«Ударные комсомольские стройки СССР» выставка картин
С 16 июня по 14 июля 2024 года в выставочном центре Артефакт, при участии галереи Арт Панорама, будет проходить выставка картин художников СССР о великих стройках страны советской эпохи.
Выставка приурочена к знаменательной дате — 50-летию со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Для своего собрания «АртПанорама»
купит картины русских художников 19-20 века.
Свои предложения и фото работ можно отправить на почту artpanorama@mail.ru ,
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
а так же отправить MMS или связаться по тел.
моб. +7(903) 509 83 86,
раб. 8 (495) 509 83 86 .
Заявку так же можно отправить заполнив форму на сайте.
30 авг, 2024
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
График работы галереи в начале сентября12 авг, 2024
Выставка "Конструкция творчества" в ЦСИ Винзавод25 июл, 2024
График работы галереи в августе 2024 г.Архив новостей
Книги
>>Коллекционеры старой Москвы.
М.А. Морозов - предприниматель, меценат, коллекционер живописи. Брат Ивана Абрамовича Морозова.
Родился в Москве, в семье купца Абрама Абрамовича Морозова. В детские годы вместе с братом Иваном занимался живописью под руководством К.А.Коровина и Е.М.Хруслова. По традиции купеческих семей он как старший должен был возглавить дело. Однако М.А.Морозов не вписывался в привычные рамки. «Мой муж, — вспоминала его вдова Маргарита Кирилловна, — проявлял с детства большой интерес и способности к науке и искусству, и так как он не хотел ни за что слышать о том, чтобы посвятить себя коммерческому делу, то ему дали возможность свободно выбирать свою деятельность» (7, с. 97). Михаил Морозов выбрал историко-филологический факультет Московского университета, который он закончил в 1893 г. с дипломом первой степени.
Будучи студентом первого курса университета, Михаил получал от матери (отец умер, когда мальчику было всего 12 лет) по 75 рублей в месяц. Однако, когда ему исполнился 21 год, т.е. в день совершеннолетия, он стал одним из самых состоятельных людей России.
Сначала он недолго преподавал в университете. В это время подготовил и опубликовал на собственные средства под псевдонимом «Михаил Юрьев» сочинения «Спорные вопросы западноевропейской исторической науки» (1890 г.), «Карл V» (1894 г.), «Мои письма» (1895 г.); последняя работа носила автобиографический характер.
В 1890-е гг. М.А.Морозов не раз ездил за границу, побывал в Париже, Берлине, Турине, Риме, Александрии, Триесте, Монте-Карло, Ницце, где познакомился с художественными музеями и памятниками истории.
Образованный, общительный, богатый и независимый М.А.Морозов был хорошо известен в Москве, пользовался авторитетом и доверием. Его избирали в гласные Городской думы, почетным мировым судьей, председателем Московского купеческого собрания.
До конца жизни М.А.Морозов был старостой Успенского собора Московского Кремля, занимался исследованием этого уникального памятника старины, финансировал работы по его реставрации.
М.А.Морозов принимал участие в деятельности и финансировании ряда общественных организаций — Общества любителей художеств, Общества литераторов и ученых, Общества ревнителей просвещения, Русского музыкального общества, Филармонического общества.
Подобно лучшим представителям купеческого сословия, Михаил Абрамович жертвовал немалые деньги на благотворительные цели — на содержание приютов и больниц Ведомства императрицы Марии, на поддержку Московской консерватории и Строгановского художественно-промышленного училища, на создание в Москве Института злокачественных опухолей. Он был в числе меценатов, откликнувшихся на призыв профессора И.В.Цветаева оказать помощь в сооружении и отделке Музея изящных искусств им. Александра III в Москве на Волхонке, и взял на себя расходы по созданию зала, посвященного искусству Греции.
Человек разносторонний и увлекающийся, М.А.Морозов был страстным любителем драматического театра и балета, писал отзывы на театральные постановки и публиковал их в столичных газетах. По воспоминаниям Маргариты Кирилловны Морозовой, «характер Михаила Абрамовича был исключительно живой, впечатлительный, он горячо реагировал на все явления жизни и искусства. Особенно живопись и театр стали захватывать его. Он сам был очень способен к живописи и учился рисовать в студии художника Мартынова. В живописи он хорошо разбирался, много читал о ней и много видел. Впоследствии он стал коллекционировать картины и тут проявил тонкое чутье, вкус и понимание» (7, с. 96).
Первые приобретения были сделаны М.А.Морозовым в 1890-е гг. В его коллекции со временем заняли свое место полотна западноевропейских мастеров и русских художников, и иконы, и произведения декоративно-прикладного искусства.
Коллекционируя современную русскую живопись, Михаил Абрамович первоначально приобретал полотна К.А.Коровина, С.А.Виноградова, затем отдал предпочтение И.И.Левитану, М.А.Врубелю, В.А.Серову, В.М.Васнецову. Со многими из них собиратель был хорошо знаком.
«Михаил Абрамович много общался с нашими русскими художниками, особенно с В.А.Серовым, К.А.Коровиным, С.А.Виноградовым, В.В.Переплетчиковым, А.М.Васнецовым и И.С.Остроуховым, и постоянно приобретал их картины, — отмечала в мемуарах М.К.Морозова. — Картины эти он очень любил, устроил для них отдельное большое помещение, в котором он очень заботливо и с большой любовью их развешивал и перевешивал» (7, с. 98).
В рабочем кабинете М.А.Морозова В.А.Серов в 1903 г. создал его известный портрет. В этом же особняке Валентин Александрович написал и один из лучших детских портретов — сына коллекционера Мики Морозова.
От деда и отца М.А.Морозов перенял интерес к религиозному искусству. Это нашло отражение и в его коллекции, где кроме живописи имелось значительное собрание икон.
Полотнами, с которых началось увлечение западной живописью, стали приобретенные в 1897 г. произведения Бенара «Интимная феерия» и Вебера «Борьба женщин».
Под влиянием новейших течений живописи М.А.Морозов увлекся произведениями западноевропейских мастеров конца XIX—начала XX в. — Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега, А.Тулуз-Лотрека, П.Сезанна, П.Гогена. Обладая не только хорошим вкусом, но и присущей настоящему коллекционеру интуицией, М.А.Морозов раньше других собирателей оценил творчество художников П.Гогена, В.Ван Гога, П.Боннара. Все они были представлены в его галерее. В морозовском музее эти мастера впервые явились московскому зрителю. Почин М.А.Морозова оказал сильнейшее воздействие на других московских собирателей, в частности на Сергея Ивановича Щукина и младшего брата Михаила Абрамовича — Ивана.
Итогом непродолжительной, но интенсивной собирательской деятельности М.А.Морозова стало превосходное собрание, включавшее до ста произведений русской и западноевропейской живописи, до десяти скульптур и свыше шестидесяти икон.
В 1891 г. М.А.Морозов приобрел роскошный особняк на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка. Дом был выстроен в 1877 г. для чаеторговца К.С.Попова. «Дом этот, — писала М.К.Морозова, — был своим фасадом полукруглый, в середине — выступающая терраса с мраморными белыми колоннами. Фундамент дома был облицован темно-красным гранитом. Внутри дом был очень причудливый, по-моему, очень некрасиво отделанный. Было смешение всех стилей: передняя была египетская, зала — вроде ампир, аванзала — помпейская, столовая — русская. Еще комната — мавританская» (7, с. 96). Для размещения картинной галереи М.А.Морозов приспособил бывший зимний сада.
В доме известного коллекционера и хлебосольного хозяина, каким был Михаил Абрамович, по воскресеньям собирались шумные компании московской интеллигенции. Кроме друзей-художников здесь бывали артист Малого театра М.П.Садовский, театральные критики Н.Е.Эфрос, А.К.Соболев, собиратель А.В.Морозов, граф Л.Н.Игнатьев, князь В.М.Урусов, адъютанты московского генерал-губернатора В.С.Гадон и В.Ф.Джунковский. Все они внимательно относились к художественным коллекциям, собранным хозяином, и каждый по-своему разносили о них молву по Москве.
М.А.Морозов скончался в Москве в 1903 г.
«М.А.Морозов вообще был чрезвычайно характерной фигурой, — писал в некрологе С.П.Дягилев, — во всем его облике было что-то своеобразное и вместе с тем неотделимое от Москвы, он был очень яркой частицей ее быта, чуть-чуть экстравагантной, стихийной, но выразительной и заметной. Его, повторяю, постоянно не хватает, о нем часто вспоминаешь с грустью, и я уверен, что большинство художников-москвичей и любителей искусства и театра долго не забудут его жизнерадостной фигуры, так метко обрисованной на оставшемся нам портрете работы Серова, написанном почти накануне ранней и неожиданной кончины М.А.Морозова» (3, с. 178—179).
В 1910 г. вдова собирателя передала большую часть коллекции в Третьяковскую галерею. В дальнейшем произведения кисти западноевропейских художников были переданы в Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и в Эрмитаж.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л., 1971. — Т.1. — С. 98, 135, 177-179, 202, 227, 301, 356, 377, 4 15, 529, 552-553, 635; Т. 2. - С. 53, 68-69, 86, 189, 263-268, 319, 337, 366, 378, 388,459,481,488.
2. Демская А., Семенова Н. У Щукина, на Знаменке... — М., 1993. — С. 113—115.
3. Дягилев СП. М.А.Морозов: Некролог // Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. — М., 1982. — Т. 1.
4. Константин Коровин вспоминает... — М., 1990. - С. 10-11, 402-404, 527, 583.
5. Морозов М.А.: Некролог // Исторический вестник. — 1903. — N12. — C.1148—1149.
6. Морозов и Щукин — русские коллекционеры: От Моне до Пикассо. — Москва-Кельн, 1993. - С. 89-98.
7. Морозова М.К. Мои воспоминания // Наше наследие. - 1991. - N 6. — С. 89-109.
8. Музей-3: Художественные собрания СССР. - М., 1982. - С. 35-36, 43, 88, 219.
9. Муратов П.П. Новый дар Третьяковской галерее // Московский еженедельник. — 1910. - N 13. - С. 42.
10. Терновец Б.Н. Письма. Дневники. Статьи. - М., 1977. — С. 106-108.
11. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. - М., 1983. - С. 360-361.