РЯБУШИНСКИЙ Степан Павлович (1874-1942) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

С.П. Рябушинский — промышленник, банкир, собиратель икон. Брат Евфимии, Михаила и Николая Павловичей Рябушинских.

 Родился в Москве 5 июня 1874 г. в семье известного промышленника и общественного деятеля Павла Михайловича Рябушинского. Это был четвертый сын в большой семье Рябушинских.

Степан Рябушинский получил хорошее образование. Сначала он учился в приготовительном классе Московской практической академии коммерческих наук, а затем закончил и саму академию. В летнее время все сыновья помогали главе семейства в работе на бумагопрядильной фабрике близ Вышнего Волочка. Затем Степан прошел стажировку за границей.

Когда С.П.Рябушинскому исполнилось двадцать пять лет, скончался отец. В семейном предприятии «Товарищество мануфактур П.М.Рябушинский с сыновьями», в состав которого входили бумагопрядильные и ткацкие фабрики, Степан Павлович заведовал торговой частью. В 1902 г. Рябушинские основали «Банкирский дом братьев Рябушинских», преобразованный в 1912 г. в Московский банк, дававший им крупные доходы.

Братья Рябушинские увлекались коллекционированием. Степана Павловича уже в зрелом возрасте привлекла древнерусская живопись. Выросший в старообрядческой семье (род принадлежал к течению поповцев), имевшей моленную в собственном доме, он с детства проникся красотой древних икон. В отличие от многих собирателей из старообрядческой среды, для которых икона прежде всего являлась предметом культа, Рябушинский видел в ней произведение высокого искусства.

Собирать иконы Рябушинский стал с 1905 г. Именно тогда вышел правительственный указ, разрешавший возводить старообрядческие храмы. Для обустройста храмов старообрядцы предпочитали использовать старые иконы. «Степан Павлович, — вспоминал Ю.А.Бахрушин, — свято блюл правила древнего благочестия старообрядческой семьи Рябушинских» (3, с. 243). Он был в числе тех, кто специально разыскивал такие иконы. Когда десятки икон стали проходить через его руки, страсть собирателя и ценителя древнего письма пробудилась в нем. За короткий срок (с 1905-го по 1914 г.) он стал владельцем одной из лучших коллекций икон в Москве. Подобные собрания имели только И.С.Остроухов и А.В.Морозов.

Обладая большим состоянием, С.П.Рябушинский имел широкие возможности для приобретения памятников древнерусской живописи. Как правило, он покупал их большими партиями. Иконы привозили в Москву со всей России. Он тщательно разбирал новые поступления и оставлял себе наиболее ценные произведения. Остальное он жертвовал в новые старообрядческие храмы.

Характерно, что, будучи глубоко верующим человеком, Степан Павлович не украшал иконами стены кабинета и гостиной, а сосредоточил их в домашней моленной. Находясь в естественном окружении, каждая икона производила глубокое воздействие и на верующих, и на поклонников искусства.

Рябушинский одним из первых собирателей стал реставрировать иконы. Владелец устроил прямо у себя на дому реставрационную мастерскую. У него работал один из старейших иконников-реставраторов А.В.Тюлин. «Икона была покрыта густым слоем пыли, копоти, и только местами можно было разобрать, что она записана плохим северным письмом XVII века. Эта икона обратила на себя внимание обратной стороной, где видно было, что техника обработки доски относится к глубокой древности. Расчистка этой иконы производилась сначала в мастерской бр. Чириковых, а заканчивал ее Алексей Васильевич Тюлин, занимающийся у меня реставрацией икон», — писал в книге «Икона Божией Матери Одигитрии Смоленской» С.П.Ря-бушинский (24, с. 3—4). Так были открыты многие шедевры древнерусского искусства.

Собиратель, понимая высокую научную ценность своей коллекции, охотно допускал к ней исследователей древнерусской живописи. Его собрание использовали И.Э.Грабарь — при подготовке «Истории русского искусства», художник и искусствовед А.В.Грищенко — в процессе работы над книгой «Русская икона как искусство живописи». В этих изданиях были воспроизведены многие иконы.

С.П.Рябушинский в 1911—1912 гг. экспонировал свои реликвии на петербургской выставке «Древнерусская иконопись и художественная старина». Особенно широкий резонанс вызвало его участие в юбилейной выставке древнерусского искусства и иконописи, приуроченной к 300-летию Дома Романовых. Современники отмечали, что представленные на ней иконы из собрания Рябушинского являли собой едва ли не лучшие образцы иконописи новгородской, киевской и московской школ. Кстати сказать, именно Рябушинский выступил инициатором организации этой выставки, участвовал в создании ее экспозиции и подготовке печатного каталога.

На юбилейной выставке, которая проходила в Деловом дворе на Солянке и открылась 13 февраля 1913 г., было четыре отдела — икон, рукописей, материи и шитья, а также серебряных, финифтяных, медных, резных по металлу, камню, кости и дереву предметов XV—XVII вв. С.П.Рябушинский принимал участие в трех отделах. Он экспонировал 64 иконы, а всего на выставке можно было увидеть 147 икон, царские врата (из двух церквей) и хоругвь.

В отделе шитья Степан Павлович выставил покровец и к нему два парных воздуха, вышитых по червчатому атласу пряденым золотом, серебром и цветным шелком (NN 4,5,6), пелену с шитым по зеленому атласу изображением преподобного Макария Желтоводского (N 10), хоругвь, вышитую по червчатой камке, с изображением Рождества Богородицы (N 18), два оплечья фелони (NN 28, 70) и фрагмент французской парчовой ткани с богатым травным и цветочным узором.

В четвертом отделе были выставлены предметы церковной утвари из серебра, золота, слоновой кости, украшенные драгоценными камнями: оклады, кресты, панагии, иконы-складни, различные элементы окладов икон — венцы, венчики, поля, пластинки, цаты.

В общей сложности в этом отделе экспонировалось 196 предметов церковной старины из коллекции Рябушинского.

Степан Павлович был признанным знатоком древнерусской живописи. Больше того, он, как и И.С.Остроухов, стал одним из пионеров научного исследования иконы. Его перу принадлежит ряд работ по вопросам иконописи. Одна из них — «Икона Божией Матери Одигитрии Смоленской» — посвящена атрибуции и датировке знаменитого памятника живописи Древней Руси. Степан Павлович получил звание ученого-археолога и был избран почетным членом Московского археологического института.

Несколько статей С.П.Рябушинский опубликовал на страницах старообрядческого журнала «Церковь», издававшегося с 1908 г.: «Изображение Воскресения Христова», «О реставрации и сохранении древних св. икон». Одна из статей посвящена описанию древней христианской церкви в Риме. Все статьи сопровождались иллюстрациями и свидетельствовали о высоком профессионализме автора.

В 1914 г. в сборнике «Русская икона» появилось сообщение: «Прошлогодняя выставка древнерусского искусства в Деловом дворе дала сильный толчок для развития как частных, так и общественных собраний Москвы. Так, известный собиратель С.П.Рябушинский организует музей Русской иконописи, в который войдут драгоценные иконы его собрания, известные по выставке в Деловом дворе, а также целый ряд новых икон, недавно им приобретенных» (13, с. 81). Однако начавшаяся Первая мировая война помешала этим планам.

В Москве Рябушинскому принадлежал роскошный особняк близ Никитских ворот против церкви Большого Вознесения. Возведенный в 1900— 1902 гг. в стиле модерн Ф.О.Шехтелем, этот дом стал одной из ярких достопримечательностей Москвы.

 

Специально по заказу Рябушинского архитектор спроектировал на третьем этаже особняка моленную, где и была сосредоточена знаменитая коллекция.

После 1917 г. С.П.Рябушинский эмигрировал. В 1918—1919 гг. его коллекция поступила в Государственный музейный фонд, откуда в 1924—1928 гг. разошлась по разным музеям. Лучшие иконы поступили в Третьяковскую галерею (ныне там 54 иконы из этого собрания), Государственный Исторический музей, Оружейную палату. Часть икон отправлена в Пермский и Кубанский музеи, некоторые были распроданы.

В эмиграции Степан Павлович жил в Милане. Ему и его братьям в обустройстве на новых местах помог капитал, хранившийся в заграничных банках — около 500 тыс. фунтов стерлингов. Это позволило братьям Рябушинским создать собственный банк с рядом отделений, суконную фабрику и антикварные магазины. С.П.Рябушинский управлял в Милане суконной фабрикой.

Рябушинский за границей остался верен своему давнишнему увлечению и вместе с братьями основал общество «Икона», которое и поныне занимается изучением и пропагандой древнерусского искусства.

Степан Павлович Рябушинский умер в Милане в 1942 г.

Особняк Рябушинского сохранился (Малая Никитская, д. 6/2). Ныне здесь Музей-квартира А.М.Горького. Восстановлен интерьер моленной комнаты.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ананьин Б.В. Банкирские дома в России: 1860-1914.—Л., 1991. — С. 112, 118, 120.

2. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. — М., 1963. — Т.1.

- С. 22-25, 28, 86, 90-91, 99, 110-111, 116, 126, 139, 146-147, 164-165, 172, 264, 311, 349, 355-357; Т. 2. - С. 14, 21, 31, 35, 40, 47, 68, 75, 79, 81, 109, 150, 168, 177, 187-188, 197, 211, 232, 237, 253, 257, 265, 285, 291, 320, 323, 325, 333,348, 353-354,441,495.

3. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. — М., 1994. - С. 243, 245.

4. Бовыкин В.И., Петров Ю.А. Коммерческие банки Российской империи. — М., 1994.

- С. 263-267.

5. Бурышкин П.А. Москва купеческая. — М., 1991.-С. 185-188.

6. Вздорное Г.И. Живая старина: Частное коллекционирование икон в России // Наше наследие. - 1993. — N 28. — С. 116—118.

7. Выставка древнерусского искусства, устроенная в 1913 г. в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых. — М., 1913. — Отдел первый. — NN 2,

4, 6, 8-10, 12-13, 26, 28-35, 41—43, 45, 47— 49, 54-55, 59, 63-64, 68-71, 77, 79-80, 82, 84, 86, 100-113, 116-118, 122, 125—127, 130-131, 137; Отдел второй. —NN 4—6, 10, 18, 28, 47, 70; Отдел четвертый. — NN 52—53, 59—60, 62-63, 70, 73-74, 76, 78, 116-121, 126-127, 130,134-135, 137-138, 146-149, 151, 154—155, 158, 160, 168, 172-176, 179-180, 182—183.

8. Грабарь И.Э. История русского искусства. - М., 1915. - Т6. - С. 13, 19, 262.

9. Грищенко А.В. Вопросы живописи. Русская икона как искусство живописи. — М., 1917. - Вып.З. - С. 33, 41, 149, 207, 229, 236, 244.


10. Древние иконы Старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. — М., 1956.

11. Думова Н.Г. Московские меценаты. — М., 1992. - С. 184-276.

12. Кызласова И. Московские собиратели «греческого письма» // Наше наследие. — 1992. -N25.- С. 6-11.

13. Летопись // Русская икона. — 1914. — Т. 1. — Вып. 1.


Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены