С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
(1911-1978)
Персональная выставка произведений всегда очень ответственная для художника. Такая экспозиция дает возможность широко и многогранно представить сделанное на многие годы напряженного труда. И часто она становится открытием новых сторон в творчестве мастера.
Так уж получилось, что нынешняя выставка стала посмертной и является итогом более чем сорокалетней творческой деятельности ленинградского живописца Владимира Ивановича Овчинникова. Требовательный к себе, художник долгие годы готовил этот показ, но тяжелая болезнь помешала осуществить задуманное при жизни.
Произведения Овчинникова неизменно экспонировались на ленинградских, республиканских и всесоюзных выставках, всегда привлекая к себе внимание зрителей и специалистов большой живописной культурой исполнения, особым проникновением в мир природы. И все же эта выставка является своего рода открытием, так как впервые в полной мере позволяет оценить дарование художника.
При всей внешней непритязательности мотивов поражает удивительная цельность пластического решения холстов, та образная наполненность, когда как будто много раз виденный мотив останавливает, заставляя снова и снова всматриваться в изображенное. Секрет, пожалуй, в живом эмоциональном ощущении природы, даром которого так щедро был наделен художник.
В пейзажах Ончинникова прежде всего подкупают задушевность и непосредственность, созвучие настроениям н переживаниям людей. Они очень просты по своим сюжетам. Неторопливо, без излишнего пафоса делится мастер своими мыслями и чувствами, рожденными красотой родной природы. По за этими простотой и сдержанностью вырастает личность художника, до самозабвения влюбленного в тишину бескрайних просторов русских полей, раздолье рек, мягкую зелень травы.
Детство и юность Овчинникова прошли на Волге, в Саратове. Он родился 14 июля 1911 года в крестьянской семье ,и детские впечатления, наиболее острые, наполнили его сердце любовью к волжской земле, к людям, живущим здесь. Будущий художник научился ценить труд крестьянина, не только приносящий человеку материальные ценности, но н воспитывающий духовно. Ведь этот труд неразрывно связан с природой и развивает чуткое отношение к непрерывно меняющейся ее жизни. Наверно, уже тогда у Овчинникова начали определяться эстетические вкусы. Часами он наблюдал закаты на Волге, следил за тем, как меняется цвет предметов при разном освещении, как вспыхивают и угасают краски, постигал красоту и гармонию, таящуюся вокруг. Эти чувства художник сохранит на всю жизнь, останется верным н преданным учеником натуры, даже научившись подчинять ее своей организующей воле, овладел законами композиции.
Склонность юноши к рисованию привела его в Саратовский художественный техникум ( 1928—1931). Саратов еще в конце прошлого века стал одним из центров художественной и культурной жизни на Волге. В этом городе жили и работали многие прославленные живописцы. В годы, когда учился Овчинников, в техникуме преподавал П. С. Уткин, уроки которого художник вспоминал с благодарностью. На занятиях студентам прививалось знание роли композиции и живописи, большое значение предавалось рисунку, колориту. Но более всего, как вспоминал сам художник, педагоги воспитали в нем «умение чувствовать и осознавать мир не так, как чувствовали его другие, а как я его чувствую и понимаю, то есть способность обрести свою «позицию».Учеба в техникуме стала хорошей профессиональной школой.
После окончания техникума художник пешком и на пароходе совершает большое путешествие но всей Волге, делает много натурных зарисовок и этюдов. И хотя в 1931 году Овчинников навсегда переезжает в Ленинград, его привязанность к родным местам не ослабевает, она остается на всю жизнь. Волга основной источник творческого вдохновения живописца. Здесь он постоянно и настойчиво проверяет правильность своих живописных исканий.
В Ленинграде В.И. Овчинников мечтает продолжить художественное образование и поступает в 1932 году в Институт живописи, скульптуры и архитектуры. Однако, окончив первый курс, он вынужден был уйти из института. У художника уже появилась семья, о которой необходимо было заботиться.
С этого времени начинается трудовая деятельность Овчинникова. Он работает художником-оформителем в разных учреждениях Ленинграда, но несмотря на различные житейские препятствия настойчиво стремится к самостоятельной творческой работе. Некоторое время он занимается в частной студии художника В. Е. Савинского, а затем- в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств, где преподавали П. С. Наумов, А. Е. Карев. М. Д. Берштейн, В. В. Суков. Р.Р. Френц, А.С. Гущин и другие.
Но началась Великая Отечественная война, и Овчинников вместе с другими оставшимися в Ленинграде художниками начал работать и Ленинградском отделении ТАСС над оформлением «Агитокон». В 1912 году, совершенно больного, его вывозят из блокадного города в Саратов. После выздоровления Овчинников оканчивает военное училище и до конца войны находится в рядах вооруженных сил.
Вернувшись в Ленинград, художник снова принимается за любимое дело, напряженно работает. Растет его профессиональное мастерство. К этому времени относится множество этюдов, написанных в Ленинграде и его пригородах — Приозерске, Комарове, Мюллюпельто.
С начала 1950-х годов работы Овчинникова начинают появляться на ленинградских выставках. Приходят первые заметные успехи. Художник работает над большими пейзажами-картинами. После показа одного из таких полотен- «На Волге» (1953) — его принимают в члены Ленинградского отделения Союза художников СССР.
Работая много и плодотворно, Овчинников принимает участие во всех ленинградских выставках, его пейзажи демонстрируются на республиканских и всесоюзных выставках. В эти годы он часто путешествует по стране. В 1953- 1955 годах несколько раз выезжает работать в город Канев, расположенный на красивейшем берегу Днепра. Произведения этого времени условно можно назвать «каневскими», так как их объединяет не только время и место создания, но и единство стиля.
Природа сама подсказывает художнику композиционное и колористическое решение пейзажей. Восхищенный красотой каневских берегов, оп запечатлевает на холсте то, что видит вокруг, выражая свое живое, непосредственное впечатление.
Художник стремится к охвату как можно большого пространства, к изображению множества ясно читаемых планов. Панорамные пейзажи, традиционные для русской и советской живописи, особенное распространение получили в 1940-е и 1950-е годы, когда многие художники именно таким путем решали задачу создания обобщенного образа родной природы.
Многочисленные этюды этого времени также тяготеют к панорамным композициям. Просторы Днепра открывают необозримые дали, чередующиеся возвышенности и равнины. В работах много света, солнца, воздуха.
На основе собранного материала Овчинников пишет несколько пейзажей- картин. Особенно выразительна «Ночь», за которую он получил диплом второй степени на Всесоюзной выставке 1957 года. Теплая серебристая гамма передает очарование украинской природы. Художника вдохновили мощь и величие реки, залитой лунным светом, бескрайние просторы, тишина и покой спящих деревень.
Картины «На берегу Днепра» (1956), «Приднепровье», «Ночь» (обе 1957 г.) и другие написаны широко, их отличает плотная но цвету, фактурно ощутимая, пастозная живопись. В пейзажах этого времени уже появляется стремление к пластическому обобщению, особенно характерному в последующие десятилетия.
Во второй половине 1950-х годов Овчинников совершает ряд поездок на Каспий, имеющих определенное значение для дальнейшего развития живописной системы мастера, сложения его индивидуальной манеры.
Южная природа, пронизанная светом и солнцем, оказалась очень близка художнику. В каспийских пейзажах проявился колористический дар живописца. Тонкой разработкой цвета с его постоянно меняющимися нюансами привлекает внимание картина «Когда идет путина. Каспий» (1959). Цвет словно пропитан светом и воздухом. Большое внимание уделяется изображению неба и воды, их взаимодействию. Художник еще строже начинает подходить к отбору деталей и особой точки зрения. Работа построена на сопоставлении теплых и холодных цветов, тонко сгармонированных в единой тональности. Солнечный свет заливает все пространство холста, играет бликами в различных светло-зеленых оттенках на поверхности воды и несколько приглушает звучание сиренево-розовых тонов, которые, контрастируя с цветом воды, сообщают образу большую эмоциональность.
В других пейзажах море то бирюзовое в мягких лучах вечернего солнца («Вечер на Каспии» 1958), то глубокое изумрудно-зеленое («На Каспии», 1959), то высветленное зеленовато-желтое, слегка искрящееся под знойным небом («По Волго-Каспийскому каналу», 1958), то ярко желтое, пенящееся под норовистым ветром («Ветреный день на Каспии», 1958).
В каспийских пейзажах автор выступает не только как внимательный наблюдатель, но и как лирик. Поэтическое начало произведений углубляется за счет эмоционального звучания цвета.
Однако в полной мере талант живописца проявился волжских пейзажах. В них особенно тонко прочувствована красота русской природы. Художник вновь и вновь возвращается в столь дорогие его сердцу места. В пейзажах Саратова и его окрестностей не раз повторяются привлекавшие пейзажиста мотивы, но всегда он находит в них что-то новое, неповторимое.
В села Пристанное, Золотое н другие неоднократно приезжает Овчинников и в 1960-е, и в 1970-е годы. Он стремится охватить «всю Волгу», ее многоликость, раскрыть то, что определяет неповторимое очарование здешних мест.
