УВАРОВА ПРАСКОВЬЯ СЕРГЕЕВНА (1840-1924) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

П.С. Уварова — графиня, археолог, общественный деятель, меценат, собирательница русских древностей. Жена Алексея Сергеевича Уварова.

Родилась 28 марта 1840 г. в семье князя С.А.Щербатова в селе Бобрики Лебедянского уезда Харьковской губернии. С середины 1850-х гг. семья Щербатовых обосновалась в Москве. Прасковья Щербатова получила домашнее образование. Среди тех, кому она была обязана не только знаниями, но творческим отношением ко всему окружающему, были профессор Ф.И.Буслаев, занимавшийся с нею русской литературой и изобразительным искусством, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки музыки, А.К.Саврасов, учивший ее рисованию и живописи.

В шестнадцать лет прекрасно образованная и очень привлекательная Прасковья стала появляться на московских балах. Судьба свела ее с Л.Н.Толстым. Она стала прообразом княжны Кити Щербацкой в его романе «Анна Каренина».

В 1859 г., неполных девятнадцати лет, Прасковья Щербатова вышла замуж за известного русского археолога Алексея Сергеевича Уварова. После свадьбы молодая чета отправилась в заграничное путешествие. Они побывали во Флоренции, Риме, Равенне, Неаполе. Вместе с мужем Прасковья Сергеевна осматривала картинные галереи, изучала музейные коллекции, посещала библиотеки, обследовала древние городища. С первых же дней она целиком разделила интересы мужа, что определило всю ее последующую жизнь.

С увлеченностью и полной самоотдачей включилась П.С.Уварова в деятельность Московского археологического общества. Когда в 1884 г. А.С.Уваров скончался, она стала его преемником на посту председателя Общества и более тридцати лет возглавляла эту авторитетную организацию.

Обширные и разносторонние знания, личная заинтересованность, непреклонность в достижении целей, умение увлечь людей своим примером, бескорыстное служение русской культуре объединили вокруг П.С.Уваровой сотни людей, небезразличных к судьбам отечественных памятников.

Научные интересы, дружеские контакты, участие в многочисленных благотворительных акциях связывали Прасковью Сергеевну с множеством современников. Сотни писем, поступавших на ее имя, и по сей день хранятся в архивах Москвы. Среди тех, кто писал ей — художники А.М.Васнецов, В.Д.Поленов, коллекционеры И.С.Остроухов, П.М.Третьяков, П.И.Щукин, археолог В.И.Сизов, искусствоведы И.В.Цветаев и Ф.И.Шмит, архитекторы К.М.Быковский и И.П.Машков, музейный деятель и фотограф-художник И.Ф.Барщевский.

В сфере научных интересов П.С.Уваровой были и древности Кавказа. На протяжении четверти века она занималась их изучением в Аджарии и Осетии. Итогом долголетних занятий стал ее труд «Могильники Северного Кавказа» (1900).

О размахе научной деятельности Уваровой свидетельствует тот факт, что к 1915 г. только в изданиях Московского археологического общества ею было опубликовано около 200 статей.

В 1909 г. П.С.Уварова возглавила комиссию «Старая Москва» при Московском археологическом обществе. Первые заседания этой общественной организации проходили в уваровском особняке.

Члены комиссии собирали и изучали материалы по истории, археологии и топографии города. Они обследовали памятники архитектуры, фиксировали надписи и гербы на московских зданиях, заботились о сохранении и поддержании в надлежащем виде могил выдающихся деятелей культуры, отмечали юбилейные даты в истории города. В 1912—1914 гг. комиссия выпустила в свет два тома сборника «Старая Москва», занявших почетное место в москвоведческой литературе.

Комиссия по изучению старой Москвы выступила с инициативой сбережения «памятников бытовой старины» и создания путем пожертвований Музея старой Москвы. К 1912 г. музей уже располагал собранием старинных вещей и книг.

В апреле 1915 г. исполнилось тридцать лет со дня избрания П.С.Уваровой на пост председателя Московского археологического общества. Члены общества выразили желание отметить этой юбилей «вещественными знаками своего высокого уважения и глубокой преданности». Было решено поднести юбиляру памятный адрес, альбом рисунков, посвященных памятникам древнерусского искусства, а также издать в ее честь сборник научных трудов. В редакционный совет сборника вошли Д.Н.Анучин, И.П.Машков, А.В.Орешников и К.В.Трутовский. Эта книга вышла в свет в Москве в 1916 г.

