Индия в творчестве Чуйкова Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

Иногда художник так ясно чувствует картину, что ему остается, по его словам, «всего лишь» отыскать «свою натуру». Когда, в составе делегации советских художников Чуйков был в Индии, взволнованный виденным, тем, как обновляется страна, он задумал картину, в которой индийская мать, идущая с детьми по дороге, олицетворяла бы образ страны на пути к новой жизни. Чуйков не представлял себе ясно еще композицию, не знал, сколько фигур будет в его картине, но точное ощущение образа заставляло его долгое время отклонять те, или иные возможности написать этюд с натуры, пока он не нашел «ту самую» женщину с ребенком. Позднее, этот этюд в основе своей вошел в картину: «В пути» (1954). Изменилось лицо женщины – художник смягчил в нем страдальчески-усталое выражение, что приобрело целеустремленность. Низкий горизонт в картине позволил предельно укрупнить фигуру женщины, придав произведению монументальность. «Я добивался того, чтобы во всем строе картины звучали величавая ясность, покой и жизненная сила, преодолевающая невзгоды в стремлении к лучшему – эти замечательные черты индийского народа», – писал Чуйков об этой картине в своей книге: «Образы Индии». Красные и бронзовые цвета, уравновешенные спокойными тонами серебристо-розового неба, немало способствовали плодотворному решению этой задачи. В программных произведениях, таких, как «Утро», «В пути», «Дочь Советской Киргизии», где Чуйков тяготеет к тому, чтобы вести разговор «во весь голос», чаще всего встречаются яркие, полнозвучные цвета, бурные и смелые их сочетания; в тех же произведениях, где художник обращается к зрителю один на один, с только ему присущей интонацией, доверительной, взволнованной, главным становятся нежнейшие красочные переходы, тончайшая игра нюансов цвета. Это относится, в первую очередь, к картине: «На набережной в Бомбее вечером» (1954). Здесь вытянутый горизонтальный формат картины прекрасно сочетается с определенной ритмически-спокойной, повествовательной композицией. В неторопливой последовательности развертывается многоцветное движение людской массы мимо зрителя. В лучах заката, вспыхивающие разноцветными огоньками одежды людей подчинены единой мягкой тональности и передают многообразную красочность вечерней толпы, беспечно, текущей вдоль набережной. Здесь ярко видна способность Чуйкова добиваться общей гармонии взаимопроникновением цветов, разнообразием красочных переходов. Первые же впечатления на индийской земле напомнили Чуйкову природу и людей, среди, которых, прошло его детство. Он увидел индийцев простыми, терпеливыми тружениками, со следами былой покорности, но уже с нарождающимся общественным самосознанием. Именно это было так важно передать художнику, когда он писал портрет девушки из касты «неприкасаемых». «Подметальщица из Джайпура» (1954) – образ глубоко психологический, драматически, насыщенный и одновременно, мягкий и лиричный. Большое значение имею композиция картины, где главенствуют плавные контуры фигуры, сидящей девушки, подчеркнутые мягкими, ниспадающими складками тканей ее одежды. Подчиняя свою работу определенно, сформулированной задаче, художник отказывается от передачи специфического многообразия укладов жизни Индии, а также многого того, что, по словам Чуйкова, осталось для него «экзотикой». Он создает свои произведения, руководствуясь собственным пониманием Индии и ее народа, с глубоким уважением и доброжелательностью, отыскивая и выявляя в его характере черты, сближающие его с русской и другими нациями. Примерами могут служить: «Студентка из Калькутты» (1952), «Молодой кули» (1954). Здесь мы видим молодых представителей Индии, в характере которых художник выявляет главные черты – самостоятельность, независимость, целеустремленность. Лицо девочки индуски (1952) неуловимо напоминает лицо девочки в картине: «Дочь Советской Киргизии». Очевидно, прав был художник, когда говорил об узнавании им в людях Индии «давно родного и близкого». «Эту девочку с лицом индийской богини... я воспринимал, как олицетворение юности и радости бытия». Этюд отличается свободной манерой письма, энергичной лепкой лица, темпераментно положенными мазками. В нем – изысканные сочетания, пламенеющих синих и благородно-золотистых тонов в контрасте с неподвижным самоуглубленным выражением лица девочки. Неожиданно, увидев на улице маленькую продавщицу цветов, Чуйков тут же стал делать наброски, остановившей его внимание девочки. Заметив на себе взгляд художника, она быстро ушла. И, хотя Семен Афанасьевич дописывал ее по памяти, в законченном этюде: «Маленькая продавщица цветов» (1954) запечатлена природная грация девочки, ее яркая индивидуальность – даже корзина с цветами на ее голове воспринимается, как пластическое завершение этой гибкой фигурки. Смуглый, почти шоколадный цвет ее кожи, яркая розовая одежда в сочетании с фиолетовыми анютиными глазками придает праздничность всему ее облику. Когда художник возвратился на Родину, невольное воспоминание о виденном и перечувствованном, о «загадочности» души народа, который в мудрой сосредоточенности и трудолюбии черпает свои неиссякаемые силы, вылилось в поэтическую картину: «Воспоминание о Джайпуре» (1953). Исполненная лирической мечтательности, композиция лишена внешнего действия – смысл во внутренней самоуглубленности трех женских образов. В темном проеме открытой двери, словно в раме картины, видны три фигуры. В музыкальной пластичности их силуэтов, в гармонии синих, лиловых, оранжевых, фиолетовых цветов есть свое тихое очарование. В 1968 году на своей персональной выставке в Мадрасе Чуйков встретил девушку, в кротком взгляде, которой, как показалось художнику, словно бы отразилась сама душа Индии. Чуйков глубоко эмоционально выразил в этюде: «Девушка из Мадраса» (1968) свою любовь и признательность, свое поэтическое восприятие далекой и прекрасной страны. Привлекает одухотворенный облик девушки. Это не лицо, а лик: овал твердо обведен, в огромных, в пол-лица глазах глубокая внутренняя сосредоточенность. Удлиненный изгиб шеи еще более подчеркивает женственную грацию образа.

Автор статьи Ю. Большакова

Материал взят из издания: Семен Чуйков / Государственная Третьяковская галерея. М.: Изд-во: «Изобразительное искусство», 1972. 4с.: ил.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены