Владимир Павлоцкий Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

         Владимир Яковлевич Павлоцкий—туркменский живописец выступающий в разнообразных жанрах-пейзаже, портрете‚ батальной картине. Его произведения успешно экспонировались на республиканских и всесоюзных художественных выставках.    Павлоцкий — коренной ашхабадец. Здесь 3 сентября 1925 года он родился, здесь прошло его детство, юность. Шестнадцати лет он поступил в Ашхабадское художественное училище, где первыми его учителями были туркменские художники Нурали Бяшим и М. М. Данешвар. Управлением по делам искусств Туркменской ССР В. Павлоцкий был затем направлен для продолжения учебы в Одесское художественное  училище.    В Одессе Павлоцкий стал учеником профессора живописи Леонида Евсеевича Мучника. Попав в его заботливые и требовательные руки, он прошел серьезную академическую школу. А в 1952 году возвратился в Ашхабад.    Его всегда тянуло к себе море. Поэтому вскоре творческой мастерской Павлоцкого становится трудовой портовый город Красноводск, его набережная, пирс и коса, портальные краны, сейнеры, корабли — жизнь могучего беспокойного Каспия.    Павлоцкий создает морские пейзажи, лирические и в то же время проникнутые суровой романтикой,—«Тихий день на Каспии», «У берегов Челекена», «Берег моря». Продолжая разработку «каспийской темы», художник в 60-е годы пишет картину «У мирных берегов».     Оригинально задуманное по композиции полотно изображает песчаный берег Каспийского моря. На рыбацких баркасах, словно отдыхающих после нелегкой путины, спущены паруса, возле судов люди заняты починкой сетей. Море спокойно. Под ярким южным солнцем блестит водная гладь, по которой только что пронеслись стремительные сторожевые пограничные катера, оставившие за кормой белый пенящийся след. От картины веет спокойствием, радостью мирного труда, охраняемого советскими военными моряками.    Большое место в творчестве художника занимают образы тружеников       моря-рыбаков. Художник выходит с ними на сейнерах и баркасах в море, хорошо знает их жизнь и работу. Итоговым явилось создание полотна «Рыбаки Каспия», посвященного трудовым будням туркменских рыбаков, их ежедневной героической борьбе с морской стихией.          Интересны портреты военных моряков: «Каспиец“, «Капитан Владимир Потехин», «Матрос Юра».     В последние годы заметно выросла требовательность художника к себе, к своему творчеству. Он стал работать более вдумчиво, углубленно. И можно сказать, что его теперь интересуют не только живописные поиски, но и постижение образного, философского начала во всем, что он изображает. Об этом свидетельствуют, например, его пейзажи «Адолары», «Прибой», «Вечность», «Аваза», “Тишина”, воспевающие величие природы, ее вечность, ее мощь. На мой взгляд, в этих пейзажах есть что-то от Рериха и Кента в подходе к природе, в стремлении художника к глубокому обобщению ее смысла.     Особенно следует выделить пейзажную картину «Залив» , выполненную в лучших традициях пленэрной живописи и свидетельствующую о значительных колористических успехах художника.     Одним из наиболее интересных на данной выставке является глубокий по содержанию пейзаж «Ветреный день”. Внешне он решен предельно просто и лаконично, но за этим кроется подлинная художественная обобщенность.     Павлоцкий предстает также живописцем лирического склада. В картинах «Весна», «Сети», «У подножья Копет-Дага» тонко передано ощущение пробуждающихся сил природы.     Художник В. Я. Павлоцкий сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Он участвовал в освобождении Варшавы, во взятии Берлина, собственными глазами видел и пережил военные события. Война отражена во многих созданных  им живописных полотнах, на которых запечатлены подвиги советского человека в борьбе с фашизмом. Наиболее значительные из них: «Прорыв. Подвиг П. Тарана», «1944 год», «Полесье»‚ «Закат», «1945 год. Побратимы», «1944 год. Земляки».     В картине «Прорыв. Подвиг П. Тарана» живописец обратился к конкретному фронтовому эпизоду. Сержант П.Таран- выходец из Туркмении - совершил в годы войны героический подвиг. Его отделению было поручено ликвидировать проволочное заграждение фашистов. Попав под сильный вражеский обстрел, командир не растерялся, проявил находчивость и отвагу. Раскачав столб, он вырвал его из земли, и высоко подняв над головой, как шлагбаум, дал возможность бойцам прорваться вперед и занять  укрепления врага. За этот подвиг сержанту П. Тарану было присвоено звание Героя Советского Союза.            В картине «1944 год» художник воспроизводит момент освобождения Советской Армией от фашистских оккупантов священной советской земли. Разбитая вражеская боевая техника осталась здесь как след затихших боев. Символичен образ мальчишки, оседлавшего ствол фашистского орудия. Он олицетворяет победу жизни, приход мира на многострадальную землю Родины, непобедимость ее народа.     Картина «1944 год. Земляки» посвящена единству фронта и тыла, кровной связи Советской Армии с народом. К фронтовикам на передовую приехали земляки с подарками от тружеников тыла. Полотно решено в спокойном жанрово-повествовательном плане и хорошо передает сердечность встречи, искреннюю теплоту в отношениях между людьми. Этому способствует мягкий колорит картины, уравновешенная в массах композиция фигур, неторопливость ритмического построения.     Завершая серию произведений о Великой Отечественной войне, картина «Закат» воплощает бесславный финал фашистской агрессии. Художник в ее образном и художественном решении прибегает к приемам символизма. Перед зрителем на фоне вечно живой природы предстает кладбище уничтоженной фашистской техники. Холодные краски заката усиливают мрачность зрелища, свидетельствующего о крахе зловещей военной машины гитлеризма.     Многие произведения Павлоцкого повествуют о героической службе советских воинов на южных рубежах нашей Родины.    Картина «Южная граница»- одна из лучших работ. В ней остро ощущаются тревожные, напряженные будни пограничной службы. В глухих, безжизненных горах Копет-Дага извилистым серпантином пролегла контрольно-смотровая полоса. Ощущение настороженности вызывает силуэт наблюдательной вышки, пейзаж сурового горного края, требующего особого мужества и бдительности от тех, кто в любое время дня и ночи стоит на страже границы.     Ту же тему художник развивает в полотне «На мирной земле». Пограничники, несущие сторожевую службу, изображены на фоне вздыбившихся барханов и древнего храма Абу- Саид. Они охраняют землю Родины—землю наших предков, всю ее многовековую культуру. Таков глубокий смысл картины Павлоцкого.      Все картины Павлоцкого о советских пограничниках созданы им на основе глубокого изучения их жизни. Поэтому они убеждают и волнуют зрителей.      Успешно выступает художник в области живописного портрета. Еще в 1962 году им был создан обаятельный образ студентки. К числу творческих удач следует отнести портрет председателя Закаспийского Совнаркома товарища  В. Телия, в образе которого живописцу удалось раскрыть черты революционера, посвятившего свою жизнь и деятельность великому делу В. И. Ленина.     В последние годы Павлоцким был создан ряд индустриальных пейзажей Туркменистана—края нефти и газа. В их числе полотна «Красноводский нефтезавод», «Газопровод” и «Пустыня». Живописец находит своеобразную красоту в нефтяных резервуарах, в ажуре металлических конструкций. В длинных силуэтах трубовозов, пересекающих гребни желтых барханов. Тема этих произведений—созидательный труд советского человека, преображающего древнюю пустыню Кара-кумы.     В картине «Праздник» 1974 года Павлоцкий выступает как тонкий жанрист, хорошо знающий национальные традиции туркменского народа. Но главное содержание картины «Праздник» не в этнографической правде, а в том, что она рассказывает о новой, светлой жизни туркменского крестьянства, о дружбе, связывающей колхозников, благодаря которой спорится труд и радостны праздники.    Большое место в творчестве художника занимает пейзажный этюд, широко представленный на нынешней выставке. Перед зрителем предстает многообразная природа Туркмении и Прибалтики, Подмосковья и Кавказа. Этюдное творчество художника свидетельствует о внимательном изучении окружающей действительности, без которого автор не мыслит создание правдивых произведений.     Выставка, подводящая итоги двадцатипятилетней работы Владимира Яковлевича Павлоцкого, убедительно показывает, что он относится к числу оригинальных, постоянно ищущих живописцев , не успокаивающихся на достигнутом. И в этом надежный залог будущих открытий и успехов художника.  

Автор статьи: Павел Попов    

Каталог выставки Москва 1976 год    

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены