Тема Индии в творчестве Семена Чуйкова Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
>>

Статьи

В 1950-х годах в творчество Чуйкова входит новая тема. В начале десятилетия он посетил Индию, которая покорила его не столько яркой, роскошной природой или памятниками древнего искусства, сколько людьми, совсем недавно сбросившими колониальное иго и идущими по дороге свободы, национальной независимости. Как и в его работах, посвященных Киргизии, в картинах индийского цикла привлекает прежде всего глубокое постижение человека, его тайных дум и надежд, его светлого внутреннего облика. В этих произведениях углубляется гуманистическая направленность искусства Чуйкова, в них он полностью обнаруживает себя. В то же время эти полотна с предельной ясностью раскрывают творческий облик художника-гражданина. Обращение Чуйкова к индийской тематике было естественным и закономерным. «Я родился и вырос в Средней Азии среди киргизов, казахов, узбеков, и судьбы народов Востока интересуют меня с юношеских лет, – отмечает художник. – Попав в Индию, только, что освободившуюся из-под колониального гнета, увидев этих красивых людей с детски чистыми глазами, в античных одеждах, я не мог не восхититься ими. Меня удивляет, как это другие художники (а ведь их немало приезжает в Индии из разных стран) изображают или экзотическую природу Индии, или памятники ее культуры и не замечают самого главного и самого прекрасного: людей, народа этой великой страны. В простых людях Индии, представителях народных «низов», которых я изображаю (кули, уборщики, прачки, крестьяне), меня привлекает не только внешняя, подлинно античная красота, но и их духовный мир, их добрая, ласковая и поэтическая душа. Эту духовную и физическую красоту индийской бедноты я и стремлюсь показать в своих картинах, чтобы и других заставить полюбить ее». Русское искусство, как и художественная литература, издавна отличалось постановкой этических проблем. В этом отношении Чуйков является прямым наследником своих предшественников, будь то Александр Иванов, или Суриков, Достоевский, или Лев Толстой. Речь идет не о сопоставлениях и аналогиях, а о том, что пронизывает творчество великих русских писателей и художников и является живым нервом искусства Чуйкова. Человек в его произведениях – это Человек с большой буквы, пишет ли художник киргизскую девочку («Дочь чабана»), мать с детьми («В пути»), или юношу и девушку индийцев в минуты полного душевного единения («Песня кули»). Именно поэтому он стремится, прежде всего, передать то, что больше всего ценит в людях – душевное благородство, тонкость, ясность мыслей и чувств, не замутненных страданиями, лишениями, повседневными тяготами быта. Желая показать высокое и сокровенное во внутреннем мире человека, Чуйков всегда видит конкретных людей, которых встречает на пути. И все же он никогда не ограничивается точной передачей действительности. Индивидуальное лишь помогает ему в создании типического. Очевидно, это связано с желанием Чуйкова в единичном, конкретном выразить общечеловеческое; великолепным примером являются его произведения последних лет. Работа над картинами индийского цикла натолкнула мастера на размышления о жизни и судьбах народов Азии и Африки, только, что освободившихся, или освобождающихся от колониального рабства. Этот всемирно-исторический процесс, имеющий колоссальное значение для судеб человечества, нашел в Чуйкове, удивительно чуткого художника. Вместе с тем такие произведения, как: «Черная мадонна» или триптих: «Они хотят жить», как весь цикл картин, объединенных названием: «Наши братья», говорят о продолжении поиска обобщенного типического образа, чрезвычайно емкого по идейно-художественной сути и классически ясного по живописно-пластическому строю. Чуйков считает свою работу над последними картинами важной и необходимой. Он не только хочет над ними трудиться, но не может их не писать. Художники говорит: «... миллионы людей терпят лишения, страдания и бедствия из-за национального неравенства, угнетения «высшими» «низших». Миллионам людей еще отравляют жизнь такие позорные явления, как расизм и колониализм. Войны и другие бедствия человечества в значительной мере обязаны своим возникновением национальной ограниченности и межнациональной вражде. В этих условиях разве не важно воспитывать в людях чувство интернационализма, чувства уважения к другим народам и дружбы? Я считаю, что создавать произведения искусства, вызывающие чувства братской дружбы, любви к другим народам, в т.ч. к угнетенным и порабощенным народам, это значит – бороться против расизма. Так я понимаю свою задачу, и я счастлив сознавать, что эта моя работа и эти мои искренние чувства оказались общественно нужными. Я в этом убедился. Остается стараться делать это как можно лучше». Все сказанное в значительной мере объясняет, почему искусство Чуйкова тепло принимается зрителями, порой совсем не знакомыми с жизнью Советского Союза, с его людьми, с традициями русского искусства. Произведения Чуйкова трогают всех, кто ищет в художественном творчестве не изощренность формальных приемов, а живую человеческую мысль, кого волнуют не живописные новации, а реальная, полная драматических конфликтов и светлых радостей окружающая действительность. И все же голос зарубежных зрителей помогает еще полнее и глубже постигнуть смысл искусства Чуйкова, понять, чем дорог этот художник людям. Именно поэтому отзывы посетителей выставки произведений Чуйкова, которые воспроизведены в настоящем издании, представляют исключительный интерес. Что же отмечают индийские зрители в искусстве Чуйкова? Чем оно их привлекает, какие выводы они делают для себя после знакомства с произведениями советского мастера? Прежде всего, отмечается правдивость образов, созданных Чуйковым: «Очень правдиво», «Картины жизненны и правдивы», «Правдивость в искусстве радует мое сердце», «Каждая картина отмечена печатью жизненной правды», «Реалистическое и впечатляющее искусство», «Художник показал реальную жизнь» и т.д. Зрители верно подметили весьма существенную в искусстве Чуйкова – искренность при встрече с натурой, доверие к ней во всем, нежелание переделать ее, или приукрасить. Но, правдивость произведений Чуйкова – не фотографически точная передача окружающего, и зрители великолепно чувствуют это. Они видят в Чуйкове художника-поэта, свободно, обращающегося с тем, что предстает перед ним и что наталкивает его на глубокие мысли. «Каждое произведение Чуйкова, – заявляет один из зрителей, – выражает определенную идею»; это уже само по себе обусловливает свободное, творческое общение с натурой. Не случайно, один из зрителей увидел «отражение чувств художника в картинах». Чуйков привлекает тем, что понятен каждому, что любой, не только высокообразованный специалист в области искусства, но и неискушенный зритель, находит путь к его творениям. Не есть ли это высшая награда большому художнику – быть понятым каждым, находить отклик в сердцах? Но, представляя в своем лице советское искусство, отмеченное правдивостью, искусство реалистическое, понятное народу, и любимое им, Чуйков показывает силу этого искусства, которому не являются препятствием ни государственные границы, ни языковые барьеры, ни различие общественно-политических систем и культурных традиций. Общечеловеческие идеи, лежащие в искусстве Чуйкова выражены художником с покоряющей силой и составляют неоспоримое достоинство его произведений. Можно бесконечно говорить о живописно-пластической структуре его полотен, о тонкостях колорита и гармонии композиционных решений. Более того, следует тщательно анализировать живописный язык этого художника изучать, какими путями достигаются мастером художественные эффекты, к каким средствам художественной выразительности он чаще всего прибегает. И все же самое важное, что Чуйков способен затронуть чувства и мысли любого человека, проявить свое отношение к миру и людям. Его герои близки зрителю, они полюбились ему, стали для него знакомыми, родными. Один из посетителей выставки произведений Чуйкова в Мадрасе пишет в книге отзывов: «Картины и портреты очень хороши и очень понятны простым людям». Эти слова говорят о многом. В своем искусстве Чуйков адресуется не к узкому кругу знатоков, а к широкой аудитории. Его с полным основанием можно назвать художником-демократом в самом высоком значении слова. Демократичность искусства Чуйкова состоит в том, что главная тема его произведений – это жизнь простых людей, что его творения говорят сердцу каждого.

Автор статьи О.И. Сопоцинский

Материал взят из издания: Песня человеческой души. Произведения С. Чуйкова. Л.: Изд-во: «Аврора», 1972. С. 7-10.  

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены