С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Творчество Бориса Коржевского одно из очень своеобразных и одновременно характерных явлений современной советской живописи. В его картинах нашли отражение, пожалуй, все те вопросы, которые волновали и продолжают волновать наших художников на протяжении последних двадцати пяти лет, будь то проблемы художественного наследия и новых пластических форм отображения современности, жанрового многообразия изобразительного искусства и собственно живописной культуры. Обычно, имея в виду того или иного мастера, мы стремимся истолковать его творческое кредо, называя основную тематику работ художника и лаконично определяя мироощущение: тема пограничников, летчиков, космоса... тонкий лирик, яркая декоративная манера, экспрессивность мазка, строгое правдоподобие форм. За всеми этими достаточно общими словами порой действительно осязаемо и верно возникают образ живописца, характер созданных им работ. К определению творчества Бориса Корейского столь кратким путем не пойдешь. Отдельные периоды художественной деятельности живописца и даже картины, написанные им в один год и месяц, могут показаться на первый взгляд разительно непохожими друг на друга, выражающими собой борьбу многих противоположных и чуть ли непримиримых образных начал. Но если отвлечься от первого впечатления и серьезно проникнуться глубинным художественным содержанием каждого произведения, то обнаружится коренное родство этих вещей, выполненных живописцем, чья творческая программа всегда была и остается целостной и целеустремленной. Пластически ее можно представить как взаимодействие статики и движения в трактовке художественного пространства картины и ее элементов. В творчестве Коржевского обостренное современное мироощущение, влюбленность в сегодняшнюю городскую среду органично взаимодействуют с глубоко и тонко воспринятой традицией искусства старых мастеров, умевших видеть красоту своей современности в ее живой, подвижной причастности к общечеловеческому опыту. В композиционном и цветном строе полотна, в ритме рисунка, в решении пространства Борис Коржевский чутко передает сам характер и поэтические особенности действительности, органично воплощая в каждой картине свой творческий опыт, в формировании которого благотворно проявилось изучение искусства Возрождения и классиков советской живописи. В институте Б. Коржевский занимался в портретной мастерской И. Э. Грабаря, учился у таких замечательных педагогов, как И. И. Чекмазов и В. В. Фаворская. В эти же годы ему посчастливилось познакомиться с П. П. Кончаловским. Это оказало огромное воздействие на молодого живописца и наряду с изучением музейных собраний еще ярче и по-новому раскрыло для него искусство прошлого, глубже и понятней стали многие направления в искусстве XX века. В юности Борис Коржевский выполнил свободные копии картин «Святое семейство», «Эсполио» Эль Греко и «Рождение Иоанна Крестителя» Якопо Тинторетто, и теперь, глядя на эти малоформатные живописные жемчужины, понимаешь, что мысль начинавшего художника устремлялась не к механическому воссозданию облика шедевра, а к сопереживанию внутренней жизни художественного образа, к радостному постижению симфонизма композиции, колорита, светотени, рисунка. Стремление к использованию образных возможностей живописи и сюжетной картины в творчестве художника соединилось с интересом к нашей действительности, к новой Москве. Борис Коржевский пишет ряд городских этюдов – метких по наблюдательности, точных по цвету и композиции, живых, психологически характерных при всей эскизной быстроте исполнения. Этот богатейший материал послужил основой для цикла картин «Город». В него вошли полотна «Наша улица», «Станция метро «Маяковская»», «Соки-воды», «В метро. Ожидание», «В метро. Переход. Станция «Белорусская»», «Лотерея. Станция «Белорусская»», «Машины», «Яблони на площади Пушкина». Вдохновляясь живыми впечатлениями, доверяясь интуиции и воображению, Борис Коржевский создал в этом цикле свой художественный мир – целостный, многообразный, психологически насыщенный, эмоционально богатый. Художнику удалось по-новому раскрыть то поэтическое содержание реальности, с которым мы вроде бы сталкиваемся каждый день, но не замечаем в сутолоке текущих забот и личных волнений. Московский цикл Б. Коржевского сравним со своего рода живописным романом. Живые человеческие характеры воплощены здесь автором с настоящим знанием и мастерством зрелого живописца, достигшего в этих полотнах большой колористической и композиционной выразительности. Борис Коржевский обладает подлинным даром портретиста-психолога. Он, как говорится, «схватывает» натуру, характер, но передает образы своих героев не только в сиюминутном состоянии, а, не утрачивая пленительной свежести письма, во внутреннем развитии духовного мира человека. Проходят годы, и время как бы само по себе, вне зависимости от наших пристрастий подчеркивает в искусстве все подлинные достижения, как и все ложное, недоработанное, неудавшееся. Именно такой экзамен временем выдержал цикл кубинских работ Коржевского, написанный в 1963 году на Острове Свободы. Впервые он был показан тогда же в Гаване, а вскоре после этого в Третьяковской галерее, в залах Академии художеств СССР и в Доме дружбы с народами зарубежных стран. В этих картинах воплотились многие лучшие качества Коржевского-портретиста. Мастер трактует