Владимир Александрович Тамби (1906-1955г.) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Рассказать о судьбе художника-это значит сказать о том, как развивается сознание и складывается характер, как создается свое особое отношение к окружающему миру, как формируется неповторимое творческое лицо мастера.    

При всех личных особенностях, при всей разности путей, которые проходят сверстники Владимира Александровича Тамби, есть между ними нити тесной связи, внутреннего родства, определяющие их общую принадлежность к одному поколению.    Чудесной и необычайно богатой событиями и переживаниями явилась жизнь этого поколения. Любое ее десятилетие было так дополна насыщено бурями, грандиозной донкой старого, стремительным ростом нового, что этого хватило бы насытить чувствами и впечатлениями творчество всякого другого, ранее жившего поколения.    

  В.А. Тамби родился в годы первой русской революции. Рассказы о ней окрашивали в особые тона пробуждающееся в детские годы сознание. В них были дерзания‚ они открывали пути юношескому бунтарству, романтическим  мечтам о великих подвигах.    В мире совершались замечательные дела. Мальчик зачитывался записками Нансена о переходе на лыжах через Гренландию и о полярном дрейфе «Фрама». На его глазах отрывались от земли, парили в высоте, покоряя воздух, первые самолеты. Только-только усевшись на школьную скамью, он знал уже имена Уточкина и Блерио, с замиранием сердца думал о мертвой петле Нестерова. Каким потрясением была весть о гибели «Титаника»! Мальчик мечтал стать летчиком, строить корабли, участвовать в автомобильных гонках или плыть вслед за Седовым в суровые арктические моря. Нет, решительно ничего подобного не переживали мальчики в прежние времена!   

  Вместе с величайшей из всех революций пришла юность. Совершалось небывалое. Грудь наполнялась пьянящим воздухом свободы. По стране перекатывались волны  гражданской  войны. Героический пафос революционного строительства охватывал молодых людей двадцатых годов. Маршем времени звучали в сердцах стихи Маяковского. Всё нужно было создавать заново, лучше, прекраснее, чище, чем когда бы то ни было. Так рождалась  революционная  романтика, горячность творческого дерзания  и твердая стойкость сознательных, целеустремленных поисков нового.  

  Владимир Александровчи Тамби родился 28 сентября 1906 года в Петербурге, в семье мелкого служащего. Вся жизнь оказалась тесно связанной с его родным городом. Уже в раннем возрасте с полной ясностью определились склонности будущего художника.     

Четырех лет отроду он начал рисовать и неуклонно следовал привязанности к искусству в течение всей своей жизни. Впечатления детских лет, по его выражению, «навсегда определили все дальнейшие интересы и действия художника». Первым событием, поразившим его воображение, был праздник российского воздухоплавания на Комендантском ипподроме в 1911 году. Поездки на пароходе и ежегодные выезды на дачу на берегу Финского залива породили горячее увлечение кораблями и морем. Ему нравилось ходить по заливу в лодке, отчаливать от плоского песчаного берега и покачиваться на короткой невысокой волне; видеть дымы эскадры, выходящей в море; наблюдать издали приземистые каменные форты и купол собора над тающим во влажной дымке силуэтом Кронштадта; слышать перекатывающиеся низко над водной гладью раскаты залпов главного калибра кораблей и фортов во время учебных стрельб; жить летом праздничной веселой морской жизнью среди белых рейсовых пароходов, стройных яхт с упругими парусами, плеска весел гребных судов, рокота винтов быстроходных легких катеров, разрезающих острым форштевнем воду и поднимающих кудрявые пенистые буруны. Так хотелось и самому в стремительном движении пронестись по водной глади или подняться в воздух на самолете, промчаться на быстром автомобиле по новой автотрассе, отправиться в какие-то далекие края на поезде. Эта любовь к движению, романтика путешествий сохранилась у Владимира Александровича Тамби на всю жизнь; она всегда роднила его с тем юным читателем, созданию книг для которого он отдал большую долю своего таланта.     

