С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Советский живописец Владимир Яковлевич Юкин (1920-2000) принадлежит к тому направлению русской советской пейзажной живописи, которое известно, как «школа владимирских пейзажистов». Она объединяет своеобразных и талантливых художников: К. Бритова, В. Егорова, В. Кокурина, А. Лукина, Н. Мокрова и других. Среди них В.Я. Юкин занимает особое место, он не только основатель, но и наиболее яркий представитель этой школы. Его пейзажи и натюрморты, удивительно декоративные, чистые и звонкие по цвету, темпераментные по живописи, сразу же узнаются на выставках и остаются в памяти, как воспоминание о светлом и радостном празднике. Праздничность и ярко выраженный национальный характер – это отличительные черты живописи В.Я. Юкина. По эмоциональной красочности она сродни народному искусству: росписям Полхов-Майдана, Хохломы, знаменитой дымковской игрушке. Оптимистическое и жизнеутверждающее искусство художника продолжает высокие гуманистические традиции русской живописи. В.Я. Юкина знают, прежде всего, как пейзажиста. Но, начало его творческого пути было связано с большими тематическими полотнами. В 1949 году на Областной выставке владимирских художников экспонировались его картины: «Пленные фашисты» и «Родная семья». Критики хвалили их за тонкость колорита, ясность композиционного строя, отмечали незаурядное дарование молодого живописца. Однако, определяющей в его творчестве стала большая, всепоглощающая любовь к природе. «Я думаю, – говорит художник, – что огромную роль в жизни каждого человека сыграла война, которую мы все прошли. Когда приходишь с фронта, то, как будто бы – это уже не ты, и природа вокруг тебя тоже не та. Но, понадобилось совсем немного времени для того, чтобы побыть наедине с природой и как бы слиться с землей, где ты родился. И постепенно возвращалось к тебе то чудо, которое всегда нас окружало». Именно таким откровением, «чудом», возрождающим к жизни после пережитых ужасов войны, стала для В.Я. Юкина родная русская природа. Природа средней полосы России напевна и лирична. Эти черты нашли воплощение в творчестве А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Они создали национальный русский пейзаж, пейзаж-исповедь, исполненный чувства горячей любви к Родине. Их продолжатели, живописцы: «Союза русских художников», с необычайной силой раскрыли красоту захолустной русской деревни. С этим обществом В.Я. Юкин был связан живой нитью преемственности. В 1936 году, будучи студентов Ивановского художественного техникума, он учился у М. Пырина – талантливого художника, члена «Союза», ученика В.А. Серова. Но, главные его «учителя» – это суровые годы войны. Они обострили в нем понимание красоты каждой пяди родной земли. Так, воспринимали красоту своей страны художники военных лет, и это духовно роднило их с предшествующими поколениями. Не случайно, с освоения традиций русского лирического пейзажа начинали многие из них, в т.ч. и Е. Зверьков, которого в 1970-е годы живописец также назовет среди своих учителей. В.Я. Юкин постоянно работает на пленэре, изучая природу. Пишет, он, главным образом, этюды, но стремится добиться в них законченности и выразительности. Его полотна, как правило, небольшие по размеру. Мотивы изображений непритязательны и вместе с тем неповторимы по своему лирическому настрою: серебристые срубы изб, окутанные, утренним туманом, пригревшаяся на косогоре деревенька, зеркальная гладь лесной речушки. Талант, живописная культура художника вскоре были замечены. В 1950 году его картина: «Весна» отмечена дипломом МК РСФСР. В этом же году он становится членом Союза художников СССР, избирается в состав правления Владимирской творческой организации. С 1949 года В.Я. Юкин – постоянный участник всех республиканских выставок РСФСР, а с 1957-го и всесоюзных. Выставки 1950-х годов имели большое значение для творческой биографии художника. Они помогли ему самоутвердиться в особом характере художественности своих произведений, который заключался не в масштабности изображаемых событий, а в глубине, заложенных чувств и искренности отношения к природе. С 1949 года единомышленником В.Я. Юкина становится К. Бритов. «Мы много работали, стремились найти красоту в простом, обыденном», – говорит об этом времени художник. На рубеже 1950-1960-х годов в искусство активно вступает молодежь. Стремление выразить свое, сугубо личное отношение к современной действительности становится лейтмотивом творчества молодых художников. Отсюда их стремление к повышенной декоративности, эмоциональности, гиперболизации образов. В рядах этого поколения был и В.Я. Юкин – мыслящий, ищущий, экспериментирующий. В его произведениях все более усиливается декоративное начало. Обновление и обогащение формы за счет яркой декоративности – не формальный момент в творческих исканиях молодого живописца, а выражение его индивидуальности, воплощение жизненной темы художника. В.Я. Юкин родился и вырос в Мстёре – прославленном некогда селе, где каждый писал иконы. Традиции древнего искусства были здесь настолько сильны, что возродились после революции – уже в новом содержании – в лаковой миниатюре. Иконописцы и миниатюристы были и в роду Юкиных. Выбрать свой путь в жизни Владимиру помог родной брат его отца – Павел Иванович Юкин, известный советский реставратор, большой знаток древнерусской иконописи. В.Я. Юкин и сам был связан с мстёрскими миниатюристами, до переезда во Владимир он преподавал рисунок и живопись в Мстёрской художественно-промышленной школе (1948-1954). Мир народного искусства, пронзительно красочный, откровенно декоративный, был для него родным, тем миром, в котором он жил сам, и который жил в нем. «Если, выйти за околицу любой мстёрской деревеньки, – говорил В.Я. Юкин, – просто остолбенеешь от неожиданности: ярчайшие краски живут в природе. От прозрачной капли росы на траве до вершины могучего дуба – все наполнено сильным, ярким, несмешанным цветом» (разрядка моя. – Л.Т.). Сильные, яркие, несмешанные цвета постепенно вытеснили на его палитре серебристо-охристый колорит ранних работ. В середине 1960-х годов на многочисленных выставках в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Горьком, Львове и в других городах появляются произведения, которые заявляют об их авторе, как о сложившемся художнике. Живопись В.Я. Юкина – это обнаженная острота чувств. Она строится на контрастах, напряженных по цвету локальных пятен, пульсирующих на холсте, пастозных мазков, динамике больших обобщенных форм и пластике цвета. Предельно активна даже сама фактура живописной поверхности, скульптурно-объемная, еще более, усиливающая динамику форм. Вылепленная темпераментной кистью художника, а порой просто мастихином или пальцами, она создает иллюзию живой трепетности, изображаемого. Художественная система, найденная живописцем, позволяла ему решать задачи непосредственно импульсивного воспроизведения на холсте поэтической силы чувств, рожденных в душе от встречи с природой. Этими возможностями она, казалось бы, должна была исчерпать себя. Однако, в конце 1960-х и особенно в 1970-х годах значительно усиливается идейно-тематическое звучание всех жанров советской живописи. Не остается в стороне и пейзаж. Появляется тяготение к пейзажу-раздумью, философскому осмыслению действительности. К пониманию пейзажа, как философской идеи, переданной через поэтизацию природы, подходит и В.Я. Юкин: «Художнический дар – это особый дар. И не будучи большим философом, художник в своей работе может вдруг все объяснить и все показать». Мир живописных полотен, созданных В.Я. Юкиным за последнее десятилетие, расширяется: пространство уходит вглубь, взору открывается панорама, цветущей, праздничной земли. Эта земля у него всегда обжита. Присутствие человека вносит уже не жанровый мотив в композицию, как это было ранее, а одухотворенность, человеческое тепло в вечную красоту природы. Пейзаж уподобляется, ликующей оде радости, воспевающей гармонию мира. Он вызывает в душе множество чувств и мыслей, уходящих далеко за пределы того, что изображено на холсте. Цвет обретает еще большую эмоциональную значимость. Багряные, алые, желто-золотые краски полыхают на его полотнах. Это цвета русской национальной палитры: иконописи, народного искусства, цвета земли древнего Владимирского края. Чувство Родины, России – это то, что, по мысли художника, связывает его с «предками, которые были в свое время знаменитыми живописцами в Суздале». Оно настолько обостряет воображение, что живописец начинает писать, как бы фантазией. Однако, фантазия эта – не, что иное, как правда самой природы: ее ритмы, формы, краски, прошедшие через внутреннее видение живописца. Яркая декоративность его полотен не подавляет предметного начала, натурных наблюдений. Реальное содержание пейзажа остается для художника самоценным, ибо главная цель искусства, по его убеждению, – «во, что бы то ни стало дать почувствовать значение Родины». Произведения художника в составе передвижных выставок объехали всю нашу огромную страну. По этим работам судили также о красоте России финны, французы, чехи, словаки, вьетнамцы, киприоты, итальянцы... Около ста полотен живописца находятся в экспозициях отечественных музеев. Они приносят огромную радость людям. «... Пейзажисты своим искусством делают большое дело – служат народу, любят свою Родину», – так словами самого Владимира Яковлевича Юкина, можно определить значение его искусства, благородную цель жизни.
Автор статьи Л.Е. Такташова