С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
1934 год…. Идёт заседание 1 Всесоюзного съезда советских писателей. На трибуне Колонного зала Дома союзов А.М. Горький. Он произносит речь.
Портрет Горького на трибуне съезда рисовал будущий художник Степан дудник- человек необыкновенной творческой судьбы.
А свой первый портретный набросок Дудник сделал ещё в 1931 году в глухой карельской тайге. Он работал тогда на строительстве Беломорско-Балтийского канала, куда попал, когда ему едва минуло шестнадцать лет.
К этому времени Дудник повидал немало. Бывший беспризорник, ныне заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор живописи Степан Ильич Дудник родился в Феодосии, когда шла первая империалистическая война. Родителей своих он не помнит: ему было всего полтора года, когда умерла мать, вскоре умер и отец.
Стоял суровый 1920 год. Крым был только что освобожден от Врангеля, и Советская Россия начала борьбу с разрухой и голодом. Вместе с сотнями осиротивших детей маленький Дудник оказался в детском доме. Но пробыл там недолго. В компании таких же беспризорных ребят он вскоре бежит из детского дома, скитается по стране, попадает на строительство Беломорско-Балтийского канал, в северные районы Карелии.
«Работать с непривычки,- вспоминает Дудник,- показалось очень трудно: приходилось возить камни, рвать гранит, выкорчевывать таежные пни, прокладывать трассу в горных породах… Постепенно втянулся в работу, стал ударником стройки, выполнял по три-четыре нормы, а в минуты отдыха рисовал. Вскоре на мои рисунки обратили внимание и их стали охотно помещать в стенгазете, которую я сам же и выпускал».
Летом 1933 года юноша приезжает в Москву и в 1934 году поступает в Художественный институт. Его учителями были замечательные художники и педагоги- Д. Кардовский, Н. Чернышев, Н. Крымов, А. Дейнека. « И вот тут-то,- говорит Дудник,- наступили для меня самые страшные времена. Я по-настоящему понял, что значит быть студентом, не имея достаточной подготовки. Особенно трудно давались мне анатомия и немецкий язык». Рисовал он целыми днями. Это его успокаивало, поддерживало веру в себя.
Упорный и напряженный труд был вознагражден, в 1942 году Дудник с отличием закончил институт и был оставлен в аспирантуре. Его дипломная картина «Штаб Революции в Смольном» была замечена и высоко оценена художественной общественностью.
После окончания аспирантуры Дудник остается преподавателем институте, активно работает творчески. Его самостоятельный путь художника с первых лет и по сей день отмечен вдумчивым и активным изучением жизни, настойчивыми поисками собственного языка в искусстве.
Многие произведения Дудника, созданные им в начале художественной деятельности, посвящены революционной истории страны: «Залп «Авроры», «Октябрьские дни», «Подписание акта о вхождении в состав ССР Украинской, Белорусской и Закавказских республик». Он автор картины «В.И. Ленин и А.М. Горький».
Многие из картин Дудника написаны во время творческих поездок по стране. Путешествовал художник немало. Побывал на Алтае, в Средней Азии, Новокузнецке, Кемерове, на «Азовстали», писал необозримые вспаханные поля, гигантские корпуса сталелитейных или коксохимических заводов, портреты колхозников и рабочих.
В начале пятидесятых годов Дудник написал большой цикл портретов «Алтайские колхозники» (1954-1955). Наиболее удачные среди них: «Портрет пастуха Вали Молчановой» (1954) и «Портрет Кары Уланкиной» (1954).
«Мне очень полюбились эти простые, мужественные люди с открытыми, приветливыми лицами. Их биографии, дела, образ мыслей заключают в себе большое содержание, увлеченность, жизнеутверждение… В своей сегодняшней практике я избегаю такой тщательности подробной манеры письма, но многим тогда мои работы понравились, а портрет чабана Кары Уланкиной даже был приобретен Третьяковской галерей».
Следующей большой работой художника была серия портретов рабочих- сталеваров, мастеров плавки коксовых печей («Портрет старшего машиниста В. Каракурчи», «Портрет механика В. Дамаского», «Парный портрет рабочих-коксохимиков Г.Базанова и С.Левченко» и многие другие).
Прежде чем приступить к холсту, художник каждый раз сосредоточенно наблюдает модель, делает массу предварительных набросков, эскизов, зарисовок и уже в мастерской завершает свою работу. «Меня увлекла мысль написать достойный портрет современного рабочего- человека трудной профессии, попытаться передать его особые моральные качества- благородную простоту, оптимизм, спокойствие, внутреннее достоинство. Не только формой, но и цветом подчеркнуть радостные, открытые характеры. Думается, что в этих портретах рабочих мне в какой-то мере удалось добиться того, чего хотелось. А именно- уйти от детализации первых своих работ, к большему обобщению. Так сказать, от частного к общему».
Пожалуй, наиболее интересным является «Портрет монтажника В.Заворыкина» (1964). Сочетание беспокойных оранжево-красных и охристо-желтых тонов придает портрету красочную и декоративную звучность, что в значительной мере оправдано характером самого образа. Главное в нем- это смелость, молодой задор, жизнерадостность, напористость.
Умение разнообразить палитру пришло к Дуднику не сразу. Важным периодом в этом отношении была для художника середина 1960-х годов, когда живописец отошел от традиционной манеры письма и смело расширил диапазон художественно-пластических средств.
Значителен в этом смысле «Натюрморт с гранатами» (1968), он решен художником в единой серо-голубой гамме; и только горячий красный цвет гранатов вносит в картину особую красочную мажорность, как бы символизирующую вечное торжество жизни.
Стремление к обобщению самого пластического строя можно увидеть ив полотне «Комсомольцы 20-х годов» (1972). Эта картина посвящена молодежи, которая наравне со своими отцами сражалась на фронтах гражданской войны, мужественно перенося все невзгоды и трудности сурового времени. Наиболее удачен центральный образ композиции- молодой боец в буденовке, перед которым лежит краюха черного хлеба.
Энергичные поиски способствовали заострению пластического языка мастера. Он стал более лаконичным, собранным. Цвет приобрел большую интенсивность, насыщенность и выразительность. Отрицая прямое копирование натуры, Дудник развивает творческую фантазию, поэтически, образно трактует тему.
Достаточно взглянуть на работы последнего десятилетия, чтобы стали ясны образно-живописные задачи, которые ставит перед собой мастер.
В эти годы он с увлечением пишет натюрморты, штудируя форму предметов, овладевая передачей разнообразия фактуры плотности и весомости материи. В более поздних натюрмортах, таких, как «Вятская игрушка» (1974), «Натюрморт с подносом» (1976), «Цветы на зеленом фоне» (1974), художник сочетает выражение материальности и весомости с элементами декоративности, подчеркивая поэтическую одухотворенность предметного мира.
В 1975 году Дудник написал триптих «Вечный огонь» («Могила неизвестного солдата», «Жизнь вечна», «Белые журавли»). Идейный замысел триптиха воспринимается сразу, он выражен живописцем точно и ярко: бессмертны жертвы фашизма, память о них живет в сердцах миллионов. Мы как бы слышим звуки реквиема- тревожные, скорбные, гневные…
Программными Дудник считает и свои картины «Ткачихи», «Яблони», «Ковровщицы». В этих полотнах, так же как и во многих других произведениях художника, созданных ы 1970-0е годы, образное поэтическое начало удачно сочетается с декоративным.
В картине «Ткачихи» (1974-1975) Дудник вполне оправдано, в качестве фона, вводит ткань с легким, графическим, мягко проработанным рисунком. Примечательна деталь: в руке одной из девушек, чья фигура развернута в фас- цветок. Он не только является центром композиции, но и как бы раскрывает ее «эстетический идеал». В нарядной декоративности этого полотна, построенного на тонких цветовых сочетаниях, есть безусловная монументальность и пластическая завершенность.
В произведении «Яблони» (1974-1975) так же удачно воплотились творческие раздумья и колористические поиски художника. Если в композиции «Ткачихи» персонажи приближены к переднему плану и автор сосредотачивает все внимание на лицах, то в поэтической картине «Яблони» его больше интересуют сами фигуры, объединенные единым ритмом плавных движений. Изобразив трех девушек в саду среди яблонь с подчеркнуто большими декоративными плодами, художник передает ощущение радости и полноты жизни, покоя и мира на земле.
Та же идея заложена и в полотне «Ковровщицы» (1975). Оно задумано художником как своеобразное «ритуально-пластическое действо» и отличается большой одухотворенностью и ритмической завершенностью.
Выразительны образы картины, в центре которой дано портретное изображение знатной ковровщицы Туркмении Майи Мурадовой, обучающей молодых подруг своему красивому и сложному ремеслу. Становится понятным, какое огромное значение имели для создания этой композиции портретные работы художника, выполненные им в 1950-е и 1960-е годы. Те ценные душевные качества, которые живописец открывал в живых конкретных людях, теперь определяю характеры и образы его «сочиненных» композиций. Очищенные от всех бытовых деталей и ненужных подробностей, обобщенные и монументализированные, они органически входят в музыкальный ритм картины, цельной и завершенной в своем цветовом решении.
В цикле работ, посвященных советским женщинам, Дудник находит неожиданные аспекты решения производственной темы. В образах ковровщиц раскрывается гармония чувств и настроений, свойственные нашим современницам. Эти произведения свидетельствуют о новом этапе творчества художника. Появляются тонкие и поэтичные по своему художественному строю картины, в которых передана красоты советских людей, воспета радость созидательного труда, выражено восторженное отношение художника к своим героям.
Дудник- художник, постоянно ищущий, его искусство не знает безразличия и творческой успокоенности.
Н.Баркова
Художественный альбом «С. Дудник. Живопись»
Издательство «Советский художник». Москва 1979 год.