С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Широко известны и любимы зрителями замечательные пейзажисты прошлого - Саврасов‚ Васильев, Шишкин, Куинджи, Левитан. Действительно, как будто трудно после них сказать что-то новое о жизни природы: так глубоко и тонко они раскрыли ее в своих полотнах. Когда мы говорим о картине природы, созданной живописцем, мы не можем не видеть за нею человека, живущего в определенную эпоху. Пейзаж не менее, чем любая другая картина, современен.
Двадцатый век с его коренными социальными переворотами‚ с его открытиями в области философии, науки и техники в нашей стране поставил перед художниками задачу найти новые выразительные средства, с помощью которых можно было бы более полно, ярко и ново отобразить окружающий мир.
Среди множества произведений советского пейзажного жанра в мы встречаем художников разных поколений: старейших живописцев, известных своим творчеством в 1920— 1930-е гг.. — А. А. Рылова, В. К. Бялыницкого-Бирулю, П. П. Кончаловского, В. В. Рождественского, А. В, Куприна: пейзажистов среднего поколения: С. В. Герасимова, В. В. Мешкова. А. А. Дейнеки. Н. М. Ромадина, Г. Г. Нисского и молодых мастеров: В. Ф. Загонека, Б. С. Угарова. П. П. Фомина, произведения которых занимают все большее место на художественных выставках последних лет.
Как и всему советскому искусству, пейзажной живописи присущи оптимизм мироощущения, огромная жизнеутверждающая сила, большая общественная значимость. Новые задачи, которые встали перед пейзажистами, привели не только к развитию прежних тем, но и к созданию новых — индустриальной‚ колхозной. Тема Древней Руси вбирает широкое понятие пейзажа Родины, имеющей многовековую историю, связанную с интересом большого круга художников к истокам древней, народной культуры. Замечательный живописец А. А. Рылов (1870—1939), ученик Куинджи, утверждает своим творчеством эпический пейзаж и его романтическом звучании. Его работы «В зеленых берегах», «Полевая рябина» отличаются чистыми звонкими красками, контрастными сопоставлениями цвета, ясной гармонией композиции, торжественным, песенным строем. Природа Рылова — торжествующая, яркая, приподнятая.
Спокойной величавостью и силой веет от панорамы старого седого Урала (эскиз картины «Сказ об Урале») и от лесов и просторов «Золотого Подмосковья», созданных известным мастером эпически былинного пейзажа В. В. Мешковым (род. 1893). Его картины- это неторопливое повествование о далеко раскинувшихся лесных массивах, о тающих в синей дымке дальних очертаниях гор. Они напоминают мерный ритм народного сказа. Мешков развивает реалистические традиции конца ХIХ-начала ХХ в. (он особенно близок к творчеству Аполлинария Васнецова) и создает обобщенный образ суровой красоты и величия Родины.
В противоположность Мешкову Н. М. Ромадин (род. 1903) —поэт нежный и лирический. «Река-царевна» и «Весна на Удомле» — не случайно названы «Русскими мелодиями». В них есть поэтическая сказочность и глубокая задушевность.
Представитель старшего поколения в советском искусстве В. К. Бялыницкий-Бируля (1872—1957) также пейзажист-лирик. Он любил изображать хмурую осень и неяркую весну. К картине «Вешние воды» художник заставил нас почувствовать тихую прелесть безлиственных деревьев, стоящих на проталинах среди разлившихся весенних вод. Природа предстала перед нами в минуты ее переходных состояний, когда «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Пейзажи его решены в особом живописном ключе. Никаких ярких контрастных красок, напротив, они как бы притушены. Живопись основана на серебристо-серых, нежно-голубых цветах. Все гармонично. Можно сопоставить этот холст Бялыницкого-Бирули, насыщенный нежными весенними настроениями, с музыкальной пьесой, построенной на едва различимых переливах звуков.
В разнообразном творчестве ученика Серова и Коровина С. В. Герасимова (1885-1964) пейзаж занимает одно из ведущих мест. Именно в нем наиболее ярко раскрылась поэтическая основа дарования художника. Полотнам Герасимова свойственны ясная душевная лирика, ощущение покоя. Небольшая по размеру картина «Восход луны» не производит впечатления камерности. В «Вечерних далях» ощущается дыхание родной земли. Художник словно слышит голоса природы, он отыскивает в ней неповторимые черты, национальные мотивы.
Особое место в советской пейзажной живописи занимает тема Древней Руси. Архитектурные памятники, так неразрывно слитые с окружающей их природой, привлекают многих художников. Неотделимые от современного пейзажа, там, где удалось сохранить их, они служат свидетельством древности русской культуры и одаренности народа. Примером могут служить пейзажи С. В. Герасимова и работы старейшего мастера советской живописи П. П. Кончаловского (1876-1956) «Новгород. Детинец», и поэтические произведения современных молодых живописцев Б. С. Угарова (род. 1922) «Псков», В. Ф. Загонека (род. 1919) «Ялдом-озеро». П. П. Фомина (род. 1919) «Северная деревня». В новгородской серии П. П. Кончаловского «Новгород. Детинец» занимает ведущее место. Ее по праву можно было бы назвать одной из значительнейших «пейзажей-картин» древне- русской темы. Кончаловский не только колоритно воссоздает неповторимый облик древнерусской архитектуры, органично слившейся с природой, но и воспевает ценность и красоту материального мира. Его полотна эмоциональные по цвету и лаконичные по форме создают максимальную концентрацию зрительных впечатлений, очищенных от всего случайного и несущественного.
Живописная трактовка природы Кончаловского близка таким художникам, как В. В. Рождественский и А. В. Куприн. Эти мастера, различные по своей художественной манере, объединяются совершенством живописи, стремлением к эмоциональной выразительности и обобщенности цвета, к четкости форм и линий, к созданию картины-пейзажа. Круг их тем различен. В. В. Рождественский (1884-1963) с увлечением пишет поморские деревни и северные леса. Вместе с тем большую часть творчества он посвящает Средней Азии, Так, его пейзаж «Средняя Азия. Джидда» отличается необычным сочетанием звучности живописных пятен и нежной тонкости колорита.
А.В. Куприн (1880-1960) работает над изображением природы Крыма и Кавказа. Картина "Нефтяные промыслы" строится на контрасте серо- розовой массы земли и четких, ясных очертаний индустриальных зданий. В произведении утверждается сила человеческой мысли и труда, которая изменяет природу.
В советской живописи большое место занимает индустриальная тема. Она привлекает внимание самых различных мастеров. Среди художников, утверждающих природу, как деяния человека, - один из лучших пейзажистов советского времени - Г.Г. Нисский (1903).
"Для меня всегда жива нежность левитановского пейзажа, но я постоянно вижу как властно вторгаются в него новые черты... Автострады, гладь водохранилищ, стальные конструкции мостов... Силуэт самолета, прорезая ночное небо, тревожит одиночество северной пустыни", - пишет Нисский.
" Над снегами" - один из лучших пейзажей в живописи советского периода. Мотив его произведений всегда предельно прост. Заснеженное поле, синева неба, алый самолет. Контрастность, обобщенность цвета, большие плоскости, острые и лаконичные линии создают впечатление динамики. В работах Нисского особенно остро ощущается наша современность, с напряженным ритмом времени, с постоянно меняющимся обликом нашей страны.
Пейзаж завоевал одно из ведущих мест в советском искусстве. Любовь к человеку и природе сливается в нем воедино. В советской пейзажной живописи ярко воплощен гуманизм советской эпохи.
О. Петрова