С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Его профессия – графический дизайн
- Наибольший интерес для меня представляет работа, над которой можно поломать голову, чтобы найти лучшее в данном случае решение, решение, которое будет самым точным, самым эффективным – соответствующим поставленной задаче. Только в этом случае поиск будет по-настоящему творческим, интересным и таящим потенциальный успех.
Мы беседуем с известным дизайнером Игорем Усиковичем Тер-Аракеляном. Его работы демонстрировались на многих выставках, побеждали на конкурсах, проводившихся в нашей стране и за рубежом. С некоторыми из них мы знакомим наших читателей в этом номере журнала, а разговор с Игорем Усиковичем, несомненно окажется не только интересным, но и полезным всем, кто занимается рекламой, графикой, графическим дизайном.
- Как известно, дизайн в широком смысле – это создание гармонии между функцией вещи и ее формой. А графический дизайн заключается в поиске наиболее подходящих средств и приемов решения издания, или, скажем, рекламного объявления. Именно этот поиск и является для меня самым привлекательным в работе графика-дизайнера.
Вглядитесь в представленные работы Тер-Аракеляна. Не правда ли, все они привлекают прежде всего необыкновенной четкостью и продуманностью конструкции. В них нет ни одного случайного элемента, каждый прием оправдан и кажется единственно возможным в данном случае.
- В начале работы перед дизайнером – стол, лист белой бумаги и задача, которую нужно решить. Общая схема поиска такова: задача – идея – средство. Анализируя поставленную задачу, дизайнер ищет наиболее удачный «ход», позволяющий ее решить, а затем уже – средства, с помощью которых найденный «ход» реализуется. Конечно, на деле все не так просто, между этапами работы нет четких границ, но лишь такой путь может привести к открытию. Иногда это бывает открытие не только для тех, кому работа адресуется, но как бы и для самого себя. Например, аппликация не принадлежит к твоим излюбленным средствам, но вдруг оказывается, что именно она – единственное удачное решение твоей сегодняшней задачи.
Графика, фотография, шрифтовые композиции… Буквально все средства, имеющиеся в арсенале художников-рекламистов, можно найти в работах Тер-Аракеляна. Но часто художники достигают высоких результатов прямо противоположным подходом: рекламист выбирает одно, наиболее предпочтительное с его точки зрения, художественное средство (скажем, фотографику или шрифт) и использует его в подавляющем большинстве своих произведений…
- С таким подходом к работе дизайнера-рекламиста хотелось бы поспорить. По-моему, ни один художественный прием ни хорош, ни плох сам по себе. Все дело в том, как и для чего он используется. Шрифт, графика, фотография во всех ее вариантах, - все это равноправные средства в арсенале дизайнера. Если художник всегда использует свой любимый прием, то, очевидно, в большинстве его работ предложенное им решение данной теме не соответствует. Конечно возможен счастливый случай – и не более. Поэтому я глубоко убежден в том, что самой продуктивной является та схема работы дизайнера, о которой я уже говорил: задача – идея – средство.
Работы таких дизайнеров кажутся мне значительно более интересными и эффективными, нежели работы приверженцев какого-то одного, «своего», приема. В качестве примера можно привести работы крупного американского дизайнера Мильтона Глезера, которые отличаются большим разнообразием используемых средств и приемов. Как мне кажется, именно такая разноплановость в сочетании с высоким мастерством и позволила Глезеру достичь тех вершин, которые он занимает в мире рекламы. На тех же принципах строится творчество иллюстратора из ГДР Вернера Клемке. Скажем, оформляя книгу Боккачо, он использует гравюру на дереве как наиболее адекватную в данном случае иллюстрацию. А для оформления современного детского рассказа выбирает рисунок цветными мелками. Смотришь книгу и понимаешь, что это прекрасное, оригинальное и убедительное решение.
Конечно, если дизайнер всю жизнь использует одно художественное средство, то в конце концов он может достичь в нем если не совершенства, то по крайней мере уровня, не достижимого для тех, кто не имееет определенных привязанностей. Однако, с моей точки зрения, для дизайнера важно не оттачивание, а умение оперировать всеми изобразительными средствами, имеющимися в его распоряжении. Важно знание всех скрытых в них потенциальных возможностей. А за помощью в конкретной реализации идеи всегда можно обратиться к профессионалу.
Если дизайнер выбрал для решения поставленной задачи фотографию, - он выполнит работу совместно со специалистом-фотографом, если он задумал рекламу с иллюстрацией – обратится к профессионалу-иллюстратору и т.д. Это позволит избежать дилетанства, потому что никакой дизайнер не может одинаково хорошо и в достаточной мере профессионально владеть всеми без исключения изобразительными средствами.
Скажем, все фотографии в моих работах выполнены Анатолием Львовичем Зуевым. Он полноправный соавтор рекламных материалов, в которых используются фотографии. И качество этих работ в равной мере зависит и от дизайнера, и от фотографа.
Талант и высокий профессионализм – две составляющие успеха Тер-Аракеляна. Они помогают ему в достижении одной из основных целей, которая стоит перед создателем рекламы: привлечь внимание к самой рекламе, и – главное! - к её предмету. Интересно, существует ли какой-нибудь универсальный рецепт, который помог бы начинающим рекламистам безошибочно находить средства для привлечения внимания, или всякий раз приходится эту задачу решать заново?
- Если бы такие рецепты существовали, не было бы никаких проблем. Составили бы таблицу - в столбцах перечень предметов рекламы, в строках средства привлечения к ним внимания – и осталось бы лишь найти нужную клеточку. Работы дизайнера мог бы выполнить любой человек, владеющий элементарными навыками рисунка, но она потеряла бы тогда своё творческое начало – ведь именно в поисках нужного средства и заключается основной её смысл.
Сегодня реклама прочно вошла в нашу жизнь, составляя весьма заметную часть той культурной атмосферы, в которой мы существуем. Художники, работающие в области рекламы, широко используют разнообразные приёмы и средства, которые считаются «собственностью», скажем, живописи, декоративного искусства или художественной фотографии… А существуют ли специфические рекламные художественные приёмы?
- Таких приёмов нет. Недавно в американской специальной печати обсуждался вопрос о невозможности провести границу между станковой живописью и рекламой. То же можно сказать и о других видах художественного творчества. Существует взаимовлияние и взаимопроникновение рекламы и других видов искусства. Абсолютно все средства, известные нам из истории и сегодняшнего дня изобразительного искусства, могут быть использованы в рекламе, а находки рекламистов, в свою очередь, весьма обогатили современную живопись, графику, фотографию, декоративное искусство…
Поэтому всё наследие художественной культуры должно осваиваться художников-рекламистом. Пока художники ориентируются на уже известные дизайнерские решения, подражая им или попросту их копируя, он не движется вперед, не говорит ничего нового своей аудитории. Остаётся неиспользованным весь бездонный кладезь идей приёмов, решений, подходов, накопленный за века книжной графикой и декоративным искусством, архитектурой и живописью.. Возможности применения в рекламе идей и приёмов «чистого», «не утилитарного» искусства поистине безграничны.
Одна из основных забот дизайнера, работающего в редакции или издательстве – создание модульной системы издания. Модульная система не только облегчает работу, скажем, над номером журнала или буклетом, проспектом, но и придает изданию свой неповторимый облик. Однако во многих редакциях к модульной системе относятся с недоверием, считая, что она наносит вред качеству издания. Игорь Усикович, Вы, конечно, сталкивались с этой проблемой, работая художественным редактором или главным художников в редакциях и издательствах. Каково Ваше мнение?
0 Несколько лет назад в журнале «Журналист» я читал резко отрицательные отзывы о модульной системе. Она, дескать, сковывает литературного редактора, мешает ему работать, лишает его свободы творчества, втискивает в жесткие рамки заранее заданной конструкции. По-моему, с тем же успехом можно говорить об отсутствии свободы творчества у шахматистов- из-за сковывающих правил игры. Построение издания по модульной системе- это игра по правилам, общим для художественных и литературных редакторов журнала или книги, разработанным и принятым обеими сторонами; по правилам, которым дизайнер дал формальное воплощение, каковым и является модульная система. А выигрывает в этой игре качество издания.
