С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
Ф.В. Ростопчин — граф, государственный деятель, библиофил, собиратель картин западноевропейской школы. Отец Андрея Федоровича Ростопчина.
Родился 12 марта 1763 г. в деревне Ливны Орловской губернии в семье помещика Василия Федоровича Ростопчина. Принадлежал к роду, который вел свое начало от Ростопчу, одного из приближенных Чингисхана.
Отец не жалел средств, чтобы дать детям хорошее образование.
В 1786 г., взяв отпуск, Ростопчин совершил длительную поездку за границу для получения знаний. Он жил в Берлине, Лейпциге, Париже, Лондоне; занимался фортификацией, математикой, прослушал курс лекций в Лейпцигском университете. В 1788 г. вернулся в Россию и продолжил военную службу. Современники отмечали, что Федор Васильевич был человеком большого ума и редкого остроумия, блестяще образованным, наделенным ораторским даром.
В 1792 г. Ф.В.Ростопчин благодаря поддержке А.А.Безбородко был приближен ко двору. Сначала он состоял в свите Екатерины II, затем Павла I. На последнего оказывал вместе с графом А.А.Безбородко заметное влияние. В благодарность за службу Федор Васильевич был удостоен графского титула и пожалован многими землями, имениями и особняками. В 1798—1801 гг. возглавлял Коллегию иностранных дел. В конце царствования Павла I он вышел в отставку и в 1801 г. переехал в Москву, с которой тесно связана вся его дальнейшая жизнь.
До 1810 г. Федор Васильевич находился в отставке, а затем был назначен московским генерал-губернатором. На этом посту он заслужил репутацию энергичного, неутомимого начальника. «Я очень хорошо понимал, — писал он в старости, — что Москва послужит примером для всей России, и употребил все старания, чтобы приобресть доверие и расположение ея жителей. Необходимо было, чтобы Москва служила указателем, маяком и электрическим очагом» (4, с. 263).
Существует предположение, что именно Ростопчин был инициатором московского пожара осенью 1812 г. Однако сам Федор Васильевич не раз публично опровергал эту версию и даже опубликовал заметку «Правда о пожаре Москвы» (М., 1823).
К 1814 г. граф снова вышел в отставку и годом позже уехал за границу, где провел целых восемь лет. Прославленный участник войны с французами, он был с большими почестями встречен во многих странах. С 1817 г. Ростопчин жил в Париже.
Будучи за границей, Федор Васильевич собирал художественную галерею, осматривал местные достопримечательности и исторические памятники. В своих записках он отмечал наиболее яркие впечатления. Так например, он описывал комнаты Фридриха Великого в Сан-Суси. «В приемной между двух окон стоял стол, на коем Король обыкновенно писывал; на нем лежало множество перьев, из коих я одно взял с собою и берег, как вещь редкую, полагая, что оно бывало в руках, умеющих столь хорошо править государством» (10, с. 11). Федор Васильевич присутствовал при последних минутах жизни императора. Здесь же он осмотрел знаменитый дворец и его картинную галерею.
В 1823 г. Ростопчин вернулся на родину. «Уезжая обратно в Россию, он увозил с собой собрание картин и предметов искусства на пополнение редкостей, сгоревших в Воронове» (11).
Жил в Москве и в имении Вороново Московской губернии.
Подмосковное имение Вороново Федор Васильевич приобрел еще накануне своей первой отставки. Он не жалел средств для украшения главного дома произведениями искусства. Когда к усадьбе приближались французы, он лично поджег дом и конный завод, не желая оставлять их врагу.
После войны усадьба была отстроена заново, и именно сюда Ростопчин привез часть картин и предметов искусства, приобретенных ранее за границей.
Другую часть коллекции владелец разместил в городском особняке. «Граф Федор Васильевич Ростопчин, — писал историк А.Ф.Малиновский, — привез с собою из Парижа коллекцию картин, которые не приведены еще в порядок; но славится уже Вумервана «Сельский вид», портрет Людовика XIV из спальни г-жи Ментенон, «Прелестная девица» Леонардо Винт, Рубенса «Духовник» и 27 картин Робера» (8, с. 164).
В собрании имелась целая галерея живописных изображений самого владельца, в том числе полотна работы СТончи, О.А.Кипренского, А.Л.Витберга. Она дополнялась гравированными портретами коллекционера. Лучшим среди них был портрет, гравированный И.С.Клаубером. Современники находили, что ближе всего к оригиналу портрет, гравированный А.А.Осиповым в 1812 г. Некоторые портреты владелец снабдил ироническими надписями, например: «Без дела и без скуки сижу, поджавши руки», «Он в Москве родился и ей пригодился».
Федор Васильевич, будучи человеком широкого художественного кругозора, натурой одаренной, обладая литературными способностями, задумал издать роскошное описание событий Отечественной войны 1812 г., сопроводив его портретами главных участников. С этой целью он заказал серию портретов, батальных сцен и виньеток художнику-архитектору А.Л.Витбергу. К сожалению, начинание не было доведено до конца.
Свидетель и активный участник событий трех царствований, Ростопчин имел обширный архив, в котором было огромное число писем.
Ф.В.Ростопчин умер 18 января 1826 г. в Москве и похоронен на Пятницком кладбище.
Все его богатое наследство перешло сыну — Андрею Федоровичу.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Бурцев А.Е. Описание редких российских книг. — Спб., 1897. — 4.2. — С. 396.
2. Витберг А.Л. Записки академика Вит-берга, строителя храма Христа Спасителя в Москве // Русская старина. — 1872. — Т. 5. — N 1. — С. 19-22; N 4. - С. 479, 551-579.
3. Дом графа Орлова-Денисова, прежде бывший графа Ростопчина. — М., 1850. — С. 2-28.
4. Елъницкий А. Ф.В.Ростопчин // Русский биографический словарь. — Пг., 1918. — «Романова - Рясовский» [Т. 17].— С. 238-305.
5. Земенков B.C. Памятные места Москвы. - М., 1959. — С. 117.
6. Иконников B.C. Опыт русской историографии. — Киев, 1892. — Т.1, кн.2. — С. 1143-1145.
7. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. — М., 1992. — С. 277-278.
8. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы.
- М., 1992. - С. 164.
9. Ровинский Д.А. Подробный словарь рус-
ских гравированных портретов. — Спб., 1882.
- Т.2.
10. Ростопчин Ф.В. Путешествие по
Пруссии // Москвитянин. — 1849. — Ч. 4.
- N 13. - С. 3-14.
11. Ростопчин Ф.В. // Русские портреты XVIII—XIX столетий. — Спб., 1905 — 1909. — Т.1, вып.1. — Таб. XII; Т. 5, вып. 1. — Таб. XII.
12. Ростопчина Л. Семейная хроника. — М., 1912.