«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
>>
Статьи
Заслуженный художник РСФСР
Владимир Николаевич Гаврилов
Выставка произведений
Каталог
«Художник РСФСР» Ленинград 1975
Автор вступительной статьи И.М.Блянова
Выставка произведений заслуженного художника РСФСР Владимира Николаевича Гаврилова-большое событие в художественной жизни нашей страны. Талантливый живописец-жанрист. Своеобразно воплотивший сегодняшний день, автор известных исторических картин. мастер портрета и лирического пейзажа, Гаврилов пришел в советское искусство в послевоенные годы. Он говорил со зрителем языком мужественным и проникновенным, современным и ярким. Владимир Николаевич Гаврилов родился 31 мая 1923 года в Москве. В формировании интересов будущего художника большую роль сыграл его отец, геолог, с детских лет прививший ему любовь к путешествиям. С рассказами отца ветер тайги словно врывался в тихую московскую квартиру, создавая представление о бескрайности просторов Родины. Увлечение рисованием, возникшее еще в школьные годы, привело Гаврилова в детскую изостудию, а затем в Московскую среднюю художественную школу, куда он поступил в 1938 году. В начале Великой Отечественной войны школа была эвакуирована в Башкирию и разместилась в большом селе Воскресенском. Здесь, пробуя свои силы в пейзаже, юноша впервые начал работать на пленэре. Именно тогда он. по его собственному признанию, начал постигать красоту родной природы. Несмотря на трудности военной поры, обстановка в школе была по-настоящему творческой. Вместе с Гавриловым здесь учились В. Иванов, П. Оссовский, В. Стожаров‚ А.Ткачев, Д. Жилинский. Ведущие преподаватели школы воспитывали будущих художников в традициях русской реалистической живописи, Особое место в жизни молодого Гаврилова занимал в те годы Василий Васильевич Почиталов. Опытный художник-педагог, он стремился передать своим ученикам любовь к искусству, уважение к мастерству, понимание цветовой гармонии окружающего мира. В 1942 году Гаврилов окончил художественную шкоду Вскоре он поступил в Студию военных художников им. М. Б. Грекова. Как военный художник сержант Гаврилов побывал на многих фронтах— 3ападном, Украинском, Карельском. В 1945 году в качестве художника и корреспондента военной газеты он некоторое время находился в Польше, Германии и Норвегии. Война навсегда оставила след в душе художника, а память о фронтовых друзьях, о нелегких армейских дорогах помогла ему, когда в своем творчестве он обращался к военной теме. В студии Гаврилов написал первые тематические картины. В 1944 году вместе с Б. Неменским, также в то время художником- грековцем‚ он начал работу над большим полотном «К родным местам» (1944-1947). Тема его-возвращение колхозников в освобожденную деревню-была непосредственно связана с событиями военных лет. Может быть, не раз на фронтовых путях встречались молодым художникам герои их будущего полотна. Поэтому, несмотря на некоторую ученическую неуверенность, скованность живописи, им удалось создать произведение, вполне созвучное духу времени. В 1945 году Гаврилов поступил в Московский государственный художественный институт. Здесь прошли пять лет напряженной учебы под руководством таких мастеров, как В. Почиталов, А. Грицай, С. Герасимов, В. Ефанов. Тогда, в первые послевоенные годы, среди студентов- суриковцев были и совсем молодые люди, и фронтовики, принесшие в институтские аудитории нелегкий военный опыт и горячее желание рассказать о пережитом. В 1950 году, еще будучи студентом преддипломного курса, Гаврилов стал участником Всесоюзной художественной выставки, где им была показана картина «А. Н. Радищев» (1950). Начатая как учебный эскиз. эта работа приобрела черты законченного произведения, выдержала на выставке соседство с полотнами известных мастеров и получила высокую оценку критики. Отталкиваясь от главной темы книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», Гаврилов изображает автора в один из моментов этого путешествия. На проселочной дороге остановился возок. Безрадостная, сельская, крепостная Русь предстала глазам путешественника. Сохраняя портретное сходство, Гаврилов наделяет Радищева чертами героической патетичности, строит композицию холста таким образом, что в Центре внимания—полная сдерживаемой энергии фигура писателя. Пейзаж словно подтверждает и раскрывает основную мысль «Путешествия»: «Я взглянул окрест себя—душа моя страданиями человечества уязвлена стала...» Через год после появления картины «А. Н. Радищев» Гаврилов приступил к дипломной работе. Был задуман портрет великого русского живописца Василия Ивановича Сурикова. Решая сложную проблему исторического портрета, он многому учился у самого Сурикова. Пристально вглядываясь в суриковские автопортреты, он постигал в них нечто большее, чем внешнее сходство, —значительность и сложность внутреннего мира художника. Гаврилов показал Сурикова в тот период его жизни, когда создавалась картина «Боярыня Морозова». Изображая великого Художника на фоне недописанного холста, Гаврилов уверенно строит композицию портрета. Уже по этой картине можно судить о большом колористическом даровании молодого художника. Решая полотно в приглушенной цветовой гамме, он находит при этом возможность показать некоторые характерные особенности суриковской живописи, драгоценную россыпь его синих, желтых, красных тонов. Во многом помогли Гаврилову советы руководителя дипломной работы В. Ефапова —опытного портретиста, чуткого и внимательного педагога. «В. И. Суриков»—последняя ученическая работа Гаврилова. В 1951 году он успешно защищает диплом, заканчивает институт. В искусство он пришел зрелым, сложившимся человеком, за плечами которого— война‚ годы учения под руководством выдающихся педагогов, картины, принесшие ему заслуженное признание. Заявив о себе как авторе исторических картин, Гаврилов в дальнейшем отказался от намерения заняться исторической живописью. Написанная им вскоре после окончания института картина «На рассвете. Молодые изыскатели» (1952) посвящена современности. Создавая образы молодых геологов, автор во многом смог отойти от распространенного в те годы парадно-показного решения производственной темы. В сцене, изображенной им, не происходит никаких особенных событий. Раннее утро. Задумались молодые изыскатели, работавшие до рассвета, рядом спят их товарищи. Свет наступающего утра приглушает желтое мерцание непогашенной лампы. Начинается новый трудовой день. Искренность и увлеченность темой, несомненно, помогает художнику найти такое решение, когда за внешне простым, как будто бы малозначительным фактом встает страница трудовой жизни страны. Новый этап в творчестве Гаврилова наступает на рубеже 1950—1960-х годов. В это время он много работает над произведениями, лирическое звучание которых своеобразно обострено чувством современности. В таких картинах, как «Песня слышится» (1952), «Свежий день» (1958) и особенно «Радостный март» (1960), художнику удается передать атмосферу света и радости, которая возникает у человека при общении с природой. Несомненно, большую роль в создании этих картин сыграли впечатления, вынесенные художником из поездок по Сибири и Прибайкалью. Не случайно возникло название картины «Радостный март». Именно в марте, после долгой зимы по-настоящему проглядывает солнце, начинает оседать и искриться синевой снег. Наверное, поэтому так беспричинно радостны деревенские девочки бегущие из бани по весеннему снежку. Художник все подчиняет чувству весенней радости: ярко голубеет небо, мягко светится желтизна дубленных полушубков, огнем вспыхивают красные полушалки. Картина воспринимается как мелодия радости человеческого бытия в мире вечно обновляющейся природы. Теми же настроениями проникнут образ юной девушки в картине «Свежий день». Стройная девичья фигура кажется неотделимой от реки, порывов ветра. Художнику с необычайной убедительностью удалось передать ощущение простой и привольной жизни большой реки, с которой так естественно и нерасторжимо связаны люди, живущие на ее берегах. Не случайно эта картина в 1959 году была отмечена золотой медалью на Международной выставке в Вене. Одновременно с работой над картинами, где художнику так ярко удалось показать в единстве мир человека и мир природы, он обращается к образам иного плана. Гаврилов создает произведения на тему суровую, героическую, связанную во многом с незабываемыми впечатлениями военных лет. И живопись его в этих полотнах становится суровее, строже. В скупой, но выразительной цветовой гамме решена картина «1941 год. После боя» (1957). Лучшие достижения живописца в полной мере проявились в одной из наиболее значительных работ этих лет-картине «За родную землю» (1959). Изображая расставание, проводы на войну солдата, художник сознательно избегает многословности бытовых деталей. Он обращается здесь к строгой двухфигурной композиции. Фигура уходящего солдата и фигура остающейся женщины размещены так, что холодное пространство словно врывается между ними. разделяет их. Эта напряженность становится еще более ощутимой при горизонтальном построении пейзажа. Природа, столь радостная в жанровых картинах Гаврилова, здесь становится монументально суровой. как монументально суровы героические образы военных картин художника. Картины «За родную землю», «Свежий день» и «Радостный март» в 1971 Году были удостоены Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Увлеченность военной темой приводит Гаврилова к тому, что и сегодняшний день он видит в сложных, подчас драматических коллизиях. Героями его картин все чаще становятся люди зрелые, мужественные, много испытавшие. Углубляются и делаются многограннее психологические характеристики героев. Близка полотнам на военную тему картина «Дмитрии Федорович с приемным сыном» (1969). Создавая образы представителей двух поколений советских людей, Гаврилов смог передать внутреннее единство искалеченного войной человека и мальчика, стоящего на пороге жизни. Особой глубиной отмечена написанная после поездки на Байкал картина «Кончился трудовой день» (1961). Вечерние сумерки, тишина. Нетороплива беседа дочерна загорелого тракториста и немолодой поварихи на полевом стане. Художник внимательно, увлеченно пишет их руки—тяжелые‚ натруженные. Спокойная сила этих отдыхающих рук контрастирует со стремительными линиями уходящих вглубь светлых струнных столов и лавок с беспокойным ритмом светлых мисок. Глубокая достоверность произведения основана на проникновенном понимании художником «ключа» жизни—отношения человека к труду, удовлетворения делом своих рук. Появление больших тематических полотен Гаврилова было бы невозможным без постоянного обращения художника к пейзажу. В красоте природы родной страны он находил постоянный источник новых неиссякаемых художественных впечатлений. До последнего года своей жизни он много ездил по стране, постоянно работал с натуры. Его картины «Вечер близ Валдая» (1964), «Бурный вечер» (1968), «Деревня Шода» (1968) могут быть поставлены в ряд наиболее значительных явлений советской пейзажной живописи последнего десятилетия. Художник ушел от нас в расцвете творческих сил, не осуществив многие свои замыслы. Настоящая выставка—дань уважения творчеству большого мастера‚ дань памяти замечательному живописцу, тонкому и чуткому человеку-Владимиру Николаевичу Гаврилову. Это—его первая персональная выставка. Она знакомит со всеми этапами творческого пути художника. Наряду с широко известными картинами «На рассвете. Молодые изыскатели», «За родную земли)», «Радостный март», «Свежий ветер» и другими здесь показаны многочисленные пейзажи, этюдные работы, ранее мало известные зрителю.