С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
В России 1880-1890-х годов складывались особые отношения между художников и театром. Художники привносили в театр свежие идеи и современные эстетические принципы. Сценографы становились полноправными участниками спектакля. Этот процесс начался в частной опере С.И. Мамонтова, знаменитые: «Дягилевские сезоны» показали блестящие успехи русского театра и сценографии на зарубежной сцене. Выдающиеся режиссеры Станиславский, Таиров, Мейерхольд в своих концепциях спектаклей отводили художникам ведущую роль. Период с 1880-го по 1930-ый был настоящим ренессансом русского сценического дизайна. Творчество блистательного театрального художника Федора Федоровича Федоровского (1883-1953) тесно связано с историей Большого театра, в котором он проработал более тридцати лет, в основном, как главный художник. Первая персональная выставка мастера под названием: «Художник Федор Федоровский. Легенда Большого театра» открылась в ГТГ (совместно с Музеем Большого театра и Театральным музеем им. А.А. Бахрушина). Более ста пятидесяти работ: эскизы декораций, костюмов, грима, подлинные костюмы, макет занавеса сцены Большого театра, эффектно, инсталлированные, погружают зрителя в художественную вселенную мастера. Оригинальный дизайн с подиумом, кулисами, необычным цветовым решением является попыткой воссоздать иллюзию присутствия в Большом театре. Особенно эффектны «уголки» с подлинными роскошными костюмами. Рядом с золотым коронационным царским троном – костюмы князя Игоря, Веденецкого и Индийского гостя. Во всем великолепии предстают исторические костюмы к опере: «Борис Годунов». Судьба Федора Федоровича сложилась счастливо. Он пользовался популярностью у зрителя, и власть была к нему благосклонна. Пять раз ему присуждалась Сталинская премия. В 1951 году Федоровский получил звание народного художника СССР. Но, слава не вскружила ему голову. До конца жизни он оставался чрезвычайно требовательным к себе и к своему творчеству. Федоровский окончил с золотой медалью декоративное отделение Строгановского училища, где обучался живописи у Коровина и Врубеля. Он сразу же понял свое предназначение и решил посвятить себя музыкальному театру. Уже в 24 года он с большим успехом дебютировал оформлением оперы Ж. Бизе: «Кармен» в частной опере С.И. Зимина. Здесь же он оформил и другие спектакли. В 1913 году участвовал в «Русских сезонах» С.П. Дягилева в Париже, представив, необычную сценографическую разработку оперы Мусоргского: «Хованщина». Об этом напоминают эскизы декораций, костюмов, наброски грима в первом разделе выставки, который знакомит с произведениями мастера 1910-х-1920-х годов для оперы Зимина и Большого театра. В студенческие годы на него огромное впечатление произвела древнерусская архитектура (поездки в Углич, Псков, Новгород), иконы. Они оказали влияние на формирование его художественного мировоззрения и стиля. А, возможно, определили и пристрастия художника: он предпочитал оформлять русскую музыкальную классику. В сценографических решениях художник вдохновлялся неброской поэтичной красотой русской природы, старинными сказками и былинами. Удивительно, что некоторые спектакли он оформлял несколько раз в разные годы и ни разу не повторился. В разных версиях эскизов декораций к операм: «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Садко», «Царская невеста» можно проследить творческую эволюцию мастера. Экспрессивные цветовые сочетания и разнообразные фактуры эскизов создают ощущение стремительного движения и доставляют удовольствие глазу. Каждый персонаж в его спектакле необычайно убедителен, хотя он избегал этнографизмов и использовал лишь умную и тонкую стилизацию. Как художник-перфекционист он долго и тщательно работал над оформлением спектакля, делая даже не десятки, а сотни эскизов. Во втором разделе представлены работы 1930-х-1950-х годов. Эскизы декораций, костюмов к спектаклям: «Хованщина», «Псковитянка» были особенно яркими и новаторскими, со сложными архитектурными объемами и монументальными декорациями. Запоминаются эскизы декораций к «Хованщине»: многозначная «Стрелецкая слобода» и трагический и безысходный: «Скит». Острый психологизм прочитывается в персонажах: «Бориса Годунова». Объем работы, проделанной мастером и его помощниками, колоссален. Для десяти картин-декораций было создано около тысячи костюмов, действующих лиц. А, сколько предметов быта! Все это потребовало многочисленных набросков с натуры, эскизов, зарисовок. Автор эскизов для кремлевских рубиновых звезд (1937), Федоровский представлен на выставке еще одной знаковой работой: макетом знаменитого занавеса главной сцены Большого театра. Приход Федоровского в Большой театр стал настоящей революцией: он создал специальные мастерские – для макетов, для демонстрирования больших эскизов, бутафорский и прядильный цеха, красильную лабораторию. Именно, он был инициатором создания Музея Большого театра для сохранения эскизов, костюмов и бутафории. «Я люблю на сцене радость», – говорил Федоровский. И частичку этой радости он привносил в каждое свое творение.
Автор статьи Виктория Хан-Магомедова
Материал взят из публикации: Хан-Магомедова В. "Я люблю на сцене радость" // Искусство - Первое сентября. - 2014. - №9. - С. 3-5: 10 ил.