МОСОЛОВ Федор Семенович (1769-1840) Статьи о живописи. Художественная галерея АртПанорама.
Веб сайт представляет собой электронный каталог частного собрания Артпанорама и является информационным ресурсом, созданным для популяризации и изучения творчества русских и советских художников.
«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин

С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.

Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб.  8 (495) 509 83 86
.
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.

Книги

>>

Коллекционеры старой Москвы.

Ф.С. Мосолов — коннозаводчик, собиратель художественной коллекции. Двоюродный дед Николая Семеновича Мосолова.

Родился в богатой дворянской семье. Систематического образования не получил, но, по свидетельству современника, «был один из тех немногих людей, которые, не получив в молодости большого образования, овладели современным просвещением силою природного ума и твердой воли» (1, с. 5).

Будучи страстным охотником, причем приверженцем конной охоты, Ф.С.Мосолов обожал лошадей и в двадцатилетнем возрасте завел в своей усадьбе конный завод. Ему Россия обязана сохранением породы чистокровных скаковых лошадей. Коннозаводством Ф.С.Мосолов занимался почти полвека, делал это с большим знанием, усердием, преодолевая все трудности, которых немало возникало на его пути.

Конный завод Мосолова находился в подмосковном селе Головково, в шестидесяти верстах от города. Это был один из лучших заводов России. Только здесь истые охотники могли приобрести «чистую, беспримесную кровь лучших скакунов». Когда были учреждены скаковые призы, то лошади с завода Мосолова занимали, как правило, первые места.

Признанием заслуг Федора Семеновича в этой области стало избрание его в течение ряда лет старейшиной скаковых охотников.

Другой страстью Мосолова было художественное коллекционирование. Он собирал картины западноевропейских мастеров, скульптуру из мрамора и бронзы, эстампы.

В труде известного историка, архивиста и археографа А.Ф.Малиновского «Обозрение Москвы», своеобразном путеводителе по старой русской столице первой трети XIX в., среди прочих частных собраний выделена картинная галерея Ф.С.Мосолова: «Семьдесят картин г.Мосоло-ва, сообразно со светом для каждой размещенные в отделанной нарочно для того галерее, придают новое достоинство Караваю, Валентену, Вернету, Вандику, Рембрандту, Винанитау, Карлу Дольчи и Сальватору Розе, которых изящные произведения тут находятся. Лучшими картинами в сей галерее считают Рубенсову «Сусанну», аллегорическую Луки Жордана, «Фламандский праздник» Исаака Останда и «Сельский вид» Вумервана» (3, с. 164).

Другой описатель частных галерей, Павел Петрович Свиньин, не только называет лучшие картины из собрания Ф.С.Мосолова, но указывает, как и при каких обстоятельствах некоторые из них попали в галерею. Таким образом известно, что Мосолов приобретал картины у других коллекционеров и был активным участником художественных аукционов. Когда в 1817—1818 гг. была устроена распродажа картинной галереи Голицынской больницы, то часть полотен приобрел именно Федор Семенович Мосолов. В их числе — «Сельский праздник» Адриана ван Остаде, «Снятие со креста» Якова Коведина, а также картины Рубенса и Луки Жордана.

Часть произведений для своей коллекции Мосолов приобрел у А.П.Бибикова и А.С.Васильчикова. У последнего, кстати, он купил «Автопортрет» знаменитого испанского художника Веласкеса, «Пейзаж» Ф.Вувермана, «Иисус и блудница» Караваджо.

П.П.Свиньин осматривал галерею Мосолова в 1819 г. В 1824 г. ее описал французский любитель живописи де Лаво. Вслед за Свиньиным и Малиновским он также восхищается прекрасным собранием и относит его к числу наиболее ценных в «Московии».

Федор Семенович был бесконечно увлечен искусством, о каждой из картин он стремился узнать как можно больше. Он хорошо знал собрания москвичей-современников и был не только страстным собирателем, но и тонким ценителем живописи, получавшим от созерцания полотен ни с чем не сравнимое наслаждение. Как вспоминал его близкий друг драматург и переводчик С.П.Жихарев, «после двадцатипятилетнего обладания картиною, мрамором или хорошим оттиском эстампа он любовался ими точно так же, как и в первый день их приобретения... Не раз случалось нам заставать его совершенно одного, медленно прохаживающегося по картинной галерее своей и отыскивающего в произведениях кисти Рубенса, Джордона (по-видимому, Джорджоне. — Прим. авт.), Риберы, Веласкеза, Остада, Вернета и прочих новых красок и нового для себя наслаждения» (1, с. 7).

Ф.С.Мосолов умер в 1840 г.

Коллекцию Ф.С.Мосолова наследовал его брат, Николай Семенович Мосолов (1775—1859), также известный собиратель картин и гравюр. Все Мосоловы были страстными коллекционерами. Однако последний владелец фамильной коллекции, гравер-офортист Николай Семенович Мосолов, собирая графику, распродал почти всю веками складывавшуюся картинную галерею. При этом большинство произведений попало в разные руки, и только некоторые поступили в московские музеи. Ныне в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина хранится шесть картин маслом и столько же скульптур, восходящих к мосоловской коллекции. Не исключено, что некоторые из них в свое время украшали галерею Федора Семеновича Мосолова.



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1. Волунин Мемнон [Жихарев СП.] // Федор Семенович Мосолов. Б. м. и. г.

2. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: Каталог картинной галереи: Живопись. Скульптура. Миниатюра. - М., 1986. - С. 27,41, 79, 102, 123, 134, 195-196, 200, 214, 216.

3. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. - М„ 1992.


4. Свинъин П.П. Первое письмо из Москвы: Частные библиотеки, галереи, разные собрания, кабинеты и русские художники 1819 года // Отечественные записки. — 1820. — N 2.-С. 205-209.

5. Чаянов А.В. Московские собрания картин сто лет назад // Известия Московской городской думы. — 1917. — N 1. — С. 1-16.

Главная |
Новые поступления |
Экспозиция |
Художники |
Тематические выставки |
Контакты

Выбрать картину |
Предложить картину |
Новости |
О собрании
Размещение изображений произведений искусства на сайте Артпанорама имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли. У нас нет возможности определить правообладателя на некоторые публикуемые материалы, если Вы - правообладатель, пожалуйста свяжитесь с нами по адресу artpanorama@mail.ru
© Арт Панорама 2011-2023все права защищены