Модульная система особенно важна для журнала. Если издаётся серия книг, то и в этом случае не обойтись без единой для этой серии модульной системы, хотя чаще для каждой книги разрабатывается своя. Модульная система особенно необходима для больших по объёму изданий. Возможно использовать её и в более мелких изданиях, таких как плакат или листовка, но там она не так важна.
Модульная система определяет конструкцию издания. В периодике она должна быть постоянной, а в единичных изданиях либо создаётся каждый раз заново, либо может быть единой, как уже говорилось, две серии, объединенной общей темой, общим назначением или объектом. Задача автора модульной системы- зависимости от характера материала и издания найти оптимальный вариант конструкции.
Работу с модульной системой, по моему глубокому убеждению, должны начинать совместно литературный редактор и дизайнер. Модульная сетка- часть модульной системы- даёт вертикальное строение издания и его горизонтальные элементы. В ячейках сетки дизайнер размещает материалы- текстовые и изобразительные- в соответствии с логикой темы, с задачами. Модульная система- не новое изобретение художников, решивших облегчить себе жизнь (а такое мнение до сих пор бытует среди литераторов). Ещё первые типографы, понимая, сколь существенна для стройности издания его жёсткая конструкция, принимали за модуль строку и, отталкиваясь от неё, строили свои полиграфические композиции. Впрочем, и создатели инкунабул не были первооткрывателями: их конструкции во многом заимствованы из рукописных книг. А ещё раньше были интереснейшие модульные системы древних египтян, основанные на модуле-иероглифе, который, благодаря своей живописности, и большой смысловой насыщенности, «диктовал» художникам-каллиграфам сложные и разнообразные конструкции. Бытует такая присказка: «Модуль есть- ума не надо». Это, конечно, шутка, причём рожденная не профессионалами, а людьми, увидевшими лишь формальную сторону дела. Задача разработки модульной системы не проста и требует учета многих факторов. Но после того, как система создана и принята всеми, кто готовит издание, работа обеих редакций- и литературной, и художественной- значительно облегчается. Однако не это главное. Главное в том, что модульная система, определяя место и размеры заголовков, пропорциональность текста и иллюстраций, обеспечивает соразмерность всего издания. И только модульная система придает изданию собственный, неповторимый облик, позволяющий легко распознать его среди других изданий.
Тер-Аракелян руководит группой рекламы в СХКБ Минлегпрома РСФСР.
Я работаю с художниками, которые до прихода в отдел рекламы занимались моделированием одежды и графикой, промышленным дизайном и архитектурой.. У них была различная профессиональная подготовка, свои любимые и в достаточной мере отработанные художественные приёмы и, вероятно, различные взгляды на задачи рекламы и рекламиста. Мне хочется надеяться, что за несколько лет существования этой группы художники стали коллективом единомышленников, у которых не только общие цели, но и общие взгляды на пути их достижения.
От каждого художника я в первую очередь требую умения поставить перед собой задачу, осмыслить её, выделить основную идею и найти адекватные средства выражения этой идеи. И ещё- умения раскрыть новое качество известного приема и или средства. Классический пример- использование упаковки для оформления витрин. Все знают, что упаковка служит для того, чтобы сохранить товар и привлечь к нему внимание покупателей. Но дизайнеры открыли ещё одну функцию упаковки: она может быть рекламным элементом в витрине. Именно такой нетрадиционный, неформальный подход ко всем имеющимся в арсенале дизайнера средствам мне кажется наиболее плодотворным.
А что Вам как художнику дает руководство рекламной группой?
- Творческий тонус, высокую требовательность к собственным работам, но главное – ощущение необходимости. Делу и людям.
От себя добавим: вероятно, в жизни каждого талантливого художника наступает момент, когда он ощущает необходимость передать свои знания, накопленный опыт, свои творческие принципы ученикам- единомышленникам. Эту необходимость Тер-Аракелян и реализует в группе рекламы СХКБ, прививая художникам те принципы работы, о которых шла речь в нашей беседе. И можно только порадоваться- и за художников, проходящих такую школу, и за рекламу, которая обретает новых профессионалов.
Беседу вела Н. Добробабенко.