Подвижническая деятельность П.С.Уваровой на поприще изучения и охраны отечественных древностей снискала ей известность и большой авторитет в кругах научной интеллигенции. Она была удостоена чести стать почетным членом Императорской Академии наук (1895) и ряда ведущих университетов — Дерптского (1888), Харьковского (1906), Казанского (1910), Московского (1910), Петербургского археологического института (1891), Лазаревского института восточных языков (1902).

Широко известно внимательное отношение П.С.Уваровой к деятельности собирателей и коллекционеров. Она справедливо полагала, что они выполняют важную и ответственную миссию по сохранению и изучению культурною наследия, содействуют полноценному пополнению музейного фонда. Глубоко почитая результаты творческой деятельности собирателей и коллекционеров, П.С.Уварова одной из первых попыталась собрать воедино материалы о многих частных коллекциях и сделала на эту тему специальный доклад на Седьмом археологическом съезде в Ярославле в 1887 г.

Прасковья Сергеевна и сама занималась коллекционированием. Это увлечение, привитое ей Алексеем Сергеевичем Уваровым, стало для нее серьезным и постоянным делом. Три большие коллекции предметов искусства и старины, принадлежащие чете Уваровых, располагались в усадьбе Поречье Московской губернии, в имении Карачарово Владимирской губернии и в московском особняке в Леонтьевском переулке.

В 1860—1870 гг. П.С.Уварова помогала мужу в пополнении коллекции частного «Порецкого музеума» в фамильном подмосковном имении. После смерти Алексея Сергеевича она много сил отдала систематизации коллекции.

Все порецкое собрание было распределено на 18 отделов: «курганные вещи», «иконы живописные», «иконы литые», «финифть», «церковная утварь и вещи церковного обихода», «предметы домашнего быта», «монеты русские», «медали», «рукописи», «грамоты и акты» и т.д.

«П.С.Уварова не только привела в порядок перешедшие в ее распоряжение ценности, — отмечал академик А.И.Соболевский, — но издала их описания. Рукописи были обстоятельно описаны архимандритом Леонидом (Кавелиным); предметы церковной старины — самой П.С.Уваровой. Она же позаботилась о передаче ценностей в более надежные хранилища, чем Порецкий музей. Рукописи она передала, еще до последнего отъезда своего за границу, в Московский Исторический музей (где директором тогда был ее младший брат Н.С.Щербатов), передала не только полностью, но даже с прибавлением к описанным в труде архимандрита Леонида еще почти четырехсот номеров; это были ее личные приобретения в разных местах и в разное время» (11, с. 143).

Другое собрание старины, формировавшееся при участии Прасковьи Сергеевны, располагалось в имении Карачарово близ Мурома (Владимирская губерния). В 1900—1910 гг. она жила здесь со своими детьми, внуками и правнуками в летнее время.

В Карачарове была собрана фамильная портретная галерея. Тут хранились портреты Святополк-Четвертинских, Нарышкиных, Уваровых, Разумовских. Западноевропейская живопись была представлена произведениями художников ХРибейры («Монах»), Доссо-Досси («Святой Иероним»), Тьеполо («Мадонна»), а также такими, как «Портрет старика» неизвестного фламандского мастера XVII в., «Распятие», выполненное неизвестным итальянским мастером круга Джотто, миниатюрными копиями с произведений Рафаэля, сделанными немецкими художниками XIX в. («Мадонна в кресле», «Мадонна в саду», «Иоанн Креститель», «Папа Лев X»), акварелями Корроди, Майнелла, Пассини, Мюллера, Линдемана.

Русская живопись представлена произведениями А.А.Иванова («Похищение Ганимеда»), К.П.Брюллова (эскиз к картине «Последний день Помпеи»), А.Е.Архипова («На Оке»), В.Д.Поленова («Мечты»), рисунками и акварелями И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, С.И.Светославского и др.

Здесь были сосредоточены также коллекции мебели, фарфора, бронзы, стекла и хрусталя XVIII—XIX вв.

В Карачарове находилась и часть богатейшей фамильной библиотеки Уваровых. Некоторые издания — около двух с половиной тысяч — и сейчас хранятся в фонде редких книг Муромского историко-художествен-ного музея. Все они имеют экслибрисы, монограммы «АУ» или «ПУ» на корешках, маргиналии, автографы. Большая часть книг на русском языке; около 800 — на французском, немецком, английском, испанском, польском, латинском, итальянском языках. 236 книг помечено дарственными надписями — «председателю Московского археологического общества П.С.Уваровой». Среди них сочинения В.Ф.Миллера, Е.В.Барсова, А.А.Шахматова, Н.П.Лихачева, П.К.Симони.

В московском особняке Уваровых располагалось еще одно собрание искусства и старины. Здесь были картины, нумизматическая коллекция (монеты греческие, русские, славянские), бронзовые бюсты и статуи, археологические памятники, коллекция рукописей (более трех тысяч названий).

После октября 1917 г. П.С.Уварова покинула Россию. Последние годы ее жизни прошли в Югославии.

П.С.Уварова умерла 30 июня 1924 г. в югославском г. Добрна. После отъезда ее за границу коллекции «Порецкого музеума» поступили в Государственный Исторический музей и Музей изящных искусств. Часть архива, переданная в Бородинский военно-исторический музей, погибла в годы Великой Отечественной войны.

Имение Карачарово перешло в ведение уездного земельного отдела; в 1918 г. в нем создана коммуна «Альтруист». Затем был открыт дом отдыха «Карачарово». В годы Великой Отечественной войны в бывшей усадьбе расположилась воинская часть, остающаяся здесь до сих пор. Коллекции из Карачарова в 1918 г. поступили в Муромский музей. Отдельные вещи и архивные документы впоследствии передавались в музеи и архивы Владимира и Нижнего Новгорода.

Коллекции из московского особняка были национализированы и направлены в Национальный музейный фонд, откуда они передавались в центральные и провинциальные музеи, а также распродавались.

Усадьбы Уваровых в Поречье и Муроме сохранились до наших дней. Сохранился и особняк в Леонтьевском переулке (ныне д. 18).

 



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА



1. Анучин Д.Н. Графиня Прасковья Сергеевна Уварова в ее служении науке о древностях // Сборник статей в честь графини П.С.Уваровой. — М., 1916. — С. XII-XXIV.

2. Белозерский Н.В. Справочная книга для коллекционеров памятников старины. — Спб., 1903. - С. 8.


3. Бугославский С.А. Отчет о занятиях в библиотеках Москвы, С.-Петербурга и села Поречья гр. Уваровых. Август—октябрь 1912 г. - Киев, 1913.

4. Буслаев Ф.И. Мои досуги: Собрание из периодических изданий мелких сочинений Ф.Буслаева. — М., 1886. - Ч. 1—2.

5. Иловайский Д.И. Всероссийские археологические съезды // Сборник статей в честь П.С.Уваровой. — М., 1916. — С. 1—5.

6. Линниченко И.А. Графиня П.С.Уварова: К 25-летнему юбилею. — Одесса, 1910.

7. Миллер П. Музей «Старой Москвы» // Московский краевед. — Вып. 7. — М., 1928.

8. Параделов М.Я. Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати. - М., 1904. - С. 122.

9. Редин Е.К. Графиня П.С.Уварова // Труды предварительного комитета 13 археологического съезда. — М., 1905. — С. 1—8.


10. Романюк С.К. Из истории московских переулков. — М., 1988. — С. 62—63.

11. Соболевский А.И. П.С.Уварова: Некролог // Известия Российской Академии наук. - VI серия. — 1925. — NN 6-8. -С. 141-144.

12. Станюкович Л. Коллекция из Поречья // Куранты. — М., 1989. — Вып. 3. — С. 355-358.


13. Стрижова Н.Б. Архив А.С. и П.С. Уваровых в отделе письменных источников Государственного исторического музея // Уваровские чтения: Тезисы докладов первых Уваровских чтений. — Муром, 1990. — С. 13—15.

14. Сухова О.А. Коллекция графов Уваровых из Карачарова как основа собрания Муромского историко-художественного музея // Уваровские чтения: Тезисы докладов первых Уваровских чтений. — Муром, 1990. — С. 11 — 13.

15. Уварова П.С. // Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования. — М., 1915. - С. 371-373.

16. Храпова Л.Е. Личность П.С.Уваровой, как она представляется по ее трудам и свидетельствам современников // Уваровские чтения: Тезисы докладов первых Уваровских чтений. — Муром, 1990. — С. 5—7.

17. Шуманский Е.А. Справочная книга для русских библиофилов. — Одесса, 1905. — С. VI.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены