работницами в почетный легион русских деятелей по части литературы, науки, искусства, но еще вдобавок ясно чувствуют, что такое наша национальность, страстно любят ее и отдали на служение ей всю свою жизнь...» (13).
В апреле 1901 г. Шабельская приняла участие в Художественной выставке из частных собраний, которая проходила в стенах Строгановского училища. Здесь она представила мебель, фарфор, бронзу. Посетители выставки обращали особенное внимание на изящную мебель.
В 1891 г. Н.Л.Шабельская выпустила альбом, посвященный любимым предметам своего собрания. В дальнейшем она хотела продолжить работу и выпустить целую серию иллюстрированных изданий.
Коллекция располагалась в особняке Натальи Леонидовны по Садовой улице, д. П.Стасов, бывавший не раз гостем Шабельской, писал, что «дом ея в Москве сделался настоящим музеем, необыкновенно богатым и разнообразным» (14, с. 196).
Предметы русской старины из коллекции Н.Л.Шабельской с 1893 г. не раз экспонировались и за рубежом: в Чикаго, Антверпене, в Париже. На Парижской Всемирной выставке 1900 г. Наталья Леонидовна представила русский «Теремок» с многочисленными, самой тонкой и изящной работы, женскими костюмами, образцами старинного русского быта. Этот раздел пользовался огромным успехом.
Последние годы Н.Л.Шабельская по состоянию здоровья была вынуждена жить за границей. Она стала задумываться о дальнейшей судьбе коллекции и пришла к мысли о необходимости передачи ее в музеи. В 1892 г. она принесла часть своего собрания (коллекции головных уборов, русских вышивок и образцов тканей XVII—XIX вв.) в дар Императорскому Российскому Историческому музею. За заслуги в изучении и сбережении памятников народного искусства Н.Л.Шабельская была избрана действительным членом Российского Исторического музея.
В 1902 г. Шабельская приняла решение о передаче всей коллекции Русскому музею, в составе которого существовал этнографический отдел. Однако довести дело до конца она не успела.
Н.Л.Шабельская скончалась 7 января 1904 г. в Ницце; похоронена там же.
Коллекцию Натальи Леонидовны унаследовали ее дочери — Варвара Петровна (в замужестве Сидамон-Эристова) и Наталья Петровна. Похоронив мать, дочери вернулись в Россию, чтобы решить судьбу коллекции. Уезжая за границу, Шабельская большую часть предметов из своего собрания сдала на временное хранение в Исторический музей: сундуки с коллекцией стояли в музейном подвале. Часть вещей оставалась в московском доме, а часть находилась за границей.
Выполняя волю матери, дочери в 1906 г. передали основные и лучшие материалы в Русский музей: 1078 самых ценных предметов, кроме того, 2596 предметов были приобретены императором Николаем II за 40 тыс. рублей и переданы в тот же музей. Предполагалось устроить в Русском музее именной зал Н.Л.Шабельской.
Дочери решили продолжить выпуск задуманных матерью альбомов. Были подготовлены материалы еще для 12 томов, однако до революции удалось опубликовать только один том, посвященный вышивкам и кружевам.
Вещи из собрания Шабельской, оставшиеся за границей, в предреволюционные годы не раз экспонировались там. В 1914 г. они с успехом демонстрировались в Лондоне. Война, разразившаяся в этом году, помешала их возвращению в Россию: они остались в Ницце. Среди них, как выяснилось значительно позднее, оказалось и несколько предметов, предназначавшихся для передачи в Русский музей.
Одна из дочерей Н.Л.Шабельской, В.П.Сидамон-Эристова, после 1917 г. эмигрировала во Францию. Другая — Н.П.Шабельская — какое-то время оставалась в Советской России. Художник, реставратор, специалист по декоративной вышивке, она в 1920-е гг. работала в Москве в Центральных государственных реставрационных мастерских под руководством И.Э.Грабаря. В 1925 г. она выехала на время в Париж к заболевшей сестре Варваре, вместе с которой позже поселилась в Ницце. «Ужасающая тоска по Родине душит нас и не дает нам ни минуты покоя, и нам безусловно хотелось бы вернуться в Москву, — писала Н.Л.Шабельская в письме И.Э.Грабарю от 3 мая 1929 г. — В Ниццу мы докатились только с той целью, чтобы постараться найти часть нашей коллекции русской старины, которая оставалась здесь еще до войны, — почти все нашли в целости, и хотелось бы все это сохранить для Родины, но как все это сделать, не знаю, быть может, ценой пожертвования ее в музей за ничтожную сумму... чтобы только иметь угол и право жизни в Москве...» (6, с. 368).
Ни вернуться самим, ни возвратить на родину чудом найденную коллекцию сестрам Шабельским не удалось. В Париже они выполняли заказы Поля Пэре — делали по собственным эскизам отделку платьев в древнерусском стиле, а в Ницце организовали свою мастерскую. Рисунки выполняла Варвара, модели — Наталья.
Заграничная часть собрания Шабельских впоследствии оказалась поделенной на две части: одна попала в Соединенные Штаты Америки, другая осталась у секретаря Шабельских Лукьяновского. У последнего вещи из некогда знаменитой коллекции купил в 1988 г. живший в Париже Павел Михайлович Толстой-Милославский. Он-то и вернул на родину это собрание: в 1991 г. он принес несколько сот предметов в дар Всероссийскому музею народного и декоративно-прикладного искусства.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Айналов Д.В. Образцы старинного русского шитья и кружев Н.Л.Шабельской // Труды Восьмого археологического съезда в Москве: 1890. - М., 1897. -ТА. — С. 220-223.
2. Бахрушин А.П. Из записной книжки: Кто что собирает. — М., 1916. — С. 30—32.
3. Воронов B.C. Русское народное искусство и его собиратели // Воронов B.C. О крестьянском искусстве. — М., 1972. — С. 142—148.
4. Выставка русской старины // Художественно-педагогический журнал. — 1910. — N 22. - С. 8-9.
5. Горностаев И.Ф., Бугославский Я.М. По Москве и окрестностям. — М., 1903. — С. 388.
6. Грабарь И.Э. Письма 1891-1917 гг. -М., 1977. - С. 368.
7. Каталог выставки Восьмого археологического съезда в Москве в 1890 году: Зала первая: Собрание Н.Л.Шабельской. — М., 1890. - С. 1 — 18.
8. Молотова Л.Н. Н.Л.Шабельская и ее коллекция в Государственном музее этнографии народов СССР // Сообщения Государственного Русского музея. — М., 1976. — Вып. XI. - С. 169-173.
9. Никифюров Д. Сокровища в Москве. — М., 1901. - С. 43.
10. По Москве: Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям. — М., 1917. — С. 425.
11. Редин Е.К. Письма В.В.Стасова к Н.Л.Шабельской // Сборник Харьковского Историко-филологического общества. —
Харьков, 1904. - Т. 18. - С. 198-213.
12. Сидамон-Эристова В.П., Шабельская Н.П. Собрание русской старины. — М.. 1910. — Вып. 1. — Вышивки и кружева.
13. Стасов В.В. Женская русская народная выставка // Новости и биржевая газета. — 1892. — 7 февраля. — N 38.
14. Стасов В.В. Наталья Леонидовна Шабельская: Биографический очерк // Стасов В.В. Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. — М., 1952. - Т. 1. - С. 194-198, 399
15. Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. - М., 1962-1967. - Т. 1. - С. 175, 179. 181-182, 188, 190; Т. 2. — С. 59, 97—98, 152.
16. Шабельская Н.Л. Собрание предметов русской старины Н.Л.Шабельской. — М., 1891.