С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Есть художники, творения которых настолько органично сплелись с характером страны, ее народа, культуры, что без них трудно представить национальное искусство. К таким мастерам армянской живописи принадлежит Лавиния Александровна Бажбеук-Меликян. Последовательность и сосредоточенность, с которыми она работает в течение многих лет, преданность искусству и подлинный профессионализм, характеризующие ее творчество, вызывают самое большое уважение. Однажды увидев полотна Лавине Бажбеук-Меликян трудно ошибиться в их авторстве, настолько своеобразна ее творческая индивидуальность. Любовь к живописи у Лавинии зародилась в детстве, она часами наблюдала за работой своего отца, выдающегося мастера живописи Александра Бажбеук-Меликяна. Творческая атмосфера, царившая в доме, стены родного дома, украшенные подлинными шедеврами отца, сыграли решающую роль в выборе жизненного пути. После нескольких лет учебы в Ереванском художественном училище, Лавиния, несмотря на большой конкурс, была без экзаменов зачислена в одно из лучших художественных заведений страны Московский институт имени Сурикова. Успешно окончив институт, Лавиния работала над мозаичным панно в московском метро под руководством народного художника СССР, лауреата Ленинской премии Корина. Вскоре имя талантливой армянской художницы стало известно всей стране, ее произведения не только систематически экспонировались на советских и зарубежных выставках, но и вошли в постоянную экспозицию лучших музеев Советского Союза. Творческое кредо Лавинии Бажбеук-Меликян окончательно сформировалось в Армении и прежде всего в армянских деревнях, куда она систематически выезжает. В каком бы жанре не выступала художница, дух армянской деревни, ее непритязательность и естественная красота присутствуют постоянно. «Одна из моих самых любимых тем – деревня, - говорит Лавиния. – Я люблю строгий красивый пейзаж армянской деревни, но особенно люблю людей деревни с их простой, жизнеутверждающей силой, непосредственностью, пластической красотой, людей с обожженными солнцем и ветром лицами. К таким людям нельзя быть равнодушным и изображать их – большая радость». Лавиния Бажбеук-Меликян редко пишет композиционные, сюжетные, тематические картины, тем не менее она мастер композиции и все ее творчество тематическое. Постоянно работая в излюбленных жанрах портрета и натюрморта, она расширяет наше представление о них и тема Армении является лейтмотивом ее творчества. В отказе от сюжетных композиций проявляется честность и принципиальность художницы, трезвая оценка собственных сил, возможностей и точное понимание своего назначения в искусстве. Как это не парадоксально, но то, что может показаться слабостью, на самом деле является силой, демонстрирующей стабильное прочное кредо художника. Это относится не только к преданности определенным жанрам, но и к методу работы. Существует понятие натурного видения, натурного отображения, которое ни в коем случае не следует отождествлять с натуралистичностью и натурализмом. С этим понятием связаны имена многих выдающихся мастеров живописи. Мировоззрение художника определяет его видение. Наша же роль заключается не в категоричности утверждения либо отрицания того или иного направления, пути, метода, которым руководствуется художник, а в том, чтобы выявить, насколько он себя утвердил на выбранном им же пути. Творчество Лавинии трудно представить вне конкретной окружающей среды. Ее фантазия представляется не в раздвижении границ видимого, а в отборе и утверждении окружающей среды. Ее фантазия представляется не в раздвижении границ видимого, а в отборе и утверждении окружающей красоты. Силу ее не следует искать в сфере фантастического видения, рождающегося в воображении и создающего автономное мышление. Из сказанного не следует делать вывода, что она равнодушно и без разбора фиксирует все, что ее окружает. Напротив, все строится четко на жизненной основе и уже заранее определяется тем акцентом, который выявляется при отборе натуры. Даже при всех новейших завоеваниях искусства нашей эпохи необходимость и закономерность подобного начала не отрицается. Не случайно, такой великий мастер автономии цвета и линии, как Анри Матисс пишет: «Художник должен обладать той простотой духа, которая позволяет ему думать, что он писал лишь то, что видел… Люди, которые стилизуют предвзято и сознательно отдаляются от натуры, далеки от истины. Рассуждая, художник должен, конечно, отдавать себе отчет в том, что его картина – условность, но когда он пишет, им должно владеть чувство, что он копирует натуру. И, даже отступая от натуры, он должен быть убежден, что делает это в целях более полной ее передачи». Вещественность, плотность фактуры, стилистическое единство всех компонентов – вот черты наиболее характеризующие творчество Лавинии Бажбеук-Меликян. Она постоянно стремится к живописной осязаемости, не перенося буквально осязаемость, содержащуюся в источнике изображения, утверждает принцип единства и цельности живописной материи. Строгость и сдержанность полотен художницы никогда однако не приводят к схематизму и сухости. Понятие «рисунок» и «цвет» в ее произведениях чрезвычайно гармоничны и это приводит к обобщениям формы, лишенной мелкой деталировки. В статье о советском искусстве, напечатанной в газете «Леттр Франсэз», Луи Арагон пишет: «… сильное впечатление производят работы Л. Бажбеук-Меликян «Натюрморт», «Армянские женщины», «В мастерской скульптора» и особенно «Дети». Тут «натуралистический» колорит Малой Азии, который мы видели еще у Сарьяна, роднит художницу Армении с нашим Матиссом и не только колорит, но и рисунок, где виден взмах кисти. И то, что в прошлом было сочтено за эскиз, за незаконченное, является на самом деле синтезом, упрощением, устраняющим детали». Страсть, с которой работает Лавиния Бажбеук-Меликян, обычно не фиксируется во внешней экспрессивности, она скрывается в глубине полотен, в их конструктивности, статичности, сообщая внутреннюю энергию. Метод ее работы совершенно исключает стихийность и импровизацию. Значительна и разнообразна портретная галерея, созданная художницей. На протяжении всего творчества в центре ее внимания человек. В жанре портрета особенно бросается в глаза ее аскетичная неприемлемость эстетства, красивости. Ее волнует модель, как цельность характера, внутренней и внешней формы, как тип, категория личности. Она совершенно исключает атрибуты, определяющие специфику труда портретируемого, раскрывая ее через внутреннее ощущение личности, через руки, которым она уделяет не меньше внимания, чем лицу. Ценность лучших портретов Лавинии в их непосредственности, живости характеров, далеких от помпезности и парадности, совершенно не присущих людям труда. Выбор модели – начало работы. Лавинию волнует фактура модели и, что не менее важно, человеческие качества портретируемого, правдивость образов. Рождению портрета предшествует долгое изучение натуры, длительная моральная подготовка к непосредственному процессу работы на холсте. Именно это является первоосновой рождения портретов глубоко психологических, отличающихся удивительным умением проникать во внутренний мир человека. Можно смело сказать, что после Мартироса Сарьяна, Лавиния Бажбеук-Меликян наиболее последовательный мастер, плодотворно работающий в жанре портрета. Ею создана большая серия портретов деятелей армянской и русской культуры, к наиболее значительным следует отнести созданные в разное время образы Александра Бажбеук-Меликяна, Минаса, Нисского, Александра Суханова, Нины Жилинской, Зулейки, Марата Варжапетяна, Арамазда Шираза… Лавиния Бажбеук-Меликян внесла большую лепту в развитие армянского натюрморта. В ее мастерской на столе расставлены старинные армянские кувшины… «Мои любимые незаменимые натурщики», - говорит художница. И действительно, эти старинные кувшины, изображенные то в хороводе, то беззаботно позирующими, то переполненные кистями, становятся персонажами многих ее полотен. Обычно художники Армении любят писать цветы, фрукты, плоды, нередко соединяя их с пейзажем. Лавинию больше привлекают орнаменты красочных карпетов, глиняные кувшины, скульптуры, старинная мебель. Художница очень любовно относится к этим предметам, стараясь выразить их особенности и через них рассказать о людях, которые их создали. В этих плотно написанных корявыми мазками карпетах, глиняных гончарных изделиях словно ощущается труд создавших их людей, глубокая мудрость и трудолюбие народных умельцев. Лавиния Бажбеук-Меикян – мастер суровых натюрмортов. И в выборе мотивов своих натюрмортов и в их интерпретации она очень армянский художник, доказывающий, что понятие национального многогранно. Лавиния – художник стабильной натуры, возможно, это является причиной того, что пейзажи ей удаются меньше. Здесь трудно поспеть за резкими изменениями активной армянской природы, быстро меняющегося света, цвета, воздушной атмосферы. В холстах Лавинии нет досужей выдумки, она строит заранее композицию в натуре, окончательно ее утверждает и лишь тогда переносит на холст. Процесс ее работы начинается именно с построения композиции, особенно наглядно это выявляется в натюрморте и возможно поэтому в этом жанре она достигает особого качества. В последней большой серии натюрмортов Лавиния отказалась от излюбленных в свое время мотивов, связанных с орнаментами карпетов, малейших намеков на экзотику и этнографию, она вовлекает в последние натюрморты самые обыденные предметы, которые ее окружают – это может быть и скомканная газета, и чайник, и коробка от халвы, и бутылка. Подчеркивая демократичность предметов, она все более утверждает ту мысль, что красота содержится в любом предмете окружающего мира, ее надо увидеть и не только «что», но и «как» определяет ценность произведения искусства. Многочисленные вариации с бумагами и книгами, драпировками незатейливой материи привели к очень интересным сочетаниям, требующим большого умения композиционных построений, контрастного сочетания темного и светлого. В последних произведениях Лавиния активнее решает проблему трудного в живописи белого цвета, становящегося равноправным цветовым компонентом, а не связующим звеном. Из бумажного белого вихря вырастает белая скульптура, которую художница все чаще вносит в натюрморт, для нее важнее систематизация и единая ключевая формула разнородных в натуре предметов, которые приобретают единство стиля и материальности. Лавиния Бажбеук-Меикян – художник бескомпромиссный, принципиальный. С самых ранних работ до самых последних, еще установленных на мольберте, она последовательно развивается, не сбиваясь с выбранного курса, не попадая под влияние, сохраняя собственную индивидуальность. Значит ли это, что при такой стабильности ее творчество не претерпевает изменений? Не многие художники ее поколения выдержали стремительность натиска, которым характеризуется общий процесс развития современного армянского искусства. С одной стороны та значительная культура живописи, которую создали наши современники – мастера старшего поколения, ставшие уже классиками национального искусства, с другой – молодежь, оснащенная новейшей информацией, дерзновением и новаторским духом. В этом «обрамлении» художникам среднего поколения, к которому принадлежит и Лавиния, сложно удержать свои позиции. Именно принципиальность, уверенность в собственном кредо придает творчеству художницы особую ценность, утверждая ее место в общем движении. Находясь постоянно в гуще живого процесса и неуклонно развиваясь, Лавиния Бажбеук-Меликян не теряет своих твердых позиций, и в этом одно из несомненных качеств ее искусства.
Генрих Игитян
Из каталога Лавиния Бажбеук-Меликян