натуру как живой эпос, в котором непосредственность впечатлений от эпохальных событий, их глубокое переживание сродни возвышенному философскому раздумью. Вещи исполнены вдохновенно. Темпераментность и сочность живописи, волнующая чистота тона соединяются здесь с образной точностью цвета и каждого мазка. Известный историк искусства Хуан Маринельо, портрет которого вошел в этот цикл, умел ценить правду, выраженную и краской и словом. Советскому художнику он подарил фундаментальную монографию «Эль Греко» с такой надписью: «Моему другу Борису Коржевскому с большой благодарностью за прекрасный портрет, объединенные общим восхищением непревзойденным Эль Греко». Кубинский искусствовед, восторженно принявший революцию и увидевший в ней торжество вековых чаяний народа, настоятельную потребность человеческой цивилизации, верно отметил одно из важнейших качеств искусства, представленного советским художником: социалистическая культура вырастает из духовного опыта человечества, обогащая его. Порыв революции, воплощенный в делах и мечтах кубинцев, хорошо передан Б. Коржевским в картинах «Роналдо», «Эрнесто, Антонио, Хосе и Роналдо», «Отец и дочь», в полотнах, запечатлевших народных защитников. Запоминаются натурные зарисовки Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевары. Эти правдивые и выразительные листы созвучны всему циклу. Изображать незаурядных, героических людей столь же сложно, как и современников, чьи характеры, на первый взгляд, менее рельефны, а судьбы не столь романтичны. Вот почему, настойчиво и умело раскрывая на полотне духовный мир человека, художник бережно сохраняет естественность его поведения, избегая какой-либо надуманности. Правда жизни становится правдой искусства. В этом убеждаешься, всматриваясь в лица милисиано, действительно по-хозяйски занявшего пост у отеля, и девушек-бригадисток, изучающих русский язык, уличные сценки Гаваны, зарисовки детей, солдат, жителей города. Борис Коржевский посетил ряд стран Европы: Чехословакию, ГДР, Швецию, Италию. В поездках он обычно много рисует. Что больше всего запоминается в этих набросках, сделанных на городских площадях, в музеях? Пожалуй, прежде всего то, что, изображая, например, монумент, статую, картину одного из старых мастеров, «розу» готического собора, художник стремится передать внутреннюю логику скульптуры, пластику живописи, архитектонику зодчества. По мотивам итальянской поездки художник создал в 1977 году ряд запоминающихся интересных произведений, которые, подобно кубинскому циклу, органично вошли в его творчество. В этих полотнах тонко передан характер световоздушной среды, удачно выражено ощущение то монументальных, то подчас интимных архитектурных форм. Естественно, что во многих работах сказалось особенное отношение автора к Италии как к стране-музею, но при всем этом живописец, столь обостренно воспринимающий современность, выразил и здесь присущие ему симпатии к сегодняшнему дню городской жизни, воплотив в новых для себя мотивах заложенный в них самих несколько напряженный дух урбанизма. Итальянская серия стала заметным явлением в творчестве живописца. Думается, что результаты этой работы не только значительны сами по себе, но еще скажутся плодотворно в последующей художественной деятельности автора. На протяжении двадцати лет Б. Коржевский работает над темой, чья масштабность, сложность и человечность выражаются одним словом: Маяковский. Живописец воспринимает Маяковского-человека, Маяковского-поэта, Маяковского-художника нерасторжимо. Ему удается редкое: передать выразительность реального облика Владимира Владимировича и одновременно показать духовный мир поэта, воплощенный в пластике его стихотворений, рисунков, выступлений. В цикл «Маяковский» входят полотна «Маяковский (идущий)», «Маяковский улыбается», «Маяковский в кабинете», «Мистерия-буфф», «Маяковский за работой» и другие. Интересно отметить, что художник даже вылепил голову поэта, достигнув в скульптуре обостренной психологической выразительности, которая привлекает и в живописи Коржевского, делая ее подлинно волнующей и надолго запоминающейся. Картина «Маяковский в кабинете»принадлежит к числу лучших произведений художника. В ней органично соединились документальная достоверность, особенно присущая изображению человека, влюбленного в поэзию факта, и живописно-экспрессивная передача творческого вдохновения, наполнявшего сознание Владимира Маяковского во время работы над поэмой «Во весь голос». Очень тактично в общую образную ткань картины введено изображение фотографии В. И. Ленина, висевшей на стене в рабочей комнате поэта. Художник удачно применил в этом произведении разнообразие фактур. Контрастно трактуя различные предметы обстановки, динамично развивая цветовую и пространственную композицию, живописец самой экспрессией письма, напряженностью и богатством ритмов передает то деятельное волнение, которое пробуждал в современниках голос «агитатора, горлана, главаря». Интересно и полотно «Мистерия-буфф», запечатлевшее поэта во время выступления. Маяковский изображен на фоне декораций, живо, верно, воодушевленно воссозданных по собственным рисункам поэта. Портретное решение образа глубоко психологично. Оно усилено сопоставлением центрального изображения с данными на правой стороне холста кадрами кинохроники. Это весьма ответственная образная задача, с которой художник хорошо