С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
(по материалам фондов ВСМЗ)
Федор Александрович Модоров – народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств БССР и РСФСР, член-корреспондент Академии Наук СССР, профессор, ректор Государственного художественного института имени В.И. Сурикова родился в 1890 году во Мстере в семье потомственного иконописца, там же получил начальное художественное образование в иконописной школе. В фондах музея-заповедника находится значительный по количеству единиц комплекс Ф.А. Модорова (около 900 единиц). По характеру это разнообразный материал: документы, фотографии, графические и живописные работы. Они позволяют проследить достаточно детально не только различные этапы жизни и творчества художника, но и понять основные моменты художественного кредо автора. Мы располагаем документальным подтверждением того, что в 1918 году Ф.А. Модоров закончил Петроградскую Академию художеств, а в 1916 году там же педагогические курсы Министерства просвещения. Получение академического образования далось Ф.А. Модорову нелегко. Семья его была бедной и многодетной, из восьми детей он был старшим. Очень рано, оставшись без отца, он вынужден был помогать матери кормить братьев и сестер. После окончания иконописной школы в 1906 году он отправляется в Москву и работает в мастерских мстерских иконописцев В.П. Гурьянова, М.И. Дикарева и братьев Г.И. и М.И. Чириковых. Об этом периоде своей жизни Ф.А. Модоров рассказывает в статье: «Народные мастера Мстеры», очень подробно останавливается на общей характеристике мстерских иконописных мастерских, дает их классификацию, отмечает некоторые обычаи и традиции промысла. Здесь же речь идет и о самой иконописной школе, ее учителях и условиях обучения. На одном из портретов Ф.А. Модоров изобразил своего мстерского учителя К.И. Мазина. Работа создана в 1944 году в один из приездов на родину. Полотно выполнено в серебристо-серых тонах, так любимых еще в студенческие годы. Плавными переходами оттенков цвета смоделирована одежда художника. Внутренней теплотой светится, одухотворенное лицо пожилого мастера, чувствуется доброе отношение к портретируемому. По колориту и настроению это произведение выделяется из общего ряда, имеющихся у нас портретных работ Ф.А. Модорова. Выполняя тяжелую работу ученика, а затем мастера-иконописца, он находил время для занятий живописью в мастерских А.П. Большакова и Ф.И. Рерберга. Ф.А. Модоров выдержал экзамен по искусству в Московское училище ваяния и зодчества и был зачислен вольнослушателем. Но, материальные трудности заставили его отказаться от этой возможности. Ф.А. Модоров выбирает более доступное для себя учебное заведение – Казанское художественное училище. В училище преподавали в то время талантливые выпускники Петербургской Академии художеств – Н.И. Фешин, П.П. Беньков. Волею судьбы он второй раз встретился с Н.И. Фешиным, который был его учителем еще в мстерской художественной школе. Закончив художественную школу в 1914 году с дипломом I степени, он получил право без экзаменов поступить в Петербургскую Академию художеств. Его педагогами в Академии были И.И. Творожников, В.В. Беляев, А.В. Маковский, занимался Ф.А. Модоров в персональной мастерской профессора В.Е. Маковского. Еще в студенческие годы Ф.А. Модоров предпринимал поездки на север, в старинные русские города – Ярославль, Владимир, Кострому, Вологду, Новгород, Псков, Астрахань. В ГТГ хранятся работы Ф.А. Модорова, выполненные в Новгороде и Пскове (этюды церкви Федора Стратилата, Спаса Нередицы, Волотова Поля, Покрова, собора Спасо-Мирожского монастыря). В фондах нашего музея из ранних работ Ф.А. Модорова находится этюд: «Ильинская церковь в Чухчерме» 1916 г., выполненный в Архангельской области и «Портрет матери» 1915 г. Обе работы были показаны в Москве в Академии Художеств (1965) на юбилейной выставке художника, посвященной его 75-летию. На портрете изображена женщина средних лет. На общем темном фоне выделяется лицо, освещенное справа. Неподвижный облик матери оживляется изображение девочки, облокотившейся сзади на спинку стула. В детском лице более мягкий рисунок, плавные переходы цвета. В работе ощущается влияние академической школы, которое и впоследствии будет свойственно многим портретным и сюжетным работам Ф.А. Модорова. Определенную информацию несут документы, рассказывающие о его деятельности во Мстере, куда Ф.А. Модоров вернулся сразу же после окончания Академии. Пребывание Ф.А. Модорова во Мстере приходится на 1918-1922-е годы. Недолго он являлся председателем Мстерского волостного совета рабочих и крестьянских депутатов, а затем директором-организатором Мстерской опытно-показательной школы-коммуны и художественно-промышленного техникума. В уже, упомянутой статье: «Народные мастера Мстеры» Ф.А. Модоров вспоминает о том, что осенью 1918 года он занимался реорганизацией бывшей Мстерской иконописной школы в художественно-промышленных мастерских с пяти отделениями. В мстерских мастерских были открыты иконописно-реставрационное, живописное, станковое, монументальное, декорационное, художественно-вышивальное, чеканно-эмалевое и столярно-резное отделения, общим для всех был класс рисунка и композиции и общеобразовательный класс. Подробно о деятельности новых мстерских Ф.А. Модоров рассказывал на I съезде по художественно-промышленному образованию в Москве в 1919 году. Очевидно, его выступление прозвучало очень убедительно. После встречи с наркомом А.В. Луначарским и Н.К. Крупской ему было предложено открыть во Мстере опытно-показательную коммуну с художественно-промышленным уклоном, а художественно-промышленные мастерские превратить в техникум. Для реализации этой программы Ф.А. Модоров получил специальный мандат от Наркомпроса. Это было время поиска новых форм и методов обучения, создания новых учебных заведений. В своих воспоминаниях Ф.А. Модоров с сожалением признается в том, что интересное педагогическое начинание не имело должного развития. В силу некоторых обстоятельств, в 1922 году Ф.А. Модоров вынужден был уехать из Мстеры, т.к. ему было предъявлено обвинение в умышленном поджоге. В этом году от пожара, случившегося при невыясненных обстоятельствах, сильно пострадали учебные заведения. Позднее, после его отъезда в Москву, созданное им учебное заведение было переведено во Владимир в 1928 году, на его базе было создано педагогическое училище, не имеющее художественной ориентации. Только в 1932 году в Мстере возродилось художественно-ремесленное училище. В 1923 году Ф.А. Модоров переезжает в Москву, его назначают заведующим художественной части I Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Уже через год он вновь возвращается к педагогической деятельности и возглавляет школу ФЗУ при I образцовой типографии. В Москве он встречается со многими художниками, представителями различных групп и направлений. На фоне острой идеологической борьбы различных художественных группировок, по- разному, представляющих себе будущее развитие нового советского искусства, Ф.А. Модоров делает выбор в пользу реалистического направления и остается верным этому выбору до конца жизни. Ему оказываются близки идеи АХРР, захватившие его своим революционным пафосом. Главной задачей ассоциации было создание советской тематической картины и портрета. Выступая, против всевозможных, как они считали, безыдейных и бессодержательных абстракционистских направлений, «дискредитирующих революцию перед лицом международного пролетариата», представители этой организации считали необходимым реалистическое отражение жизни и быта Красной Армии, рабочих и крестьян. С 1925 по 1930 гг. профессиональная деятельность Ф.А. Модорова непосредственная была связана с этим творческим объединением, он работает в издательстве и в правлении АХРР. В одном из своих выступлений на заседании Художественного фонда СССР в конце 1940-х годов Ф.А. Модоров заметил: «Кацман, Перельман и я – начало АХРР-а». Справедливости ради, нужно заметить, что здесь присутствует или явное преувеличение собственных заслуг в процессе создания этого крупного творческого объединения художников или это нечаянная брошенная фраза. В сборнике документов, посвященном деятельности АХРР, нет каких-либо упоминаний, связанных с деятельностью Ф.А. Модорова по организации и созданию АХРР, да этого и не могло быть, т.к. впервые его работы экспонировались на VI выставке, которая состоялась в 1924 году. После этого он действительно участвовал на всех выставках АХРР вплоть до последней XI в 1929 году. Как известно, АХРР перестала существовать в 1932 году в связи с созданием единого творческого объединения Союза художников СССР. Наиболее широко было представлено творчество Ф.А. Модорова на VIII и XI выставках АХРР. Эти тематические выставки: «Жизнь и быт народов СССР» (1926) и «Искусство в массы» (1929) явились отчетом творческих командировок художников ассоциации по отдаленным уголкам страны. В 1925 году Ф.А. Модоров выполнил серию карандашных портретов и картин в поездке по Коми-Зырянскому краю (р. Печора) и Ненецкому автономному округу. В 1926 году он был направлен ассоциацией в творческую командировку в Азербайджан, а в начале 1930-х годов на ударные стройки Урала. Поездки по стране были программным моментом для всех членов АХРР. Идея сближения искусства и реальной жизни, правдивое отражение жизни простых людей, принимавших участие в революционных преобразованиях, явилось главной темой многих произведений. В то же время, многим работам была присуща определенная заданность. Особенно это ощущалось в изображении вождей, руководителей партии и правительства. Их демократичность, подчеркнутая простота в общении с народом должны были показать подлинную народность и несли в себе яркую идеологическую направленность. Не избежал этого и Ф.А. Модоров, изображая В.И. Ленина, И.В. Сталина, М.И. Калинина, С.М. Кирова и др. К сожалению, мы располагаем единичными работами автора, выполненными в жанре сюжетной композиции и, безусловно, они не лучшие в его творчестве. Небольшие по размеру работы: «У Ленина» (1940-е гг.) и «М.И. Калинин беседует с молодежью» (1959) выделяются этюдным исполнением. Несколько неестественные в пропорциях фигуры, более тщательно, прописанные лица у главных героев, нечеткие силуэты остальных персонажей, почти совсем размытый, едва, обозначенный, задний план. Известны авторские варианты произведений с более ранней датировкой, во многом, совпадающие с нашими. Это картина: «Ходоки у Ленина» 1947 года (Центральный музей В.И. Ленина) и «М.И. Калинин с молодежью» 1954 года (собственность МГУ). Приходится констатировать, что через несколько лет после написания вполне, законченных произведений, автор выполнил не совсем удачные варианты этих же сюжетов. На VI выставку АХРР Ф.А. Модоров представил полотно на тему посещения М.И. Калининым стекольного завода в Гусь-Хрустальном. В период работы над этим произведением он неоднократно выезжал на место, делал портретные зарисовки, этюды интерьеры цеха, где всероссийский староста беседовал со стеклодувами. Неизвестно, где в настоящий момент находится эта работа, но критики тех лет отмечали существенные недостатки картины – жесткость рисунка и вялость цвета. В тоже время, они подчеркивали художественное преимущество этюдов, выполненных на гусевском заводе. Из этой серии этюдных работ в фондах музея есть три портрета, один из них с изображением члена бюро Владимирского губкома РКП (б) Е.Н. Васильева впервые экспонировался на выставке: «Взгляд сквозь годы». Портреты, выполненные в 1923 году, представляют собой определенные типажи партийно-хозяйственного актива Владимирской губернии. Волевые лица, наделенные целеустремленностью, с четко, смоделированными чертами, сдержанный колорит характеризует эти произведения. Они не выбиваются из общего ряда портретного жанра советской живописи 1920-х годов. Интересны этюды, изображающие гуту гусевского завода (1923) и рабочих-хрустальщиков (1922). Первый своим пастозным объемным мазком, а второй, как уже отмечалось, традиционным для автора серебристо-синим колоритом. Очень удачно передается настроение двух рабочих, момент их шутливой беседы. Изображение строится на сочетании цветовых пятен и линий, что придает этюду несколько графический характер. «Портрет наркома здравоохранения Н.А. Семашко», выполненный в 1924 году, является одним из лучших образцов портретного жанра автора. Достоинством этой работы является не только убедительное сходство с натурой, но и умение автора отразить характер героя и раскрыть его внутренний мир. Главное внимание художник сосредоточивает на лице персонажа, погруженного в собственные мысли. В его облике нет нарочитости, надменности. В какой-то степени эта работа созвучна известным портретам учителя Ф.А. Модорова по Академии В.Е. Маковского. В более жесткой манере выполнен: «Портрет поэта М.В. Исаковского» 1959 г, Выставки АХРР сопровождались широкой полемикой представителей различных художественных группировок. В одной из публикаций по поводу VIII выставки АХРР Ф.А. Модорову наряду с Малыгиным, Куликовым и Богородским приписывали стилизаторство под икону, фреску, миниатюру и лубок. Наиболее интересные работы Ф.А. Модорова из серии его поездок по Северу в район реки Печоры были публикованы в поздних каталогах и альбомах автора. В свое время они вызвали к себе особый интерес. В статье: «О зарубежных связях АХРР» А.Н. Тихомиров вспоминает о впечатлении, которая произвела мексиканского художника Диего Риверу работы Ф.А. Модорова: «Летний праздник на Печоре» 1927 года (ГТГ). Картина показалась ему принципиальным многозначительным, совершенно своеобразным явлением, не встречающемся на западе. Действительно, необычайное композиционное решение этого полотна, некоторая условность и статичность фигур напоминает иконописную манеру и перекликается с работами известных нам старых мастеров мстерской лаковой миниатюры. Подчеркнутая декоративность работы передает очень оригинальный почерк автора. Для молодого Ф.А. Модорова это был период творческого экспериментаторского поиска. Позднее он полностью отказывается от этой манеры письма. Живопись его становится более динамичной и реалистичной. На выставках АХРР Ф.А. Модоров показывал не только живописные работы, но и графические рисунки, акварели. В наших фондах находится ряд работ художника, выполненных на севере, в Азербайджане, на Урале. Еще одной работой, впервые, представленной на выставке: «Взгляд сквозь годы», является этюд: «Строительство завода «Автоприбор» во Владимире» 1927 года. Она напоминает некоторые работы художника, выполненные в Азербайджане и на Урале на больших строительных и промышленных объектах. Главная задача, которую преследует автор в изображении промышленных пейзажей, показать грандиозность социалистических строек. Несмотря на незначительные размеры полотна, дана большая панорама, вид сверху. На ней трудно различимы люди, и лишь, уже возведенные корпуса и строительные площадки говорят об их титаническом труде. Наибольшую популярность принесла Ф.А. Модорову серия картин, написанных им в годы Великой Отечественной войны в отрядах белорусских партизан. В годы войны художник неоднократно выезжал на фронт, об этом говорят многочисленные проездные документы, но, чаще всего, он бывал в Белоруссии и это не случайно. С 1938 года он был главным консультантом при Управлении по делам искусств при Совмине БССР и преподавал на курсах повышения квалификации минских художников. В графической коллекции музея среди многочисленных карандашных зарисовок есть несколько листов, которые по праву могут считаться законченными произведениями. Главным образом, это портретные работы, выполненные цветным карандашом, или пастелью. В годы войны Ф.А. Модоров неоднократно приезжал в родную Мстеру. Им была выполнена серия портретов мстерских художников, которые хранятся сейчас у нас и в художественном музее Мстеры. По художественным достоинствам лучшими из них являются портреты Н.И. Клыкова, В.Д. Овчинникова, А.Д. Бороздина и А.Ф. Котягина. В будущей постоянной экспозиции предполагается экспонировать: «Портрет Марианны» 1939 года. По аналогии с другой его работой с юбилейной выставки 1965 года можно предположить, что на нашем портрете также изображена его дочь. Это очень спокойное по настроению, но очень насыщенное по цвету произведение. Контрастное сочетание яркой зелени фона и розово-красных оттенков платья девушки выделяет эту работу из остальных портретов этого периода. С 1948 года Ф.А. Модоров возглавляет Московский Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. В связи с этим, представляется необходимым вспомнить некоторые выдержки из его публичных выступлений, которые помогают более полно раскрыть его представления о назначении искусства и о месте художника в жизни общества. В фондах музея находится очень емкая и красноречивая по содержанию характеристика МГХИ на представление Ф.А. Модорова к званию народного художника СССР. В ней художник характеризуется, «как передовой мастер-реалист», который «на протяжении всей своей творческой и общественной деятельности отстаивал реалистическое направление в изобразительном искусства и выступал, как непримиримый и последовательный боец с чуждыми антинародными формалистическими группировками…». Ф.А. Модоров был глубоко убежден в том, что абстракционизм, как враждебное течение, свойственен западной культуре и неприемлем для советских художников. Выступая в Казанском училище по поводу юбилея Н.И. Фешина, он сказал: «В Америке идет сейчас борьба двух идеологий. Есть группа художников и искусствоведов, которая имеет тягу к идейному реализму, а вторая, самая оголтелая и многочисленная, поддерживаемая Дюпонами и Рокфеллерами – это абстракционисты». Он призывал «… не приклоняться перед художниками запада», т.к. «абстрактное искусство – это не искусство». Выступая в Минске по поводу выставки белорусских художников, посвященной 30-летию Советской власти, он произнес, что в Москве закрыт музей западного искусства «и признан вредным… Показывать эти вещи просто неприлично, потому, что это маразм и разложение…». Говоря о творчестве И.И. Бродского, последовательного реалиста, он опять обращается к любимой теме и говорит о тех, «кто с молоду был ушиблен формалистическими выкрутасами. Они до сих пор имеются, но другой формации. Выставка «30 лет МОСХ» обнаружила их мышление… Спасибо за то Н.С. Хрущеву, что он этих ушибленных выпорол…». До конца дней Ф.А. Модоров не принимал никаких отступлений от понятной ему живописной схемы. За год до смерти он писал: «Более, чем удивление вызывает, помещенное на страницах журнала: «Творчество» заявление о том, что «художник должен видеть мир, как ребенок», что «такие понятия, как «Братство», «Свобода», «Космос», «Труд» нельзя выразить средствами, привычными нам. Между тем, одно из великих преимуществ художника социалистического реализма в том и состоит, что он вооружен марксистко-ленинским мировоззрением, научным пониманием законов общественного развития. А нам советуют впасть в детство, отбросить знание, опыт, традиции, привычные формы». Конечно, сейчас многое в высказываниях Ф.А. Модорова режет ухо. Можно принимать, или не принимать его творчество. Можно считать его конъюнктурным, и в этом есть доля истины. Но, отвергать то место, которое он занимал и в меру своей талантливости, и в силу его общественного положения, не приходится. Умер Ф.А. Модоров в 1967 году. Его работы находятся в более, чем 50 музеях страны. Наша живописная и графическая коллекции вполне позволяет судить о творчестве этого мастера.
Автор статьи Меркулова Т.Н.