С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Индия, далекая страна с богатейшей природой, своеобразными обычаями, самобытной древней культурой, на протяжении многих веков интересовала русский народ. Русские люди представляли себе Индию, как страну необычайных чудес и складывали о ней фантастические сказания. В 1469-1472 годах русский купец Афанасий Никитин совершил далекое и трудное путешествие в Индию и оставил подробное и яркое описание своего путешествия. Афанасий Никитин рассказал не только о природе страны, но и о необычном разнообразии жизни народа. Позже, несмотря не большие трудности, русские неоднократно совершали путешествия в Индию, чтобы своими глазами увидеть и описать эту сказочную страну. В выдающихся творениях русского реалистического искусства с огромной силой и глубиной отражен характер талантливого и трудолюбивого народа Индии, своеобразие его многовековой культуры, прелесть и неповторимая красота, присущие природе и искусству Индии. Самые ранние рисунки оставил нам русский путешественник А.Д. Салтыков (1806-1859), дважды, побывавший в Индии. Салтыков подробно запечатлел все замечательное, что встречалось во время его странствий. Индия произвела на него большое впечатление. Он писал в своих «Письмах об Индии»: «... природа Индии пленительная и простодушная, и вместе с тем дикая и величественная». Не меньшее впечатление произвели на него жизнь и обычаи страны. После большого двухлетнего путешествия в 1841-1843 годах Салтыков еще раз приехал в Индию и прожил там в 1841-1846 годы. Салтыков рисовал тропические пейзажи с пальмами и хижинами местных жителей, грандиозные и затейливые архитектурные сооружения, празднества и уличные шествия, важных, медлительных слонов и диких животных. По рисункам Салтыкова были выполнены многочисленные литографии. Путешествуя по стране, Салтыков всесторонне изучал жизнь индийского народа. Рисунки, воспроизведенные в альбоме, говорят о том, как внимательно художник вглядывался в окружавших его людей, как пристально изучал их. Многие его работы носят портретный характер, люди изображены в естественных позах, образы их дают представление о национальных чертах народа. Во второй половине XIX века в Индии дважды побывал В.В. Верещагин (1842-1904), русский живописец-баталист и этнограф, страстный путешественник, художник суровой жизненной правды, изображавший судьбы народов многих стран. В своих картинах он критиковал современную ему цивилизацию, разоблачал ее жестокость и лицемерие. Верещагин совершил два путешествия в Индию: первое – в 1874-1876 годах, второе – в 1882-1883 годах. Художник посетил долины Инда и Ганга, Гималаи и области, пограничные с Тибетом. Он привез до 150 этюдов, в которых изобразил все, что он видел, – пейзажи, памятники древней культуры, людей из различных слоев населения. Прогрессивно настроенный художник-мыслитель, близкий по своим взглядам к передовому течению в русском искусстве – передвижничеству, он был возмущен английским колониальным господством в Индии. Уже в Индии у Верещагина возник замысел – изобразить в картинах историю захвата Индии англичанами. К сожалению, серия эта осталась неосуществленной. Но, достаточно посмотреть на картину: «Английская казнь в Индии», как перед глазами зрителя ярко встает вся трагедия прекрасной страны и ее великого народа. Художник показывает варварскую жестокость колонизаторов, которую они проявляли для того, чтобы сломить непреклонный дух, и героическую борьбу индийского народа. Верещагин видел Индию не как экзотическую и отсталую страну, а как страну сильных и мужественных людей, богатой культуры, высоко развитого искусства. В произведениях: «Всадник в Джайпуре», «Всадник-воин в Джайпуре», «Повозка богатых людей в Дели» и в других картинах Верещагин изобразил характерные стороны жизни и быта Индии. Он запечатлел многие выдающиеся памятники древней индийской архитектуры и скульптуры: буддийские храмы и монастыри, мусульманские мечети и минареты. Художник передал глубокую связь индийской архитектуры с природой в своих картинах: «Вечер на озере», «Набережная в Раджпугуре». Среди индийских пейзажей Верещагина заслуженной славой пользуется картина: «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», изображающая гробницу любимой жены Шах-Джахана. Выстроенный в середине XVII века Тадж-Махал считается жемчужиной индийской архитектуры периода Могольской империи. Верещагин сумел передать строгую и величественную красоту мавзолея, сияющего на фоне ярко-синего неба и отражающегося серебристыми бликами в зеркале воды. Верещагин создал в своих портретных этюдах целую галерею образов индийцев. Образы, созданные Верещагиным, национальны и одновременно очень человечны. Написанные с большим живописным мастерством произведения Верещагина заставляют зрителя горячо полюбить Индию и ее народ. В 1890-1891 годах в Индии побывали художники Н.Н. Каразин (1842-1908) и Н.С. Самокиш (1860-1944). Прекрасные рисовальщики и занимательные рассказчики, оба художника проиллюстрировали своими рисунками книги о путешествиях по Индии. Наш современник В.А. Ватагин, скульптор и художник-анималист, совершил путешествие в Индию еще в 1913 году. Он привез много этюдов и впоследствии выполнил ряд автолитографий на индийские темы. Художник не стремился к точной передаче, увиденного, а создал в них тонкий и обаятельный образ Индии, величавый и таинственный. Его композиции обладают одновременно и строгой монументальностью, и декоративной изысканностью. Особенно большой интерес и симпатии к свободолюбивому индийскому народу стали проявляться у народов России после революции 1917 года. Освобождение Индии от колониальной зависимости и провозглашение ее в 1950 году республикой вызвало огромную и искреннюю радость советского народа. На арену самостоятельной политической жизни вышла крупнейшая страна юго-восточной Азии с населением свыше 370 миллионов человек. Республиканская Индия заняла среди стран мира видное место, как миролюбивое государство, отстаивающее свою национальную независимость. Дружеские отношения Индии и Советского Союза с каждым годом растут и укрепляются, множатся культурные связи. Индию посещают деятели науки, культуры и искусства Советского Союза, а в СССР приезжают делегации из Индии. В 1953 году посетили Советский Союз и индийские художники, которые привезли выставку произведений индийского изобразительного искусства. Показанная в Москве, Ленинграде и Киеве выставка пользовалась большой популярностью среди советских людей. Она показала разнообразие школ и течений в изобразительном искусстве Индии, познакомила советских зрителей с образцами творчества крупнейших индийских художников – Барада Укил, Кришна Хеббар, Рой Чоудхури, Пандит и других. Свидетельством дружественных связей Индии и Советского Союза являются также поездки в Индию советских художников в составе делегаций деятелей советской культуры. В 1952 году Индию посетили художники В.П. Ефанов, С.А. Чуйков и В.С. Климашкин, в 1954 году – А.М. Герасимов и К.И. Финогенов. После этих поездок художники поделились с советскими зрителями своими впечатлениями и показали на выставках большое количество этюдов и картин. Эти выставки вызывали неизменный интерес самых широких масс. Советские делегации за все время пребывания в гостях у индийского народа встречали во всех слоях населения большое внимание и заботу. Советских людей охотно знакомили со всеми историческими и культурными достопримечательностями страны, с жизнью и бытом народа. Известный индийский художник Кришна Хеббар, показывая Бомбейскую государственную художественную школу и знакомя с постановкой учебной работы, отмечал, что раньше здесь, как и в большинстве специальных учебных заведений, преподавателями были сплошь англичане, директором обязательно должен был быть англичанин. «Теперь, – говорил он, – все преподаватели – индийцы-художники, директор тоже индиец. Вам, друзья, даже трудно представить, какое это большое достижение». Большое впечатление производили на художников встречи с простыми людьми Индии: рабочими, крестьянами, кустарями-ремесленниками. Советские мастера в своих произведениях, посвященных Индии, в первую очередь, стремились показать пробуждение народа Индии к новой жизни, найти черты нового и в пейзаже, и в уличных сценах, и в образах людей. В портретах они старались раскрыть богатство духовного мира индийцев. Художники не прошли и мимо богатейшей природы, великолепных памятников древнего зодчества Индии, которым по праву принадлежит одно из самых почетных мест в сокровищнице мировой культуры. Замечательные по своей неповторимости, своеобразию и красоте создания гения индийского народа – архитектурные и скульптурные ансамбли Аджанты, Элоры, Махабалипурама, которые видели советские художники во время поездки в Индию, – поражали своими стройными пропорциями, гармонией целого и деталей, тонкостью декоративного чутья. Свои богатые впечатления во время путешествия по Индии советские художники отразили в красочных этюдах и картинах. А. Герасимова привлекали живописная выразительность индийской городской улицы, живущей полнокровной жизнью, заполненной, движущейся толпой, повозками и автомашинами, пестрящие всеми красками и залитые солнцем южные пейзажи («Город Альвар», «Улица в Бомбее», «Улица в Калькутте»). Ночную улицу Бомбея художник также рисует во всем ее красочном богатстве, в живом единстве тропической природы и большого современного города. С большой симпатией и теплотой изображает Герасимов людей различных профессий: рабочего, шофера, танцовщицу. Изображение народных типов Индии явилось основной темой индийских этюдов Ефанова. Художник в своих работах показал представителей самых различных слоев населения: крестьян, рабочих, студентов («Студент из Дели», «Старик в красной чалме»). Внимание Ефанова привлекали и картины нужды и нищеты. Ряд этюдов он посвятил изображению этих неизжитых еще в Индии явлений. Но, основная часть его работ проникнута оптимизмом, уверенностью в силе и мужестве индийского народа. Климашин рисовал в Индии пейзажи и жанровые сценки, портреты и тематические композиции. В пейзажных и жанровых рисунках художник передал своеобразие индийского быта, живописные базары, переселенцев у Аджмирских ворот, панораму современного Бомбея. Большое количество картин, этюдов и рисунков Финогенова, интересных по содержанию и разнообразных по сюжету, создают широкую картину индийской природы и быта: это и улица в Джайпуре, старинном индийском городе, и улица в новом Дели, где рядом с домами европейской архитектуры располагаются на земле под деревьями многочисленные торговцы вместе со своим товаром. Есть в Индии своеобразные семейные музыкально-танцевальные группы. Одну такую группу советская делегация слушала на концерте в Мадрасе. Оркестр был представлен несколькими поколениями мастеров из одной и той же семьи. Этот концерт с большой теплотой изобразил Финогенов в одном из своих этюдов. Внимание Чуйкова привлекли положение и судьбы простых людей Индии, тяжелые жизненные условия, в которых еще находится большой слой индийского населения, так недавно, сбросившего узы колониального режима, препятствовавшие свободному развитию страны. Некоторые из этих этюдов послужили основой для картин из серии: «Индийская сюита», экспонированной на Всесоюзной художественной выставке 1955 года. Глубокое сочувствие вызывает: «Подметальщица из Джайпура» – девушка из самых бедных слоев населения. «Молодой кули» – образ совершенно другого характера, смелый, непокоренный человек, гордый и независимый, обладающий чувством собственного достоинства. Разные по характеру своего творчества советские художники вместе изображают Индию и ее народ с пристальным вниманием и уважением. Крепнущие из года в год экономические, научные и культурные связи между Индией и СССР – яркое свидетельство дружбы и сотрудничества народов этих двух великих стран на благо мира во всем мире.
Автор статьи К.С. Еринова
Материал взят из издания: Индия в произведениях художников [под ред. К.С. Ериновой] М.: «Государственное изд-во изобразительного искусства», 1955. 57 с.: ил.