С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Художником глубокого очарования называют сегодня Веру Владимировну Хлебникову (1891-1941). Незаемно-своеобычно выражала она – через цвет и линию – свое понимание мира. Ее отличала сдержанная неторопливость в работе. Она самоотверженно воспитывала в себе строгого Мастера, чей путь реализуется в образах духовного строя, а не вещного прогресса. Профессионально работать Вера Хлебникова начала в 1910-е годы – в удивительно емкий, пронизанный сложными метаморфозами идейно-художественных исканий период развития русского искусства. Охваченная желанием найти какой-то новый путь для передачи зримой красоты, новые средства воплощения, она рано заявила о своих оригинальных творческих возможностях. В технике живописи и рисунка Хлебникова совершенствовалась в частных студиях – К. Юона в Москве и К. Ционглинского в Петербурге, а затем, с 1912 года до середины 1916 года, – за границей, в парижской Академии Витти под руководством Кеса ван Донгена, и в Италии, во Флоренции, и уже итальянские солнечно-нежные пейзажи говорят о ее мастерстве, как колориста. Во время первой мировой войны, перед нелегкой дорогой на родину Вера Владимировна вынуждена была оставить почти все свои работы во Флоренции, у друзей. Теперь местонахождение этих картин неизвестно... Хлебникова внимательно изучала шедевры классического искусства, обращалась к опыту художников старшего поколения. Ей был близок, по ее собственному выражению, «нестеровский нежный пастушечий мир», привлекала цветовая контрастность в декоративных стилизациях А. Головина. Большое воздействие на художника оказала эстетика М. Врубеля («Русалки», 1920). Хлебникова часто не подписывала свои работы, поэтому датировка многих из ее произведений раннего периода затруднительна. Названия картин даются по списку, составленному ее мужем, широко известным художником П.В. Митуричем. В целом, творчество Веры Хлебниковой примерно до конца 1920-х годов развивалось в сочетании активной работы, как в реалистическом, так и в символическом направлении. Последнее отчетливо проявляется и в книжных иллюстрациях, и в живописи, прежде всего, – в остросюжетной аллегории на тему трагического противоборства жизни и смерти: «Старое и молодое» (1923). Позже, во второй половине творческого пути, преобладает реалистический метод. Для того, чтобы глубже понять то особенное, что являет нам индивидуальность художника Веры Хлебниковой, необходимо возвратиться к началу начал ее творческой судьбы. Родилась она в Черноярском уезде бывшей Астраханской губернии. Отец, Владимир Алексеевич, ученый-естественник, один из основателей, созданного в 1919 году при содействии В.И. Ленина и знаменитого ныне Астраханского заповедника, посвятил свою жизнь изучению и охране богатого животного и растительного мира Приволжского края и Калмыцкой степи. Близким родственником Хлебниковых по линии матери Екатерины Николаевны, был известный революционер-народник А.Д. Михайлов. В семье росло пятеро детей и все они воспитывались в атмосфере уважения к традициям русской демократической интеллигенции, любви к научному знанию. Старшим братом Веры был Велимир (Виктор) Хлебников – выдающийся поэт, один из зачинателей новой советской поэзии, «великолепнейший, – как писал В. Маяковский, – и честнейший рыцарь в ... поэтической борьбе». В июне 1976 года в Астрахани, в доме, где некоторое время жили Хлебниковы, была установлена мемориальная доска в честь поэта. Помню, с какой теплотой говорили астраханские писатели, ученые, художники о важной роли семьи Хлебниковых в культурном развитии города и всего края. Со степью, с народной культурой, историей и бытом калмыков связаны и первые детские впечатления Веры Хлебниковой, и ряд ее ранних произведений. Отсюда же происходит обостренный интерес к Востоку, в зрелую пору творчества художника, нашедший воплощение в работах: «Девушка с лебедем» (1920), «Три фигуры в покрывалах» (1920), «Верблюды» (1920) и др. В астраханский период творчества, хронологически, совпавший с бурной порой революционного обновления России, Хлебникова, радостно, встретив Октябрь, продолжала напряженно работать. В 1919 году она создает автопортреты. Новизной откровения о душе, распахнутой в мир, откровения, переданного ненавязчиво, но с большой исповедальной страстностью, завораживают эти рисунки. Вера Владимировна одинаково интересно выступала в жанрах портрета и натюрморта, с наслаждением работала с натурой: в Крыму и на Кавказе, в подмосковном селе Спас-Загорье и в Солотче под Рязанью. Живя с 1924 года в Москве, она создает серию городских пейзажей, в характерной для нее дымчато-серой тональности. Среди портретов привлекают лаконичной выразительностью графические – «Портрет художницы Н.О. Коган» (1924), «Портрет П.В. Митурича» (1924), рисунок: «Спящий сын» (1926). Навсегда запоминаются одухотворенное лицо первого будетлянина на «Портрете Велимира в мордовской шапке» (1907-1910). Необычна серия рисунков, где портретная тема решена через мотив: «вещь-двойник хозяина»: пальто и шубы на вешалке, словно, сохраняя привычные позы, пришедших в дом людей, сообщают об их эмоциональном состоянии. Один рисунок, например, так и назван: «Пальто на вешалке (Мила Вальднер у Митуричей)» (1937). Значительное место в творческом наследии Хлебниковой занимает книжная графика. Она выполнила в 1936 году эскизы иллюстраций к либретто оперы: «Дума про Опанаса» по одноименной поэме Э. Багрицкого, оформляла вместе с П.В. Митуричем детскую книгу В. Бианки: «Первая охота» и, конечно же, иллюстрировала поэзию брата. Веру и Велимира связывали не только родственные узы, их объединяло нечто более значительное – полное взаимопонимание. Отзвуки этой общности взглядов слышатся в воспоминаниях об авторе «Ладомира и Зангези», написанных Верой Владимировной в письмах поэта к сестре – «непокорной, свободолюбивой, буйной». «Если я пишу сегодня так свободно, – обращался в 1921 году Велимир Хлебников к сестре, – то мой слог разбужен лучами твоего письма». Иллюстрировать поэзию не знавшего, «застав во времени» Хлебникова – задача весьма непростая. Здесь мало интуитивного прорыва в микрокосм его творений, мало одной силы воображения. Надо, внемля, прозвучавшему однажды призыву самого поэта, взять «верный угол сердца» к тому, что он создал. Лишь подобная «фокусировка» художнического замысла придает глубину общению с идеями и образами поэта-мыслителя, позволяет художнику стать его соавтором. Иллюстрации Веры Хлебниковой говорят о таком отношении. Она чувствовала не только природу хлебниковского слова, но и условия существования поэтического образа в контексте того, или иного произведения, особенно, как показывают иллюстрации, образа, восходящего к фольклору, к языческой древнеславянской демонологии. Именно поэтому акварельные листы: «Русалка», «Ветер», «Вила», «Леший» (1924) воспринимаются, как внутренне оправданное продолжение мотивов литературной основы. Трепетными видениями «волшебства ночной поры» возникают перед зрителем сказочные персонажи. «Рощи вещие миры» пронизаны мягким, серебристо-синеватым светом. Цветовые акценты в акварельных композициях динамически уравновешены, линия рисунка лаконична в ритмической плавности. Огромный, как небесное зеркало лик речной богини Вилы призрачно предстоит маленькому косматому лешему. Забавный, предельно «доподлинный», если так можно сказать о козлоногой нечисти лесной, облик лешего контрастирует с возвышенными чертами красавицы Вилы. Нездешнее, вневременное переплетается с земным. Ее ветер – это образ воздушной стихии в светоносно, непрестанно, всеохватывающем движении. Пространство акварели построено так, что Ветер-чудодей метафорически перерастает в прозрачной синеве простор вселенной. В лирической прозе Автобиографических записей художника есть небольшой фрагмент, никак не соотносимый с работой над иллюстрациями к поэме: «Лесная тоска», однако «герой» этой прозы – тоже ветер: «Дул легкий ветер, и в теплом тумане зацветали вишни. Белыми душистыми полетами был устлан воздух и только птичьи запевы порой разрывали эту белизну». Она прекрасно чувствует поверхность и цветность белого листа. Каждая поверхность имеет свою черно-белую окраску, и все вместе составляет целый колористический образ. Около трех с половиной десятилетий продолжалась творческая жизнь В.В. Хлебниковой и оборвалась в расцвете таланта. Через такой же, по странному совпадению, срок после кончины художника ее живопись и графика впервые экспонировались на выставке, которая состоялась в Москве в Центральном доме литераторов и вызвала живой и пристальный интерес ценителей прекрасного. Не случайно в книге отзывов о выставке среди многих записей оставлена и такая: «Неожиданное открытие ранее незнакомого художника всегда большое счастье. Очень близок и дорог путь его поиска. Каждая картина – это целый мир, по-своему неповторимый». Лирическая сила таланта В.В. Хлебниковой, в известном смысле, сродни той «синей доле ранней зари», что выпестована природой, а поэтом – воспета, и счастливое чувство, которой, столь упоительно для нас.
Автор статьи С. Бобков
Материал взят из публикации: Бобков С. Синяя доля ранней зари. О творчестве Веры Хлебниковой // В мире книг'78. – 1978. – № 8. – С. 30–32.