«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
>>
Статьи
Министерство культуры СССР
Государственная Третьяковская Галерея
Выставка произведений Н.К.Рериха (1874-1947)
Каталог
Москва 1959 г.
Открывшаяся в залах Государственной Третьяковской галереи выставка произведений Николая Константиновича Рериха довольно широко характеризует творчество этого выдающегося русского художника. На выставке представлен ряд капитальных ранних картин, принесших в свое время Рериху громкую известность, и среди них такие замечательные полотна, как «Гонец», «Заморские гости», «Город строят», «Бой», а также серия превосходных эскизов театральных декораций. Большой раздел выставки составляют картины и этюды, написанные художником в Индии, Монголии, Китае, Тибете. Часть этих этюдов экспонируется впервые. Выставка показывает, какой большой и сложный путь прошел Рерих в искусстве, какое яркое и неповторимы оригинальное явление представляет его творчество. Николай Константинович Рерих родился в Петербурге в 1874 году в семье нотариуса Константина Федоровича Рериха. У мальчика рано пробудился интерес к искусству и к родной старине. Живя летом в имении отца под Петербургом, Рерих с гимназических лет начал увлекаться археологией и сам делал небольшие раскопки курганов. К этому же времени относятся и его первые рисунки, получившие одобрение скульптора М. О. Микешина. Уступая настоянию отца, Рерих в 1893 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, но одновременно сдал экзамен в Академию художеств. Академические годы Рериха полны напряженной творческой работы. Он пишет ряд статей по вопросам искусства и археологии, овладевает мастерством живописи. Важную роль в творческом росте начинающего художника сыграло его пребывание в мастерской А. И. Куинджи. Обладавший сам ярким, самобытным талантом и кипучей, неиссякаемой энергией, Куинджи оказывал плодотворное влияние на многочисленных учеников своей академической мастерской, пробуждая в них живой стимул к самостоятельному творчеству. Человек сильной воли и большой целеустремленности, Рерих рано достиг успеха в своих поисках творческой самостоятельности. На академической выставке 1897 года всеобщее внимание привлекла своей оригинальностью его картина «Гонец. Восста род на род.» Она была тогда же приобретена П. М. Третьяковым и тем самым получила высокую оценку. Художник переносит нас в мир далекой седой старины, с ее по- своему трудной и беспокойной жизнью. Плывущий в самодельном челне гонец с озабоченным, суровым лицом вызывает ощущение тревоги. Мы чувствуем, что он спешит с недоброй вестью о надвигающейся опасности. И не только эти две одинокие фигуры, пробирающиеся поздней ночью, вызывают тревожное чувство, еще более его вызывает пейзаж . В нем есть что-то таинственное. Высокий холм с древней крепостью погружен в густую тень; из-за него выступает рог медно-желто- го месяца. Этот удачно найденный мотив, контраст светлого и темного, как и самый колорит, выдержанный в сумеречных, зеленовато-синих тонах, придает картине отпечаток былинной романтики. Когда мы всматриваемся, то замечаем приютившиеся на берегу древние постройки, черепа на заборе, тускло светящийся огонек. Все это усиливает аромат старины. Уже в этой ранней картине проявилась способность Рериха историзировать самый пейзаж. В статье «По пути из варяг в греки» (1900 г.) он писал: «Нева величава и могуча, но и с т ор и ч е с к о г о настроения (Подчеркнуто мною. Е. Ж.) в ней куда меньше, по сравнению с Волховом " . Картина «Гонец» захватывает нас не фабулой, не деталями быта, а именно «историческим настроением», которым проникнуто в ней все: и действующие лица, и самый пейзаж. В лирико- эпическом строе пейзажа, в эффекте лунной ночи сказывается известная близость к Куинджи. Изображая старую Русь, Рерих опирается на исторические источники, народные поверья, легенды, сохранившиеся памятники, но большое место отводит он и интуиции, угадыванию духа прошлого. Он умеет в современном ему пейзаже увидеть и почувствовать его далекую историю, скрытую туманом веков. Увлечение поэзией старины, ее романтикой являлось своеобразной формой протеста Рериха против ограниченности современного ему буржуазного общества. Художник ищет выхода из прозы жизни в прошлом, в котором видит высокую поэзию и красоту. Романтические поиски красоты будут сопутствовать Рериху на протяжении всей его творческой жизни. В противоположность «Гонцу» с его настораживающей тишиной и таинственностью, картина «Заморские гости» пронизана духом светлой, ликующей радости. И эту картину, эту поэтичную красочную поэму, созвучную музыке Римского-Корсакова, Рерих «воочию» увидел и силой своего воображения воссоздал во время поездки на озеро Ильмень. «Чудно и страшно было сознавать,—пишет он,—что по этим же самым местам плавали ладьи Варяжские, Садко богатого гостя вольные струги». Исторический путь «из варяг в греки» особенно остро волновал воображение художника. «Плывут полуночные гости... — описывает Рерих свое «видение». —Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стая чаек... сверкнула крыльями... Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце». Пурпурно-желтые и синие краски сливаются в картине Рериха в сильную цветовую гармонию, звучную и радостную. Рериха привлекают в далеком прошлом мотивы созидательной деятельности человека. На картине «Город строят» люди спешно возводят деревянный город—крепость, который может служить защитой во время вражеского нашествия. Тяжелые бревна везут в гору на лошадях, тащат на плече. распиливают... И как контраст к этому человеческому муравейнику высятся стройные и незыблемые здания —дела умелых и ловких рук далеких предков. ритмично расположенные высокие башни, поднимающиеся вверх по склону холма, производят впечатление большой монументальной силы и значительности. Вокруг северный пейзаж: хмурое облачное небо, тусклая зелень, густая синева воды. На фоне этой холодной гаммы бодро звучат золотые тона свеже-очищенных бревен. В этой картине чувствуется тенденция к обобщению красочного пятна. Изменилась самая манера письма: Рерих употребляет густые, грубоватые мазки. Упрощенные белые пятна рубах делают броскими маленькие фигурки людей. Сильным толчком к пониманию монументальной красоты памятников древней Руси послужила длительная поездка художника по старым русским городам (1903—1904 годы). Он посетил: Ярославль, Ростов, Юрьев-Польскнй, Владимир, Суздаль, Москву, Псков, Изборск, Печоры, Углич и многие другие центры русской художественной культуры. Рерих привез из этого путешествия большое количество этюдов, на которых им были запечатлены памятники древнерусского зодчества. Показанный на выставке замечательный этюд «Ростов Великий» (1903 г.) дает яркое представление о способности Рериха на небольшом по размеру полотне передать величие и монументальность древнерусской архитектуры. Рерих изображает не только отдельные памятники. но в целые городские ансамбли («Старый Псков» 1904 г.). С этой серией этюдов. как н с целым рядом статей, он выступил в защиту памятников древнерусского искусства, художественное значение которых сумел высоко оценить. В картине-панно «Поморяне. Утро: (1906 г.) Рерих пытается говорить языком старых фресок, конечно, модернизируя отдельные живописные приемы. Отсюда— нарочитая примитивность трактовки человеческих фигур и пейзажа, условность колорита, кулисность пространства. От масляной живописи художник переходит к темпере, придающей картине матовость, характерную для фресковой живописи. Черты стилизации видны и в эскизе «Сеча при Керженце». Художник применяет, наподобие древнерусской иконописи, открытый цвет, яркие несмешанные краски, звучащие в полную силу. В отдельных произведениях Рериха декоративность цвета сочетается с большой его эмоциональностью и даже драматизмом. Так в картине «Бой» (1906 г.) уже самый аккорд медно-желтых, красных, густо- синих тонов вызывает в нас чувство взволнованности, смятения. Красочная гамма картины своей напряженностью помогает раскрытию содержания образа. Характерно для Рериха, что бой ведут не только древние ладьи, но и волны вспенившегося моря и бурно-стремительные, причудливые облака. Рерих одухотворяет природу, делает ее как бы соучастницей деяний людей. В этом пантеистическом чувстве природы проявилась одна из важнейших особенностей искусства Рериха. Картина символична. В драматической напряженности образного строя можно почувствовать отзвуки тех настроений, которые царили в русском обществе в бурную эпоху 1905 года. В годы реакции черты символизма усиливаются в искусстве Рериха. Когда наступила первая мировая война, она получила отражение в целом ряде его картин символического содержания: «Короны», «Зарево», «Град обреченный». Иногда символизм Рериха приобретал мистический отпечаток: «Дом духа», «Крик змия», «Ангел последний». Но эти черты символизма и мистики не исчерпывают собою целиком творчества Рериха. Художника увлекает народная фантастика— «Ковер-самолет», «Ведунья» и, что особенно ценно, работа в театре. Рерих создает замечательные эскизы декораций. Его декоративный дар, обостренное чувство цвета, его тяготение к росписи стен не могли не привести к участию в работе театра. Русское театрально-декорационное искусство переживало свой расцвет. В театр пришли крупнейшие художники: К. Коровин‚ Головин, Врубель, Серов и другие. Они совершили целый переворот в оформлении спектакля. Постановки С. Дягилева в Париже гремели на весь мир. В 1908 году Рерих написал замечательные эскизы декораций к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Своим торжественным