С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Статьи
Снежная белизна горных вершин, радостное сияние неб, низвергающиеся в ущелья стремительные потоки, серебристо-голубые долины – вся неповторимая красота Памира открывается перед нами в полотнах одного из ведущих художников Таджикистана Хушбахта Хушвахтова. Один из первых в республике он получил высшее художественное образование. Творческое дарование Хушвахтова глубоко индивидуально и самобытно. Памирец по рождению, он видит свой край во всем его многообразии. Увлеченно пишет картины природы, рассказывает о тех, кто живет и трудится на таджикской земле. Любовь к родному краю ярко проявилась в одном первых произведений художника – «Хорог» [1961]. Уже в этой картине, созданной сразу же после окончания института, наметились широта пространственного охвата горного ландшафта, композиционное равновесие, гармоничность цветом отношений‚ внутреннее единство человека и природы. Это была творческая заявка на свое видение мира, на свою тему. Горные пейзажи занимают в произведениях художника большое место. Далекие от имитации натуры, они тем не менее убедительно передают характер памирского ландшафта. В пейзаже «Алайская долина» [1962] художник воплотил живописную красоту и величавость гор Восточного Памира. В этой картине проявились ясность композиции, красота цвета, особая музыкальность и поэтическое мировосприятие действительности. Серебристая, голубовато-зеленая гамма создает ощущение свежести и простора, воссоздает атмосферу горного, прозрачного утра. Внешне спокойный пейзаж полон внутреннего напряжения: плоскость долины стреми- тепьно переходит в горный кряж, покрытый вечными снегами. Здесь все кажется значительным: и равнинный простор, и безмолвие ледяных вершин, и животные, от которых исходит какая-то первобытная сила. Тема памирского пейзажа зазвучала в искусстве Хушвахтова полно и ярко. 1960-е годы отмечены в творчестве Хушвахтова настойчивыми поисками наиболее выразительных черт национальном пейзажа. «Рушан» [1964], «Мургаб» [1965], «Хлеб» [1968], «Вечер в долине Аличур» [1968] - это, по существу, тематический цикл, в котором природа Памира раскрывается многогранно, каждая картина несет в себе завершенный художественный образ. Пришла пора творческой зрелости, а вместе с ней стремление к созданию значительного, цельного художественного произведения о своей родине. Ясностью и полнотой содержания отличается полотно «Хлеб». На Памире мало земли, пригодной для земледелия, поля перемежаются с бесплодными каменными массивами. Может быть, потому и обратился автор к теме хлеба, что знает цену каждому колоску. Показав плоды человеческого труда, он раскрыл еще одну грань в многообразии связей человека и его естественного окружения. Пейзаж отличают пластическая завершенность рисунка, гармоничность линии и цвета. Мастер тонкого лирического пейзажа, Хушвахтов обладает способностью поэтического преображения природы. Обостренным чувством художника воспринимает он горный ландшафт Таджикистана. Хушвахтов изображает родные, близкие ему с детства мотивы, и раскрывает их красоту. Он умеет завладеть эмоциями зрителя, захватить его силой своего переживания. Во всех пейзажах Хушвахтова чувствуется присутствие человека. Он рассматривает его как часть природы, такую же естественную и вечную, как окружающие его горы. Именно так выглядит небольшой, но глубоко прочувствованный пейзаж «Дворик» [1967], привлекающий глубиной и непосредственностью восприятия натуры, красотой живописи и завершенностью композиции. Тихий теплый солнечный день ранней весны. У подножия горы приютилась кибитка. От заснеженных лощин горного кряжа еще веет холодом, а дворик с его обитателями пригрело солнце. Хушвахтов вложил в это произведение любовь к национальному быту ламирцев, раскрыл гармоническое единство человека и природы. Творчество Хушвахтова привлекает многообразием оттенков постижения природы. Пейзаж Памира, то суровый и величавый, то светлый и лирический, служит для художника неисчерлаемым источником вдохновения. Требовательный к себе, он постоянно ищет наиболее выразительные живописные решения и каждый раз создает новый образ окружающего. Точно и тонко раскрывает Хушвахтов характер высокогорья Восточного Памира в картине «Яки» [1970]. Панорамность композиции позволяет нам как бы «войти» в пейзаж и почувствовать беслредельность горного пространства, ограничить которое не в силах ни рама, ни плоскость холста. Сдержанный колорит этого полотна таит в себе много тонких живописных находок. Выразительность силуэтов темных яков позволяет подчеркнуть разнообразие цвета жухлой зелени пастбища. Сравнительно небольшая по размерам, картина воспринимается, как монументальное эпическое полотно с уравновешенной композицией, ясными пространственными отношениями. Хушвахтова интересуют ритмы и линии гор, свет и цвет. Но никогда он не уходит от правды жизни. Он не лриукрашивает, а раскрывает поэтическую красоту и величие природы. Стремление к созданию композиционной картины, как бы обобщающей образ Памира – страны гор, ярко проявилось в пейзаже «Акбайтал» [1970]. Мотив могучих горных цепей становится еще более значительным, чем в предыдущих работах художника. Вместе с лирической окрашенностью здесь звучат эпические ноты. Композиция строится ясно и лаконично. Выделяются компактные формы освещенных солнцем вершин. Палитра полотна более чем сдержанна. Художник пишет гигантские объемы золотисто-охристым цветом, контрастирующим с чистой синевой неба. Охристые полутени создают непрерывные и мягкие цветовые переходы. Хушвахтов страстно любит Памир, здесь, в горах, он черпает мотивы своих произведении. Все работы художника пронизывает обостренное чувство Родины. Торжественное величие природы открывается в картине «Памир» |1973}. Художник почти вплотную подходит к горному хребту и изображает его крупным планом. Первозданностью природы веет от этого полотна. Глядя, на лишенные растительности, могучие монолиты, ощущаешь значительность памирского ландшафта, внутреннюю гор, мощь и конструктивность их строения. Художник почувствовал и передал, как упруго, словно вытесняя друг друга, поднимаются каменные массивы и насколько они выразительны. Суровой, мужественной простотой веет от этих плавных ши- роких силуэтов. Сила выразительности картины заключается, прежде всего, в ее тонком цветовом решении. Матово-охристая красочная гамма скупа. Она почти монохромна, и это усиливает впечатление монументальности, обобщенности пейзажа. Героическим страницам борьбы за впасть Советов были посвящены полотна «Былые годы» [1967] и «Письмо вождя» [1970]. Характер народного борца – мудрого‚ сильного, мужественного –нашел воплощение в картине «Быпые годы». Образная выразительность достигается здесь особым вниманием к внутреннему миру человека – защитника своей Родины. Фигуру борца с красной повязкой на голове художник приближает к первому плану, она четка выделяется на фоне сиренево-серых гор. Центр композиции смещен, что подчеркнуть движение революционного отряда всадников по горным кручам. Картина монументапьна. В полотне «Письмо вождя» художник запечатлел то волнующее время, когда первые декреты Советской власти пришли в заоблачный Памир. С большим мастерством написаны группа дехкан, которая внимательно слушает послание Ильича, и школьник, держащий тетрадь с портретом В.И. Ленина. Бопьшой человеческой теплотой и искренностью проникнуты произведения Хушвахтова на тему труда. Быт памирцев, их трудовые будни занимают значитепьное место в творчестве художника. Картина «Стригали» [1968], при кажущейся на первый взгляд простоте, даже обыденности сюжета, надолго остается в памяти. В центре внимания зрителя – чабаны, спокойные, деловитые, трудолюбивые, привлекающие цельностью своего характера, замедленным, без суеты укладом жизни, близкой к природе. Емкость содержания достигается всем художественным строем картины, особенно композицией. Убедительно передана фактура пушистой мягкой шерсти, лежащей вокруг стригалей. Колористическое и образное решение картины передает напряженность трудового дня. Идея картины «Воспоминания» [1971] навеяна мыслями о суровых годах Великой Отечественной войны, когда горе вдов и детей было горем всех односельчан художника. Оно было и для него, тогда еще мальчика, одним из самых острых впечатлений. Здесь ярко проявилось взволнованное отношение автора к этой теме. Почти все полотно занимают фигуры матери и дочери. Отказываясь от развернутого сюжета, художник переносит смысловой акцент на изображение внутреннего эмоционального состояния персонажей. Характеры героинь раскрываются не в действии, а в их душевном состоянии, в их чувствах, в их внутреннем единении. Эмоциональная наполненность произведения достигается не только правдивостью образа, нравственной чистотой и цельностью характеров, но и колористическим решением. Тонкое и сложное чередование сиренево-охристых и серебристо-серых оттенков передает напряженность скрытых человеческих чувств, создает ощущение внутренней жизни героев. Холодные и теплые тона то контрастируют, то сливаются вместе, заставляя ощущать тревогу женщин. Картина несет в себе большие обобщения, вызывающие раздумья о судьбе поколения, в жизнь которого вторглась война. Живой интерес Хушвахтова к традиционному искусству раскрывается в картине «Народные мастера» [1971]. Художник обращается к сюжетам и образам народного творчества с позиции современности. Он стремится к разрешению темы не столько в эстетическом плане, сколько в плане более глубокого и полного осмысления действительности, рассматривая процесс созидания, как высокое творчество, полное поэзии и красоты. Круг тем Хушвахтова, в основном, связан с Памиром, но он хорошо знает всю свою республику. Есть большая человечность в том, как художник выбирает натуру и как изображает ее. В его искусстве есть искренность и душевная теплота. Эти черты ярко проявились в картине «В минуту отдыха» [1972], посвященной труженикам Нурекской ГЭС. Здесь сказалась способность Хушвахтова прочесть в человеке его внутреннее духовное содержание, почувствовать его общественную сущность. Строители Нурекской ГЭС изображены с присущей им ярко выраженной индивидуальностью. Здесь нет второстепенных персонажей. Каждый из них воплощает образ современного рабочего. Творчество Хушвахтова отличается редкой цельностью. Он создал много полотен – жанровых, исторических, пейзажных, портретных. Его произведениям присущи широкое знание жизни, национальное своеобразие. В лучших картинах художника раскрывается его яркий и самобытный талант. У него своя манера, свой почерк, свой излюбленный колорит, состоящий из гармонии неярких, приглушенных цветов. Сохраняя силу цвет, он достигает матовости и мягкости масляной живописи, сообщая своеобразную воздушность своим картинам. С любовью и искренностью воспевает художник родную памирскую землю.
Автор статьи Е. Чудович