справился. Полихромная живопись основного пространства полотна удивительно верно гармонирует с «черно-белой» полосой кадров, в которой обнаруживается особое тональное богатство. Черное и белое здесь – такие же выразительные, энергичные, сложные по оттенкам цвета, как и все другие. На кадрах воссозданной кинохроники мы видим эпизоды из жизни и деятельности Ленина и самого поэта, обращающегося к рабочей аудитории. К циклу «Маяковский» примыкают интересные, живописные картины – впечатления по мотивам стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» и символического образа солнца, воспетого поэтом и воспринимающегося на полотне художника как пульсирующая ртуть, как сгусток необычайно мощной энергии. Борис Коржевский увлеченно пишет и пейзажи, хотя называет свои работы не собственно пейзажами, а «кусками природы». Созданные им образы наполнены самыми непосредственными впечатлениями, чувством общения с естественной красотой, с богатством различных состояний природы, которая в работах Бориса Коржевского подвижна, откровенна и мудра. Один из наиболее любимых мотивов художника – сосны. Эти пейзажи глубже других выражают творческую индивидуальность живописца. Они особенно интенсивны в цвете, органичны в динамичной, свободной и вместе с тем конструктивной пластике мазка. Колорит и фактура воплощают мощь природных сил, как бы совершающееся на наших глазах произрастание дерева, формообразование дерева, формообразование живого материального мира Деревья художник пишет «от корня». Они как бы уходят своей плотью в глубь земли, составляя с ней одно нерасторжимое целое, и устремляются к солнцу, составляя с ней одно нерасторжимое целое, и устремляются к солнцу, чьи лучи пробиваются сквозь хвою, отражаются от золотистых стволов и ложатся на почву, преображая ее дивными рефлексами. Хочется назвать наиболее характерные для живописца пейзажи. Это «Архипо-Осиповка. Пейзаж» (1968); «Сосны под Угличем» (1971), «На Волге» (1972), «Сосенка» (1974). Ряд работ отмечен более драматическим настроением. Художник, изображая, например, деревенскую улицу, строит пространство таким образом, что взгляд зрителя вначале устремляется вдаль, к грозовому небу, а потом возвращается обратно, словно ощутив энергичные порывы ветра, пройдя через сложные линеарные и цветотональные ритмы самой живописи. Именно живописными средствами удалось Борису Коржевскому раскрыть и красоту древнерусской архитектуры, ее естественную связь с пластикой окружающей природы, с самыми сокровенными движениями человеческой души. Таков цикл картин, написанных в Суздале. Это очень чистосердечные, теплые, ясные вещи. Их лиризм подготавливает зрителя к истинному пониманию многоплановой по образному смыслу картины «Суздаль. Ночь». Ее тема в основном решена уже в натурном карандашом рисунке. Но сколь все же выразительна и замечательна живопись! На полотне воссоздано напряженное состояние природы и как бы живых архитектурных форм. В разные годы Борис Коржевский написал несколько натюрмортов. По словам художника, эти произведения – важная часть его творческой деятельности, хотя к натюрморту живописец обращается эпизодически. Об отношении Коржевского к этому жанру можно судить по таким выразительным полотнам, как «Комнатный лимон» (1948), «Груши и виноград» (1950), «Рыбы и яйца» (1951), «Корзинка и лимоны» (1956), «Цветы дельфиниума» (1960), «Яблоки в корзинке» (1960), «В мастерской» (1961), «Красное вино и лимон» (1962), «Груши и вино» (1968), «Вино, гранат и суджук», «Натюрморт со свечой», «Натюрморт с телефоном», «Айва» (1971). В этих произведениях обращает на себя внимание сопоставление вещей, различных по форме, цвету, фактуре. Выявляя пластическое своеобразие предметов, художник раскрывает перед зрителем богатство окружающего мира. Для того, чтобы верно воспринять натюрморты Б. Коржевского, важно сосредоточиться на том, каковы ритмы размещения предметов на полотне, каковы их пространственные взаимоотношения и сочетание цветов, переданное в гармонии ясных и чистых тонов. В натюрмортах художника, как и в его портретах, пейзажах, жанровых композициях, выразителен темп живописи, совмещающий эмоциональную непосредственность и поэтическую созерцательность. В них есть задушевное раздумье и откровенный восторг перед красотой реального мира и человеческого бытия. Борисом Коржевским создано немало интересных произведений и, конечно, далеко не все из них вошли в экспозицию этой выставки. Многие находятся в музеях, в мастерской художника. И все же выставка дает достаточно полное представление о достижениях мастера, о его глубокой потребности в творческом поиске, приводящем к плодотворным результатам. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить кубинский, московский и итальянский циклы, серию пейзажей и натюрмортов, ряд портретов, в числе которых столь органичные и вместе с тем отличные друг от друга “Автопортреты”, написанные в разное время и передающие духовное и профессиональное развития автора, воплощающие каждый раз новое понимание образно-пластических задач. Подводя итог сказанному, можно отметить, что Борис Коржевский – это живописец, чье творчество наполняют живой современный интерес к художественной традиции, обостренное ощущение красоты и сложности сегодняшней жизни и тот поиск в области содержания и формы, который естественно обращен в завтрашний день, в будущее нашей культуры. Иван Купцов, критик