«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>1300 биографий художников Московской области.
Союз художников РСФСР
Московская организация
Союза художников РСФСР
Людмила Николаевна Уртаева
Художественное стекло
Каталог
Советский художник
Москва 1979
Людмила Николаевна Уртаева — интересный и своеобразный художник. На протяжении более двух десятков лет мы встречаем ее работы на выставках. Они привлекают содержательными художественно-пластическими идеями, индивидуальным творческим почерком, разнообразием материалов, которыми художница владеет в совершенстве, каждый раз по-новому открывая их выразительные возможности. Л. Н. Уртаева постоянно уделяет много внимания темам большого гражданского звучания. В ее монументально-декоративных произведениях примечательна та широкая ассоциативная опосредованность, в системе которой автор воплощает общественно-значимое содержание. Людмиле Николаевне повезло на учителей: еще в художественной школе, у самых источников своего творческого пути, она встретилась с прекрасным художником и чутким педагогом, заслуженным деятелем искусств РСФСР А. В, Киселевым. Затем она училась на скульптурном отделении Московского художественно-промышленного училища имени М. И. Калинина. Здесь ее педагогами, о которых она и сейчас вспоминает с большой теплотой, были такие замечательные мастера своего дела, как заслуженный художник РСФСР С. П. Евангулов, народный художник БССР С. Ф. Николаев, Б. Н. Ланге. Курс истории народного искусства вел в те годы Б. Н. Теляковский. Талант Л. Н. Уртаевой счастливо соединился с прекрасной школой. И здесь хотелось бы отметить, что педагоги помогли ей не только выявить творческую индивидуальность, развить способности, но и верно определить идейно-творческие позиции, неразрывно связанные с принципами реализма. Учеба в Художественно-промышленном училище, а позднее работа в Научно-исследовательском институте художественной промышленности открыли для художницы мир русского народного искусства, способствовали восприятию его древних традиций. В институте Л. Н. Уртаева проработала несколько лет. Она увлекалась горячими эмалями, костью, камнем, ювелирным искусством. Ее захватил чудесный красочный мир северных русских эмалей. Что касается работы в кости, то здесь нельзя не отдать должного тонкому и проникновенному отношению автора к природе. С большой теплотой выполнены миниатюры «Нерпа», «Барашки» и многие другие. Эти работы органично подвели Л. Н. Уртаеву к художественному производству, которое в 50-е годы организовалось на Московском мясокомбинате имени А. И. Микояна. Ее привлекла возможность попробовать новый материал — рог, и она согласилась на руководство цехом художественных изделий. Возглавляя художественную жизнь комбината, Уртаева проводила организацию творческих конкурсов, семинаров, выставок. В 1958 году художница оказалась в центре нового творческого эксперимента: в Сочи организовался цех сувениров из пластмасс. Большая группа художников, увлеченная Л, Н. Уртаевой, отдала дань этому виду искусства в 60-е годы. И действительно была заметная польза от этой интересной поисковой работы и для художников и для местного производства. С 1965 года Л. Н. Уртаева связала свое творчество с художественным стеклом. Вообще же весь творческий путь художницы так или иначе связан с производством. Отсюда ее глубокое знание свойств различных материалов и умение использовать их художественные возможности. Произведениям Л. Н. Уртаевой, выполненным в стекле, свойственна эмоциональность. Не удовлетворяясь задачами утилитарности, она наделяет бытовые предметы поэтической образностью. Декоративные композиции отличаются свободными пространственными решениями. Есть какая-то особая тонкая и сдержанная красота в произведениях Людмилы Николаевны, будь то миниатюра или крупная декоративная вещь. Тематические произведения художницы нередко аллегоричны. Они не только не повторяют уже найденное, но нередко открывают новые направления в решении обобщенных образов современности. Многие работы овеяны подлинной романтичностью. Высокий профессионализм, художественное мастерство позволяют Л. Н. Уртаевой решать сложные пластические задачи, которые нередко выходят за рамки собственно прикладного искусства, сближая ее работы с декоративно-станковыми произведениями. Первые весенние изменения в природе: луч солнца, синева неба, излом льдинки, веселая капель и пух желтых сережек ивы — все это тонко передано в вазе «Весна», в которой сквозь льдистую хрупкость первого слоя прозрачного стекла видится синь чистого насыщенного цвета, подобная отражению неба в весенней воде. Южный базар с его неповторимой праздничностью, яркостью вдохновил художницу на создание декоративных сосудов «Южный натюрморт». В композиции «Сумерки» колорит настроен на тонких цветовых отношениях нежно-розового и серебристо- серого. Цвет неотделим от формы, органично соединен с ней и подчеркивает ее пластическую выразительность. Для автора характерна многогранность художественных образов, которые обладают широкой ассоциативностью, сохраняя в своей основе первое свежее впечатление от реальности. После путешествия по Италии Л. Н. Уртаева создала серию ваз «Серебристая ночь» и «Флорентийские». Декор этих произведении воскрешает в памяти венецианские костюмы Высокого Возрождения с ихтнасыщенной цветностью. Поездки на Дальний Восток и Камчатку обогатили художницу новыми зрительными впечатлениями. В композиции «Дальневосточные моря» передана таинственность водных глубин, пронизанных трепещущим феерическим светом и населенных водорослями самых причудливых форм и колористических сочетаний. В последнее время художница предпочитает ансамбли— композиции из нескольких пластических форм, а также создаёт серии работ. В 197О-е годы Л. Н. Уртаева выполнила серию работ в молочном стекле. В них этот вновь возрожденный материал, несправедливо забытый художниками, полно и ярко раскрыл свои декоративные возможности. Молочное стекло обогащено введением цвета, однако сдержанного и скупого. Художнице удалось найти особые формы предметов, которые вызывают отдаленные ассоциации с русским классицизмом. Что бы ни создавал автор — все это свое, продуманное и пережитое, во все вложена частица души и жизненного опыта. Произведения Л. Н. Уртаевой точны и чисты по своему художественно- пластическому решению, они свидетельствуют о большой школе мастерства, глубокой эрудиции и безупречном вкусе. И еще одну их черту необходимо отметить: высокое чувство меры и такта, умение отказаться от всего лишнего, случайного, иллюстративного. Нельзя составить полного представления о творческой личности Людмилы Николаевны Уртаевой, не зная о ее постоянной и многогранной общественной деятельности. Главный художник Экспериментального творческо-производственного комбината Художественного фонда РСФСР, член правления Союза художников СССР, она много времени уделяет работе с коллегами, уважающими ее доброжелательную бескомпромиссность и ценящими профессиональный и всегда добрый совет. За заслуги в декоративно-прикладном искусстве и большую общественную деятельность Л. Н. Уртаева награждена Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
В. Рафаенко ,
кандидат искусствоведения