С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии Н. А. Шифрин—один из выдающихся художников советского театра. Чувство современности и подлинно творческое изучение действительности определили успех лучших работ художника. Н. А. Шифрин-автор декорации к таким широко известным постановкам, как «Дни и ночи» К. Симонова в МХАТ, «Московский характер» А. Софронова в Малом театре, «Сталинградцы» Ю.Чепурина, «Южный узел» А. Первенцева, «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского, «Полководец» К.Тренева, «Флаг адмирала» А.Штейна, «Укрощение строптивой» В. Шекспира—в Центральном театре Советской Армии. Советский зритель ценит Шифрина как мастера, хорошо знающего сцену и владеющего законами сценической живописи, как тонкого и многогранного художника, в творчестве которого сочетаются правда и поэзия жизни.
В своих декорациях Шифрин-художник монументальной героической темы, ясной и четкой идейной целеустремленности, острой мысли и поэтической обобщенности.
Глубокое проникновение в существо драматического произведения, умение чутко уловить и передать стиль и манеру его автора, органическое слияние с задачами режиссуры в раскрытии идеи пьесы—вот характерные качества Шифрина как художника театра.
Начало профессиональной работы Н. А. Шифрина в театре относится к первым подам после Великом Октябрьской революции, когда осуществление грандиозных культурных преобразований во всех областях искусства определило и огромный подъем, и оживление театральной жизни. Шифрина увлекли широта и размах задач идейной перестройки искусства. В качестве художника он становится активным участником проведения революционных празднеств в Киеве, многочисленных вечеров и концертов революционной поэзии. Его работы обращают на себя внимание К. А. Марджанова, бывшего в то время главным режиссером всех национализированных киевских театров. Марджанов первый оценил дарование Шифрина и определил его судьбу, предложив ему работу в театре. Оформление оперетты Лекока «Зелёный остров» в Музыкальной комедии (1919) было началом планомерной деятельности Н. А. Шифрина в целом ряде театров Киева. Но в своих первых работах Шифрин не свободен от влияния формалистического театра. В 1920 г. Шифрин находится на польском фронте, работая в качестве художника в агитпоезде IIармии.
В конце 1922 г. Шифрин переезжает в Москву. В течение десятилетия с 1923 по 1933 г., наряду с театром, он много занимается книжной графикой. Работая заведующим Графическим отделом Центроиздата (с 1924 по 1927 г.)‚ Шифрин оформляет ряд изданий по искусству («Златокузнецы Дагестана», «Искусство казанских татар» и др.). Одновременно для Госиздата он выпускает несколько детских книжек-картинок со своими рисунками и делает иллюстрации к книгам (Маяковский - «Кем быть», Джек Лондон — «Эскимосик Киш», Н. Венгров—«Чирики-пузырики» и др.).
Это были годы художественного становления Шифрина, период его многообразных творческих поисков. Развиваются реалистические основы его искусства, постепенно, но неуклонно изживает формалистические ошибки, свойственные ранним работам. В это время Шифрин не нашел еще себя как художник, не нашел своей темы и своего театра. Он работает на различных сценах, с разными режиссерами, над разнообразным репертуаром: «Саранча» Любимова-Ланского и «Штиль» Билль-Белоцерковского в театре МГСПС (1925), «Гайавата» (по Лонгфелло) в театре для детей (1923), «Черный Яр» Афиногенова в Государственном Педагогическом театре (1928), «Токмаков переулок» Смирновой (1931) и «Улица радости» Н. Зархи (1932) в театре рабочих ребят и‚ наконец, в 1931 году — «Страх» Афиногенова в МХАТ и «Сорочинская ярмарка» в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко - таков перечень наиболее значительных работ Шифрина этого периода.
Настойчиво и изобретательно ищет он новых путей и средств сценической выразительности, создает многообразные виды пространственного решения спектаклей, то прибегая к складным ширмам («Саранча»), то используя в качестве основного принципа постановки вращение круга сцены, то выдвигая на первый план фактуру материалов, то — для усиления динамики — отдельные движущиеся детали установки («Сорочинская ярмарка»). Однако эти работы Шифрина отмечены влиянием конструктивизма. Он сознательно не прибегал к средствам живописи, и тем самым обеднял и обескровливал свое искусство. Эта боязнь иллюзорности, борьба с которой ошибочно понималась в то время Шифриным как борьба с натурализмом, приводила его к абстрактным решениям. Но в те же годы отправным пунктом основных творческих исканий художника постепенно становится стремление к правдивому, насыщенному публицистичностью, раскрытию темы пьесы, основанному на внимательном изучении действительности. И если в ряде работ Шифрина этого времени мы находим еще условно решенное место действия, условную сценическую площадку, то костюмы, вещи и детали оформления, непосредственно обыгрываемые актерами, почти всегда решаются им реалистически, на основании точного знания жизненного материала. Стремление к жизненной достоверности, реалистическому образу начинает побеждать в его работах той поры попытки не только сохранить , но и подчеркнуть «условность» театрального зрелища.
Этапной работой Шифрина данного периода было оформление «Черного Яра», спектакля, раскрывающего тему обостренной классовой борьбы в деревне. На тесной площадке Государственного Педагогического театра художник сумей создать правдивый жизненно-достоверный образ глухой деревеньки, окруженной деревьями, стоящей на пригорке, среди полей ржи. Все усилия художника были направлены на то, чтобы создать реальную, но в то же время обобщенную живую картину деревни. Впервые Шифрин поднимается до такой конкретности, точности и простоты в решении зрительного образа спектакля. Чтобы достичь непрерывной смены картин на глазах у зрителей, перенося место действия с улицы во внутренность избы, к плотине или в лес, художник использовал вращающийся круг сцены, причем каждый поворот круга показывал установку в новом, реалистически-убедительном ракурсе. Шифрин применил здесь принцип объемной «строенной» декорации, удачно использовал фактуру подлинных материалов (солому, дерево, плетень) и посредством света достиг иллюзии воздуха, шири. Несмотря на тесноту сцены, художник создал планировку сценического пространства, обеспечившую построение ярких и выразительных массовых сцен. Эта работа Шифрина появилась в 1928 году и продолжили на сцене театра для детей ту линию реалистической театральной декорации, которая нашла свое осуществление в спектакле «Любовь Яровая» в Малом театре и «Бронепоезде 14-69» в МХАТ. Встреча с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем- Данченко работе над «Страхом» А. Афиногенова в МХАТ сыграла важную роль в становлении художника. Несмотря на то, что в изобразительном решении «Страха» еще не было достигнуто решительных сдвигов, работа с МХАТ оказала огромное влияние на последующий путь художника. Она заставила его внутренне многое заново пересмотреть в своих творческих принципах, открыла перед ним новые возможности, новое понимание задач изобразительной режиссуры, органически связанной с искусством реалистической, психологической актерской игры. Реалистический метод МХАТ по-новому раскрыл Шифрину задачи глубокой разработки идейного содержания пьесы, необходимость для художника театра органического слияния с замыслом режиссуры, подлинно-творческого изучения жизни.
Следует отметить, что почти все режиссеры, с которыми Шифрин работает в дальнейшем, были воспитанниками МХАТ (А. Попов, М. Кедров, Н. Хмелев, М. Кнебель и др.).
В 1934 г. на маленькой, плохо оснащенной сцене Краснознаменного зала ЦТКА в декорациях Шифрина была поставлена пьеса А. Корнейчука «Гибель эскадры», посвященная одному из ярчайших и волнующих эпизодов гражданской войны-героическому подвигу советских моряков, потопивших в 1918 году черноморскую эскадру, чтобы не отдать ее в руки врагу. Режиссура спектакля- Ю. Завадский и Е. Брилль- полагала, что раскрытие подлинной революционной патетики, глубокого темперамента и лирической приподнятости пьесы должно быть осуществлено скупыми, сдержанными, предельно обобщенными средствами художественного оформления. Н. А. Шифрин во время подготовки спектакля совершил поездку во флот, сделал большое количество натурных зарисовок и на основе их создал лаконичный и выразительный образ военного корабля, полный суровой напряженности и грозной силы. Над наклоненной палубой флагмана нависали силуэты трех огромных орудий, за бортом билось сине-серое море. Впечатлению способствовала музыка Д. Кабалевского, усиливавшая и подчеркивавшая взволнованную атмосферу сдобытий.
Тесное слияние всех участников постановки, единая целеустремленность их усилий, сделали спектакль «Гибель эскадры» лучшим за первое пятилетие существования ЦТКА. Огромно его значение и в художественном развитии Шифрина. В работе над «Гибелью эскадры» он впервые по-настоящему ощутил себя художником монументально-героической темы, ставшей определяющей для его искусства, впервые встретился с театром, с которым будет связана вся его дальнейшая творческая судьба. Летом 1935 г. Шифрин был зачислен в штат ЦТКА в качестве главного художника.
В 1934 году с трибуны Первого Всесоюзного съезда советских писателей прозвучала речь тов. Жданова о методе социалистического реализма, выдвинутом товарищем Сталиным, как основном методе советского искусства. Разгром формализма и натурализма и других враждебных реализму течений, осуществленный в последующие годы, определил подъем театрального искусства и декорационной живописи. Это имело решающее значение и для творчества Н. А. Шифрина. Возвращение к принципам иллюзорной живописной декорации раскрыло и необычайно расширило его возможности как художника театра. Отныне живопись становится самым мощным реалистическим оружием Шифрина.
С середины З0-х годов начинается иной, качественно-новый период биографии художника, когда он находит свою, наиболее свойственную его дарованию тему, творчески-близкий ему театр и обретает в лице А. Д. Попова режиссера, творческое содружество с которым помогло созданию ряда выдающихся спектаклей советского театра . Можно сказать, что именно в этот период определяются творческие принципы художника. Деятельность Н.А. Шифрина с конца 30-х годов нашла свое отражение в эскизах и макетах, представленных на выставке в Доме актера ВТО.
Утверждение принципов социалистического реализма в области классического репертуара получило свое выражение и в работе советского театра над драматургией Шекспира. В предвоенные годы Шифрин создает декорации к шекспировским комедиям—«Как вам это понравится» в театре им. Ермоловой (1940), «Укрощение строптивой» (1937) и «Сон в летнюю ночь» (1941) в ЦТКА, внеся свой вклад в дело борьбы с абстрактной оперной псевдотеатральностью и дурной условность,. с теми ложными «традициями» оформления шекспировских спектаклей, которые были унаследованы от старого театра.
«Укрощение строптивой» стало одной из наиболее смелых, неожиданных и принципиальных работ Шифрина. Стремление раскрыть «полнокровие» жизни, «густой быт ренессансной эпохи и артистичность человека» пронизывало по замыслу режиссуры (А. Попов)весь спектакль.
На выставке представлены эскизы Шифрина для шпале- гобеленов. Таковы: «Площадь в Падуе», куски улицы «Перед домом Баптисты», «Охота» -для загородного дома Петруччио и пр. Сочетанием живописных панно с архитектурными деталями, драпировками, с великолепной мебелью и предметами быта, как подлинные произведения искусства, художник сумел передать ту среду, в которой действуют герои шекспировской комедии, с их подлинной правдой чувства, силой и яркостью страстей.
Масштабность и поэтичность, которых требует Шекспир и которые так свойственны дарованию Шифрина, по-разному достигались им в его шекспировских работах. По-иному в каждом спектакле он сочетал различные изобразительные приемы, добиваясь осуществления на сцене живописного решения, найденного им в эскизе. Так, в «Укрощении строптивой» доминировали живописные шпалеры, в «Как вам это понравится” Шифрин применял в многочисленных лесных сценах проекционные декорации, делая для них рисунки цветными лаками на слюде и аппликационные пейзажи на тюле, в «Сне в летнюю ночь”; наряду с этими приемами, наибольшее значение приобретают писаные задники. Сценическая живопись, использование объемов, динамическое построение пространства и, наконец, свет, как одно из самых могучих средств художественного воздействия на сцене‚—всем этим полностью владеет Шифрин.
Работая в основном на материале советской драматургии, Н. А. Шифрин оформил сравнительно небольшое количество спектаклей классического репертуара. Можно отметить такие декорации его к русской классике, как «Воспитанница» А. Островского (Театр рабочих ребят, 1933), эскизы к «Маскараду» Лермонтова (неосуществленная постановка А. Дикого, 1946) и, наконец. последнюю, самую значительную его работу - «Ревизор» Гоголя в ЦТСА (1951). Огромное панно, изображающее бескрайние российские просторы, унылую проселочную дорогу с затерявшейся на ней тройкой-является как бы живописным прологом спектакля, обобщенно раскрывающим тему гоголевской России. Реалистические интерьеры, созданные Шифриным в «Ревизоре», говорят о великолепном знании материала эпохи и чувстве стиля, свойственном дарованию художника. В контрасте парадной официальности и «приглаженности» провинциальной жизни в доме городничего, с ее затрапезной «изнанкой», сказалось умение Шифрина вскрыть социальную остроту темы.
С наибольшей полнотой раскрылось дарование Шифрина в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Грандиозная эпопея событий великой борьбы советского народа с фашистскими захватчиками получила глубокое отражение в целом цикле работ художника: «Крылатое племя» (1941) и «Южный узел» ( 1947) А. Первенцева, «Фронт» А. Корнейчука (1942), «Сталинградцы» Ю. Чепурина (1944), «Сказка о правде» (1946) и «Первый гром“ * (1947) , М. Алигер - в ЦТСА, «Дни и ночи» К. Симонова (1947) в Художественном театре и др.
За силуэтамидымовых труб, над широкой крышей дома виднеется ночное московское небо, в котором плавают аэростаты воздушного заграждения; перекресток московской улицы, прегражденной крестами «ежей», рупор громкоговорителя на верхнем углу небольшого дома, как будто посылает в пустую улицу слова очередной военной сводки; тишина застывших полей и занесенной снегом березовой аллеи, по которой уходит на подвиг комсомолка Зоя («Сказка о правде»). Окоп на переднем плане, за которым угрюмо чернеют на снегу силуэты печей, уцелевших в огне, спалившем избы, и редковатый зимний лес с обгорелыми деревьями, изуродованными обстрелом («Фронт»). Донецкая степь с идущей далеко вглубь бесконечной фронтовой дорогой, брошенной у края ее противотанковой пушкой с поломанными колесами и виднеющиеся вдали остатки разрушенных перекрытий моста («Первый гром»). Руины Севастополя на фоне солнечного крымского пейзажа, и полная строгой простоты обстановка кабинета великого полководца и победе («Южный узел»). Таковы яркие, незабываемые образы, созданные Шифриным в этих спектаклях.
В «Сталинградцах», одной из лучших постановок военного времени» (постановщик А. Попов), большая доля успеха, наряду с режиссурой, по праву принадлежит и Шифрину. Оформление картин «Берег Волги», «Переправа» и «Дом Петрова» не только является вершинным достижением художника, но и одним из лучших декоративных решений советского театра. В первой картине, рисующей обрывистый берег Волги, с прилепившимся на его краю домом бакенщика, Шифриным замечательно дан контраст широкой и вольной реки, являющейся как бы олицетворением прекрасной нашей Родины, и врывающегося в мирную тишину природы разрушения, которое несет война. Дом Петрова, превратившийся в крепость, в поле ожесточенного боя, где на развалинах еще уцелели следы недавней мирной жизни и, наконец, панорама горящего города-героя с четко выделяющимся на фоне полыхающего зарева силуэтом стоящего на посту у переправы бойца,- эти картины поражали и захватывали той мужественной и суровой правдой жизни, с какой художник передал героического сопротивления сопротивления советских людей. Основой изобразительного решения «Сталинградцев» и, позднее, спектакля «Дни и ночи» были зарисовки и этюды с натуры , сделанные Шифриным в Сталинграде в 1943 году.
В спектаклях, посвященных героическому прошлому русского народа, воспевающих славу русского оружия—«Полководец» К. Тренева (1945) и «Флаг адмирала» А. Штейна (1950)—нашла свое продолжение монументально-героическая линия, характерная для творчества Шифрина. С большим мастерством использует художник масштабные возможности сцены ЦТСА и создает впечатляющие по значительности поэтические картины истории. В духе лучших традиций батальной живописи решены Шифриным—панорама Бородинского поля накануне сражения, с мерцающими в тумане огням бивуак кавалеристов Платова, громадное снежное которому отступает разбитая французская армия, сцена смотра войск Кутузовым с интенсивными цветовыми пятнами мундиров. Величественным и приподнятым характером отличаются декорации к спектаклю «Флаг адмирала», который звучит как торжественный гимн славным победам русского флота. Великолепно исполнены сцены морского боя с турками, спуск корабля «Святой Павел», маневры черноморского флота у берегов Севастополя, вид крепости острова Корфу и ряд других. За оформление этого спектакля Н. А. Шифрин удостоен Сталинской премии 2-й степени.
Среди других работ Шифрина следует отметить относящиеся в 1948 году эскизы декораций к пьесе А. Софронова «Московский характер» в Малом театре, за оформление которой художник был удостоен Сталинской премии 1-й степени, к балету «Мирандолина» на сюжет комедии Гольдони в филиале ГАБТ СССР, а также сделанные совместно с художницей М.Г. Генке декорации к «Счастью» П7Павленко в театре им. Ермоловой и «Коньку-Горбунку» Маляревского ( по сказке П. Ершова) в Центральном Детском театре (1952).
Представленные на выставке эскизы костюмов говорят о том, что проблема театрального костюма всегда решается художником как проблема образной характеристики персонажа, основой которой является не только изучение пьесы, но и индивидуальных свойств того или иного актера.
Строгая продуманность пространственной композиции, специально найденное для каждой постановки портальное обрамление и, прежде всего, эмоциональная насыщенность цвета придают декорациям Шифрина завершенность и цельность художественного решения. Он неустанно работает на натуре, отдавая живописи все свое свободное время. Представленная на выставке лишь небольшая часть его этюдов говорит об умении видеть и чувствовать окружающую его природу и передавать ее правдиво и поэтично. Благодаря этой работе на натуре растет живописное мастерство Шифрина как художника театра.
В творчестве Шифрина последних лет большое место занимает работа над спектаклями, посвященными Великому Октябрю и событиям героической борьбы народа с контрреволюцией и иностранными интервентами, пытавшимися задушить молодую республику Советов в период гражданской войны. Эта тема получила свое выражение в декорациях и эскизах Н. А. Шифрина к «Незабываемому 1919-му» Вс. Вишневского в ЦТСА, «Разлому» Лавренева и «Залпу Авроры» М. Чиаурели и М. Большинцева в МХАТ. Большое драматическое напряжение, богатство поэтической выразительности объединяет картины, созданные Шифриным в этих спектаклях, замечательно передающие чувство времени, дыханье революционных лет. Таков петроградский вокзал с красно-бурыми пятнами товарных, вагонов, застывших на железнодорожных путях, голубоватыми силуэтами домов, красным полотнищем, протянутым где-то вдали; таков пейзаж Красной Горки с виднеющимися на горизонте суровыми стенами форта, с оголенными, обстрелянными снарядами стволами деревьев и свинцовыми водами Балтики, на фоне которых в финале вспыхивают алые пятна революционных стягов. В пределах тщательно разработанной гаммы серых, синих и черных тонов, в которой Шифрин решает перечисленные спектакли, он достигает интенсивного, впечатляющего и разнообразного цветового воздействия.
Творчество Н. А. Шифрина последнего десятилетия говорит о том, что его методу присущи глубочайшая правдивость и идейная целеустремленность. Это и определяет ту необходимую художнику подлинную творческую свободу, мастерство, которыми отмечены его последние работы. Обладая серьезным знанием искусства Шифрин никогда не идет на поводу у старых приемов сценического оформления. Его произведения всегда разнообразны и новы потому, что создаваемые им, обобщенные, насыщенные правдой жизни рамки привычной сценической прошлого, образы разрывают «условности» и открывают новые реалистические средства выразительности.
В 1935 году в «Открытом письме Н. А. Шифрину», опубликованном в журнале «Театр и драматургия», А. Корнейчук благодарил художника за оформление «Гибели эскадры» и писал ему: «Вы проявили качества подлинно реалистического художника, берущего из жизни самое основное и ведущее, организующего жизнь в своем творчестве…». В этих словах верно охарактеризовано основное существо дарования Шифрина.
Глубокое овладение реалистическим методом, умение прочувствовать и осмыслить материал действительности и воплотить его в обобщенных монументальных поэтических образах, неразрывно спаянных с основной действенной линией пьесы,- все это отличает Н.А. Шифрина как подлинного художника светского театра.
* Совместно с Ю. Пименовым
Автор статьи: М. Пожарский
Каталог выставки произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинских премий Ниссона Абрамовича Шифрина
60 лет со дня рождения ,40 лет творческой деятельности
Москва 1953