строем «Путивль» переносит зрителя в далекие времена Киевской Руси. По эскизу Рериха «Половецкий стан» был оформлен второй акт оперы поставленный Дягилевым в Париже. Как и в своих картинах, в этом красочном эскизе Рерих сумел создать «историческое настроение». Пейзаж настроения придает его эскизам большую эмоционально-образную силу. У Рериха был глубок интерес к Скандинавии. В целом ряде картин он воссоздает суровую поэзию скандинавского севера. Художнику близок Г. Ибсен, и, естественно, что он сумел вложить душу в свои поэтические эскизы к драме «Пер Гюнт» (поставлена Московским художественным театром в 1912 году). Рерих любил музыку Р. Вагнера. В его эскизах к опере «Тристан и Изольда» прекрасно передана романтика западного средневековья. Мощным аккордом звучат густо-красные тона в эскизе «Корабль Тристана»; таинственной прелестью лунной ночи веет от «Замка короля Марка в Корнвалисе»; суровой поэзией дышат глубокие бархатисто-синие краски «Замка Тристана в Бретани». Рерих умел создать декорации, созвучные содержанию спектакля. Своей красочностью эскизы декораций предвосхищают колорит поздних произведений художника, исполненных в годы его жизни в Индии. Новый этап в жизни и творчестве Рериха начался в 1923 году, когда он прибыл в Индию. В марте 1925 года художник отправился в большую экспедицию по Азии, посетил Кашмир, Ладак, Западный Китай, Монголию, Тибет. Прибыв в Западные Гималаи, в долину Кулу он организовал там исследовательский институт по изучению Гималаев и Востока. Здесь Рерих поселился и провёл последние годы своей жизни. Из окон его мастерской открывался прекрасный и величественный вид на Гималаи, который он запечатлел в своей картине «Гуга Чохан». Розовые цветущие абрикосы, синие склоны гор с ослепительно белой шапкой вечных снегов. Каменная статуя—памятник раджпутскому князю, почитаемому в этих местах. Картина поражает яркостью красок. В ней эффектно обыграно сочетание розового, синего, белого. Поиски звучной декоративности цвета, волновавшие художника уже давно, получили теперь реальную основу в самой природе Индии, поразившей Рериха своей яркой красочностью. Он внутренне давно уже был подготовлен к восприятию новой, необычной для него природы И к решению новой колористической задачи, которая не всякому художнику была бы под силу. В некоторых картинах Рериха колористический эффект доведен до фантастического, но за этим сказочно-фантастическим всегда чувствуется реальное наблюдение натуры. Такова одна из наиболее красочных его картин «Ашрам», написанная после поездки на Цейлон. колоссальные королевские бамбуки темно-зеленые и густые. Синие стволы усиливают ощущение тенистой прохлады. Вдали малахитовое озеро, светло—золотое небо, лиловые горы и оранжево-огненные, Опаленные зноем, уступы холма, на котором находятся темные пещеры —жилища буддийских монахов. Рерих проявил свое мастерство владения техникой темперной живописи. Глубокие тона бархатисты, красивы. Интересна сама фактура: все прописано жидко, но местами художник употребляет корпусное письмо, давая фактурный рельеф. Такая манера письма используется им для выявления силы цвета. Но не всегда колорит подчеркнуто декоративен. Очень многие картины 1930—х—начала 1940-х годов сдержанны по цвету, лишены гиперболизации. Таковы серии этюдов, посвященные Тибету и Монголии. Рерих остро воспринимал своеобразие тибетского ландшафта, особенности архитектуры. Он проявил себя не только художником, глубоко чувствующим суровую и величественную красоту Тибета, но и историком, знатоком искусства, оценившим памятники тибетского зодчества. Замечательны его небольшие картины и этюды из серии «Твердыни Тибета». Здания монастырей на неприступных горных отвесах вызывают удивление смелостью и феноменальным мастерством древних зодчих. Лаконичные, простые формы архитектуры гармонически сливаются с горными вершинами, составляя с ними одно целое. Экспедиция Рериха была первой, пересекшей Тибетское нагорье с севера на юг, от Западного Китая до Индии. Художника интересовали религиозные обряды тибетцев. В картине «Ченрэзи» изображены буддийские монахи перед наскальным рельефом бодисатвы. Вдали горы, окутанные воздушной дымкой. На картине «Ступа» (Ладак) на фоне тибетского монастыря возвышается намогильный памятник. В таких памятниках, как и в монастырях, хранятся замечательные произведения тибетского изобрази- тельного искусства и древнейшие рукописи — целые библиотеки. Тибетский цикл как бы завершает большая картина «Лхаса». На ней изображен дворец Далай-Ламы, сооружение которого было начато в седьмом веке нашей эры. Это многоэтажное здание представляет собой музей древне-индийского, тибетского и китайского искусства. В нем хранится ценнейшее собрание китайского фарфора Юаньского и Минского периодов. Картина Рериха романтична по настроению, которое порождается самим видом дворца-крепости, причудливым рельефом гор, освещением и колоритом, в декоративности которого есть и что-то беспокойное, напряженное, будоражащее. В 1934—1935 годах Рерих совершил поездку по Монголии. Написанные им пейзажи Монголии очень поэтичны, задушевны, полны настроения. Таков, например, небольшой этюд «Камни на холме». Бескрайние просторы. Хмурое небо. Тишина. Безлюдье. Темными силуэтами вырисовываются намогильные камни и бунчук. Все это вызывает исторические ассоциации, таит отголоски народных песен. Известно, как глубоко интересовал Рериха народный эпос и памятники изобразительного искусства, с ним связанные. Его внимание привлек герой Монголо-Тибетского эпоса Гэсэр-Хан. На картине «Меч Гэсэра» показаны наскальные изображения меча- символа Гэсэра. На картине «Знаки Гэсэра» Рерих запечатлел первобытные рисунки животных, дошедшие из далекой древности. Наибольшее количество картин и этюдов Рериха посвящено Индии и Гималаям. Рериха давно влекла к себе Индия. Еще в России в предреволюционные годы он писал в статье «Индийский путь»: «Через Византию грезилась нам Индия; вот к ней мы и направляемся... живет в Индии красота. Заманчив великий Индийский путь». Поездка в Индию и жизнь в ней были органичны для Рериха. Если в своем раннем творчестве он искал красоту в далеком прошлом Руси, не видя ее в современности, искал не в жизни, а в мире искусства, то теперь в Индии он нашел красоту в величественной природе Гималаев. «Два мира выражено в Гималаях— писал Рерих в статье «Струны Земли»: один мир земли, полный здешних очарований... И все это земное богатство уходит в синюю мглу гористой дали. Сияют вечные снега. Бесконечно возносятся вершины, ослепляющие, труднодоступные...“ Рерих глубоко чувствовал это величие и красоту. Он работал увлеченно, неутомимо, создавая сотни, тысячи этюдов с натуры, поражающих остротой зрительных впечатлений. На его картинах мы видим Гималаи утром при мягком рассеянном свете; мы видим их в часы заката, когда снеговые вершины кажутся фантастически яркими, словно раскаленная лава, а сами склоны погруженными в густо-синий, глубокий сумрак. В передаче эффектов заката Рерих неистощим. В своих этюдах он стремится запечатлеть все, что открывала ему природа, красоту которой он умел постичь. «Помимо Эвереста—писал Рерих—пятнадцать вершин гималайской цепи превосходят Монблан. ...Нигде не запоминается такая открытая стена высот. В этом грандиозном размахе-особое зовущее впечатление и величие Гималаев — «обители снегов». Рерих умел передать ощущение грандиозного размаха горной панорамы. Природа Гималаев воспринималась им во всем своем космическом величии. Высоким пафосом проникнуты картины «Нанда- Дэви» (одна из священных вершин центральной части Гималаев) и «Помни» (Восточные Гималаи). Маленькая фигурка всадника и хижина, на крыше которой возвышаются натянутые на деревянную раму флаги ,—подчеркивают грандиозный размах горной панорамы. Рерих редко изображал людей. Природа у него почти самодовлеюща, но вместе с тем она не подавляет человека. В основе его произведений лежит чувство восхищения и преклонения перед величием природы, красоту которой человек сумел воспринять и оценить. Созерцая природу, Рерих изображает ее не камерно, не узко субъективно‚ а широко, патетически, во всей ее первозданной красоте. Вот почему и в небольших этюдах художника чувствуется монументальное величие природы. Живя в Индии Рерих не забывал своей Родины. Об этом свидетельствует ряд его произведений, посвященных русской тематике. В годы Великой Отечественной войны художник создал картину «Поход Игоря», проникнутую чувством патриотизма, а также картину «Партизаны». В 1943 году он написал «Настасью Микуличну», символизирующую несокрушимую силу русского народа. Гиперболизмом своего языка картина близка былинному эпосу. В картине «Весна священная» Рерих как бы вновь воскрешает в своей душе видение природы милого ему Севера с его скромной и задушевной красотой. Рерих был не только художником, но и видным общественным деятелем. Ведя на протяжении всей своей жизни борьбу за сохранение памятников искусства, он был инициатором международного пакта (1930 г.) о защите культурных ценностей, созданных человечеством. Этот пакт был ратифицирован многими государствами, в том числе и Советским Союзом. Рерих состоял в дружеских отношениях с Джавахарлалом Неру и Рабиндранатом Тагором. До конца своих дней он сохранил чувство уважения и любви к народу Индии и к ее высокой художественной культуре. Н. К. Рерих умер в 1947 году. На месте погребения в Кулу воздвигнут памятник с надписью на языке хинди: «13 декабря 1947 года на сем месте предано огню тело Николая Рериха— великого русского друга индийского народа».
Автор статьи
Е.Журавлева