«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
>>
Статьи
Рассматривая произведения Ивана Ивановича Орлова в мастерской и вспоминая работы, покинувшие эти стены в разное время и по разным причинам, восхищаешься его удивительным трудолюбием и увлеченностью искусством. Знаменательно, что, став профессиональным живописцем, он не меньше энергии и времени отдавал интенсивной и плодотворной преподавательской деятельности. В течение тридцати лет И. Орлов делился знаниями, опытом, мастерством со своими учениками, и одновременно с этим, начиная со студенческих лет вплоть до преждевременной кончины в 1978 году, он накапливал мастерство, учился у природы, у жизни, много писал, не ограничивая себя каким-то одним жанром, а во всей полноте средств и возможностей живописи выражая свою любовь к Родине, пытливый интерес к людям, взволнованность красотой отчей земли. Судьба Ивана Ивановича Орлова далеко не исключительна, его биография типична для жизненного пути целого поколения советских людей, чья юность пришлась на трудные годы становления Советской власти, чья зрелость обретена в боях за Родину, а вся жизнь была отдана любимому делу и выполнению общественного долга.
И. И. Орлов родился в 1913 году в деревне Гришино Медынского района Калужской области, в крестьянской семье. Окончив восемь классов и почувствовав склонность к рисованию, Иван Орлов приехал в Москву и здесь поступил в Художественный техникум памяти 1905 года. Учителями будущего художника в техникуме были Я. Ромас, Е. Ильин, Н. Максимов, и одновременно он брал частные уроки у А. Васнецова. По окончании техникума он продолжил свое профессиональное образование в Московском государственном художественном институте. Не успев защитить диплом, Иван Иванович Орлов, кандидат в члены партии, в 1941 году ушел добровольцем на фронт и находился в рядах действующей армии до полного разгрома врага. Но и во время войны, ставшей для него, как и для других бойцов, школой мужества, уроком гражданской зрелости, он оставался верным своему призванию художника, много рисовал, оттачивая наблюдательность, изучая натуру, в мгновенных набросках выражая чувства и мысли очевидца и участника великого народного подвига. Десятки рисунков И. Орлова были опубликованы во фронтовых газетах, рисовал он и для себя, собирая материал для будущей работы. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды.
Вернувшись после войны в художественный институт, И. Орлов выполнил дипломную работу — тематическую картину «К партизанам» под руководством Г. Г. Ряжского. Картина была удостоена II премии Академии художеств СССР, а ее автор оставлен на преподавательской работе в институте, где вначале был ассистентом у Г. Ряжского, а в 1954 году получил звание доцента. На протяжении двенадцати лет работы в МГХИ им. В. И. Сурикова он давал первые навыки мастерства многим ныне известным художникам.
Затем преподавательский дар Ивана Ивановича Орлова служил воспитанию творческой молодежи в стенах Московского технологического института. А параллельно ответственной и трудоемкой работе в этих вузах и общественной деятельности в Комиссии художников — ветеранов Великой Отечественной войны МОСХ РСФСР он жил напряженной творческой жизнью — участие в выставках, накопление и освоение материала, собранного во время поездок по родным местам Калужской области, поиски и осуществление замыслов картин на военно-патриотическую тему — главную тему творчества. Его воспоминания и размышления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне и неослабевающая в течение всей жизни глубокая кровная связь с родными местами, где прошло детство, и односельчанами, которые были постоянно дороги и близки художнику, чьи портреты он писал с любовью и проникновенным лиризмом, давали основные импульсы творчеству И. Орлова.
Эти два источника творческой мысли художника — воспоминания о войне и жизнь родной деревни — не существовали отдельно друг от друга. Люди колхозной деревни, мужественуно противостоявшие врагу, вызывали у художника все больший интерес и уважение. В их портретах он стремился подчеркнуть черты душевного благородства, стойкости, справедливости и доброты, а в пейзажах родной земли — красоту, которую отстоял народ. В свою очередь, созданию глубоких произведений о войне помогало подлинное знание народной жизни, народных характеров, быта, уклада, традиций колхозной деревни. В работе над картинами военного цикла художник не выдумывал сюжетов, а лишь отбирал из глубин памяти наиболее волнующие эпизоды, брал за основу многочисленные фронтовые зарисовки, запечатлевшие быт военных лет. В целом же у него было два пути раскрытия военной темы —либо через непосредственное изображение событий, либо через образ человека, обращенного к минувшей войне в своих воспоминаниях. И. Орлова интересовали не только образы красноармейцев, сражающихся с оружием в руках, но и судьба тех, кто оставался в тылу врага, тяжелая доля осиротевших женщин и детей, вызывавшая не менее пристальное внимание художника. Образ женщины военного времени не случайно с такой настойчивостью и убедительностью воплощен живописцем в большинстве картин этого цикла. Тяготы войны, ее трагедии И напряженное ожидание перемен к лучшему выразительно переданы художником в образе женщины-матери, женщины-солдатки. Эти картины созданы на бытовом деревенском материале. В них нет каких-либо военных сюжетов, нет никаких внешних коллизий. Но нередко жанровая сценка, изображающая группу женщин, или композиционный портрет женщины, принявшей на свои плечи непомерно тяжелый груз утрат и потерь, говорит о судьбе народа-победителя больше, чем самые подробные батальные сцены или многоплановые исторические полотна.
В картинах И. Орлова «Письмо с фронта», «В оккупации», «Освобождён бождение», «В дни войны», «Солдатка», «Наши летят» и других трактовка темы войны как народного бедствия достигает силы широкого художественного обобщения и редкой выразительности. Драматизм человеческой судьбы, подлинность происходящего подчеркнуты всем строем полотен. Тревожный колорит с преобладанием стальных, серых тонов с редкими огненными акцентами, простота и естественность композиции, умелый отбор деталей, создание психологически точных портретных характеристик— все эти качества в лучших полотнах о войне свидетельствуют об их высокой художественной образности и несомненной жизненной достоверности. Композиционная картина—жанр, которому И. Орлов отдавал много сил и времени. Вглядываясь в лица его героев, чувствуешь их непридуманность, их жизненную реальность. Обращаясь к небольшим женским и мужским портретам художника, понимаешь, что его работа над образом человека, современника полностью построена на натурном материале.
Особое место среди его композиционных картин занимает работа «С думой о России», в которой он создает образ Ленина периода сибирской ссылки. Ежегодно в летнюю пору, отдыхая от преподавательской работы, И. Орлов с увлечением писал портреты односельчан, этюды полей и лесов Калужской области. Быстро и точно схватывал живописец характер деревенской девчушки, знакомого колхозника. Портреты матери, сестер, друзей и близких свидетельствуют об умении видеть главное. В них все естественно и просто, живо и непосредственно. И портреты людей и картины природы пронизаны чувством единства и неразрывной внутренней связи художника с миром родной деревни, неизменной темой его творчества. Один из товарищей Ивана Иваноича Орлова по искусству вспоминает: «Он мог взять косу и восхитить своим умением привычных к этому труду людей. Деревенские жители видели в «профессоре из Москвы» своего человека, крестьянина...» Именно знанием натуры «изнутри», добрым пониманием близкого, «своего» человека, а не случайным наблюдением заезжего мастера, окрашены и тематические картины художника, и скромные портреты односельчан, и жанровые сценки колхозного труда, и этюды разнообразных состояний природы средней полосы России. Иван Иванович Орлов вдохновенно писал картины, заботливо растил молодую смену. Сейчас его уже нет в живых... Но жизнь его души продолжается в созданных им произведениях, в творчестве и жизни его учеников.
Автор статьи Никита Иванов.