Навсегда главным, что любил изображать художник, стали замечательные машины, созданные человеком для покорения пространства: корабли, самолеты, автомобили, порожденные творческой волей, умом, мастерством рук человеческих. В них Владимир Александрович нашел целый мир вещей, говорящих о смелости и дерзании, о полете мысли и прогрессивном развитии цивилизации.     Художник постоянно учился, собирая громадное количество подсобного материала для своих произведений. Его художественные работы охватывают широкую область изображения природы, зверей, птиц, рыб, множества предметов техники, мирной и военной. В. А. Тамби обладал глубоким, горячим интересом к физике, постоянно следил за всем новым в научно-технической и художественной литературе.    

Так создавался в искусстве В. А. Тамби особый круг жизненных явлений, в котором за прекрасными очертаниями машин, переживающих свои победы и несчастье  в драматической борьбе со стихиями, незримо возникают образы ученых и изобретателей, открывателей новых земель, пилотов и штурманов, кораблестроителей, летчиков и моряков.   

Точному и острому глазу художника помогало у  В.А. Тамби глубокое, проникновенное знание техники. Влюбленность в краски, тяга к яркой декоративности сочетались у него с восторженной верой в неисчерпаемые возможности техники, создаваемой человеческим гением. В этом сочетании рождалась та романтичность изображения на первый взгляд обычных, как будто сухо, почти чертежно точно очерченных предметов, которые оживали под рукой художника и начинали привлекать уже не только с сочностью и точностью рисунка, но и поэтичность.    Наряду с отменным знанием техники, за достижениями, новинками, развитием которой Владимир Александрович систематически следил, подчас становясь для других ходячим справочником по ряду различных областей техники,- он всю жизнь любил природу.   

  Из внимательного наблюдения природы рождалось то богатство ощущений, тонкость понимания тона и цвета, то поэтическое чувство, которым наполнены многие рисунки и акварели художника. В его произведениях изображение техники органически сливается с картиной природы, внутренне обогащаясь и приобретая высокое художественное качество.   

  Свое художественное образование В. А. Тамби начал в мастерской рабочих-художников Пролеткульта в 1920 году. Вскоре затем он поступил в Академию художеств. Однако неудовлетворенность системой преподавания заставила молодого художника покинуть Академию  в 1924 году и искать путей дальнейшего развития своего мастерства в самостоятельной работе. В эти годы художественная жизнь нашего города была необычайно сложной, разнообразной и противоречивой. Представители множества различных художественных групп вели между собою непрекращающуюся острую дискуссию о творческом методе и о вопросах художественной формы. На молодого человека, вступающего в эту жизнь, обрушивались потоки деклараций, споров, несовместимых друг с другом точек зрения на задачи и средства искусства.     

  В этой обстановке сформировались личные творческие позиции В. А. Тамби. С первых его иллюстрированных работ в газетах и журналах Ленинграда определились основные черты его искусства. Прежде всего это было суровое  требование познавательной ценности рисунка, глубоко точного знания структуры, материальных свойств, технических особенностей каждого изображаемого предмета. Затем это были постоянные, упорные поиски эмоциональной образности произведения. Наконец, неустанные опыты по овладению профессиональной техникой, смелому, оригинальному    использованию всех возможностей излюбленных  художником материалов—гуаши, акварели, графита, туши,  карандаша, бумаги.    На этой основе складывалось и совершенствовалось  материальное образное воплощение замыслов и  идей художника. `    

 Свою работу в области книжной графики В. А. Тамби начинал в Детгизе в те годы, когда группой художников, работавших для этого издательства, руководил В. В. Лебедев. Воздействие этого старшего, более опытного мастера на молодых, творчески еще не созревших художников было весьма значительным.     В первых созданных Владимиром Александровичем детских книгах сказывалось влияние В. В. Лебедева в поисках декоративной плоскостности, несколько схематизированного обобщения формы и крупного цветового пятна. Однако уже в этот период творчество В. А. Тамби постепенно приобретает свой особый, неповторимый, индивидуальный характер. Его индивидуальность так рано созрела,  что уже в 1924 году он был принят членом в Общину художников, что являлось крайне редким в те времена признанием художественной зрелости для столь молодого человека. Затем он одним из первых вступил в члены новообразованного Ленинградского Союза советских художников.   

   В ЗО-е годы В.А. Тамби каждое лето отправлялся в Крым или на Кавказ, снова и снова наблюдая море и корабли. Обладая исключительной зрительной памятью, он, наряду с набросками с натуры, крепко запоминал увиденное и с большой точностью воспроизводил его затем в своих рисунках. Работа по памяти помогала освободиться от излишних частностей, закреплять только главные, общие, характерные черты и отношения и наиболее существенные детали. Эти качества проявлялись не только в изображении кораблей, причалов, маяков и портового оборудования, но и в прекрасных пейзажных набросках, сделанных художником и последующие годы. Тонкое чувство цвета, большой вкус н глубокое понимание декоративных закономерностей сделали В.А. Тамби серьезным мастером оформления детской книги и станкового рисунка. Стремление к правдивости и материальной убедительности изображения прочно определили реалистический характер его творчества, понятность н доходчивость его работ, прекрасно соответствующих задачам и назначению иллюстрирования, особенно детской книги. Однако иллюстрация литературного текста не была единственной сферой деятельности художника. Им было создано много десятков детских книг-альбомов, единственным автором которых был он сам. Особо следует отметить роль Владимира Александровича в создании технической книги для детей. Работая в детской литературе, с первых же шагов своего творческого пути в течение тридцати пяти лет он не только помогал становлению советской научно- популярной книги, но и явился создателем нового типа книги-картинки для детей младшего возраста. За создание книги «Под флагом нашей Родины» В. А. Тамби был премирован на конкурсе детской книги 1953 года.    

  Перед художником многократно возникала сложнейшая задача—в ряде простых рисунков раскрыть перед детьми не только технические свойства предмета, но и показать в движении жизнь машины, ее красоту, изящество, назначение служить человеку. Нужно было увлечь маленького читателя, и даже еще только зрителя, красками, умелой динамической композицией всей книги в целом, тем одушевлением предмета‚ изображение которого делает его привлекательным, порождает в ребенке стремление к творческому овладению техническими знаниями. Владимир Александрович блестяще справился с этой задачей. Ему помогло в этом отличное знание детской психологии, тот, в лучшем смысле слова, педагогический такт, который укрепляет силу эмоционального воздействия художественного произведения, предназначенного для юного читателя. Своими книгами- картинками В. А. Тамби проложил путь новому жанру в советской детской литературе.   

  В первые месяцы Великой Отечественной войны В. А. Тамби работал с другими художниками в «Боевом карандаше» АССХ, создавая яркие сатирические рисунки. В дальнейшем вступил в состав Эстонского стрелкового корпуса, с которым он прошел весь его славный боевой путь. В качестве художника клуба корпуса он создал в период войны множество плакатов, декоративных панно, живописных произведений на военные темы.    

   В 1944—1946 годах В. А. Тамби был художественным  редактором Государственного издательства Эстонской ССР в городе Таллине и иллюстрировал многие книги, выпускавшиеся этим издательством. Последние годы своей жизни он провел в родном Ленинграде, беспрерывно и  настойчиво работая в избранной им области.   В течение трех десятилетий своей творческой деятельности В. А. Тамби сотрудничал в 30 журналах, иллюстрировал 150 книг—произведений художественной литературы, описании путешествий, географических трудов,  научно-популярной и детской литературы, создал 60 авторских книг. Владимир Александрович по натуре был всегда предельно скромным, отзывчивым товарищем, человеком большой и чистой души, необычайно трудолюбивым и преданным искусству. Вся жизнь его, без остатка, была вложена в любимую работу, - вот почему таким большим внутренним теплом  и искренностью согреты его произведения.   

  Его обширный труд посвящен преимущественно детям, и в этой области Владимир Александрович Тамби достиг многого. Он создал особый, своеобразный мир художника, привлекательный и покоряющий зрителя своей внутренней динамикой, свежестью, правдивостью. Этот мир наполнен до краев гуманистическим оптимизмом, скромной и сдержанной героической романтикой человека—покорителя стихии, хозяина земли, воды и неба.  

Автор статьи: В.Я. Бродский 13 июля 1956 года   Каталог выставки Ленинградский Союз советских художников Ленинград 1956    

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены