С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
Ф.С. Мосолов — коннозаводчик, собиратель художественной коллекции. Двоюродный дед Николая Семеновича Мосолова.
Родился в богатой дворянской семье. Систематического образования не получил, но, по свидетельству современника, «был один из тех немногих людей, которые, не получив в молодости большого образования, овладели современным просвещением силою природного ума и твердой воли» (1, с. 5).
Будучи страстным охотником, причем приверженцем конной охоты, Ф.С.Мосолов обожал лошадей и в двадцатилетнем возрасте завел в своей усадьбе конный завод. Ему Россия обязана сохранением породы чистокровных скаковых лошадей. Коннозаводством Ф.С.Мосолов занимался почти полвека, делал это с большим знанием, усердием, преодолевая все трудности, которых немало возникало на его пути.
Конный завод Мосолова находился в подмосковном селе Головково, в шестидесяти верстах от города. Это был один из лучших заводов России. Только здесь истые охотники могли приобрести «чистую, беспримесную кровь лучших скакунов». Когда были учреждены скаковые призы, то лошади с завода Мосолова занимали, как правило, первые места.
Признанием заслуг Федора Семеновича в этой области стало избрание его в течение ряда лет старейшиной скаковых охотников.
Другой страстью Мосолова было художественное коллекционирование. Он собирал картины западноевропейских мастеров, скульптуру из мрамора и бронзы, эстампы.
В труде известного историка, архивиста и археографа А.Ф.Малиновского «Обозрение Москвы», своеобразном путеводителе по старой русской столице первой трети XIX в., среди прочих частных собраний выделена картинная галерея Ф.С.Мосолова: «Семьдесят картин г.Мосоло-ва, сообразно со светом для каждой размещенные в отделанной нарочно для того галерее, придают новое достоинство Караваю, Валентену, Вернету, Вандику, Рембрандту, Винанитау, Карлу Дольчи и Сальватору Розе, которых изящные произведения тут находятся. Лучшими картинами в сей галерее считают Рубенсову «Сусанну», аллегорическую Луки Жордана, «Фламандский праздник» Исаака Останда и «Сельский вид» Вумервана» (3, с. 164).
Другой описатель частных галерей, Павел Петрович Свиньин, не только называет лучшие картины из собрания Ф.С.Мосолова, но указывает, как и при каких обстоятельствах некоторые из них попали в галерею. Таким образом известно, что Мосолов приобретал картины у других коллекционеров и был активным участником художественных аукционов. Когда в 1817—1818 гг. была устроена распродажа картинной галереи Голицынской больницы, то часть полотен приобрел именно Федор Семенович Мосолов. В их числе — «Сельский праздник» Адриана ван Остаде, «Снятие со креста» Якова Коведина, а также картины Рубенса и Луки Жордана.
Часть произведений для своей коллекции Мосолов приобрел у А.П.Бибикова и А.С.Васильчикова. У последнего, кстати, он купил «Автопортрет» знаменитого испанского художника Веласкеса, «Пейзаж» Ф.Вувермана, «Иисус и блудница» Караваджо.
П.П.Свиньин осматривал галерею Мосолова в 1819 г. В 1824 г. ее описал французский любитель живописи де Лаво. Вслед за Свиньиным и Малиновским он также восхищается прекрасным собранием и относит его к числу наиболее ценных в «Московии».
Федор Семенович был бесконечно увлечен искусством, о каждой из картин он стремился узнать как можно больше. Он хорошо знал собрания москвичей-современников и был не только страстным собирателем, но и тонким ценителем живописи, получавшим от созерцания полотен ни с чем не сравнимое наслаждение. Как вспоминал его близкий друг драматург и переводчик С.П.Жихарев, «после двадцатипятилетнего обладания картиною, мрамором или хорошим оттиском эстампа он любовался ими точно так же, как и в первый день их приобретения... Не раз случалось нам заставать его совершенно одного, медленно прохаживающегося по картинной галерее своей и отыскивающего в произведениях кисти Рубенса, Джордона (по-видимому, Джорджоне. — Прим. авт.), Риберы, Веласкеза, Остада, Вернета и прочих новых красок и нового для себя наслаждения» (1, с. 7).
Ф.С.Мосолов умер в 1840 г.
Коллекцию Ф.С.Мосолова наследовал его брат, Николай Семенович Мосолов (1775—1859), также известный собиратель картин и гравюр. Все Мосоловы были страстными коллекционерами. Однако последний владелец фамильной коллекции, гравер-офортист Николай Семенович Мосолов, собирая графику, распродал почти всю веками складывавшуюся картинную галерею. При этом большинство произведений попало в разные руки, и только некоторые поступили в московские музеи. Ныне в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина хранится шесть картин маслом и столько же скульптур, восходящих к мосоловской коллекции. Не исключено, что некоторые из них в свое время украшали галерею Федора Семеновича Мосолова.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Волунин Мемнон [Жихарев СП.] // Федор Семенович Мосолов. Б. м. и. г.
2. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: Каталог картинной галереи: Живопись. Скульптура. Миниатюра. - М., 1986. - С. 27,41, 79, 102, 123, 134, 195-196, 200, 214, 216.
3. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. - М„ 1992.
4. Свинъин П.П. Первое письмо из Москвы: Частные библиотеки, галереи, разные собрания, кабинеты и русские художники 1819 года // Отечественные записки. — 1820. — N 2.-С. 205-209.
5. Чаянов А.В. Московские собрания картин сто лет назад // Известия Московской городской думы. — 1917. — N 1. — С. 1-16.