«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
>>
Статьи
Имя художника-графика Александра Исааковича Харшака хорошо известно ленинградским зрителям. Впервые он показал свои работы, еще будучи студентом, в 1938 году на Всесоюзной выставке молодых художников, посвященной 20- летию ВЛКСМ. а с 1943 года художник- постоянный участник всесоюзных и ленинградских выставок. Настоящая экспозиция произведений А. И. Харшака наиболее полно характеризует его творчество. Пастели и офорты, угольные рисунки, акварели, автолитографии и карандашные наброски- свидетельство напряжённого труда и неустанных поисков художника.
А.И. Харшак родился в 1908 году в Новгород-Северске. Первые профессиональные навыки получил в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. куда поступил в 1925 году на графический факультет, руководителем которого был В. Н. Левитский. С 1929 года, после окончания техникума, А. И. Харшак работал художественным редактором в издательстве «Красная газета», впоследствии переименованном в Ленинградское областное издательство. Любовь к искусству, осознание своих творческих возможностей привели к тому, что А.И. Харшак стал серьезно думать о продлении художественного образования. В 1937 году он был принят во Всероссийскую Академию художеств на третий курс графического отделения. Графика была близка художнику по предшествовавшей практике. Там Харшак работал под руководством крупнейших мастеров П. А. Шиллинговского, И. Я. Билибина и К. И. Рудакова‚ Любовь к офорту возникла у художника еще в Академии, и эта техника осталась ведущей в его творчество вплоть до настоящего времени. Весной 1941 года Харшак заканчивал серию акварелей на историко-революционную тему-дипломную работу, защита которой была назначена на август. Однако день 22 июня и последующие за ним события отодвинули этот срок па целых пять лет. В первые же дни войны художник ушел добровольцем на фронт .Сначала он был помощником командира батальона, а затем работал художником в армейской газете «Удар по врагу». В январе 1942 года А.И. Харшак был принят в ряды Коммунистической партии. Художественный материал, которым заполнялись страницы газеты - плакаты, карикатуры, натурные зарисовки помогали мобилизовать волю советских воинов, вселять в них бодрость, воодушевлять на беспощадную борьбу с оккупантами . Годы работы в армейской газете стали творческой школой, из которой художник вынес богатейший опыт. На дорогах войны, в самых трудных условиях боевой жизни Харшак не расставался со своим альбомом. Им создано около четырехсот листов рисунков. Не все сделанное равноценно: художнику случалось работать в пятидесяти метрах от местонахождения врага (зарисовки из серии «На переднем крае»). Однако даже в самых неблагоприятных условиях рождались и такие замечательные по своей художественной выразительности произведения, как «Главная улица Митавы», «Замок Растрелли», «Поганкины палаты», «Церковь в Пскове». На выставке широко представлен материал военных лет. Серия офортов «В борьбе за Ленинград» явилась естественным итогом, в котором художник обобщил свои мысли и чувства, увиденное и пережитое за годы фронтовой жизни. Эта серия стала новой темой дипломной работы Харшака, которую он выполнил по возвращении на графический факультет Института имени И. Е. Репина, после демобилизации в 1946 году. Облик осажденного, бдительно-настороженного, но несокрушимого Ленинграда воссоздан в листе «Город-крепость». Подчеркивая лишь значительное, скупыми, но очень выразительными средствами, художник создает обобщенный образ необычного героического городского пейзажа. Титаническое напряжение духовных и физических сил, патриотизм, вера в победу над врагом в самые тяжелые дни блокады переданы в офорте «Женщины города Ленинграда». Офорт «Раненый ребенок» («За что?») получил широкую известность. Глубокая вдумчивость. принципиальность художника, умение не только распознать душевный склад, но и найти средства для эмоциональной передачи понятого, уловить малейшие и наиболее характерные черты модели сделали портрет маленького ленинградца произведением, по достоинству завоевавшим признание. А. И. Харшак—художник-психолог. Он обращается в своем творчестве к острым социальным темам, воплощая замыслы чаше всего в сериях рисунков, офортов, объединенных большим содержанием. Историко-революционная тема взволновала художника ещё в студенческие годы и в его Искусстве занимает особое место. Показать образ великого вождя революции В. И. Ленина в этапный момент истории , неразрывную связь с народом. выразить большую идею‚ решить композиционные и пластические задачи было заветной мечтой Харшака, В 1950 году появляются композиции «Радищев» и «Декабристы» в 1955 году офорты «Стачка» и «Раскол на II съезде РСДРП»; в 1960 году- офорты «Призыв», «1905 год», «Штурм». Один из листов этой серии посвящен образу В. И. Ленина. Резкий поворот фигуры вождя соответствует энергичному, вдохновенному лицу, острой мысли в живых ленинских с характерным прищуром глазах. Удачны также в этой серии листы «Призыв» и «Штурм». В целом весь цикл - интересный труд, плод серьезных длительных раздумий и поисков. Большое место в искусстве А. И. Харшака занимает книжная графика. В 1949 году он иллюстрировал роман Л. Кладеля «Жак Ратас». Пафос революционной романтики, широта героического звучания произведения импонировали творческим исканиям мастера. В иллюстрациях Харшак стремится выразить свое личное отношение к литературным героям, подчеркнуть в образах то, что ему с позиций советского художника кажется наиболее важным. Это в равной степени относится и к выбору различных эпизодов. Художник с глубоким интересом подошел к конкретным историческим событиям, изложенным в романе о героической эпопее Парижской коммуны («На баррикады», «На Монмартре». Этот тщательно обдуманный выбор эпизодов во многом способствовал эмоциональности иллюстраций, выразительности образов. Очень интересны рисунки Харшака к автобиографической трилогии М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты». В небольшом количестве иллюстраций (девяти) художник стремился выявить здоровое. светлое начало, заложенное в каждом человеке. Эта гуманная идея раскрывается в портретах героев трилогии, изображенных на конкретном фоне с типичными бытовыми деталями, характеризующими время и место действия («Аз‚ буки. веди. . .»‚ «Алеша слушает сказки бабушки»). Огромным душевным теплом наделен образ бабушки, чудесной сказительницы. Используя контраст светлого и темного, художник выявляет в нем главное. В детально проработанном лице одновременно и серьезность и выражение. глубокой доброты. Любовь светится в ее больших темных глазах. В иллюстрации «Смурый» все внимание сосредоточено на психологической взаимосвязи изображаемых людей. Художник ярко выявляет противоречивые характеры: умного, желчного, беспокойного деда Каширина, обаятельной русской женщины-бабушки, наделенной народной мудростью и любовью к людям, замкнутого, тоскующего Смурого и несчастной Натальи. Особенно внимательно художник разработал центральный образ трилогии, показал его в развитии. От Алеши детства и бабушкиных сказок («Аз, буки, веди...») художник ведет нас к Алеше, увлеченному книгой, радостно раскрывающему ее богатство своим старшим товарищам («У иконописцев»). Эту линию духовного роста героя художник продолжает в рисунке «Алеша читает», где проникновение в образ особенно глубоко. Капитальным трудом А. И. Харшака явились созданные им рисунки к роману Л. Толстого «Воскресение». Заслуга художника состоит в том, что он первый и пока единственный советский иллюстратор ‚ который смело обратился к одному из наиболее сложных философских произведений писателя. Большая требовательность к своей работе, неудовлетворенность первым вариантом иллюстраций заставили Харшака коронным образом пересмотреть свой труд и взяться за создание второго варианта. В этой серии художник поднял сложные социальные и психологические темы. воссоздал исторические события мрачного времени Александра III, наделил героев романа -революционеров, крестьян н людей. так называемого высшего общества —яркими социальными характеристиками . Большая душевная красота. женское обаяние —основа образа Катюши Масловой. Серия рисунков, выполненная угольным карандашом в живописной манере остра, выразительна, эмоциональна. Изобразительный язык иллюстраций органически связан с духом и стилем романа Толстого. Интерес к людям нашей эпохи, людям нового мировоззрения нашёл свое воплощение в серии иллюстраций к роману В. Кетлинской «Дни нашей жизни» .Художник создал ряд запоминающихся образов и композиций, среди которых наиболее удачен образ Ани Карцевой. В отличие от предыдущих иллюстративных работ, где живописное начало являлось преобладающим , рисунки к роману «Дни нашей жизни» выполнены в легкой штриховой манере, что, в свою очередь, соответствует очерковому стилю романа. Работы автора последних лет—серии офортов, посвященные Великой Отечественной войне (36 листов), объединены общим названием «1941-1945 годы». Цикл состоит из двух основных разделов: «Нашествие» и «Возмездие». Композиция листов построена на документальных зарисовках автора. Этот художественный документ гневно взывает к борьбе с фашизмом, звучит современно и сегодня. Лист за листом раскрывают эпопею Великой Отечественной войны. Все видено автором воочию, все жизненно, правдиво. Если сравнить листы этой серии с листами дипломной работы художника - очевиден огромный труд. совершенствование графического языка и поиски лаконичных решений. подчиненных единой цели: эмоциональному воздействию. Эта выставка открывается в год шестидесятилетия А. И. Харшака, художника, находящегося в расцвете творческих сил, мастера, полного интересных замыслов.
Статья к каталогу выставки "Александр Исаакович Харшак".
Автор статьи Л.А.Зорина