Словно само плавное течение жизни проходит перед взглядом, когда всматриваешься в полотна Овчинникова. В волжских пейзажах во всю силу начинает звучать поэтический дар художника. Живописцу подвластна передача тончайших состояний. Он пишет Волгу и ранним утром, и в знойный день, и в тихий вечер, и в ночной тишине. Времена года —от самой ранней весны до глубокой осени — прочувствованы им.
Но особенно часто живописец приезжал сюда летом. И это не случайно. Именно летом раскрывается своеобразие этих мест.
Овчинников любил писать Волгу раздольную, многоводную, с крутизной высоких берегов, но никогда он не мыслил ее оторванной от жизни людей. И хотя художник не всегда вводит в свои пейзажи конкретное изображение людей, человек неизменно присутствует во всех его картинах. И тогда, когда мастер изображает разноцветные домишки, приютившиеся на крутых склонах, и когда пишет тронутые весной луга и пашни. Человек в его живописи неразрывно связан с природой, он живет в ней, его трудом она преобразуется. Любовь и знание народной жизни проявляются во всем. В том, например, как художник рисует незатейливые домики, искусно украшенные ставенками, или уложенные у изгороди поленья.
Простота и жизненность ощущаются во всех произведениях Овчинникова. И потому так близки и дороги ничем не примечательные окраины в пейзажах «Серый день» (1966), «Сельский дом» (1967), «Лето» (1972). Пыльные дороги и выжженная солнцем, изрытая трещинами и оврагами земля кажутся удивительно красивыми и гармоничными в этюде «Улица в Пристанном» (1966). Художник в совершенстве знает то, что изображает, умеет выделить характерное в природе этих мест и сделать обыденное прекрасным.
Совершенствуя свое мастерство, Овчинников постепенно усложняет живописные задачи, его рисунок становится легче и точнее, все более выкристаллизовывается чувство формы.
Если в 1950-х—начале 1960-х годов этюд для Овчинникова-это прежде всего возможность запечатлеть мгновение природы и уловить даже тончайшее ее состояние, то вскоре этюдная работа начинает осмысливаться художником как нечто более сложное, разнообразное по своим живописным возможностям. Глаз острее отбирает в природе необходимое для решения поставленных задач, и Овчинников пишет большими живописно-пластическими классами, все больше направляя свое внимание от частностей к общему. Теперь даже в самых маленьких его этюдах выдерживается мера условного обобщения. Он добивается не только гармонии цвета, но и цельности всего этюда. Однако отнюдь не утрачивает живое чувство природы. Об этом свидетельствуют, например, пейзажи «Солнечное утро» и «Утро. Пристанное» (оба 1971 г.), объединенные изображенным мотивом, но совершенно различные по эмоциональному состоянию природы и образно-живописным задачам. Пейзажи отличаются особой декоративностью, обусловленной характером широкой, энергичной живописной поверхности, форма обобщена, рисунок строг и точен. В нервом этюде, передающем всю теплоту нагретой утренним солнцем земли, доминирует оранжевый цвет, заливающий все пространство холста и образующий гармонию ярких , но разных по интенсивности цветовых пятен, композиционно упорядоченных в единой плоскости. Второй—соткан из тончайших оттенков зеленых тонов , словно воплощающих тишину предрассветного часа. Эти этюды написаны очень быстро. За один художник успевает передать состояние природы.
Живопись Овчинникова темпераментная, широкая, она лишена неточности и небрежности. Особенно это проявляется в рисунках пейзажей. Цветом строятся планы, их соотношение, сразу намечаются пропорции предметов, несмотря на то что часто детали прорисовываются единым мазком. Уверенный рисунок ощутим и в этюде «Летний день. Пристанное» (1971), в том, как написаны деревья, домики, крыши, изгороди, хотя художник их почти не детализирует.
Одна из лучших картин-«Бабье лето» (1967). На полотне необозримые волжские дали. Подобно другим произведениям Овчинникова, небу в ней отдано значительное место и по композиционным пропорциям, и по образной значимости. Как купол раскинулось над землей небо, словно освещая жизнь и сообщая ее течению плавность. Высокая точка зрения позволяет передать череду пространственных планов, окинуть взглядом приволжские просторы, отметить, как интересны линии и формы крутых склонов оврага, почувствовать красоту земли, как будто бы вновь расцветающей мягкой и нежной зеленью после летнего зноя. Яркими пятнами разбросаны по холмам небольшие фигурки людей. Естественно и привольно чувствуют себя на этой земле женщины, идущие на работу в поле. И становится понятно, почему Овчинников столь часто и настойчиво возвращается к любимому мотиву. По его словам, «здесь видно, как строится и живет сама земля, как она движется (ворочается), как волнуется. Видно дыхание огромной жизни!»
Развитие творческой индивидуальности живописца протекало последовательно; новый этап рождал новые творческие задачи, хотя резко разграничивать их невозможно. Как и каждый мыслящий художник с ясно осознанными целями, Овчинников постоянно прогрессировал в своем развитии, решал различные проблемы, порой возвращаясь к тому, что было сделано раньше, углубляя поиски, добиваясь ясности формы и образней завершенности.
Наиболее цельно в творчестве Овчинникова воспринимаются 1960-е и 1970-е годы. Работы последних лет выполнены с особым совершенством, предельно ясны в своей логической определенности. Овчинников удивительно тонко улавливал эмоциональное своеобразие и колорит природы разных мест, передавал характерные черты и приметы старых русских городов: Торжка, Старицы, Новгорода, Старой Ладоги.
Особенно вдохновенны и поэтичны пейзажи Старой Ладоги, где проявилась сложность духовной жизни мастера. Если в волжских пейзажах преобладает светлое лирическое мироощущение, то в произведениях, посвященных Северу, появляются эпичность и даже ноты драматизма.
Ленинградские художники очень любят писать Старую Ладогу, и у Овчинникова - свое понимание природы этих мест. Во многих работах , воспевающих мощь и величие древнерусских храмов, ощутимо глубокое проникновение в характер русской архитектуры. Строгая тектоника объемов, сочетающаяся с музыкальной пластикой линий, отличают пейзаж «Церковь Георгия. Старая Ладога» (1965). Драматическое начало свойственно пейзажу «Весна идет. Волхов» (1972). Главы собора устремлены в небо с метущимися тяжелыми облаками, на фоне которых здание читается весомо и но особому устойчиво. Торжественная возвышенность образа достигается простыми средствами: художник избирает очень низкую точку зрения , что позволяет сделать холм со стоящим на нем собором словно еще выше и величественнее. Глубокие синие тени на снегу и свинцовые тучи сообщают произведению эмоциональную приподнятость и некоторую напряженность. В то же время образ достоверен, насыщен приметами времени.
Обогащаясь новым опытом, Овчинников иначе начинает воспринимать и волжскую природу, пейзажный образ которой также обретает строгость и эпичность. Стремление к монументализации заметно не только в картинах, оно прослеживается и в многочисленных этюдах. Излюбленные холмы и овраги уступают место широким необозримым полям, вспаханным нивам. Характерен этюд «Знойный день» (1970)‚ написанный в мягкой тональной гамме сближенных серо-голубых тонов с нежными оттенками розового, зеленого, желтого. Художник стремится охватить как можно больше пространства неба и земли, образно представить движение жизни, ее торжественную поступь во времени. Солнце освещает желтое пшеничное поле, но рядом уже теснятся облака, обрушивая на землю потоки дождя.
Овчинников был чуток к жизни, ко всему в ней новому. Современность в полный голос звучит в пейзажах новостроек Ульяновска, многочисленных индустриальных пейзажах, картинах, посвященных Ленинграду. Но одновременно своими работами художник напоминает людям, что надо бережнее н разумнее относиться к природе, сохраняя живое очарование и неповторимость различных уголков нашей страны.
Кроме живописных произведений, на выставке представлен большой раздел пейзажных зарисовок. Они еще раз свидетельствует о том, что Овчинников превосходно владел рисунком. Многие графические работы художника имеют самостоятельное значение и раскрывают грань таланта мастера.
Владимир Иванович Овчинников -художник яркой индивидуальности, со своим отношением к природе, своей жизненной позицией. Это был человек, глубоко чувствовавший все прекрасное в жизни и в искусстве. Его интересы были широкими, а привязанности разнообразными. Художник восторгался удивительной звучностью и глубиной цвета, совершенной красотой линий древнерусской живописи, ценил искусство импрессионистов, любил произведения Матисса, Сезана, Гогена, увлеченно изучал принципы живописи Ван Гога. Волжанин, он был предан русскому народному искусству, народной музыке, привольной русской песне. Любил музыку Моцарта, Бетховена. Все это было им понято и прочуствованно и, несомненно, не могло не оказать влияния на развитие его личности и формирование принципов художественного видения. Пейзажи его всегда пронизаны правдой жизни, искренностью, оптимизмом, неиссякаемой верой в искусство, способное пробудить в человеке самые светлые и прекрасные чувства.
Выставка произведений
Каталог
Автор вступительной статьи Н.В. Васильева
Ленинград, 1984