С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
Е.Д. Тюрин — архитектор, собиратель картин русской и западноевропейской школ, основатель публичной картинной галереи.
Тринадцатилетним мальчиком Евграф Тюрин был отдан в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевских
строений (впоследствии — Московское дворцовое (Кремлевское) архитектурное училище). Окончив ее в 1813 г., состоял архитектором Московской дворцовой конторы. Выйдя в 1868 г. в отставку, переехал в Тулу, где жил до конца своих дней.
В 1817—1827 гг. Евграф Дмитриевич принимал участие в перестройке дворцового комплекса подмосковной усадьбы Архангельское, принадлежавшей известному коллекционеру князю Н.Б.Юсупову. По проекту Тюрина в усадьбе был воздвигнут храм св. Екатерины, и при его участии построено здание крепостного театра. Им возведены парковые павильоны в Кузьминках и Царицыне, Александровский дворец в Коломенском. В 1830—1831 гг. Тюрин участвовал в перестройке ансамбля Нескучного дворца: здесь по его проектам были сооружены манеж и въездные ворота. Особенно удачно, по мнению специалистов, выполнил Тюрин в 1833— 1836 гг. реконструкцию здания Московского университета. Перестроив левый флигель под библиотеку, а правый — под церковь св. Татианы, он органично объединил их с уже существовавшими постройками.
Самая знаменитая постройка Е.Д.Тюрина в Москве — Богоявленский собор, что в Елохове, возведенный в 1837—1845 гг.
В Москве Евграф Дмитриевич был известен и как коллекционер. Картины он начал собирать в конце 1810-х—начале 1820-х гг. Возможно, интерес к коллекционированию возник у него под впечатлением от собрания в усадьбе Архангельское, купленной Юсуповым специально для размещения одной из крупнейших частных коллекций России того времени. Все свои приобретения Е.Д.Тюрин делал на скромное жалованье архитектора, притом совершал покупки только в Москве. К 1835 г. он имел неплохое собрание, а к 1850 г. владел уже довольно обширной коллекцией, включавшей более четырехсот «оригинальных картин всех известных школ Европы».
Один из современников писал о коллекции Тюрина: «Ознакомившись, при руководстве внимательного хозяина, с его прекрасною коллекциею, мы полюбопытствовали знать, где и как могла быть она собрана. К крайнему нашему удивлению оказалось, что вся она составилась внутри России и весьма умеренными средствами одного человека! Мы удивились и в то же время много порадовались. При самой горячей любви к искусству как много надобно иметь предприимчивости, знания дела, уменья взяться за него, постоянства, терпения, сноровки, чтобы с малыми средствами и не выезжая из России сделать хотя бы и в 30 лет такое собрание!» (6, с. 10).
Сохранился каталог картин Е.Д.Тюрина. Из него видно, что в этом собрании были представлены полотна преимущественно итальянской (Корреджо, Перуджино, А. дель Сарто, Доминикино, Альбани, Маратто, П. де Картони, Каналетто), фламандской (Рубенс, Иордане, Ван Дейк), немецкой (А.Дюрер, Гольбейн), французской (Миньяр, Лесюер), испанской (Веласкес) школ.
По мнению владельца, одним из наиболее ценных произведений его коллекции был эскиз Рафаэля Урбино. Современники называли также копию с полотна Рафаэля «Преображение» (считалось, что это авторская копия), картину ученика Рубенса Иорданса «Бегство в Египет» (предполагалось, что женскую фигуру написал Рубенс, изобразив при этом свою жену), выделяли также картину с изображением Мадонны кисти Маратто. «Сам К.П.Брюллов, — отмечалось в одной из статей того времени, — много любовался этою картиною и указывал на нее как на образец подражания» (6, с. 9).
В коллекции Е.Д.Тюрина находились и исторические полотна, и пейзажи, и жанровые сцены, и картины на мифологические сюжеты. По мнению современников, в галерее лучше всего были представлены портреты. Они принадлежали кисти таких известных художников, как Веласкес, Гольбейн, Тинторетто, Миньяр.
На некоторых картинах из коллекции Тюрина стояли монограммы художников. Среди подписных работ были картины «Страшный суд» Адама Эльсхеймера, «Цветы» Питера Боля, «Сцена на рынке» Жиля Мостарта, «Козел в лесу» Гисберта Гондекутера, «Охота на оленей» Браша, «Святое семейство» Марселлиса, «Нимфа» Соламиносси. По поводу этих произведений Е.Д.Тюрин вел переписку с помощником директора Эрмитажа Б.В.Кене.
Русская школа в собрании Тюрина была представлена полотнами выдающихся живописцев: Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского, К.П.Брюллова, В.А.Тропинина.
«Предоставляя знатокам подробную и более точную оценку, — сообщалось в одной из газетных публикаций, — мы, впрочем, на основании приведенных выше данных, берем на себя смелость утверждать, что коллекция г.Тюрина, при своих необширных размерах, довольно разнообразна, что в ней есть вещи действительно весьма замечательные и что вообще она вполне заслуживала бы публичности» (6, с. 10).
Автор заметки в заключение писал: «Намерение владельца коллекции, как мы слышали от него лично, состоит в том, чтобы, если представится возможность, передать свою коллекцию целому Московскому обществу и сделать ее навсегда публичною для Москвы» (6, с. 10).
С самого начала собирательской деятельности Тюрин мечтал о создании в Москве общедоступной картинной галереи. Показывая свою коллекцию друзьям и знакомым, Евграф Дмитриевич уже с 1840-х гг. завел обычай, чтобы гости оставляли свои записи на специально подготовленных листах. В результате получилась своего рода книга отзывов посетителей частной галереи, в которой побывали академик К.И.Рабус (1848), академик А.Сухих (1849), профессор В.К.Шебуев (1858).
В 1843 г. с собранием познакомился К.П.Брюллов. И хотя его имени нет в книге отзывов, сохранились свидетельства его высокой оценки тюринс-кой художественной коллекции. Больше того, известный мастер поддержал идею собирателя о необходимости создания в Москве общедоступной галереи: «Эта коллекция достойна быть открыта публично, для образования художников» (1, с. 40).
В 1850 г. Тюрин выступил с инициативой создания в Москве публичной картинной галереи. Проект организации этого музея он направил в Московское художественное общество. Евграф Дмитриевич предлагал составить ядро будущего музея из произведений личной коллекции. При галерее предполагалось учредить постоянную выставку-продажу картин. В проекте указывалось, что понятие об искусстве в обществе так же необходимо, как и всеобщая грамотность. Поэтому галерея, по мысли Тюрина, должна быть общедоступным просветительным центром, необходимым не только художникам, но и всем москвичам.
Общественность благосклонно приняла предложение Тюрина. Ему даже направили приветственный адрес, который подписали триста любителей искусства. Среди них — художники, ученые, купцы, «простого звания люди», меценаты. Тут стояли подписи известных коллекционеров — К.Т.Солдатенкова, братьев Г. и Д. Хлудовых, братьев К. и С. Поповых. Причем Семен Попов дал письменное обязательство пожертвовать оригинальную картину новому музею.
Не ожидая окончательного решения вопроса, Евграф Дмитриевич решил открыть свое собрание для публичного осмотра. 1 января 1852 г. газета «Московские ведомости» подробно рассказала своим читателям о тюринской художественной галерее, открытой для осмотра по воскресным дням. В газете сообщалось, что «собрание г-на Тюрина находится в его квартире у Покрова в Левшине, в доме Дворцовой конторы» (6, с. 10). По этому адресу в Денежном переулке Евграф Дмитриевич жил на казенной квартире в 1835—1868 гг.
12 августа 1853 г. Евграф Дмитриевич подал московскому генерал-губернатору графу А.А.Закревскому записку «Объяснение о цели составления мной коллекции оригинальных картин и средствах основания из оной Публичной Картинной галереи в Москве без траты казенных сумм». Записка не достигла своей цели.
Москвичи продолжали поддерживать начинание архитектора Тюрина, и на подписных листах в книге отзывов сохранились свидетельства о передаче ему не только отдельных произведений, но даже и части коллекций. В 1855 г. А.И.Кубарев обещал подарить два произведения Тропинина, А.П.Давыдов — картину Гольбейна, П. Гаврилов — картину итальянского художника, А. Андреев — часть своего собрания.
6 сентября 1856 г. Тюрин написал о создании в Москве Публичной галереи императору. Он предлагал отвести помещение в одном из зданий, подведомственных Московской Дворцовой конторе, для галереи. Однако 7 января 1857 г. Е.Д.Тюрин получил отказ министра двора.
До 1863 г. Е.Д.Тюрин предпринимал несколько попыток для осуществления своего замысла. Ни одна из них так и не увенчалась успехом.
Ввиду предстоящей отставки и связанной с ней необходимостью освободить казенную квартиру, Тюрин вынужден был приступить к распродаже своего собрания. В 1862 г. он обратился в совет Общества любителей художеств с предложением приобрести его коллекцию. Оно было отклонено. Год спустя он обратился с той же просьбой в Училище живописи, ваяния и зодчества. На этот раз Евграф Дмитриевич предлагал купить у него на выбор самые ценные полотна. И снова получил отказ. Кому, когда и какие картины из этого собрания были проданы, остается неизвестным.
Е.Д.Тюрин умер в Туле 16 ноября 1875 г., погребен там же на Всесвятском кладбище. Здание в Денежном переулке, где располагалась Тюринская общедоступная галерея, сохранилось до наших дней (ныне д. 1/8).
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Ан. В. Неведомый московский собиратель // Среди коллекционеров. — 1922. — N 4. - С. 39-42.
2. Брук Я.В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке // Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории: 1856—1917. — Л.-М., 1981. - С. 28-29, 35, 49-50, 68.
3. Булавина Л. и др. Архангельское. — М., 1981. - С. 18, 20, 32-33, 81.
4. В.П.Г. Отметки московского старожила // Ведомости Московской городской полиции. — 1850. — 17 августа.
5. Дурылин С.Н. В своем углу. — М., 1991. — С. 46, 323.
6. Кудрявцев П. Художественные собрания в Москве: Собрание картин, принадлежащее господину Тюрину // Московские ведомости. — 1852. — 1 января. — N 1. — С. 9—10.
7. Пр-в И. Несколько слов о собрании картин г.Тюрина // Московские ведомости. — 1851. — 20 сентября. — N ИЗ.
8. Романюк С.К. Из истории московских переулков. - М., 1988. — С. 165-166.
9. Соловьев А.В. Е.Тюрин: 1792—1870 // Зодчие Москвы. - М., 1981. - Кн.1. - С.186-188.
10. Степанова С.С. Собиратели западноев-
ропейской гравюры и живописи из среды мос-
ковской художественной интеллигенции вто-
рой трети XIX века // Частное коллекцио-
нирование в России: Материалы научной
конференции «Випперовские чтения — 1994». —
М., 1995. - Вып.ХХУП. - С.131-141.
11. Шмидт О. Арбат. - М., 1993. - С. 40.